Славный артиллерийский кондуктор
Остров Утэ – один из многих островов Аландского архипелага, выступающий в Балтийское море и окаймляющий аландские шхеры. Отсюда хорошо просматриваются водный фарватер, ведущий в Ботнический залив и порт Або (Турку). Укрепив этот остров и другие острова, расположив на них береговые батареи, значит контролировать Ботнический и Финский заливы.
С этой целью и была создана в период Первой мировой войны Або – Аландская позиция (Абозиция), в которую входил остров Утэ и другие острова с расположенными на них береговыми батареями и службами связи Балтийского моря морской крепости Императора Петра Великого.
На оторванный от Большой земли остров Утэ, где находились всего лишь пять рыбацких домиков и маяк прибыли артиллеристы, чтобы создать будущую береговую батарею № - 62. На скалах необходимо в короткий срок установить шестидюймовые орудия, причём доставлять их на гранитный остров вручную. Пушки нужно выгрузить с барж, доставить, построить леса, собрать станки, вставить и всё это примитивными средствами, а тут без смекалки и опыта не обойтись.
Вместе со своей сменой за дело взялся артиллерийский кондуктор Ершов, происходивший из семьи промысловых охотников, человек северный, по службе из учебно – артиллерийского отряда, где постоянно разбирал и собирал оружейные станки и учил этому учеников - будущих унтер – офицеров.
Всего два дня потребовалось смене Ершова на установку батареи, всё сделали хорошо и чётко, даже пушки опробовали. Жителей острова эвакуировали. Командиром батареи назначили лейтенанта Добротворского, старшим офицером – мичмана Чайковского.
10 августа 1915 года русские эсминцы обнаружили два немецких корабля – линейный крейсер «Фон дер Танн» и лёгкий крейсер «Кольберг», направлявшихся в сторону острова Утэ. Эсминцы отошли под прикрытие береговых батарей и отправили сообщение о возможной атаке немцев.
На батарее пробили боевую тревогу, подготовили орудия. Действительно, вскоре артиллеристы заметили приближение двух кораблей, судя по силуэтам вооружённых одиннадцати – дюймовыми орудиями. Немцы начали обстрел острова с большой дистанции, недоступной для орудий батареи. Кондуктор Ершов постоянно запрашивал дистанцию от дальномерщиков, заглядывал в таблицу стрельб, менял установки, наводил. Он не спешил, надеясь, что неприятель вот – вот подойдёт поближе, и тогда…
Наконец, момент настал: установка…, целик…, залп! Ершов с радостью отмечает: есть попадание в корпус крейсера, задней трубы как не бывало.
Немцы не ожидали, очухались, меняют курс, открывают беглый огонь. Снаряды ложатся у береговой кромки, по камням острова впереди батареи. Её стрельба остановлена.
«Быстро за холм, всем – по ямам!» - командует Ершов.
Противник долбит остров, затем переносит огонь на замеченный вдали русский крейсер. В штаб Абозиции разведка передаёт шифровку: «Батарея острова Утэ стёрта с лица земли.» Проходит два часа, немецкие крейсера ушли, на подошедший к острову русский миноносец приходит сообщение с берега «Батарея не повреждена, раненых нет, только убит телефонист службы связи, покинувший своё место.»
Бой батареи №- 62 длился всего двадцать минут, в результате его немецкий линейный крейсер «Фон дер Танн» получил повреждение. Комбат Добротворский хоть и не присутствовал в это время на батарее (был откомандирован) награждён орденом Станислава с мечами, мичман Чайковский – орденом Владимира с мечами и бантом, а артиллерийский кондуктор Ершов – Георгиевским крестом 3 – й степени с представлением в подпоручики. Именно он в 1916 году возглавил береговую батарею № - 62 на острове Утэ, за любое дело брался по совести, честно и до конца исполнял свой долг. Слава ему!
К сожалению, дальнейшая судьба Ершова неизвестна, в 1917 году был арестован за отказ от конфискации государственных денег, выделенных для батареи, выслан в Або.
Примечание: Кондуктор – на флоте высший унтер офицерский чин. Состоял в штатах Русского флота с 1798 года.
14 октября 2023 г. Вячеслав Прытков
Свидетельство о публикации №223101501190