Глава 16. О сути воскресения из мертвых

Напомним, что порабощенный миру гибнущий человек утратил не только Бога и истинную веру в Него, но и само понимание смысла своего бытия. Его извращенное сознание либо вообще отрицало Создателя, либо понимало Его только как грозную силу, требующую жертв и поклонения. Пытаясь откупиться от своих грехов, евреи бесконечно приносили Богу в жертвы тельцов, овнов и козлов, ежегодно отпускали в пустыню козлов отпущения, символически на которых они возлагали грехи всего народа (Лев.16:20-22), но все было бесполезно. Не только потому, что «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи» (Евр.10:4). Грехи вообще невозможно уничтожить, не раскаявшись в них, а пытаясь откупиться от них жертвоприношениями. Эти жертвы приносились как извинения Богу, а Ему нужно было не извинение, не заглаживание вины в грехах, а раскаяние в них. Но для раскаяния в сердце необходима любовь к Богу и своим ближним. Ее то и не было у евреев. «Но вы не хотите придти ко Мне, чтобы иметь жизнь…, но знаю вас: вы не имеете в себе любви к Богу» (Ин.5:40,42).

Господь Бог Сам есть Любовь. Он хочет и может дать человеку только одно - Самого Себя. Он пришел и дал Самого Себя, - «светъ во откровенiе языкомъ, и славу людей твоихъ Израиля», - народу Своему, а с ним и всем язычникам мира (Лк.2:32). Пришел словом и делом страшной Своей спасительной жертвы показать и дать им эту Свою спасительную любовь сильнее и больше которой нет, ибо: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин.15:13). Входя в мир на Свое великое служение, сказал: «жертвы и приношения Ты не восхотел, но тело уготовал Мне» (К евреям,10:5). Причем Ему бессмертному, бесстрастному и безгрешному уготовано было тело, такое же конечное и тленное, какое для бытия и грядущего спасения, дал Бог согрешившему человеку. Тело, в котором Он утомлялся, и алкал, и жаждал, и был в борении, плакал - все по закону этой телесной природы.

Единственное отличие этого тела было в том, что оно не знало греха. Именно в таком теле должна была совершиться спасительная Победа Господа. Нужно было чтобы в таком теле, самим этим телом бесстрастный и безгрешный Господь, словом и делом всей Своей жизни, указал гибнущему в страстях и грехах народу добродетельный спасительный путь истинной веры любви к Богу и ближним. Путь, идя которым народ смог бы вновь обрести утраченную им истинную веру в Бога и раскаяние в страстях и грехах своих. Чтобы, самим Своим служением подавая пример смирения, терпения и милосердия, Он показал, как следовало бы поступать народу. Наконец, нужно было, чтобы именно в таком теле Он, который Сам «есмь путь и истина и жизнь», открыл этот спасительный путь народу, прямо обличив его погибельные страсти и грехи, открыто противостал им не убоявшись их злобы, все их принял на Себя, был распят из-за них и ими но, не поддался им до самой кончины этого Своего временного измученного тела и тем победил их! Чтобы в этом великом и страшном противостоянии добра злу, образ Божий духовный единственный в истинном Человеке победил извне идущий натиск образа душевного страстного сотворенного в себе самими человеками, потеснившего в них, но не уничтожившего, их образ Божий. И этим Господь Спаситель не только отменил обреченность человека греху, но и дал ему Свою власть над ним!

Свершившись, эта Главная Победа стала залогом всех последующих побед образа духовного жизни над образом душевным смерти уже внутри самих идущих этим путем спасающихся в Господе людей. Но, вернемся к главной сути вопроса воскрешения из мертвых. По Божьему промыслу, в котором все целесообразно, для разного бытия людей с разными задачами даны и разные возможности. Как заболевшей смертью душе соответствует грешное временное плотское тленное тело, так исцеленной снова бессмертной душе соответствует и новое вечное нетленное безгрешное и бессмертное тело. Помилованных, оправданных и спасаемых в Господе людей Бог восстановит, воскресит в их новом теле для их новой жизни.

Выше уже говорилось, что кончина человека, как необходимый ему для его спасения дар Божий, никак не является смертью. Поэтому говоря о воскрешении Господом всяких людей живых и мертвых, полагаем как не существенное - уже скончавшихся или в теле пребывающих. Будет ли милость Божия о воскрешении людей мертвых (не оживших), решит Бог. Нам же важно понимать, в чем состоит суть этой величайшей милости Божией. Будет она подана мертвым, ожившим из мертвых или живым праведникам Его, суть ее останется неизменной. Суть воскрешения Богом человека, возвращения изначального неповрежденного его душевно и телесно страстями, в истинном теле, состоит в исцелении его Богом от смерти, которая есть и в тех и других и третьих! Даже самые святые праведники верные Господу весь свой земной путь имели в себе смерть, ибо все были носители смерти. Как написано: «нет праведного ни одного; … потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:10,23). Нет безгрешного ни одного и, тем более, бесстрастного.

Страсти, по соблазну возникшие в человеке и породившие первородный грех, не оставляли с тех пор человека. В этом и есть суть сохранения первородного греха! И даже самые праведные и святые люди, жившие в Боге, если и могли не совершать греха (делом или даже помыслом), то не могли избавиться от всех страстей в них пребывавших, а значит, носили в себе смерть, точнее источник смерти. Поэтому в отношении всех оправданных и спасаемых Господом людей выражение «воскресение из мертвых» или лучше «воскрешение от смерти» (исцеление от смерти) вполне справедливо. Первую часть этого воскресения по своей воле жизни с помощью Божией делают сами люди. По сделанному выбору они живые и ожившие из мертвых, верные Христу до своей кончины.

Этот их выбор апостол Иоанн называет первым воскресением и говорит, что над ними «смерть вторая» уже не имеет власти (Откр.20:4-6). Но это еще не есть окончательное исцеление человека от смерти. Не сотворение грехов, раскаяние в них и прекращение греховного делания оживляет душу, но еще не исцеляет ее от всех страстей и не делает готовой принять новое истинное тело. Это может только Сам Господь. Он сотворит спасаемым Своим милость эту после Своего Второго Пришествия и Страшного Суда. Тогда произойдет второе и окончательное воскресение оправданных, а смерть осужденных уже превратится в смерть вечную (погибель). Именно ее апостол и называет «смерть вторая» (Откр.21:8). Поэтому оба «первое воскресение» и «второе воскресение» есть личный выбор человека по его вере в Господа и милость ему Господа по вере его. То же самое, но прискорбное, есть «смерть первая» и «смерть вторая».

Итак, земное спасительное служение Господа завершилось. Готовясь к самой главной, страшной и торжественной его части Господь, обращаясь к Отцу, сказал: «Отче! пришел час, прославь Сына Твоего, да и Сын Твой прославит Тебя, … Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить» (Ин.17:1,4). Как истинный (первозданный) Человек свободный от всяких страстей и грехов Господь смог в смирении и любви противостоять их немыслимо страшному натиску, обрушившемуся на Него от спасаемых Им людей. Людей, которые сами не ведая, что творят в своей дьявольской злобе и ненависти, распяли Его на кресте. Именно так на этом кресте принял на Себя Господь все их грехи мира. Именно там на этом кресте Он и простил их грехи мира, молясь Отцу Небесному: «Отче, прости им, ибо не ведают что творят» (Лк.23:34). Все, какие есть грехи злобы человеческой принятой Им на Себя, Господь простил людям. Простил даже те, которые не коснулись лично Его, ибо все грехи мира есть в общей основе своей. Он был первый, Кто не осудил, но пожалел грешника не ведающего, что творит по страстям своим.

Именно так Господь «честным Его Крестом рукописание грех наших растерзавый, и победивый тем начала и власти тьмы». Измученный и распятый Он не впустил в Себя смерть и этим победил ее. Он скончался исполненным жизни, бесстрастным, безгрешным, а потому бессмертным, и первым по своему человечеству получил спасение и был воскрешен Богом в истинном и нетленном Своем теле: «Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дний исполню его, и явлю ему спасение Мое» (Пс.90:15,16). Сохранившуюся бессмертной преисполненной жизни душу Господа не надо было воскрешать от смерти (исцеляя ее от страстей). Человеческое конечное пречистое тело Его скончалось также бесстрастным безгрешным и потому бессмертным. Смерть никогда не имела никакой власти над Господом! Для Его воскресения от мертвых нужно было лишь изменение качества временного земного тела уготованного Ему. Тела дарованного Богом человеку только для спасения и больше не нужного для будущей жизни.

И потому, для бессмертного Христа Победителя Бог только изменил (восстановил) изначальное качество именно этому Его телу, восставил его бесконечным нетленным соответствующим бесстрастному безгрешному бессмертному изначальному человеку. Именно в нем и произошло Его воскресение. Возможно, что воскресение Господа именно в этом Своем теле было нужно и для укрепления пошатнувшейся веры Его учеников, не оставленных Господом и после Его воскресения. Страшные непонятные им события осуждения на казнь и распятия их Учителя привели апостолов и других учеников в ужасное душевное состояние. Он оказался не Мессией! Рухнули все надежды; во всем наступило полное разочарование: ни веры, ни надежды не осталось!

На своем пути в селение Эммаус двое учеников с грустью сказали об этом подошедшему к ним, но не узнанному ими Иисусу «глаза их были удержаны, так что они не узнали Его.… А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля; но со всем тем, уже третий день ныне, как это произошло» (Лк.24:16-24). И слова некоторых женщин о явлении ангелов и их свидетельстве, что Он жив не вызвали в апостолах веры. Но она возникла когда вечером, пройдя сквозь закрытые двери на тайное собрание Своих учеников, Он приветствовал их и затем «показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа». Отсутствовавший же Фома, когда другие ученики сказали ему: мы видели Господа, сказал им: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю». И Сам Господь, в следующее Свое явление ученикам сказал Фоме: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!» Иисус же сказал ему: ты поверил, потому что увидел Меня. (Ин.20:19-29).

Вероятно, что такого же воскресения в Своем теле позже сподобилась и Пресвятая Богородица, ибо и Ее бессмертную душу не надо было воскрешать от смерти (исцеляя ее от страстей). И Ее пречистое тело скончалось также бесстрастным безгрешным и потому бессмертным. Догмат Четвертого Вселенского Собора помогает понять, что не нужно смущаться сравнением и уподоблением воскресений Богочеловека и Богородицы. Воскресение Господа касается только одной из двух Его природ соединенных в одном лице и одной ипостаси, состоящей из словесной (разумной) души и тела, единосущной нам по человечеству, подобной нам во всем, кроме греха. Его первая природа истинного Бога единосущного Отцу по Божеству всегда находится вне всяких условий и изменений.

Кстати, это и было причиной Богооставленности Господа в страшные минуты Его кончины на кресте «а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или;, Или;! лам; савахфани;? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мф.27:46, Мк.15:34). Христос Бог не мог скончаться, но мог и должен был скончаться Христос Человек, исполнив великое дело спасения человека, порученное Ему Отцом. (Ин.17:4). И потом, победа должна была прийти не через Бога, но через человека! «Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (1Кор.15:21,22). И когда Он бессмертный воскрес в Своем истинном бессмертном бесконечном и нетленном теле, вновь и уже навсегда воссоединились совершенный по Божеству и совершенный по человечеству, истинный Бог и истинный Человек. Он соединенный в одном лице и одной ипостаси и познаваемый в двух природах (;; ;;; ;;;;;;;) неслиянно, неизменно, нераздельно, неразлучно.

Воскресение Богородицы произошло сокровенно, и долго даже не было общим предметом веры в Церкви. Иная слава солнца, иная слава луны. Из церковного предания мы знаем только, что положив пречистое тело Богоматери в гроб, апостолы пробыли при гробе трое суток и воспевали днем и ночью псалмы. И все это время в воздухе слышалось пение небесных сил. Затем для опоздавшего апостола Фомы открыта была гробница: тела Богоматери там не оказалось. Но в этот же день, после вечерней трапезы, апостолы услышали дивное ангельское пение и увидели в воздухе стоящую Богоматерь, сияющую, окруженную ангелами. Вообще, вся жизнь Пресвятой Богородицы проходит в какой-то тайне для христиан. Можно сказать, из святых жизней ни об одной не известно так мало.

Было еще два события, которые нужно попытаться понять с позиции воскресения от смерти. Это восхищение не небо с плотью Еноха из мира допотопного и пророка Илии из мира подзаконного. Здесь мы смело можем сказать, что это означает лишь то, что мы не знаем ничего больше. Нет никаких оснований считать, что воскресение для них уже произошло или произойдет иначе, чем у всех воскрешаемых Богом людей. Итак, путь человекам к спасению их Господом был открыт: «Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших», а уже дальше: «каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы, в пришествие Его» (1Кор.15:20,23).

Об этом грядущем воскрешении Господом людей Своих святые апостолы пишут, что первое внимание Его сначала будет уделено усопшим. Тогда когда «вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мертвые воскреснут нетленными, а мы изменимся» (1Кор.15:52). Прежде воскреснут скончавшиеся живыми и те скончавшиеся мертвыми, которые услышали в аде Его голос, прозрели и ожили. Именно эти живые души верных Его и ожившие души бывших мертвых услышавших Его и прозревших были выведены из ада Господом (1Пет.3:18-19) накануне Его Победного Воскресения. С ними же воскреснут скончавшиеся уже после Его Победного Воскресения живыми и те скончавшиеся мертвыми, которые смогут прозреть, ожить и будут прощены и оправданы Господом. 

Апостол Павел говорит: «если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним… Сам Господь … сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем» (1Фесс.4:14,16,17). Очевидно, что и здесь (и выше) слово мертвые апостол употребляет в значении усопшие, ибо настоящие мертвые во Христе также не возможны, как смерть и Жизнь (Христос) не совместимы. Что касается воскресения «потом, оставшихся в живых». Это будут все живые и ожившие, на тот момент в теле пребывающие, прощенные и оправданные Господом. Будет ли иметь значение для грядущего воскресения, что стало с телом человека после исхода его души? Оно могло быть: растерзано дикими животными, утоплено и съедено морскими или пресноводными тварями, разорвано хищными птицами, сожжено или захоронено в земле и т.п. По этому поводу Минуций Феликс говорит, - мы не боимся ущерба ни при каком способе погребения, потому что мы надеемся не на то, что наше тело воскреснет, а на то, что Христос нас воскресит.

Как известно, изначальное бесконечное тело бессмертного человека предназначенного Богом к вечной жизни, было качественно изменено по Его же милосердию в «кожаные ризы» соответствующие поврежденной смертью душе и новым задачам земного пути человека. Обеспечив и «обслужив» земной путь это конечное тело затем утрачивает свою нужность и как негодное для будущей вечной жизни просто превращается в «глину», которая никак уже восстановлению не подлежит. Это удел всех конечных тел поврежденных смертью людей. Поэтому, воскрешение от смерти это не восстановление  усопшего человека в прежнем его теле именно из останков его, а возрождение Богом верного Ему человека в неповрежденном Образе любви и полного доверия Творцу в нетленной бессмертной плоти, по которому и в которой он был сотворен.

Именно об этом радуется возвращаемый к жизни Богом человек: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением; но попали огнем невещественным грехи моя, и насытитися еже в Тебе наслаждения сподоби: да ликуя возвеличаю, Блаже, два пришествия Твоя». Великая задача спасения прощенного и оправданного Господом человека начинается с исцеления Им от смерти раскаявшейся, уверовавшей в Него и ожившей человеческой души. Об этой милости и молит человек Господа: «Очисти, Господи, скверну души моея, и спаси мя, яко Человеколюбец». А какая скверна души кроме страстей и печальной памяти, совершенных по ним грехов? Никакой! Именно этой скверны боится и молится об избавлении от нее человек! 


Рецензии