Глава 17. Возвращение в Рай
Согласно Философскому энциклопедическому словарю (М.,1989), сущность - есть смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от других всех вещей и от изменчивых (под влиянием тех или иных обстоятельств) ее состояний. Как не парадоксально это звучит, сущность человека изначально сотворенного и не поврежденного грехом это есть человечность его души. Именно в человечности, в устроении и состоянии души, которое по Образу и по подобию Своему изначально дал ей Творец, и заложен смысл человека. Поэтому сущность человека имеет исключительно духовную нравственную природу. Человечность есть устроение души человека по Промыслу Божьему о нем как Своем соработнике. Этой человечности и было поручено Господом попечение о всем животном мире. Попечение по подлинной любви к нему, а не угождению себе. Поэтому человечность определяла смысл бытия самого человека независимо от всякой личностной индивидуальности!
Сразу после грехопадения человека устроение его души изменилось, ибо перестало быть устроением любви и полного доверия Творцу. Себялюбие, угождение себе в душе человека оттеснило любовь, и сам человек стал качественно другим. Изменился смысл самого человека. Соответственно, для него изменился и стал другим смысл его бытия. Уже не попечение о вверенном ему Господом мире, а подчинение себе этого мира стало целью порабощенного дьяволом человека. Можно сказать, состояние самой души его поврежденной смертью уже перестало быть вполне человеческим. Поэтому вполне человеческой перестала быть его реальная сущность, ведь душа форма сущности человека.
Индивидуальное состояние душ человеческих, в зависимости от степени их поврежденности смертью, стало в диапазоне: от не вполне человеческого - до совсем нечеловеческого. Иными словами, в зависимости от «количества» жизни и смерти в каждом отдельном человеке, о нем можно говорить как «в сущности, живом» или «в сущности, мертвом». Говорить как человеке еще не вполне утратившем или человеке практически утратившем человечность. Вот эту потерянную забытую ими человечность и пришел Господь возродить в людях.
Всем своим служением и крестным страданием Господь явил ее им. Дальше дело было уже за личным выбором каждого человека. Во всех принявших Его, уверовавших в Него и последовавших за Ним, началось возвращение этой человечности. Потом им уже прощенным и оправданным Господом, будет восстановлено их вполне человеческое состояние. Полное восстановление истинной человечности и будет исцелением их от смерти. Будет восстановлением того изначального уже единственного в их душе духовного образа Творца, по которому Он и сотворил человека.
Как выше уже отмечалось, единственным человеком по своей человечности подобным Господу была Пресвятая Богородица. Ее пречистые бессмертные душа и тело, всегда пребывавшие в Господе, никак не были повреждены страстями, грехом и смертью. Поэтому для Ее воскресения требовалось только одно восстановление Богом изначального качества этого Ее тела. Ее человечность в отличие от всех остальных других людей всегда неизменно сохранялась первозданной до самой Ее кончины. Ее пречистые тело и душу Сам Владыка избрал вместилищем и источником Своего вочеловечения. Уже сейчас, еще до того когда наступит время воскрешения Господом всем оправданным их первозданных человеческих сущностей, можно говорить об исключительной особенной по человечности Ее сущности единственной не нуждающейся в воскрешении, - сущности Богородицы. В Ее душе неизменно сохранившей первозданную человечность уже изначально было больше любви и доверия к Богу, чем в остальных будущих воскрешенных Богом человеческих душах.
Даже души самых преданных Господу учеников и жен мироносиц, которые все были боголюбивы, богопочитательны и богослужительны, все они тоже нуждаются в воскрешении, восстановлении своего первозданного устроения исполненного любви и полного доверия Творцу. Но вот по особому любила Господа почитала и служила Ему Сама Богородица и матерь Божия. Поэтому сущность Пречистой Девы является особой и неповторимой - Богородица и матерь Божия. Поэтому сущей Богородицей и величает Ее Православная церковь.
Итак, очищение Господом праведных и оправданных душ от скверны остатков страстей и памяти, совершенных по ним грехов, противостоящих Промыслу Творца о человеке, вместе с первородным грехом избавит эти души от пребывавшей в них смерти и снова сделает их бесстрастными и безгрешными, то есть бессмертными. Тогда будут «мужи и жены облечены в светлую ризу, славою закрыта нагота их составов, умолкли постыдные движения в членах, заграждены источники похотений, яд истреблен, душа чиста и зеленеет в Едеме сладости, как пшеница без плевел» (Ефрем Сирин, прп. О рае).
Исключая пречистые и бессмертные тела Господа и Пресвятой Богородицы, о которых выше уже все было сказано, зададимся вопросом: что же будет эта «светлая риза» в которую Господь оденет уже оправданную и избавленную Им от смерти душу человека? Об этом говорит святой апостол Павел, отвечая на как бы заданный ему вопрос: как воскреснут мертвые? И в каком теле придут? Все начинается с кончины человека в его временном и тленом теле. Кончины, которая и есть тот дар Божий необходимый человеку для его спасения, ибо «то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет». Итак, временное тело человека, обремененное греховными страстями, болезнями и всякими немощами выполнило свое назначение.
В кончине своей оно: «сеется в тлении, …сеется в уничижении, …сеется в немощи, …сеется тело душевное». Потом, за дальнейшей ненадобностью, так как «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления», тело отработанное и скончавшееся просто превращается в «глину», а душа (зерно) восходит к Господу. Причем отделившаяся душа, как уже говорилось, уносит в себе весь земной путь человека с его внешним и внутренним обликом, его личностными представлениями о себе самом. Это зерно предстанет пред Господом бестелесным, но с полной памятью о скончавшемся и оставленном им теле.
Сама по себе его кончина нормальна и никак не существенна для будущего, ибо «когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, … но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело». Вот так и душе каждой по ее памяти восстановит Господь ее новое, свободное от немощей, похотей, болезней и иного наследия смерти бесконечное и бессмертное тело, которое «при воскресении мертвых: восстает в нетлении;.. восстает в славе;.. восстает в силе;.. восстает тело духовное». Восстает тело, которое и соответствует тому изначальному уже единственному в душе духовному образу Творца, по которому и сотворил Бог человека. Тело, которое Господь знает и помнит как Свое творение, и индивидуальность которого в душе сохранившуюся, Он навсегда сохранит за этой душей.
Так у воскрешенного Господом человека будет именно его тело, не то же в котором прошло его земное бытие, но индивидуально такое же и также узнаваемое, как и то прежнее. Поэтому, «как мы носили образ перстного, будем носить и образ небесного». (1Кор.15:35-58). Великая земная эпопея человека закончится его спасением. Долгое страшное мучительное испытание страстями, грехами и самой смертью, без милости Божией неизбежно бы ставшее погибелью для человека, останется позади. И, наконец, наступит это долгожданное время. «Когда же тленное сие облечется в нетление и смертное сие облечется в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: поглощена смерть победою» (1Кор.15:54).
И тогда ее больше нет, не только в ангельском, но уже и в новом человеческом, а значит и во всем Божьем мире. Смерть останется лишь в тех мертвых, кто вслед за дьяволом и слугами - ангелами его получит воскресение осуждения и пойдет в муку вечную. Где ты безумное своеволие страсти, породившее грех и оттолкнувшее человека от Бога? Тебя больше нет! «Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?» (1Кор.15:55). Исполнится промысел Божий о спасении человека. «Возрожденные душей и телом люди войдут в день Воскресения, … в рай - в те вожделенные обители при райской ограде, …чтобы, когда отверзутся двери сада, и тела и души воскликнули: Осанна! Благословен Изведший одного Адама и снова Вводящий со многими!» (Ефрем Сирин, прп. О рае).
Свидетельство о публикации №223101501323