Село Сотниковское в оккупации

        Село Сотниковское в оккупации

Во время очередной моей командировки в Благодарненский район Иван Михайлович Съедин, инструктор райкома партии рассказал мне историю своего детства и юности.
Иван учился в третьем классе, когда в 1937 году забрали его деда как врага народа. Он был одним из активистов села Сотниковского, организаторов  первого ТОЗа, товарищества по обработке земли. Ездил за опытом к Мичурину, занимался садоводством. После ареста исчез бесследно навсегда. Вскоре арестовали и отца. Иван сразу почувствовал всеобщее недоверие, отчуждение или враждебность. Как сына врага народа, учительница его целый год не спрашивала. Но он упорно продолжал учиться в школе. Детям давали на завтрак чай с хлебом. Сыну врага народа это не полагалось. Родственники встречались как бы невзначай, чаще он приходил к ним вечером или ночью.
За три дня до прихода немцев в село Иван вместе с шестью семиклассниками вступил в комсомол. Билеты подписала и вручила инструктор райкома комсомола. Через несколько дней после захвата немцами села всех семерых арестовали по доносу соседа Съедина.   Ивану  было тогда чуть больше шестнадцати лет, как он себя сам охарактеризовал, хулиганистый пацан, ничего святого за душой. В первый день в камеру комендатуры фашисты загнали столько арестованных коммунистов, комсомольцев, активистов, других жителей села, что они стояли вплотную друг к другу, прижав руки по швам. По ночам гремели замки, выкрикивали и уводили арестованных, одних в душегубку, других на расстрел. Расстреляли пять одноклассников, с которыми Иван вступил в комсомол, а двоих, в том числе и его не вызывали. На шестые сутки их выпустили под надзор полиции. Из гестапо обычно никто не выходил, не став предателем. Но их выпустили по другим причинам, и совесть их была чиста. Они честно ждали своей смерти, боялись ее, но не трусили. Начальником комендатуры был немец, долгие годы живший в Советском Союзе. До войны он работал председателем колхоза в немецком околотке в соседнем с Сотниковским селе. В молодости он ухаживал за Дашей, матерью Ивана. Ее просьбу герр комендант учел, как и то, что дед Ивана был расстрелян большевиками, а отец сослан в Сибирь. Мальчики жили в огороде в балагане. Когда дом семьи Ивана занял немецкий офицер, то семью переселили в сарай.  Там было спокойней. Но его в любой момент могли снова арестовать. Что делать? Решили посоветоваться с чехом Гавелкой, который после Октябрьской революции переехал в СССР, женился на донской казачке и навсегда поселился в благодарненских степях. Дед сказал, что Красная Армия все равно победит и посоветовал идти к партизанам, которые прячутся в левокумских плавнях. Иван с одноклассником дошли до Буденновска, несколько дней скрывались в яру Потом поселились у дяди Ивана. Но там находиться было опасно. Узнать о дороге к партизанам они не могли, поэтому вернулись  в село Сотниковское и прятались в скирде соломы. В один из дней мимо проезжал взвод гитлеровцев. Они громко о чем-то говорили, повторяя партизаны, партизаны. Потом стали простреливать скирду из автоматов. Пули не задели мальчиков, может быть, потому, что они сидели в верхней части проделанного ими лаза.
Однажды Иван пас лошадей за селом. Вдруг из-за холма показалась группа немецких солдат. Офицер приказал ему слезть с лошади. Но Иван сидел, будто прикованный.  Тогда офицер, подъехав, вытряхнул Ивана из седла и тут же застрелил лошадь. По команде этого офицера фашисты расстреляли целый табун лошадей. Хотели пристрелить Ивана, но потом передумали, стали над ним издеваться, стреляли  рядом с ним и визжали от смеха, довольные развлечением.
Перед уходом фашисты несколько дней пьянствовали, вырезали кур и коров и потом быстро покинули село.
.


Рецензии