Печины, Печинское поселение

ПЕЧИНЫ – село, административный центр Печинского сельского поселения Шацкого района Рязанской обл. Расположено на правом берегу р. Коньши (левый приток р. Цны) и левом берегу р. Цны (левый приток р. Мокши) в 22,5 км к юго-юго-вост. от г. Шацка и в 160 км к юго-вост. от г. Рязани. По данным Всероссийской переписи населения 2010 в с. Печины постоянно проживает 302 чел. (в 1989 – 457 чел.).

Согласно одному из мест. преданий, с. Печины издавна славилось своими мастеровыми печниками, отчего, возможно, и получило свое название (С.Плаксина). По др. преданию, с. Печины было основано мордвой, насильственно обращенной в христианство и впоследствии обрусевшей (Н.Харитонова). Третье уточняет: «Территория эта называлась по-мордовски Сюп. Здесь было много хорошей глины для производства кирпича, а также близко река как место ее транспортировки к [Николо-Чернеевскому] монастырю. Остатки разработанной глины, по рассказам старожилов, сохранялись до недавнего времени. К обжигательным печам прикабалили мордву. Людей насильно крестили в христианскую веру» (О.Журавлева). По свидетельству той же О.Журавлевой, крестьяне окрестных селений называли жителей с. Печины «мордвой».

В действительности соврем. с. Печины возникло во второй полов. 19 в. в результате слияния 2 смежных насел. пунктов – с. Сюп и д. Печины. Название с. Сюп было образовано от наименования р. Сюп на к-рой оно располагалось. Гидроним имеет, судя по всему, финно-угорское (мордовское) происхождение. В эрзя-мордовском яз. сюпав, сюпа – богатый, богатая.

Происхождение названия д. Печины не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, печина, печинка ж. – перегорелая печная глина; идет на снадобья, лекарства, в заговоры и пр.; глина, земля, испекшаяся в комья, в осыпи угольных куч; глина для битых печей, чистая; перм. печная зола; влад. печное, печиво, печенье, все жареное или печеное, яства; волжск. сланцевое, жесткое дно в реках, где и якорь не забирает. На перекатах всегда опока да печина; волжск. уступ, припечек на дне реки, вдоль берега; яросл., влад. выцветшее место, пятно в поле, где трава рознится, напр. под остожьем, под бывшим стойлом, калдой и пр.; или пожелклое, выгоревшее от зноя место, круг, бывающий в степях от неизвестных причин. Печища – увеличенная печь; печище ср. –остатки развалившейся печи, напр. на пожарище. Печище, опечек – приглубая, ровная мель; арх. деревушка, в 3 – 6 дворов. Согласно «Словарю народных географич. терминов» Э.Мурзаева, печь – небольшое поселение из нескольких домов, хутор, маленькие выселки; печора; пещера. Однако, возможно и финно-угорское (мордовское) происхождение топонима. В эрзя-мордовском яз. печкас – татарин.

Д. Сюпа дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда упом. под 1612 в копии мировой грамоты, заключенной проживавшими в ней и в д. Носины крестьянами, бортниками и мордвой с Чернеевым Никольским монастырем по спору о принадлежности рыбных ловель и луга по речке Сюпе: «Яз Томило Яковлев, сын Мещеряк, да яз, Василий Ономосов сын Новорещен, да яз, Федор Ушаков сын… и все бортники и мордва деревни Сюпы и деревни Носиных, не ищем суда по зову. Посему платим мы монастырю 40 руб. и говорим: бортникам и мордве всей в речке в Сюпе в рыбной ловли, во весь луг по лес, покамест чист, от Сюпова устья, дела нет никоторыми делы и запоров монастырских не ломать и не выметывать…» Материалов самого судного дела по вопросу принадлежности лугов и рыбных ловель по р. Сюпе не сохранилось, но то, что крестьяне, мордва и бортники дд. Сюпа и Носины отказались от них в пользу монастыря и при этом уплатили ему довольно большую сумму денег показывает, что в 17 в. Чернеев Никольский монастырь проводил довольно активную деятельность по захвату и присвоению окружающих земель и угодий.

Д. Сюпа дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда на р. Цне упом. в писцовых кн. 1623 (письма и меры Федора Чеботова), где показано, что она была населена русскими крестьянами и мордвою: «Деревня Сюпа на реке на Цне пашни 16 четв. с осминою в поле, а в дву потомуж, сена у крестьян и у мордвы у всех вопче на Диком поле вверх по речке по Канше по левой стороне по Большой Посадовой враг, да вверх по Большому врагу через степь к Малому липяшку, да вниз по Малому врашку левая сторона 400 копен, а десятинами 40 дес., а четвертми 27 четв. без третника; всего 43 четв. с полтретником в поле, а в дву потомуж». В писцовых кн. упом. также «Сюпский бортный ухожей» и проживающий в д. Сюпы дворцовый бортник «Васка Анамасов, прозвище Маналай, с сыном своим с Гришкою, ходят бортной Сюпской ухожей на реке на Цне да Вышенской ухожей на реке на Выше, по обе стороны реки Выши, да на речке на Керемсе, по обе стороны речки Керемсы, да на речке на Рыслее, да на речке на Сусорлатке и на речке на Конше пришлинки; оброку с тех ухожьев платить пуд без четверти пуда меду, Новосельскаго беляка ясаку с меду 6 алтын полторы денеги, куничных денег 5 алтын, пошлин с меду и с куницы 4 деньги; да он же платит с рек со Цны и с Выши и с Керемсы водяного оброку 4 денги».

В 1641 между крестьянами д. Сюпа и Чернеевым Никольским монастырем разгорелся новый земельный спор, на этот раз из-за леса: 6 мая 1641 крестьяне д. Сюпы Абрамко Мурзин с товарищи и крестьяне с-ца Лосины Микитка с товарищи били челом царю Михаилу Федоровичу (1613 – 1645) на игумена Чернеева монастыря Корнилия с братьею и на их крестьян, что «ездят де того Чернеева монастыря крестьяне в бортной их ухожей Сюпской и Носинской, и в Раменье, пчелы дерут, и зверь всякой бьют, и дельные деревья и дуб секут и подчерчивают, а у них де и свои бортные ухожьи есть, подле их же Абрамковых с товарищи ухожеев». В результате шацкому воеводе Самойле Ивановичу Биркину была прислана царская грамота, запрещавшая «Чернеева монастыря крестьяном в Обрамков с товарищи бортной ухожей ходить и лесу и дельнаго деревья сечь и подчерчивать».

Тогда в 1642 игумен Корнилий с братьею также подали царю челобитную, в которой сообщали, что «в той в черной лес они изстари ездят по дрова и по селитобной всякой лес и по всякое угодье с теми крестьяны вопче; да они-ж де в Шатцкой на городовую поделку и на наш Съезжей двор из того из черного лесу возят бревна и брусье, и тес и дрань; да они-ж де Чернеева монастыря из того лесу в Шатцкой на соборную церковь лес возили одним монастырским сельцом; а окроме де у них того черного лесу иного лесу нигде нет. А тот де Обрамко да Микитка сказывают, будто тот черной лес за одними за ними в книгах написан, а за ними де тот черной лес и речка Сюпа в книгах не написано, а написано только бортное деревья да деревня Сюпа, а не речка Сюпа, а речка де Сюпа и рыбная ловля изстари наше жалованье дано в монастырь, а до того де бортнаго деревья им дела нет, а по Цне де реке вверх по обе стороны бортные деревья у тех крестьян с их монастырскими бортными деревьями судерев. И нам бы их пожаловати: Абрамка Мурзина с товарищи ложному челобитью поверить не велеть и велети б на тот большой черной лес им дати нашу грамоту». В результате 16 ноября 1642 шацкому воеводе Самойле Ивановичу Биркину была отправлена еще одна царская грамота, в к-рой указано, чтобы он «Деревни Сюпы бортником и обротчиком нашим, крестьяном Абрамку Мурзину с товарищи, и Чернеева монастыря слушкам и крестьяном в черной лес по хоромной и по селитобной всякой лес велел ездить вместе по прежнему, как было преж сего, а бортнаго лесу портити и черного лесу запосмешно пустошити никому не велел».

Д. Печины упом. в переписке царских воевод в связи с Крестьянской войной 1667 – 1671 под рук. С.Т.Разина. Думный дворянин и воевода г. Тамбова Яков Тимофеевич Хитрово в октябре 1670 доносил царю Алексею Михайловичу (1645 – 1676): «В нынешнем, государь, октябре, в 21-й день, ведомо мне, холопу твоему, учинилось в Шацком, что в Шацком уезде, в деревне Печинищах, от Шацкаго в 20 верстах, собрався розных шацких сел и деревень воры и изменники крестьяне забунтовали и стояли для воровства многие люди в той деревне Печинищах, да с ними ж де, государь, ворами и изменники в той же деревни стояли танбовские казаки и солдаты розных слобод и сел, которым, по твоему великого государя указу, велено быть на твоей, великого государя, службе в Шацком полку у меня, холопа твоего, и твое, великого государя, денежное жалованье для службы им казаком и солдатом дано в Танбове, и из твоей же, государь, деревни Печинищей те воры и танбовские казаки и солдаты, боясь на себя твоих, великого государя, ратных людей приходу, отошод в Танбовский уезд на рыбную пустошь в село Алгасово…»

Хотя в окладной кн. 1676 с. Сюп не упом., вероятно по причине того, что часть ее листов была утеряна, к моменту ее составления здесь уже была построена деревянная церковь, освященная, как видно из данных ландратской переписи 1716 – 1717, в честь св. муч. Параскевы Пятницы. В писцовых кн. 1679 – 1682 (письма и меры кн. Василия Кропоткина и подьячего Ивана Кудрявцева) дается описание межевой дачи уже не только с. Сюп, но и близлежащей д. Печины: «Село Сюпа на речке на Конше. Пашни церковные 40 четв., сена 150 копен, итого 15 дес., а четвертми иметца 10 четв. Межа той церковной земле и сенным покосам двум полям и дороги полевой столб, по меже на праве церковная земля, а на леве села Сюпы. Межа третьему полю подле той же полевой дороги на вершине Малого врашка, что пришел устьем в Каншу речку поставлен столб, межа писана по урочищам. Межа сенным покосам у Студеного колодезя на дубу две грани, писана по урочищам.

Вытчиковы земли в селе Сюпе и в деревни Печищах 10 вытей с получетвертью, по 16 дес. на выть, четвертми по 324 четв. Под сенные покосы 162 дес., а четвертми иметца 108 четв. На животинные выпуски 102 дес., а четвертми иметца 34 четв. Завытной земли и сенных покосов 432 дес. с полудесятиною, а четвертми иметца 288 четв. с третником. Лесов и всяких неугодных мест 150 дес., а четвертми иметца 100 четв. Всего 874 четв. с третником в поле, а в дву потомуж.

Межа села Сюпы и деревни Печищ животинным выпускам и пашенной, и завытной земле, и сенным покосам: села Сюпы от колицы столб, а по меже на праве земля и Сосновскаго Большаго врага от вершины и дубровки Чернеева монастыря, н алеве того Сосновскаго Большаго врага земля и сенные покосы и отвершки и дубровки села Сюпы и деревни Печин; от столба ж по граням на праве земля Чернеева монастыря пустоши Чирикова, на леве земля села Сюпы и деревни Печин; от столба ж на праве земля и животинные выпуски села Носина, а на леве земля и липяг Малой и животинные выпуски и усадьбы села Сюпы и деревни Печин».

Ок. 1691 с. Сюп и д. Печины были пожаловано царем Петром I Алексеевичем (1682 – 1725) в вотчину начальнику Посольского приказа боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664+1705), который был родным братом царицы Натальи Кирилловны и приходился дядей по матери Петру I. В дальнейшем с. Сюп и д. Печины перешли по наследству к его сыновьям – Александру (1694+1745) и Ивану (1700+1734) Львовичам Нарышкиным.

В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Сюп и д. Печины были отнесены к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. В 1746 имп. Елизавета I Петровна (1741 – 1761) устроила брак Екатерины Ивановны Нарышкиной (1729+1771) с графом Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728+1803), в результате чего с. Сюп и д. Печины перешли в его владение. Граф Кирилл Григорьевич Разумовский известен в истории как родной брат фаворита и тайного супруга Елизаветы I графа Алексея Григорьевича Разумовского, президент Российской Академии наук и последний гетман Малой России (Украины; в 1750 – 1764).

По данным 3-й ревизии 1761 – 1767 в с. Сюп насчитыв. 61 дв., в к-рых проживало 165 душ муж. и 183 жен. пола; в д. Печины насчитыв. 60 дв., в к-рых проживало 165 душ муж. и 153 жен. пола. Все крестьяне с. Сюп и д. Печины были крепост. помещ. генерал-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского. С. Сюп являлось центром обширных владений графа К.Г.Разумовского, в состав к-рых входили близлежащие сс. Старое и Новое Томниково, Чернитово и д. Рысли; в с. располагалась усадьба Разумовских (Д. Печины состояла в составе др. вотчины Разумовских с центром в с. Тарадеи).

Сохранилось описание вотчины ген.-фельдмаршала и сенатора графа Кириллы Григорьевича Разумовского (1779): «Загороднаго стану села Сюпа, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 160, жен. 123 души; село Новое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 339, жен. 235 душ; село Старое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 186, жен. 133 души; село Чернитово, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 467, жен. 313 душ; деревня Рысли, в коей крестьян муж. 208, жен. 149 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят на оброке. Дом господской состоит только в упоминаемом селе Сюпе деревянной. В дачах селений его фабрик и заводов никаких не имеется. Скотоводством и хлебом тех селений крестьяне не изобилуют. Доимок никаких нет. К тем селениям принадлежит господской четвертной дачи в поле, а в дву потому-ж, а именно: к селам Сюпе 140, Новому Томникову 310, к Старому Томникову 165, к Чернитову 400, к деревне Рыслям 180 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, семя коноплянное. Урожаи бывают в среднем, а в нынешнем лете весьма в малом количествах. Земли нигде не нанимают, а довольствуются своею, и излишняго хлеба в продажу не употребляют, а за неурожаем довольствуются сами покупным привозным Тамбовскаго уезду в селех Рыбном и Морше в 20 и в 40 верстах.

Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и ко упореблению людям и скотине удобною. В дачах онаго господина протекает речка только чрез село Сюпу, называемая Канша, которая вершиною взялася того-ж села из дач и впадает устьем в реку Цну в дачах того-ж села, на которых состоят при том селе Сюпе 2 мельницы, каждая о дву поставах, мучныя. А в прочих селениях как рек, так и мельниц, и конских заводов не имеется.

Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базар только бывает в селе Новом Томникове в один в неделе вторнишный день от приезжих из ближних разных сел и деревень обывателей, из которых в тот день торгуют санми, кадками, цыновками, рогожами и разною для крестьян поделкою. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях тех селений крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, и находятся в домашней своей крестьянской работе. Тех же селений крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют.

Чрез показанныя села Сюпу, Новое Томниково, Чернитово и деревню Рысли состоит большая проезжая дорога, лежащая из Шацка от показанной деревни Рысли к городу Тамбову в 110 верстах, а проселочныя состоят чрез село Сюпу Шацкаго уезду к селу Покровскому в 10, Новое Томниково Шацкаго уезду к селам Носинам в 1/2, да к Старому-ж Томникову в 3, да Тамбовскаго уезду к селу-ж Вановью в 8 верстах; чрез Старое Томниково к селу Чернитову в 4, чрез Чернитово Тамбовскаго уезду к селу Темешеву в 7, да чрез деревню Рысли Тамбовскаго-ж уезду к селу Рыбному в 5 верстах, по которым дорогам как казенных, так и партикулярных мостов и перевозов при оных селех не имеется. В дачах же онаго господина по предписанной большой дороге состоят чрез горы крутыя места, а именно: в селех Сюпе, Чернитове да в деревне Рыслях, чрез которыя проезжим бывает немалая трудность. А топей и опасных мест и никаких для проезжих трудностей не имеется. А инструментом крестьянским обрабатывается земля к хлебопашеству одними сохами. К сему описанию той же вотчины земской Леонтей Попов руку приложил».

В 1779, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II, с. Сюп и д. Печины вошли в состав Шацкого уезда Тамбовской губ.

В 1806, после смерти графа К.Г.Разумовского, его сын, действ. тайный советник граф Андрей Кириллович Разумовский, продал с. Сюп и д. Печины кн. Наталье Сергеевне Трубецкой (урожд. кнж. Мещерской; 1775+1852).

К 1816, по данным «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», межевая дача с. Сюп и д. Печины Шацкого уезда Тамбовской губ. составляла 8641 дес. 1789 кв. саж. земли, в т.ч. удобной 7682 дес. 106 кв. саж. В числе землевладельцев значилась надворная советница кн. Наталья Сергеевна Трубецкая. В 1847 по инициативе и на средства кн. Н.С.Трубецкой в с. Сюп вместо старой ветхой была построена новая деревянная Пятницкая церковь. После смерти кн. Н.С.Трубецкой владельцем с. Сюп и д. Печины стал ее сын, генерал-лейтенант кн. Петр Иванович Трубецкой (1798+1871).

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Сюп-Печины (Сюпы, Печины, Прасковеино) при р. Цне насчитыв. 73 дв., в к-рых проживало 264 души муж. и 225 жен. пола. В с. имелись 1 православ. церковь и пристань на р. Цне. На пристане ежегодно грузилось от 10 до 80 судов разного рода хлебом и льняным семенем на общую сумму от 150 тыс. до 1,5 млн. руб. серебром. С. Сюп-Печины состояло во 2 стане Шацкого уезда и находилось в 16 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 22 верстах от уездного г. Шацка.

К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Печины при р. Цне насчитыв. 132 дв., в к-рых проживало 520 душ муж. и 515 жен. пола. Д. Печины состояла во 2 стане Шацкого уезда и находилась в 18 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 24 верстах от уездного г. Шацка. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Сюп-Печины и д. Печины были крепост. помещ. генерал-лейтенанта кн. Петра Ивановича Трубецкого.

После отмены крепост. права происходит окончательное слияние с. Сюп и д. Печины в единое поселение, чему способствовали близость расположения обеих селений (д. Печины примыкала к с. Сюп с юга, располагаясь выше по течению р. Цны), а также то, что оба селения составляли одно сельск. общ-во (общину). Образовавшееся таким образом новое село получило название Сюп-Печины; в дальнейшем – Печины.

В 1880 в с. Сюп-Печины было открыто земское смешанное одноклассное нач. училище (школа), позднее преобразованное в двухклассное.

По данным подворной переписи 1882 в c. Сюп-Печины Высокинской волости Шацкого уезда проживало 969 душ муж. и 950 жен. пола (всего 1919 чел.), в т.ч. 282 домохозяина. Грамотных было 68 муж. и 1 жен.; 75 мальч. 1 девоч. учились в школе.

За с. Сюп-Печины было закреплено 2144,0 дес. обществ. земли, по 2,9 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных было 10 домохозяев. 1 семья владела 7 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 4 душевых надела. 22 семьи арендовали 65 дес. пашни и 7 дес. луга (всего 72 дес.) за пределами общины. Кроме того, община в целом арендовала 150 дес. луга исполу. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-4,5, яровых (овес) – сам-4. В с. содержалось 441 лошадь, 690 коров, 3312 овец и 228 свиней. 37 дв. имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 59 дв., не имели никакого скота 16 дв. В с. было 5800 плодовых деревьев и 290 колод пчел. Имели избы 269 домохозяев; имели по 2 избы – 86 домохозяев. Бездомовых было 3 домохозяина. В с. насчитыв. 290 клетей (горниц), 281 амбар и сарай, 152 риги и овина. На заработки в отход уходили 169 муж. В с. имелись 1 православ. церковь, земская нач. школа, пристань, 9 пром. и 1 питейное заведения.

В 1884 коллежским регистратором Степаном Николаевичем Романовским в с. Сюп-Печины был учрежден винокуренный завод № 55. По данным на 1884 на нем работало 28 чел. и производилось 17.580 ведер спирта.

С. Печины упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «Выше Стараго Чернеева по Цне находится с. Печино на левом берегу Цны, имеющее 2.400 ж., школу и больницу. В эпоху освобождения крестьян село это принадлежало кн. Петру Ив. Трубецкому, владевшему здесь 10 тыс. дес.».

К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Печины имелась деревянная холодная Пятницкая церковь с 3 престолами: главным – во имя св. муч. Параскевы (28 окт.), и придельными – в честь свт. Николая Чудотворца и св. муч. Флора и Лавра (18 авг.). В причте Пятницкого храма по штату состояли свящ., диакон и псаломщ. Во владении причта находилось 3,5 дес. усадебной и 68 дес. пахотной и 34 дес. неудобной под оврагами земли; полевая земля в 2 – 5 верст. от церкви. Земля давала годового дохода 400 руб. Братский годовой доход составлял 1200 руб. Церковный капитал 12.000 руб. Дома у причта были собственные.

В состав прихода Пятницкой церкви с. Печины, помимо самого этого села, в к-ром насчитыв. 370 дв. и проживало 1308 душ муж. и 1541 жен. пола, входила близлежащая д. Тархань (61 дв.). В с. проживало 2 дв. раскольников-молокан (13 муж. и 7 жен.). Имелись земское смешанное двухклассное нач. училище (школа) и церков. биб-ка в 50 томов и наименований. При с. действовали винокуренный завод С.Н.Романовского и пристань на р. Цна. Жители имели по 3 дес. земли душевого надела и занимались земледелием и отхожим плотницким промыслом.

С 1918 по 2006 с. Печины являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельского округа). Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 Шацкий уезд с с. Печины был передан в состав Рязанской губ.; 20.02.1924 он был преобразован в Сасовский уезд. 31.08.1925 была упразднена Высокинская волость, и входившие в ее состав селения, в т.ч. с. Печины, включены в состав укрупненной Шацкой волости. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Печины вошло в состав Шацкого р-на Московской обл. В 1930 – 1931 в с. Печины была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз «Страна Советов». В 1933 нач. школа была преобразована в неполн. среднюю. Одновременно были прекращены службы в сельск. Пятницкой церкви, к-рая впоследствии была полностью разрушена.

26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шацкий р-н с с. Печины. К 1940 с. Печины состояло в составе Шацкого р-на Рязанской обл.; в с. имелась неполн. средняя школа, клуб, биб-ка; действовал колхоз. В Печинской неполн. средней школе (директ. Вас. Ив. Суслов) работало 8 учит. и обучалось 277 учащ. Колхозники с. Печины развивали полеводство, насадили большой фруктовый сад, организовали фермы лошадей, крупного рогатого скота, овец, свиней и гусей. В предвоенные годы колхоз «Страна Советов» за свои успехи в производстве сельскохозяйственной продукции неоднократно заносился на областную Доску почета. К 1980 в с. Печины проживало 500 чел.; имелись отд. связи, медпункт, неполная сред. школа, дом культуры, биб-ка; действовал колхоз, 2 молочно-товарные фермы (МТФ), паромная переправа через р. Цна.

С 2006 с. Печины является администр. центром Печинского сельского поселения, образованного на основе упраздненного Печинского сельского округа.

По данным на 2019/20 в с. Печины имеются фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), дом культуры и биб-ка.

Достопримечательности:
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.


ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:

ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧИНЫ 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено у зап. окраины села, на склоне левого коренного берега р. Цны (левый приток р. Мокша), в 400 м от русла, в 100 м к югу от оврага Теплый Липяг. Поселение протянулось вдоль края коренного берега, размеры ок. 280 х 75 м, высота над поймой 18 – 24 м. Юж. часть памятника нарушена карьером. Культурный слой до 55 см. Керамика лепная, без орнамента, предположительно бронзового века, а также гончарная позднесредневековая, в т. ч. чернолощеная 16 – 17 вв.

ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧИНЫ 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено у сев.-вост. окраины села, на первой надпойменной террасе левого берега р. Цны (левый приток р. Мокша), на правом берегу р. Коньша. Поселение протянулось вдоль реки, размеры ок. 150 х 60 м, высота над поймой 2 – 7 м. Зап. часть памятника распахивается, нарушена дорогой, вост. часть поросла деревьями и кустарником. Культурный слой до 20 см. Керамика лепная, с орнаментом из оттисков мелкого зубчатого штампа и неорнаментированная, предположительно эпохи бронзового века, гончарная позднесредневековая, в т. ч. сероглиняная, белоглиняная и чернолощеная.

СЕЛИЩЕ ПЕЧИНЫ. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено на террит. села, в 480 м к сев. от юж. окраины на склоне левого берега р. Цны (левый приток р. Мокша), в 900 м от русла. Селище протянулось вдоль склона берега, размеры ок. 240 х 120 м, высота над поймой 6 – 14 м. Вост. часть памятника распахивается, зап. часть поросла деревьями и кустарником. В обнажениях найдены обломки гончарных позднесреднвековых сосудов.

• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 123.


Рецензии