Печины, Шацкий район
Согласно одному из мест. преданий, с. Печины издавна славилось своими мастеровыми печниками, отчего, возможно, и получило свое название (С.Плаксина). По др. преданию, с. Печины было основано мордвой, насильственно обращенной в христианство и впоследствии обрусевшей (Н.Харитонова). Третье уточняет: «Территория эта называлась по-мордовски Сюп. Здесь было много хорошей глины для производства кирпича, а также близко река как место ее транспортировки к [Николо-Чернеевскому] монастырю. Остатки разработанной глины, по рассказам старожилов, сохранялись до недавнего времени. К обжигательным печам прикабалили мордву. Людей насильно крестили в христианскую веру» (О.Журавлева). По свидетельству той же О.Журавлевой, крестьяне окрестных селений называли жителей с. Печины «мордвой».
В действительности соврем. с. Печины возникло во второй полов. 19 в. в результате слияния 2 смежных насел. пунктов – с. Сюп и д. Печины. Название с. Сюп было образовано от наименования р. Сюп на к-рой оно располагалось. Гидроним имеет, судя по всему, финно-угорское (мордовское) происхождение. В эрзя-мордовском яз. сюпав, сюпа – богатый, богатая.
Происхождение названия д. Печины не установлено. Согласно «Толковому словарю» В.Даля, печина, печинка ж. – перегорелая печная глина; идет на снадобья, лекарства, в заговоры и пр.; глина, земля, испекшаяся в комья, в осыпи угольных куч; глина для битых печей, чистая; перм. печная зола; влад. печное, печиво, печенье, все жареное или печеное, яства; волжск. сланцевое, жесткое дно в реках, где и якорь не забирает. На перекатах всегда опока да печина; волжск. уступ, припечек на дне реки, вдоль берега; яросл., влад. выцветшее место, пятно в поле, где трава рознится, напр. под остожьем, под бывшим стойлом, калдой и пр.; или пожелклое, выгоревшее от зноя место, круг, бывающий в степях от неизвестных причин. Печища – увеличенная печь; печище ср. –остатки развалившейся печи, напр. на пожарище. Печище, опечек – приглубая, ровная мель; арх. деревушка, в 3 – 6 дворов. Согласно «Словарю народных географич. терминов» Э.Мурзаева, печь – небольшое поселение из нескольких домов, хутор, маленькие выселки; печора; пещера. Однако, возможно и финно-угорское (мордовское) происхождение топонима. В эрзя-мордовском яз. печкас – татарин.
Д. Сюпа дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда упом. под 1612 в копии мировой грамоты, заключенной проживавшими в ней и в д. Носины крестьянами, бортниками и мордвой с Чернеевским Николаевским монастырем по спору о принадлежности рыбных ловель и луга по речке Сюпе: «Яз Томило Яковлев, сын Мещеряк, да яз, Василий Ономосов сын Новорещен, да яз, Федор Ушаков сын… и все бортники и мордва деревни Сюпы и деревни Носиных, не ищем суда по зову. Посему платим мы монастырю 40 руб. и говорим: бортникам и мордве всей в речке в Сюпе в рыбной ловли, во весь луг по лес, покамест чист, от Сюпова устья, дела нет никоторыми делы и запоров монастырских не ломать и не выметывать…» Материалов самого судного дела по вопросу принадлежности лугов и рыбных ловель по р. Сюпе не сохранилось, но то, что крестьяне, мордва и бортники дд. Сюпа и Носины отказались от них в пользу монастыря и при этом уплатили ему довольно большую сумму денег показывает, что в 17 в. Чернеевский Николаевский монастырь проводил довольно активную деятельность по захвату и присвоению окружающих земель и угодий.
Д. Сюпа дворцовой Верхоценской (Конобеевской) волости Шацкого уезда на р. Цне упом. в писцовых кн. 1623 (письма и меры Федора Чеботова), где показано, что к этому времени она состояла в вотчине вел. старицы инокини Марфы Ивановны (в миру – Ксения Ивановна Шестова, +1631), матери царя Михаила Федоровича (1613 – 1645), и была населена русскими крестьянами и мордвою: «Деревня Сюпа на реке на Цне пашни 16 четв. с осминою в поле, а в дву по тому ж, сена у крестьян и у мордвы у всех вопче на Диком поле вверх по речке по Канше по левой стороне по Большой Посадовой враг, да вверх по Большому врагу через степь к Малому липяшку, да вниз по Малому врашку левая сторона 400 копен, а десятинами 40 дес., а четвертми 27 четв. без третника; всего 43 четв. с полтретником в поле, а в дву потомуж».
В писцовых кн. упом. также «Сюпский бортный ухожей» и проживающий в д. Сюпы дворцовый бортник «Васка Анамасов, прозвище Маналай, с сыном своим с Гришкою, ходят бортной Сюпской ухожей на реке на Цне да Вышенской ухожей на реке на Выше, по обе стороны реки Выши, да на речке на Керемсе, по обе стороны речки Керемсы, да на речке на Рыслее, да на речке на Сусорлатке и на речке на Конше пришлинки; оброку с тех ухожьев платить пуд без четверти пуда меду, Новосельскаго беляка ясаку с меду 6 алтын полторы денеги, куничных денег 5 алтын, пошлин с меду и с куницы 4 деньги; да он же платит с рек со Цны и с Выши и с Керемсы водяного оброку 4 денги».
По-видимому, после смерти в 1631 вел. старицы инокини Марфы Ивановны д. Сюпа была отписана на государя, о чем свидетельствуют док-ты 17 в., где она снова числится в разряде дворцовых.
В 1641 между крестьянами д. Сюпа и Чернеевским Николаевским монастырем разгорелся новый земельный спор, на этот раз из-за леса: 6 мая 1641 крестьяне д. Сюпы Абрамко Мурзин с товарищи и крестьяне с-ца Носины Микитка с товарищи били челом царю Михаилу Федоровичу (1613 – 1645) на игумена Чернеевского монастыря Корнилия с братьею и на их крестьян, что «ездят де того Чернеева монастыря крестьяне в бортной их ухожей Сюпской и Носинской, и в Раменье, пчелы дерут, и зверь всякой бьют, и дельные деревья и дуб секут и подчерчивают, а у них де и свои бортные ухожьи есть, подле их же Абрамковых с товарищи ухожеев». В результате шацкому воеводе Самойле Ивановичу Биркину была прислана царская грамота, запрещавшая «Чернеева монастыря крестьяном в Обрамков с товарищи бортной ухожей ходить и лесу и дельнаго деревья сечь и подчерчивать».
Тогда в 1642 игумен Корнилий с братьею также подали царю челобитную, в которой сообщали, что «в той в черной лес они изстари ездят по дрова и по селитобной всякой лес и по всякое угодье с теми крестьяны вопче; да они-ж де в Шатцкой на городовую поделку и на наш Съезжей двор из того из черного лесу возят бревна и брусье, и тес и дрань; да они-ж де Чернеева монастыря из того лесу в Шатцкой на соборную церковь лес возили одним монастырским сельцом; а окроме де у них того черного лесу иного лесу нигде нет. А тот де Обрамко да Микитка сказывают, будто тот черной лес за одними за ними в книгах написан, а за ними де тот черной лес и речка Сюпа в книгах не написано, а написано только бортное деревья да деревня Сюпа, а не речка Сюпа, а речка де Сюпа и рыбная ловля изстари наше жалованье дано в монастырь, а до того де бортнаго деревья им дела нет, а по Цне де реке вверх по обе стороны бортные деревья у тех крестьян с их монастырскими бортными деревьями судерев. И нам бы их пожаловати: Абрамка Мурзина с товарищи ложному челобитью поверить не велеть и велети б на тот большой черной лес им дати нашу грамоту».
В результате 16 ноября 1642 шацкому воеводе Самойле Ивановичу Биркину была отправлена еще одна царская грамота, в к-рой указано, чтобы он «Деревни Сюпы бортником и обротчиком нашим, крестьяном Абрамку Мурзину с товарищи, и Чернеева монастыря слушкам и крестьяном в черной лес по хоромной и по селитобной всякой лес велел ездить вместе по прежнему, как было преж сего, а бортнаго лесу портити и черного лесу запосмешно пустошити никому не велел».
Д. Печины упом. в переписке царских воевод в связи с Крестьянской войной 1667 – 1671 под рук. С.Т.Разина. Думный дворянин и воевода г. Тамбова Яков Тимофеевич Хитрово в октябре 1670 доносил царю Алексею Михайловичу (1645 – 1676): «В нынешнем, государь, октябре в 21-й день, ведомо мне, холопу твоему, учинилось в Шацком, что в Шацком уезде, в деревне Печинищах, от Шацкаго в 20 верстах, собрався розных шацких сел и деревень воры и изменники крестьяне забунтовали и стояли для воровства многие люди в той деревне Печинищах, да с ними ж де, государь, ворами и изменники в той же деревни стояли танбовские казаки и солдаты розных слобод и сел, которым, по твоему великого государя указу, велено быть на твоей, великого государя, службе в Шацком полку у меня, холопа твоего, и твое, великого государя, денежное жалованье для службы им казаком и солдатом дано в Танбове, и из твоей же, государь, деревни Печинищей те воры и танбовские казаки и солдаты, боясь на себя твоих, великого государя, ратных людей приходу, отошод в Танбовский уезд на рыбную пустошь в село Алгасово…»
Хотя в окладной кн. 1676 с. Сюп не упом., вероятно по причине того, что часть ее листов была утрачена, к моменту ее составления здесь уже была построена деревянная церковь, освященная, как видно из данных ландратской переписи 1716 – 1717, в честь св. муч. Параскевы Пятницы.
В писцовых кн. 1679 – 1682 (письма и меры кн. Василия Кропоткина и подьячего Ивана Кудрявцева) дается описание межевой дачи уже не только с. Сюп, но и близлежащей д. Печины: «Село Сюпа на речке на Конше. Пашни церковные 40 четв., сена 150 копен, итого 15 дес., а четвертми иметца 10 четв. Межа той церковной земле и сенным покосам двум полям и дороги полевой столб, по меже на праве церковная земля, а на леве села Сюпы. Межа третьему полю подле той же полевой дороги на вершине Малого врашка, что пришел устьем в Каншу речку поставлен столб, межа писана по урочищам. Межа сенным покосам у Студеного колодезя на дубу две грани, писана по урочищам.
Вытчиковы земли в селе Сюпе и в деревни Печищах 10 вытей с получетвертью, по 16 дес. на выть, четвертми по 324 четв. Под сенные покосы 162 дес., а четвертми иметца 108 четв. На животинные выпуски 102 дес., а четвертми иметца 34 четв. Завытной земли и сенных покосов 432 дес. с полудесятиною, а четвертми иметца 288 четв. с третником. Лесов и всяких неугодных мест 150 дес., а четвертми иметца 100 четв. Всего 874 четв. с третником в поле, а в дву по тому ж.
Межа села Сюпы и деревни Печищ животинным выпускам и пашенной, и завытной земле, и сенным покосам: села Сюпы от околицы столб, а по меже на праве земля и Сосновскаго Большаго врага от вершины и дубровки Чернеева монастыря, на леве того Сосновскаго Большаго врага земля и сенные покосы и отвершки и дубровки села Сюпы и деревни Печин; от столба ж по граням на праве земля Чернеева монастыря пустоши Чирикова, на леве земля села Сюпы и деревни Печин; от столба ж на праве земля и животинные выпуски села Носина, а на леве земля и липяг Малой и животинные выпуски и усадьбы села Сюпы и деревни Печин».
Ок. 1691 с. Сюп и д. Печины были пожаловано царем Петром I Алексеевичем в вотчину начальнику Посольского приказа боярину Льву Кирилловичу Нарышкину (1664+1705), который был родным братом царицы Натальи Кирилловны и приходился дядей по матери Петру I. В дальнейшем с. Сюп и д. Печины перешли по наследству к его сыновьям – Александру (1694+1745) и Ивану (1700+1734) Львовичам Нарышкиным.
В 1708 – 1719, в результате администр. реформ имп. Петра I (1682 – 1725), с. Сюп и д. Печины были отнесены к Шацкой провинции Азовской (в 1725 переименована в Воронежскую) губ. В 1746 имп. Елизавета I Петровна (1741 – 1761) устроила брак Екатерины Ивановны Нарышкиной (1729+1771) с графом Кириллом Григорьевичем Разумовским (1728+1803), в результате чего с. Сюп и д. Печины перешли в его владение. Граф Кирилл Григорьевич Разумовский известен в истории как родной брат фаворита и тайного супруга Елизаветы I графа Алексея Григорьевича Разумовского, президент Российской Академии наук и последний гетман Малой России (Украины; в 1750 – 1764).
По данным 3-й ревизии 1761 – 1767 в с. Сюп насчитыв. 61 двор, в к-рых проживало 165 душ муж. и 183 жен. пола; в д. Печины насчитыв. 60 дворов, в к-рых проживало 165 душ муж. и 153 жен. пола. Все крестьяне с. Сюп и д. Печины были крепост. помещ. генерал-фельдмаршала графа Кирилла Григорьевича Разумовского. С. Сюп являлось центром обширных владений графа К.Г.Разумовского, в состав к-рых входили близлежащие сс. Старое и Новое Томниково, Чернитово и д. Рысли; в селе располагалась усадьба Разумовских (Д. Печины состояла в составе др. вотчины Разумовских с центром в с. Тарадеи).
Сохранилось описание вотчины ген.-фельдмаршала и сенатора графа Кириллы Григорьевича Разумовского (1779): «Загороднаго стану села Сюпа, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 160, жен. 123 души; село Новое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 339, жен. 235 душ; село Старое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 186, жен. 133 души; село Чернитово, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 467, жен. 313 душ; деревня Рысли, в коей крестьян муж. 208, жен. 149 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят на оброке. Дом господской состоит только в упоминаемом селе Сюпе деревянной. В дачах селений его фабрик и заводов никаких не имеется. Скотоводством и хлебом тех селений крестьяне не изобилуют. Доимок никаких нет. К тем селениям принадлежит господской четвертной дачи в поле, а в дву потому-ж, а именно: к селам Сюпе 140, Новому Томникову 310, к Старому Томникову 165, к Чернитову 400, к деревне Рыслям 180 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, семя коноплянное. Урожаи бывают в среднем, а в нынешнем лете весьма в малом количествах. Земли нигде не нанимают, а довольствуются своею, и излишняго хлеба в продажу не употребляют, а за неурожаем довольствуются сами покупным привозным Тамбовскаго уезду в селех Рыбном и Морше в 20 и в 40 верстах.
Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и ко упореблению людям и скотине удобною. В дачах онаго господина протекает речка только чрез село Сюпу, называемая Канша, которая вершиною взялася того-ж села из дач и впадает устьем в реку Цну в дачах того-ж села, на которых состоят при том селе Сюпе 2 мельницы, каждая о дву поставах, мучныя. А в прочих селениях как рек, так и мельниц, и конских заводов не имеется.
Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базар только бывает в селе Новом Томникове в один в неделе вторнишный день от приезжих из ближних разных сел и деревень обывателей, из которых в тот день торгуют санми, кадками, цыновками, рогожами и разною для крестьян поделкою. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях тех селений крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, и находятся в домашней своей крестьянской работе. Тех же селений крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют.
Чрез показанныя села Сюпу, Новое Томниково, Чернитово и деревню Рысли состоит большая проезжая дорога, лежащая из Шацка от показанной деревни Рысли к городу Тамбову в 110 верстах, а проселочныя состоят чрез село Сюпу Шацкаго уезду к селу Покровскому в 10, Новое Томниково Шацкаго уезду к селам Носинам в 1/2, да к Старому-ж Томникову в 3, да Тамбовскаго уезду к селу-ж Вановью в 8 верстах; чрез Старое Томниково к селу Чернитову в 4, чрез Чернитово Тамбовскаго уезду к селу Темешеву в 7, да чрез деревню Рысли Тамбовскаго-ж уезду к селу Рыбному в 5 верстах, по которым дорогам как казенных, так и партикулярных мостов и перевозов при оных селех не имеется. В дачах же онаго господина по предписанной большой дороге состоят чрез горы крутыя места, а именно: в селех Сюпе, Чернитове да в деревне Рыслях, чрез которыя проезжим бывает немалая трудность. А топей и опасных мест и никаких для проезжих трудностей не имеется. А инструментом крестьянским обрабатывается земля к хлебопашеству одними сохами. К сему описанию той же вотчины земской Леонтей Попов руку приложил».
В 1779, в результате новой администр. реформы, осуществленной имп. Екатериной II (1762 – 1796), с. Сюп и д. Печины вошли в состав Шацкого уезда Тамбовской губ.
В 1806, после смерти графа К.Г.Разумовского, его сын, действ. тайный советник граф Андрей Кириллович Разумовский, продал с. Сюп и д. Печины кн. Наталье Сергеевне Трубецкой (урожд. кнж. Мещерской; 1775+1852).
К 1816, по данным «Примечаний к Планам генерального межевания (ПГМ)», межевая дача с. Сюп и д. Печины Шацкого уезда Тамбовской губ. составляла 8641 дес. 1789 кв. саж. земли, в т. ч. удобной 7682 дес. 106 кв. саж. В числе землевладельцев значилась надворная советница кн. Наталья Сергеевна Трубецкая.
В 1847 по инициативе и на средства кн. Н.С.Трубецкой в с. Сюп вместо старой ветхой была построена новая деревянная Пятницкая церковь. После смерти кн. Н.С.Трубецкой владельцем с. Сюп и д. Печины стал ее сын, генерал-лейтенант кн. Петр Иванович Трубецкой (1798+1871).
К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в с. Сюп-Печины (Сюпы, Печины, Прасковеино) Шацкого уезда Тамбовской губ. при р. Цне насчитыв. 73 двора, в к-рых проживало 264 души муж. и 225 жен. пола. В селе имелись 1 православ. церковь и пристань на р. Цне. На пристане ежегодно грузилось от 10 до 80 судов разного рода хлебом и льняным семенем на общую сумму от 150 тыс. до 1,5 млн. руб. серебром. С. Сюп-Печины состояло во 2 стане Шацкого уезда и находилось в 16 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 22 верстах от уездного г. Шацка.
К 1862, по данным «Списков населенных мест Российской империи», в д. Печины Шацкого уезда Тамбовской губ. при р. Цне насчитыв. 132 двора, в к-рых проживало 520 душ муж. и 515 жен. пола. Д. Печины состояла во 2 стане Шацкого уезда и находилась в 18 верстах от квартиры станового пристава в с. Лесное Конобеево и в 24 верстах от уездного г. Шацка. На момент отмены крепост. права все крестьяне с. Сюп-Печины и д. Печины были крепост. помещ. генерал-лейтенанта кн. Петра Ивановича Трубецкого.
После отмены крепост. права происходит окончательное слияние с. Сюп и д. Печины в единое поселение, чему способствовали близость расположения обеих селений (д. Печины примыкала к с. Сюп с юга, располагаясь выше по течению р. Цны), а также то, что оба селения составляли одно сельск. общество (общину). Образовавшееся таким образом новое село получило название Сюп-Печины; в дальнейшем – Печины.
В 1880 в с. Сюп-Печины было открыто земское одноклассное смешанное нач. училище (школа), позднее преобразованное в двухклассное.
По данным подворной переписи 1882 в c. Сюп-Печины Высокинской волости Шацкого уезда проживало 969 душ муж. и 950 жен. пола (всего 1919 чел.), в т. ч. 282 домохозяина. Грамотных было 68 муж. и 1 жен.; 75 мальч. 1 девоч. учились в школе.
За с. Сюп-Печины было закреплено 2144,0 дес. обществ. земли, по 2,9 дес. на надельную душу. Леса крестьяне не имели. Безземельных было 10 домохозяев. 1 семья владела 7 дес. земли на правах част. собственности. Внутри общины сдавалось в аренду 4 душевых надела. 22 семьи, каждая по отдельности, арендовали 65 дес. пашни и 7 дес. луга (всего 72 дес.) за пределами общины. Кроме того, община в целом арендовала 150 дес. луга исполу. Урожайность озимых (рожь) составляла сам-4,5; яровых (овес) – сам-4. В селе содержались 441 лошадь, 690 коров, 3312 овец и 228 свиней. 37 дворов имели по 3 и более лошадей. Не имели лошади 59 дворов, не имели никакого скота 16 дворов. В селе было 5800 плодовых деревьев и 290 колод пчел. Имели избы 269 домохозяев; имели по 2 избы – 86 домохозяев. Бездомовых было 3 домохозяина. В селе насчитыв. 290 клетей (горниц), 281 амбар и сарай, 152 риги и овина. На заработки в отход уходили 169 муж. В селе имелись 1 православ. церковь, земская нач. школа, пристань, 9 промышл. и 1 питейное заведения.
В 1884 коллежским регистратором Степаном Николаевичем Романовским в с. Сюп-Печины был учрежден винокуренный завод № 55. По данным на 1884 на нем работало 28 чел. и ежегодно производилось 17.580 ведер спирта.
С. Печины упом. в «Полном географическом описании нашего Отечества» (1902): «Выше Стараго Чернеева по Цне находится с. Печино на левом берегу Цны, имеющее 2.400 ж., школу и больницу. В эпоху освобождения крестьян село это принадлежало кн. Петру Ив. Трубецкому, владевшему здесь 10 тыс. дес.».
К 1910, по данным А.Е.Андриевского, в с. Печины Высокинской волости Шацкого уезда насчитыв. 370 дворов, в к-рых проживало 1308 душ муж. и 1541 жен. пола, в т. ч. молокане (2 дв., 13 муж. и 7 жен.); имелись Пятницкая церковь, земское смешанное двухклассное нач. училище (школа) и церковная биб-ка в 50 томов книг. Р. Цна. Жители имели по 3 дес. земли душевого надела и занимались земледелием и отхожим плотницким промыслом. При селе действовали винокуренный завод С.Н.Романовского и пристань на р. Цне.
Пятницкая церковь с. Печины была деревянной, холодной, с 3 престолами: главным – во имя св. муч. Параскевы (28 окт.), и придельными – в честь свт. Николая Чудотворца (северный) и св. муч. Флора и Лавра (южный, 18 авг.). В причте Пятницкого храма по штату состояли 1 свящ., 1 диакон и 1 псаломщ. Во владении причта находилось 3,5 дес. усадебной и 68 дес. пахотной (в т.ч. 34 дес. неудобной, под оврагами) земли, последняя в 2 участках в 2 – 5 верст. от церкви. Земля давала годового дохода 400 руб. Братский годовой доход составлял 1200 руб. Церковный капитал 12.000 руб. Дома у причта были собственные. В состав прихода Пятницкой церкви с. Печины, помимо самого села, входила также близлежащая д. Тархань (61 двор).
С 1918 по 2006 с. Печины являлось администр. центром сельск. совета (с 1995 – сельского округа). Постановлением Президиума ВЦИК РСФСР от 04.01.1923 Шацкий уезд с с. Печины был передан в состав Рязанской губ.; 20.02.1924 он был преобразован в Сасовский уезд. 31.08.1925 была упразднена Высокинская волость, и входившие в ее состав селения, в т. ч. с. Печины, включены в состав укрупненной Шацкой волости. Постановлением ВЦИК от 12.07.1929 была упразднена Рязанская губ. и входившие в ее состав уезды и волости; вместо них вводилось администр.-террит. деление на области, округа и районы. В результате с. Печины вошло в состав Шацкого р-на Московской обл. В 1930 – 1931 в с. Печины была осуществлена коллективизация сельск. хоз. и создан колхоз «Страна Советов». В 1933 нач. школа была преобразована в неполн. среднюю. Одновременно были прекращены службы в сельск. Пятницкой церкви, к-рая впоследствии была полностью разрушена.
26.09.1937 Постановлением ЦИК СССР была создана Рязанская обл., в состав к-рой включен Шацкий р-н с с. Печины. К 1940 с. Печины состояло в составе Шацкого р-на Рязанской обл.; в с. имелась неполн. средняя школа, клуб, биб-ка; действовал колхоз. В Печинской неполн. средней школе (директ. Василий Иванович Суслов) работало 8 учит. и обучалось 277 учащ. Колхозники с. Печины развивали полеводство, насадили большой фруктовый сад, организовали фермы лошадей, крупного рогатого скота, овец, свиней и гусей. В предвоенные годы колхоз «Страна Советов» за свои успехи в производстве сельскохозяйственной продукции неоднократно заносился на областную Доску почета. К 1980 в с. Печины проживало 500 чел.; имелись отд. связи, медпункт, неполная сред. школа, дом культуры, биб-ка; действовал колхоз, 2 молочно-товарные фермы (МТФ), паромная переправа через р. Цна.
С 2006 с. Печины является администр. центром Печинского сельского поселения, образованного на основе упраздненного Печинского сельского округа.
По данным на 2019/20 в с. Печины имеются фельдшерско-акушерский пункт (ФАП), дом культуры и биб-ка.
Достопримечательности:
• Памятник односельчанам, погибшим в Великой Отечественной войне 1941 – 1945.
• Часовня в честь св. великомученицы Параскевы Пятницы, 2022.
Известные уроженцы:
• Богословский Михаил Иванович (1844+1915) – доктор богословия, профессор Казанской духовной академии.
ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ:
ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧИНЫ 1. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено у зап. окраины села, на склоне левого коренного берега р. Цны (левый приток р. Мокша), в 400 м от русла, в 100 м к югу от оврага Теплый Липяг. Поселение протянулось вдоль края коренного берега, размеры ок. 280 х 75 м, высота над поймой 18 – 24 м. Юж. часть памятника нарушена карьером. Культурный слой до 55 см. Керамика лепная, без орнамента, предположительно бронзового века, а также гончарная позднесредневековая, в т. ч. чернолощеная 16 – 17 вв.
ПОСЕЛЕНИЕ ПЕЧИНЫ 2. Эпоха бронзового века (2 тыс. до н.э.), позднее средневековье (14 – 17 вв.). Расположено у сев.-вост. окраины села, на первой надпойменной террасе левого берега р. Цны (левый приток р. Мокша), на правом берегу р. Коньша. Поселение протянулось вдоль реки, размеры ок. 150 х 60 м, высота над поймой 2 – 7 м. Зап. часть памятника распахивается, нарушена дорогой, вост. часть поросла деревьями и кустарником. Культурный слой до 20 см. Керамика лепная, с орнаментом из оттисков мелкого зубчатого штампа и неорнаментированная, предположительно эпохи бронзового века, гончарная позднесредневековая, в т. ч. сероглиняная, белоглиняная и чернолощеная.
СЕЛИЩЕ ПЕЧИНЫ. Эпоха позднего средневековья (14 – 17 вв.). Расположено на террит. села, в 480 м к сев. от юж. окраины на склоне левого берега р. Цны (левый приток р. Мокша), в 900 м от русла. Селище протянулось вдоль склона берега, размеры ок. 240 х 120 м, высота над поймой 6 – 14 м. Вост. часть памятника распахивается, зап. часть поросла деревьями и кустарником. В обнажениях найдены обломки гончарных позднесреднвековых сосудов.
• Источник: Археологическая карта России. Рязанская область. – М.; Институт Археологии РАН, 1995. – Ч. 2. – С. 123.
ПЕРСОНАЛИИ:
БОГОСЛОВСКИЙ МИХАИЛ ИВАНОВИЧ (1844+1915) – доктор богословия, профессор Казанской духовной академии. Михаил Иванович Богословский родился 11 января/ 23 января 1844 в селе Сюп-Печины Шацкого уезда Тамбовской губернии (совр. село Печины Шацкого района Рязанской обл.) в семье пономаря. В 1860 окончил первым учеником Шацкое духовное училище; в 1866 – Тамбовскую духовную семинарию со званием студента. На казённый счет был направлен на учебу в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1870 – за курсовое сочинение «О вариантах в книгах Нового Завета, их происхождении, отношении к вопросу о целости священного текста и критических приемах, употребленных для утверждения общепринятого чтения» ему без диспута и печатания сочинения была присуждена степень магистра богословия. В 1870 М.И.Богословский был назначен на должность преподавателя словесности Тамбовской духовной семинарии, но уже 25 августа 1870 переведён в Казанскую духовную академию на должность помощника библиотекаря. 2 ноября 1871, по представлении им программы лекций по Священному Писанию и по прочтении двух пробных лекций «Искушение Иисуса Христа от диавола» и «Внутренние доказательства подлинности Книги Деяний Апостольских», был избран на должность доцента по кафедре Священного Писания Нового Завета. С 1884 по 1896 преподавал немецкий язык; 21 января 1886 ему было присвоено звание экстраординарного профессора. В 1893 М.И.Богословский представил в Совет академии на соискание учёной степени доктора богословия сочинение «Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи, по Евангелиям святых Апостолов Матфея и Луки. Историко-экзегетическое исследование», за которое ему была присуждена Макарьевская премия, а 24 апреля 1895 был утверждён доктором богословия. 20 декабря 1895 был избран и утверждён в звании ординарного профессора. С 24 января 1897 ему присвоено звание заслуженного профессора. С 23 октября 1908 – сверхштатный профессор. В том же году за работу «Общественное служение Господа нашего Иисуса Христа, по сказаниям святых Евангелистов» был вторично награжден Макарьевской премией. М.И.Богословский был почётным членом Киевской и Санкт-Петербургской духовных академий, членом Казанского духовно-цензурного комитета, в течение нескольких лет исполнял обязанности инспектора академии. В 1905 – 1906 был членом Епархиальной комиссии по пересмотру Устава духовно-учебных заведений. Помимо 44-летнего служения в академии он также преподавал русскую и всеобщую историю в Родионовском институте благородных девиц. Он перевёл с греческого языка толкования блаженного Феофилакта, епископа Болгарского, на Послания святого Апостола Павла. Под непосредственным руководством Богословского был издан труд И.С.Знаменского «Указатель статей по Священному Писанию Ветхого и Нового Завета, находящихся в русских духовных журналах». Богословский участвовал в работе Комиссий по пересмотру семинарской и академической программы по Священному Писанию, принимал участие в описании хранившихся в Казанской духовной академии рукописей Соловецкого монастыря; занимался составлением отзывов о кандидатских и магистерских сочинениях, о сочинениях, представленных в Комитет по премиям митрополита Макария, об учебных пособиях по Священному Писанию. В последние годы жизни М.И.Богословский принимал деятельное участие в трудах профессора П.А.Юнгерова по переводу Священных книг Ветхого Завета на русский язык с греческого «Септуагинты». По поручению начальства академии составлял и печатал в протоколах рецензии, редактировал диссертации и составлял отзывы. Профессору Богословскому принадлежит ещё несколько статей, напечатанных преимущественно в «Православном Собеседнике». Он автор ряда статей Православной богословской энциклопедии. Скончался 4/ 17 июля 1915 от воспаления легких; похоронен на Арском кладбище города Казани.
• Источники: Богословский Михаил Иванович// Сайт Древо. Открытая Православная Энциклопедия: https://drevo-info.ru/articles.html; Богословский Михаил Иванович// Сайт Православная энциклопедия: https://www.pravenc.ru.
ПРИЛОЖЕНИЯ (ДОКУМЕНТЫ):
[24.03.1622 г.]. ГРАМОТА ШАЦКОГО ВОЕВОДЫ СТЕПАНА ОСИПОВИЧА КАРАУЛОВА НИКОЛО-ЧЕРНЕЕВСКОГО МОНАСТЫРЯ ИГУМЕНУ АРТЕМОНУ С БРАТИЕЙ НА ВЛАДЕНИЕ СЕННЫМИ ПОКОСАМИ ЗА КОНШИНСКИМ РЖАВЦЕМ.
Лета 7130[1622] марта в 24-й день по Государеве Цареве и Великаго Князя Михаила Федоровича всеа Русии грамоте воевода Степан Осипович Карайлов дал выпись Шатцкого уезда Матвеевы пустыни Чернеева монастыря игумену Артемону с братьею на старые их сенные покосы, что позадь их монастырской пашни, за Коншинским ржавцем, вверх по реке по Конше до Чесноковской дороги, что было в прошлом в 129[1621] г. у писцов Григорья Колединскаго да у подьячего Постника Дементьева, те их сенные покосы написали за собою, украдчи, в книги деревни Сюпы новокрещены Ивашко Семенов сын, да Ерка Ломакин сын Мамешевы с братьями, а в государеве грамоте написано, что те сенные покосы за ними написали писцы, по сыску старожильцов, которые в прошлом во 129[1621] г. по той деревне Сюпе были на меже с подьячим с Яковом Звягиным да с розсыльщиком Томилкою Угрюмовым, деревни Старыя Верхния Шаморги новокрещена Василия Кирдянина сына Огарева, с сыном Богдашком, да тое ж деревни старожильцов Семенки Гаврилова да Ивашки Иванова, да Ивашки Павлова, да Федки Вечанова, и во его Ивашкове памяти Мамышева, какову они память писцом дали за своими знамены и за рукою села Студенца никольскаго попа Семена Степанова. И те старожильцы Богдашко Огарев с товарищи и никольской поп Семен перед воеводою перед Степаном Осиповичем Карауловым ставлены, и про те сенные покосы роспрашиваны, что они с подьячим с Яковом Звягиным да с розсыльщиком с Томилкою Угрюмовым на тех сенных покосах на меже были ль? И новокрещен Богдашко Огарев сказал, что он на месте был, а выезжал де для своего дела, а не в сторожильцах, а Семенка де Гаврилов да Ивашка Павлов, да Федка Вечанов, да села Студенца никольской поп Семен Степанов с подьячим с Яковом Звягиным да с розсыльщиком с Томилкою на тех покосех на меже не были, а написали де их подьячей да розсыльщик Томилка заочно, по его Ивашкове челобитью Момышева, а теми де сенными покосы за монастырским полем за Коншинским ржавцом вверх по реке по Конше до Чесноковской дороги Ивашка Мамышев с братьями не влаживали, владели де те сенными покосы изстари Чернеева монастыря старец Матвей с братьею, а они де почали владеть со 129[1621] г., а Ивашка де Гаврилов да Ивашка Иванов, да Ивашка Павлов, да Федка Вечанов деревни Шаморги крестьяне новоприходцы, а не старожильцы, а Ивашко Мамышев с братьями воеводе Степану Осиповичу Кораулову сказали, что те крестьяне деревни Шаморги Ивашка Гаврилов и села Студенца никольской поп Семен Степанов с подьячим на месте у них бывали. И по сей выписи Матвеевы пустыни Чернеева монастыря игумену Артемону с братьею теми сенными покосы за Коншинским ржавцем вверх по реке по Конше до Чесноковской дороги владети по прежним межам и граням, и по выписи, какову им выпись дали по грамоте царя Бориса Четвертой Козин да ценских мордовских сел и деревень приказной Григорей Борисов за своими руками и за печатьми в прошлом во 108[1600] г.
К той выписи воевода Степан Осипович Караулов печать свою приложил.
• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1887. – Вып. 13. – С. 33 – 34.
ИЗВЛЕЧЕНИЯ ИЗ ОПИСИ ДЕЛ, ПОСТУПИВШИХ НА ХРАНЕНИЕ В АРХИВ Г. ТАМБОВА:
[1691 г.]. По грамоте 7199[1691] г. по указу великих государей пожаловано боярину Льву Кирилловичу Нарышкину в вотчину из дворцовых сел: села Конобеево, Ялтуново, Черная Слобода с приписными селы, деревнями, в том числе село Сюп и другие села и деревни, с починками, пустошми, бортными ухожьями, с крестьянами и бобылями, с лесами и со всякими к ним принадлежащими угодьями по писцовым книгам. Вследствие сего оное имение в том 7199[1691] г. за Нарышкиным отказано, и ему с писцовых книг 130[1622], 131[1623], 187[1679], 188[1680], 189[1681] и 190[1682] гг. выписи даны и в тех писцовых книгах написано:
В писцовых книгах 130[1622] и 131[1623] гг. в тех селах и деревнях, и пустошах в каждом написана четвертная пашня и покосы порознь, а в некоторых точное число четвертей и урочищи, в других же числа не означено; всего написано известною мерою 29.880 четвертей, да бортные ухожьи по именам без меры по урочищам, всего 308 бортных ухожьев с липягами, дубровами, лесами, полянами, лугами да покосами, дикими полями, степями, реками, озерами, бобровыми гонами, рыбными ловлями и со всякими угодьи; да без означения угодей 469 ухожьев; и тою 777 ухожьев без показания им меры и по рекам: Цне и по обе ея стороны, по Вопше, по Хопру, по Елани и по другим. А по писцовой 187[1679], 188[1680], 189[1681] и 190[1682] гг. написано также при каждом из оных селений и пустошей известная мера пашне и покосам, и окружныя межи, и сказано: что пред писцовыми 130[1622] и 131[1623] гг. книгами прибыло 19.388 четвертей, да в сих же книгах написаны еще пустоши и полянки без меры.
[1750 г.]. О порубке леса в дачах графа Разумовскаго крестьянами дворцовых сел Шатскаго уезда.
[1779 г.]. Описание, учиненное Шацкаго уезду вотчины его сиятельства господина генерал-фельдмаршала, сенатора и разных орденов ковалера, графа Кирилы Григорьевича Разумовскаго нижеписанным селениям: Загороднаго стану села Вознесенское, Тарадеи тож, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 651, жен. 646 душ. Села Кашеляево, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 204, жен. 212 душ. Село Кулики, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 435, жен. 446 душ. Село Кривая Лука, в нем церковь деревянная, крестьян муж. 254, жен. 264 душ. Деревня Печины, в ней крестьян муж. 155, жен. 156 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят у онаго господина в разных его работах при состоящем в том селе Тарадеях винокуренном заводе. А дом господской состоит только в означенном селе Тарадеях. Винокуренной завод деревянной, состоящий об 22 кубах, работою на англинской манер, из котораго поставка вину бывает подрядная в Москву в каменно-москопитейной дом и в разныя места, фабрик никаких не имеется. Скотоводством и хлебом той вотчины крестьяне не изобилуют. Недоимок на тех селениях никаких не состоит. К тем селениям принадлежит земли господской четвертной дачи в поле, а в дву потому-ж, а именно: к селу Вознесенскому 576 четв., к Кошеляеву 194 четв., к Куликам 484 четв., к Кривой Луке 160 четв., к деревни Печинам 145 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, ячмень, семя коноплянное. Урожай в сем году имелся арженой весьма в малом, яровой в среднем количествах. За недостатком землю нанимают города Шацка у однодворцов в разстоянии в 10 верстах. Излишняго хлеба в продажу не имеют. А для курения подряднаго вина на означенной завод хлеб покупается разных мест подрядчиками, откуда кто поставить может. Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и к употреблению людям и скотине удобна. В дачах онаго господина протекают речки: первая чрез село Тарадей, называемая Тарадейкою, которая вершиною взялася от села Куликов и впадает устьем в речку Польную Шачу в дачах города Шацка однодворцев, на которой состоит при показанном винокуренном заводе мельница о 3-х поставах мучная; вторая чрез село Кашеляево, называемая Польная Шача, которая вершиною взялася в лесу из родников и впадает устьем в речку в Лесную Шачу, что под городом Шацким, на которой состоит в поле по проезжей из Шацка к селу Тарадеям большой дороге мельница о 2-х поставах мучная-ж; третья через село Кривую Луку, называемая Вопша, которая вершиною взялась из дач села Альхов, а впадает устьем в реку Серп, состоящую в селениях Тамбовских дворцовых волостей. Конных заводов не имеется. Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базаров и ярмонок никогда не бывает. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях того господина крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, кроме как для отвозу в показанныя места того подряднаго вина. Крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют. Большая дорога обстоит только через показанное село Тарадей, лежащая из Шацка к городу Переславлю в 200 верстах, а проселочныя только обстоят чрез оное село Тарадей на село Кашеляево в 4 верстах, чрез Кошеляево на Кулики в 3 верстах, чрез Кулики на Кривую Луку в 8 верстах, чрез Кривую Луку на деревню Печины, а от Тарадея до оных Печин 18 верст. В дачах того господина по большой проезжей из Шацка дороге чрез речки обстоят партикулярных 2 моста, первой чрез Польную Шачу в разстоянии от села Тарадей в 3 верстах, втарой чрез Тарадейку в показанном селе Тарадеях. А крутых и опасных мест к съезду топей и никаких для проезжих трудностей по предписанным дорогам не состоит. А инструментом крестьянским обрабатывается земля одними сохами. К сему описанию той вотчины показатель земской Иван Пермяков руку приложил.
Загороднаго стану села Сюпа, в коем состоит церковь деревянная, крестьян муж. 160, жен. 123 души; село Новое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 339, жен. 235 душ; село Старое Томниково, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 186, жен. 133 души; село Чернитово, в коем церковь деревянная, крестьян муж. 467, жен. 313 душ; деревня Рысли, в коей крестьян муж. 208, жен. 149 душ. Вышеозначенный господин находится при дворе Ея Императорскаго Величества в С.-Петербурге. Крестьяне состоят на оброке. Дом господской состоит только в упоминаемом селе Сюпе деревянной. В дачах селений его фабрик и заводов никаких не имеется. Скотоводством и хлебом тех селений крестьяне не изобилуют. Доимок никаких нет. К тем селениям принадлежит господской четвертной дачи в поле, а в дву потому-ж, а именно: к селам Сюпе 140, Новому Томникову 310, к Старому Томникову 165, к Чернитову 400, к деревне Рыслям 180 четв. Свойством земля обстоит черноземная, на которой сеется хлеб: рожь, овес, греча, просо, семя коноплянное. Урожаи бывают в среднем, а в нынешнем лете весьма в малом количествах. Земли нигде не нанимают, а довольствуются своею, и излишняго хлеба в продажу не употребляют, а за неурожаем довольствуются сами покупным привозным Тамбовскаго уезду в селех Рыбном и Морше в 20 и в 40 верстах. Водою довольствуются речною, колодезною и прудовую, и ко упореблению людям и скотине удобною. В дачах онаго господина протекает речка только чрез село Сюпу, называемая Канша, которая вершиною взялася того-ж села из дач и впадает устьем в реку Цну в дачах того-ж села, на которых состоят при том селе Сюпе 2 мельницы, каждая о дву поставах, мучныя. А в прочих селениях как рек, так и мельниц, и конских заводов не имеется. Излишней скотины тех селений крестьяне в продажу не имеют. Покосом довольствуются своим без излишества и нигде не нанимают. Базар только бывает в селе Новом Томникове в один в неделе вторнишный день от приезжих из ближних разных сел и деревень обывателей, из которых в тот день торгуют санми, кадками, цыновками, рогожами и разною для крестьян поделкою. В дачах обстоит одно чернолесье. В звериных и в рыбных ловлях тех селений крестьяне не упражняются, и на струговую работу не ходят, и в зимнее время никуда ни под какой извоз не ездят, и находятся в домашней своей крестьянской работе. Тех же селений крестьянки в зимнее время, кроме обыкновенной их пряжи на холсты и сукна, отменнаго рукоделия никакого не имеют, и волны с овец, за умалением скота, в продажу не употребляют. Чрез показанныя села Сюпу, Новое Томниково, Чернитово и деревню Рысли состоит большая проезжая дорога, лежащая из Шацка от показанной деревни Рысли к городу Тамбову в 110 верстах, а проселочныя состоят чрез село Сюпу Шацкаго уезду к селу Покровскому в 10, Новое Томниково Шацкаго уезду к селам Носинам в 1/2, да к Старому-ж Томникову в 3, да Тамбовскаго уезду к селу-ж Вановью в 8 верстах; чрез Старое Томниково к селу Чернитову в 4, чрез Чернитово Тамбовскаго уезду к селу Темешеву в 7, да чрез деревню Рысли Тамбовскаго-ж уезду к селу Рыбному в 5 верстах, по которым дорогам как казенных, так и партикулярных мостов и перевозов при оных селех не имеется. В дачах же онаго господина по предписанной большой дороге состоят чрез горы крутыя места, а именно: в селех Сюпе, Чернитове да в деревне Рыслях, чрез которыя проезжим бывает немалая трудность. А топей и опасных мест и никаких для проезжих трудностей не имеется. А инструментом крестьянским обрабатывается земля к хлебопашеству одними сохами. К сему описанию той же вотчины земской Леонтей Попов руку приложил.
• Публикация: Известия Тамбовской ученой архивной комиссии. – Тамбов, 1884 – 1918. – Вып. 1 – 58.
Свидетельство о публикации №223101501585