Вспомним. Казань, КГУ 1941-1945 гг

ВСПОМНИМ! КАЗАНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ 1941-1945 гг.: НА ФРОНТОВОМ РУБЕЖЕ И ТРУДОВОМ ФРОНТЕ

На открытой книжной полке на 4 этаже здания Научной библиотеки имени Н. И. Лобачевского Казанского (Приволжского) федерального университета пару лет назад я нашла книгу. Она была списана библиотекой. Титульный лист был вырван. Там был конвертик и формуляр для записи читателей. Эта капитальная книга в кожаном переплёте с золотыми буквами на обложке была выпущена к дате 175 лет со дня основания Казанского университета в 1804 году.

Я начала читать книгу, и не смогла оторваться.

Отрывок из книги, написанный историком и ветераном Великой Отечественной войны Иваном Михайловичем Ионенко позволяет вспомнить имена тех, кто был связан с историей Казанского государственного университета имени В.И. Ульянова-Ленина и приближал Великую Победу. Я позволю себе внести некоторые "вольности" в орфографию оригинала текста с книжных страниц, только потому, что так будет правильнее для восприятия современного читателя и прописать каждое имя и отчество, если удаться мне это найти, ведь все упомянутые фамилии принадлежала героям 1941-1945 годов. По прошествии времени непонятно как вообще-то можно было переносить те обстоятельства труда, "отдыха" и боевой работы, которые достались нашим предкам? По-видимому, возможности человеческого организма мало изучены наукой и то, через что проходили люди, ставшие впоследствии ветеранами войны или ветеранами  социалистического труда - есть набор фактов, противоречащий общепринятым канонам  человеческого выживания.

НА СТРАНИЦАХ КНИГИ. Ионенко И.М. Университет в годы Великой отечественной войны (1941-1945) // Казанский университет (очерки по истории). Казань: Казанский университет, 1979. С. 146-150.

23 июня 1941 года на прошедшем в университете митинге в связи с вероломным нападением фашистской Германии была принята резолюция, в которой коллектив вуза обратился ко всей интеллигенции страны, ко всему советскому народу: «Мы, научные работники, студенты одного из старейших университетов страны, воодушевлённые любовью к нашей прекрасной Родине, клянёмся отдать все свои силы, знания и умения, а если потребуется, то и жизнь для победы над врагом. Призываем всю советскую интеллигенцию, весь советский народ грудью встать на защиту нашей социалистической Родины, нашей свободы, нашей культуры».

Этот пламенный патриотический призыв стал девизом всей работы университета в военные годы. «Всё для фронта! Всё для победы!» – под этим лозунгом его коллектив работал с самых первых дней Великой Отечественной войны.

Сотни студентов и сотрудников ушли на фронт, чтобы с оружием в руках защищать Советскую Родину. Так, на геолого-почвенном факультете «...на втором и третьем курсах,– вспоминает профессор геологии Евгения Ивановна Тихвинская, – осталось после мобилизации всего 7-8 человек по каждой специальности... К весне 1942 года занятия для почвоведов на IV курсе стали проводиться с 1-2 студентами».

Студенты и преподаватели университета держали в эти грозные годы свой главный экзамен на передовой линии фронта. Уже в июле 1941 года ушли на фронт 118 студентов. В первые же дни на войну ушли 50 % коммунистов вуза, и к 1 декабря 1941 года их осталось в университете всего 49 человек.

Активное участие приняли студенты и бывшие выпускники университета в формировании в Казани 146-й стрелковой дивизии, принявшей боевое крещение весной 1942 года на Западном фронте, где она  в тяжёлых боях потеряла три четверти состава, но не дрогнула. Героически сражались питомцы университета с разных факультетов:
Игорь Михайлович Романов 1915 г.р.,
Валентин Степанович Сластников 1912 г.р.,
Б. Ф. Филиппов – с физико-математического;
Игорь Александрович Антропов 1914 г.р.,
Александр Иванович Башлев 1913 г.р.,
Николай Васильевич Кирсанов 1914 г.р. – с геолого-почвенного;
Н. А. Федоровский – с историко-филологического;
Николай Константинович Майоров 1912 г.р. – с химического;
Сергей Васильевич Гойтанников 1920 г.р.,
Герман Петрович Приезжев 1920 г.р, ,
Григорий Михайлович Смирнов 1915 г.р. - с биологического ...

Война показала, что университетская военная кафедра во главе с комбригом Владимиром Павловичем Распоповым подготовила хороших, умелых офицеров запаса, уже на университетской скамье постигших трудную науку военного дела.

Вот как, например, вспоминает об этих апрельских днях 1942 года помощник начальника штаба артполка по разведке, воспитанник Казанского университета Игорь Михайлович Романов (после войны – доктор технических наук) о боях за деревню Фомино: «Ярко выделяясь черно-жёлтыми крестами на побеленных машинах, шли на наши позиции вражеские танки, за ними пехота в маскхалатах... Вот из соседнего окопчика, слева, выскочил и наискосок, наперерез танку побежал наш боец с высоко поднятой противотанковой гранатой. Вдруг он упал, но тут же поднялся и, припадая на левую ногу, снова побежал. Тут боец бросился с гранатой под гусеницы танка. Раздался взрыв. Машина встала. Справа и слева как-то неожиданно появились наши бойцы. Усилием воли я стряхнул с себя остатки оцепенения, всё ещё давившего меня после взрыва, вынул пистолет и с криком: – За Родину! – перемахнул окопчик и побежал вперёд в направлении остановившегося танка. Такие же призывы звучали рядом. Наши бойцы поднимались в штыковую контратаку».

За эти бои И. М. Романов был награждён медалью «За отвагу», ему было присвоено звание старшего лейтенанта.

Так было на всех фронтах Великой отечественной войны. Питомцы университета героически защищали свою Родину и вписали не одну страницу в летопись её боевой славы.

Михаил Тихонович Нужин (после войны – профессор, ректор университета) сражался за освобождение Крыма, Севастополя, Украины, участвовал в окружении Рижской и Курляндской группировок врага, Шаукат Таипович Хабибуллин (после войны – профессор, проректор по научной работе университета) воевал с мая 1942 года в действующей армии Брянского фронта, с боями прошёл всю войну до Берлина, Мансур Ибрагимович Абдрахманов (впоследствии профессор, заведующий кафедрой философии) был командиром пулемётной роты, участвовал в ожесточённых боях на Воронежском фронте, Евгений Прокопьевич Бусыгин (впоследствии профессор этнографии) воевал под Москвой, освобождал Польшу, Чехословакию, Румынию, Алексей Петрович Дедков (впоследствии профессор географии) участвовал в форсировании Днепра, окружении Ясско-Кишинёвской группировки врага, освобождал Венгрию и Чехословакию... Достойно сражались с врагом и многие другие посланцы Казанского университета.

Большая группа фронтовиков – питомцев университета была награждена орденами и медалями. Среди них, неупомянутые выше – преподаватели, лаборанты и студенты:
Василий Тимофеевич Макаров,
Александр Павлович Плакатин,
Иван Семенович Шевцов,
Павел Васильевич Маданов,
Семён Александрович Альтшулер,
Анатолий Васильевич Дороднов,
Семён Данилович Громаков,
А. В. Шмелев,
Г. В. Власов,
А. А. Фатхеев,
Файзи Файзуллович Файзуллин,
Николай Васильевич Колобов,
Константин Алексеевич Березин
Г. Ф. Агафонов,
Константин Владимирович Костылев,
Исмагил Гадиевич Сулейманов,
Василий Александрович Дуглав,
Сергей Николаевич Андрианов,
Моисей Герцевич Солодухо и др.

Не всем посланцам университета удалось дожить до великого дня Победы. По далеко не полным данным, в университет не вернулось с войны более 60 человек.

Погиб на фронте заведующий кафедрой марксизма-ленинизма, первый декан историко-филологического факультета, Александр Павлович Плакатин, комсомолец с 1922 года, член партии с 1928 года. В первые дни войны А. П. Плакатин ушёл добровольцем на фронт. Его жизнь оборвалась 3 апреля 1943 года. в боях за город Вязьму. Извещая университет о гибели заместителя командира по политчасти Н-ского полка, героя Отечественной войны, кавалера боевого ордена, честно и достойно выполнившего свой священный долг перед Родиной, начальник отдела Н-ского соединения писал: «Прекрасный, чуткий товарищ, отважный и решительный в боях, товарищ Плакатин снискал к себе всеобщую любовь и уважение коллектива нашего соединения, служа образцом того, каким должен быть солдат-коммунист. С глубокой скорбью сообщаем вам о гибели товарища Плакатина, просим вас сообщить об этой утрате товарищам и друзьям А. П. Плакатина, поддержать морально и, если необходимо, материально убитую горем семью А. П. Плакатина». Другое извещение об этом горестном событии было получено за подписью генерала, шести подполковников, девяти майоров, шести капитанов. «Вся наша часть,– писали они,– скорбит о погибшем большевике-воине. За смерть пламенного большевика, политработника Александра Павловича Плакатина жестоко заплатим немецким убийцам. Весь свой гнев обрушим на их головы. Отомстим за нашего боевого друга и товарища. Память об этом обаятельном человеке и пламенном борце за наше правое дело навсегда сохранится у бойцов, командиров, политработников».

Героически погибли на фронте Иван Ионов и Сергей Бурматин – студенты-однокурсники с историко-филологического факультета, именные стипендиаты, коммунисты. Полкового комиссара Ионова пуля сразила, когда он поднимал бойцов в атаку, Сергея Бурматина в клочья разорвала граната.

С отличием окончил в 1937 г. физико-математический факультет Абдулхак Шакирович Гайнуллин и был оставлен в аспирантуре по специальности астрофизика. По окончании её он представил диссертацию на рассмотрение специальной комиссии, которая должна была дать отзыв о работе в июне 1941 г. 1 мая 1941 г. он был зачислен на должность старшего научного сотрудника при астрономической обсерватории им. В. П. Энгельгардта. Но проработал там только два месяца. 1 июля 1941 года он был призван в армию, в рядах которой и прошёл славный путь от Орла через Чернигов на Житомир и Винницу. Под Житомиром он попал в окружение и вышел из него спустя месяц, когда в части его уже считали погибшим. Гайнуллин погиб в бою, отражая  атаки немецких танков в Винницкой области в январе 1944 года, на тридцатом году жизни. Он был награждён медалью «За отвагу» и орденами «Отечественная война II степени» и «Боевое Красное Знамя». Трижды раненый, он не покинул своего поста командира батареи, пока пуля врага не сразила его.

Ганий Суфьянович Хамитов в 1938 году с отличием окончил физико-математический факультет Казанского университета по специальности теоретическая физика. Пройдя сложную трудовую жизнь, коммунист Хамитов активно участвовал в общественной работе, в научно-исследовательском кружке, был хорошим спортсменом. После окончания физмата он работал старшим лаборантом при кафедре физики, а с 1 сентября 1939 года– переведён ассистентом по кафедре экспериментальной физики. На второй день войны, 23 июня 1941 года, Хамитов был призван в армию. В письмах он писал, что гордится тем, что отстаивает Родину на самых передовых позициях фронта. «Я воюю,– писал он,– не за какое-то геройство, а за священную нашу Родину, за социалистическое отечество, за дело партии...». Он лелеял надежду с победой вернуться домой, думал о большой научной работе. Но в начале 1943 г. было получено горестное извещение о том, что старший лейтенант Хамитов Ганий Суфьянович в бою за социалистическую Родину, верный воинской присяге, проявив геройство и мужество, погиб 11 января 1943 г. и похоронен у развилки дорог юго-западнее села Вертячего в Сталинградской области. Хамитов командовал батареей, которая защищала непокорённый Сталинград. Смелый и решительный, он не раз вызывал на себя огонь неприятеля. В 1942 г. десять бойцов под командой Хамитова держали круговую оборону 14 часов и уничтожили четыре немецких танка и 70 гитлеровцев. Этот подвиг бесстрашных воинов высоко оценила Родина, наградив командира батареи и его бойцов орденами и медалями Союза ССР.

Не вернулись с войны:
доцент кафедры органической химии Герман Ефимович Рудченко,
ассистент этой же кафедры Барей Шакурович Хуснутдинов;
ассистент кафедры аналитической химии Николай Константинович Майоров,
ассистент кафедры физической химии П. И. Раков,
ассистент Г. В. Баранов.

Погибли в боях:
парторг биологического факультета, аспирант Роман Фомич Фадеев,
выпускник биофака М. Н. Янковский,
аспирант-географ Алексей Яковлевич Белавин.

Значительными были потери физико-математического факультета: погибли на фронте ассистенты
В. Д. Патрушев,
Г. Б. Агафонов,
М. П. Винокуров,
Г. М. Кочергин,
К. С. Юнусов,
В. С. Сластников;
аспиранты
В. М. Марачков,
В. С. Шишканов,
М. Ф. Назевв,
М. А. Канунов,
А. Г. Захаров,
А. А. Разаков,
И. А. Шифрин.

Отдали свою жизнь в боях за Родину заведующие кафедрой физподготовки
Григорян Андреевич Зыков,
А. А. Скугаревский;
заведующий транспортом университета
С. А. Сороков;
рабочие и служащие
Т. М. Гуськов,
Н. П. Росляков,
И. П. Герасимов,
М. И. Миниченко,
А. В. Горшунов,
И. Д. Ламшанов;
директор библиотеки Михаил Дмитриевич Ланцов ...

Самоотверженно работали научные сотрудники, студенты, рабочие и служащие университета, оставшиеся в тылу. В грозные дни, когда фашисты рвались к Москве, в конце октября 1941 года было принято решение о сооружении Волжского оборонительного рубежа. Занятия прервались, более 600 человек выехало на трассу, начальником колонны был ректор Кирилл Прокофьевич Ситников. Работа проходила в труднейших условиях лютой зимы 1941–1942 годов, она продолжалась до 20 февраля. Хорошо передают обстановку этих дней строки из дневника студентки Г. Л. Вовченко; вот, например, как она описывает свой первый рабочий день: «Вышли из деревни мы в 7 часов утра... Народу шло много-много сотен. Повели нас прямо полем. А после дождей грязь липла к ногам, и идти было тяжело. Шли, как казалось тогда, бесконечно долго. Наконец, пришли. Студенты других институтов пришли раньше и уже начали работать. Нам показали, что делать. Надо было рыть окопы: 7 метров шириной и 3 метра в глубину. Копать принялись сначала очень энергично. Сняли верхний слой дёрна. Начали копать вглубь. Каждый взял с собой по куску ржаного хлеба, но давно уже ни у кого не было ни крошки и есть хотелось нестерпимо. Наконец, в 4 часа дня работы были окончены. Торопимся домой. Опять шли, шли, шли...».

И так работали каждый день. В дождь, в снег, в жестокий мороз... Без тёплой одежды (из Казани уехали осенью), без света – керосина или свечей хватило на пару недель, иногда без горячей воды, с килограммом сырого, плохо пропечённого хлеба. Но нытиков не было! Нужно было выполнить свою задачу!

«Потянулись полные трудового героизма окопные дни‚– вспоминала профессор Евгения Ивановна Тихвинская. – Наступили сорокаградусные морозы. А цепочка университетских сотрудников и студентов, иногда держась, подобно альпинистам, за длинную верёвку, каждый день пробивалась через снег и метели к месту строительства. Маяком служила высокая фигура и заячья шапка ректора университета Кирилла Прокофьевича Ситникова, возглавлявшего цепочку и работавшего наравне со студентами. И так изо дня в день, ранним утром и поздним вечером. Обогревались во время работ в большой отеплённой солдатской палатке и в стогах. Вернувшись на базу, получали хлеб... В бане не были за всё время строительства. Оборвались, обносились...».

Но правительственное задание было выполнено.

               Иван Михайлович Ионенко, Казань, 1979 г.

               Светлана Федорова, Казань, 15 октября 2023 г.


Рецензии
Светлая память!

Григорий Аванесов   20.11.2025 02:07     Заявить о нарушении