15 октября - День рождения М. Ю. Лермонтова



     Сегодня — 15 октября 2023 года — исполняется 209 лет со дня рождения моего горячо любимого поэта и художника — гениального Михаила Юрьевича Лермонтова. Очень сожалею, что в этот памятный для русской культуры день нет ни одной передачи, хотя бы по телеканалу «Культура», посвящённой жизни и духовной биографии этого неповторимого человека и поэта — первого защитника и прямого продолжателя традиций, заложенных великим русского поэтом А. С. Пушкиным.
     К сожалению, со времени 200-летия со дня рождения Лермонтова, т.е. с 2014 г., на нашем телевидении мне посчастливилось видеть только одну-единственную по-настоящему глубокую, сделанную с любовью, программу о Лермонтове — это авторская программа писателя и литературоведа Игоря Петровича Золотусского «Таинственная повесть». Хочу сказать ему огромное спасибо за это, поскольку в наше время приходится с болью в сердце слышать невежественные, а, порой, и лживые глупости и пошлости о высоконравственной и глубоко трагической личности Михаила Юрьевича. 
     Только что из вечернего выпуска «Новостей культуры» с Владиславом Флярковским с сожалением и возмущением узнала, как в очередной раз очередной современный горе-режиссёр изуродовал драму Лермонтова «Маскарад» — поставил в МХТ ужасающий спектакль, перемешав сюжеты лермонтовского произведения со всем, что только пришло ему в его постмодернистскую голову.
     Конечно, я всегда вспоминаю и с удовольствием пересматриваю и переслушиваю рассказы Ираклия Андроникова — замечательного, самобытного исследователя жизни и творчества Лермонтова, трудам которого мы обязаны очень многим: например, возвращением из Германии в Россию знаменитого акварельного автопортрета Михаила Юрьевича и созданием в Москве на Малой Молчановке первого и единственного Дома-музея Лермонтова, куда и был помещён автопортрет.
     В 2003 — 2005 гг. я неоднократно видела его в экспозиции Дома-музея. В октябре 2018 г., когда я пошла в Дом-музей на выставку к 110-летию Ираклия Луарсабовича Андроникова, надеясь непременно увидеть и любимый автопортрет Михаила Юрьевича, и текст, повествующий историю его создания, путешествия за границу и возвращения на Родину — в Россию, то, к большому огорчению, знаменитого автопортрета Лермонтова не оказалось ни на выставке, ни в постоянной экспозиции. Тогда я обратилась к молодым сотрудникам Дома-музея за разъяснением ситуации; они не сразу поняли, о чём говорю, но, в конце концов, высказали предположение, что автопортрет убрали в запасники по той причине, что акварель плохо переносит свет.
     Не знаю, как сейчас обстоят дела с этим самым любимым моим портретом Лермонтова, но думаю, что он должен быть в экспозиции музея, поскольку Ираклий Андроников привёз его именно для музея, чтобы все люди, приходящие туда, могли его увидеть. Увидеть именно подлинник — это чрезвычайно важно, тем более что в музее почти нет подлинных вещей, принадлежащих Михаилу Юрьевичу. Их вообще очень мало осталось, что многократно увеличивает драгоценность автопортрета для всех нас, кто искренне и глубоко любит Лермонтова.
     17 октября 2023 г. на сайте Государственного литературного музея прочитала следующее: В экспозиции Дома-музея М. Ю. Лермонтова на Малой Молчановке представлен знаменитый акварельный автопортрет поэта. Вот ссылка: https://www.goslitmuz.ru/istoriya-eksponata/?ID=611
     Сама я пока, к сожалению, не имею возможности сходить в любимый Дом-музей, но, если кто-нибудь сможет посетить его и проверить, так ли это, напишите мне, пожалуйста, — буду очень рада об этом узнать, поскольку для меня это важно.
     Надеюсь в дальнейшем продолжать тему о Лермонтове, а пока в заключение мне бы хотелось поделиться одним из моих самых любимых стихотворений Михаила Юрьевича. Давайте прочитаем его вместе и поразмышляем вдумчиво над смыслом.

***
Когда волнуется желтеющая нива,
И свежий лес шумит при звуке ветерка,
И прячется в саду малиновая слива
Под тенью сладостной зелёного листка;

Когда, росой обрызганный душистой,
Румяным вечером иль утра в час златой,
Из-под куста мне ландыш серебристый
Приветливо кивает головой;

Когда студёный ключ играет по оврагу
И, погружая мысль в какой-то смутный сон,
Лепечет мне таинственную сагу
Про мирный край, откуда мчится он, —

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога...


P.S. На «обложке» — фотография портрета М.Ю.Лермонтова работы Петра Заболотского (1837 г.), сделанная мною в Государственной Третьяковской галерее весной 2023 г.


Рецензии