Карл Дюпрель 4. Двуединство человека

Синтетическая картина Мира. Тезисы
Карл Дюпрель (1839 – 1899)

4. Двуединство человека

     Но если наш трансцендентальный субъект должен быть признан непрестанно деятельным, то между нашими чувственными и трансцендентальными функциями существует временная параллельность, то есть мы оказываемся существами, одновременно сопричастными и миру чувственному, и миру трансцендентальному. Умирая, мы погружаемся в сверхчувственный мир не впервые; мы живем в нем и при жизни.

     "Только часть нас закована в тело, говорит Плотин, и мы находимся в таком же положении, в каком находился бы человек, которого ноги были бы погружены в воду, все же остальное тело было бы вне ее".
     По Плотину, человек имеет двоякую душу: высшую, погруженную в сверхчувственное, и низшую, заключенную и действующую в теле. Наша высшая душа не выходит из недр умопостигаемого; она остается в них в течение всей нашей земной жизни; в чувственный мир может погрузиться только представляющая как бы придаток высшей нашей души наша душа низшая.
     Плотин говорит: "Души подобны амфибиям; они живут то в этом, то в ином мире, смотря по надобности". Но из одновременности существования лиц нашего субъекта следует, что с ослаблением чувственности в нас тотчас же обнаруживается, но не рождается и трансцендентальное сознание. Таким образом, как только устраняется к тому препятствие – наше чувственное сознание, наступает деятельность нашей высшей души, направленная на сверхчувственное.

     Переход наш в потусторонний мир представляет изменение формы нашей организации. Материалисты говорят: мы умрем, мир останется; мы же скажем наоборот: мы останемся, исчезнет лишь наш чувственный мир.

5. Наше место во вселенной

     Нравственный императив исходит от нашего трансцендентального субъекта.

     Из нашей земной жизни мы должны извлекать пользу для нашего трансцендентального субъекта. Мотивы нашего желания жизни – не здесь, не на земле; это наше желание есть трансцендентальное желание нашего субъекта, существующее и тогда, когда содержание нашей жизни уже не соответствует нашим земным желаниям и когда наше трансцендентальное желание жизни является для нашего земного лица чистым долженствованием. Значит, аскетическое подвижничество, индийское и христианское отшельничество, а равно и ежегодно учащающиеся в среде цивилизованных народов самоубийства основываются на неведении занимаемого человеком места в мире и на вытекающем из презрительного отношения к земной жизни непонимании ее задачи.
*

     Не только смерть, но и возрождение не может иметь одинакового значения для всех существ; оба процесса ставят различные существа в различное отношение к внешнему миру. Не все существа, умирая и возрождаясь, переходят в один и тот же мир.
*
     С изменением точки зрения на человека меняется и картина мира: одно мировоззрение получается в том случае, если смотреть на человека только с его чувственной стороны, другое, если смотреть на него, ка на двойное существо. Чем глубже мы исследуем человека, тем глубже поймем Мир, в котором живем.

     Итак, присоединив к познаванию внешнего мира самопознание, мы достигнем оживления потребности в метафизике, без которой немыслимы ни религия, ни философия, ни искусство. И сильнее, чем когда-либо, пробудится в нас эта потребность, если мы, не теряя из виду объективной природы, применим точный метод естествознания к познанию мистического зерна нашего существа. То поколение, которое выполнит эту задачу, найдет и переход от нашего мира в иные миры.

     В том числе, изучая сон, мы найдем трансцендентальное ядро человеческого существа, найдем и «дверь» в иной мир.


Рецензии
Уважаемый Владимир!
С интересом ознакомился с творчеством Карла Дюпреля, о котором ранее и не слышал даже. Понравилось его неоднозначное отношение к личности, которую он рассматривает в двух ипостасях...
Спасибо Вам за Ваш труд - популяризатора философской мысли.
Успехов Вам.

Дмитрий Ансеров   02.06.2025 20:22     Заявить о нарушении
Спасибо за добрые слова, Дмитрий!

Владимир Сукосян   03.06.2025 03:56   Заявить о нарушении