21. Не мытьём так катаньем

Июнь, 2019


Разорвав ядерную сделку с Ираном, США и их союзники в регионе Ближнего Востока накручивают ситуацию в Персидском заливе. Атаки на нефтяные танкеры в Фуджейре и Оманском заливе заставили вспомнить «тонкинский инцидент», имевший место 55 лет назад и ставший поводом к началу вьетнамской авантюры Вашингтона.


В 60-е годы ХХ века, так никем и не доказанная атака на американские эсминцы «Мэддок» и «Тэрнер Джой» в Тонкинском заливе у территориальных вод Северного Вьетнама, была использована для вмешательства США во вьетнамский конфликт и начала бомбардировок Вьетнама.


К чему это привело спустя десять лет, в 70-е годы ХХ века, всем известно: к поражению американцев и их южновьетнамских, лаосских и камбоджийских марионеток. США проиграли войну в Индокитае.


Сегодня странные вещи творятся в другом заливе другой части планеты. Сначала в порту Фуджейра (ОАЭ) вдруг врываются танкеры, наполненные саудовской нефтью, предназначенной для США. Причём число пострадавших кораблей посчитать долго не могут, называя разные цифры — от двух до десяти. И это в век информационных технологий и в том самом автократическом государстве, считающемся в современном мире совершенством во внедрении разнообразных «умных» причиндалов. Ну да ладно!


Танкеров оказалось только ДВА (запомните эту цифру!), и взорваны они были так аккуратно, что и нефть не разлилась, и все матросики живы. Правительство ОАЭ долго призывало весь мир не верить слухам о том, что в их оазисах стало небезопасно. Это и не мудрено! Потому что ещё пару таких взрывных событий и надежды сверхбогатых шейхов жить, когда кончится нефть, за счёт прибыли от глобального туризма в своё царство искусственных островов, могут рухнуть. В общем, жители эмиратов отделались легким испугом.


Но вот за тысячи километров от Персидского залива, по ту сторону Атлантики, в США этих взрывов сразу же не на шутку испугались. Вашингтон тут же обвинил в кознях Тегеран, которого видит виновником всех своих провалов на Ближнем Востоке, добавляя иногда Россию, Сирию и немного Китай. В свою очередь, иранское руководство категорически отвергло свою причастность к этим террористическим актам.


Взрывы в Фуджейре удивительно оказались на руку США. Вашингтон, прекратив свое участие в Совместном всеобъемлющем плане действий (СВПД) по иранской ядерной программе, не смог добиться того же от других его подписантов – Великобритании, Германии, Китая, России и Франции. Европейский Союз также высказался за сохранение сделки.


Поначалу в ход пошла санкционная дубинка. Против Ирана введены дополнительные американские санкции и запреты.

 
Эта же машина, применительно к другим строптивым участникам этой сделки, была испробована в случае с задержанием в Канаде Мэн Ваньчжоу, дочери основателя китайского технологического флагмана Huawei. Как известно, её выдачи требуют США, ни много ни мало, за якобы нарушение ею санкционного режима в отношении Ирана.


Этот урок никому не пошёл впрок, и взрывы в ОАЭ не повлияли на изменение позиций по сохранению СВПД. Не произвели впечатление и последовавшие атаки фантомов-беспилотников на трубопровод «Запад — Восток», прокачивающий нефть с саудовских месторождений к портам ОАЭ. В этом случае, попыток тоже оказалось ДВЕ (не забыли?), и тоже они были без жертв и серьёзных повреждений.


И вот теперь, месяц спустя – новые нападения на танкеры в Оманском заливе. Опять-таки ДВА (совпадение?) корабля, шедшие под флагами Норвегии и Панамы, были атакованы и повреждены. К счастью, жертв тоже не было. Но вот на этот раз были представлены впечатляющие картинки с пожаром и эвакуацией экипажей.

 
При этом толком сказать, кто атаковал и как, не может пока никто. Называют и якобы какие-то катера, и подрыв на установленной мине, и намекают на удары всё тех же дронов.


Это уже вызвало шквал осуждения в Европе. Великобритания заявила о решимости направить в регион дополнительные силы спецназа для охраны судов.

 
С решительным заявлением выступила Норвегия, которая рекомендовала всем судовладельцам обходить стороной территориальные воды Ирана, хотя инцидент произошёл, вроде как, в международных водах.


Вообще, выбор для атаки норвежского судна выглядит логичным. Норвегия, где располагаются многие исследовательские структуры НАТО, всегда очень чувствительна, наверное, и по этой причине, ко всему, что происходит за многие тысячи километров от её побережья. В общем хоре атлантической солидарности норвежские дипломаты и политики часто выступают зачинщиками и самыми громкими голосами всяческих осуждений и предупреждений.

 
Поэтому, кто бы ни стоял за организацией нападений на танкеры в Оманском проливе, они были наверняка знакомы с такими особенностями норвежского политического менталитета и явно рассчитывали на ответную резкую реакцию всей Европы.


Выбор для атаки другого судна выглядит как послание России и Китаю. Китаю, скорее косвенное, потому что нефть на танкере под панамским флагом все же предназначалась для Тайваня. И наоборот, для России – прямое предупреждение, поскольку на этом же судне значительное число экипажа состояло из российских граждан.


К чести Китая и России, они заявили о важности соблюдения многосторонней сделки по иранской ядерной программе. Причём Пекин это сделал уже после инцидентов в Оманском заливе. Москва, в связи с этим, призвала не спешить обвинять Иран в том, чего он не делал.


Вместе с тем, создавая ажиотаж в регионе Персидского залива, США пытаются вывести из равновесия Тегеран. Возможно, поддавшись этому политическому давлению, иранское руководство заявило о том, что два пункта СВПД оно выполнять не будет.


Это касается приостановки продаж на 60 суток обогащённого урана и тяжелой воды. При этом Президент ИРИ Хасан Роухани упрекнул участников СВПД, прежде всего, европейцев, в том, что они потворствуют проискам Вашингтона. А куда им деваться?


Инциденты в портах ОАЭ, на трубопроводе в Саудовской Аравии и Оманском заливе, вне сомнений, являются частью давления не только на Иран, но и на других участников СВПД, остающихся пока в фарватере достигнутых договоренностей по урегулированию проблем вокруг ядерной программы Тегерана. И в этом плане они, безусловно, выгодны США, если, конечно, не были ими прямо организованы.


Но всё же нынешняя ситуация у берегов Западной Азии похожа на те события 55-летней давности в Тонкинском заливе, у побережья Азии Юго-Восточной. Тогда, подготовившись и взяв курс на прямое вмешательство во внутренний вьетнамский конфликт, Вашингтон обвинил Ханой в обстреле, вы не поверите, тоже ДВУХ своих кораблей. Сейчас известно, что этого не было вовсе.


Как в прочем, позднее не было доказательств наличия у Саддама Хусейна или Муаммара Каддафи оружия массового поражения, или же фактов массовых расправ над мирными косовскими албанцами со стороны разгромленной под этим предлогом Югославии.


А сколько ещё таких же примеров можно найти в истории, далёкой и близкой.
Вот и выходит, что отсутствие доказательств вины всё же не мешает развязывать войны, добиваться геополитических преимуществ, загонять в угол народы и страны, что называется, ни мытьём, так катаньем.


Гадать, что последует за атаками в регионе Персидского залива, можно долго. Пока же ясно только одно: мир не меняется, или меняется, очень уж не спеша.


Июнь, 2019


Рецензии