Богохульство

 Богохульство – оскорбительное или непочтительное слово (помысл, мысль) в отношении Бога или святыни (в расширенном смысле под богохульством может пониматься и действие, и поведение, выражаемое оскорбительное или непочтительное отношение к Богу или святыне).

 Икона "Троица" написана Андреем Рублевым по просьбе игумена Троицкого монастыря (ныне — Троице-Сергиева лавра). Точные даты написания неизвестны. По распространенной версии, ее создали во время строительства и росписи иконостаса каменного Троицкого собора в 1420-е годы. Она считается единственной дошедшей до наших дней иконой, полностью созданной Андреем Рублевым.

 Размер иконы — 142 на 114 сантиметров. Она написана яичной темперой на липовой доске, загрунтованной левкасом (меловым клеем на основе льняного масла), и покрыта олифой. Ее использовали для закрепления изображения вместо лака. Из-за того, что олифа со временем темнела, художники периодически прописывали новое изображение поверх него.

 В общей сложности икона находилась в Троицком соборе около 500 лет. Большую часть этого времени ее скрывали от прихожан оклады. В 1575 году царь Иван Грозный преподнес иконе золотой оклад, а в 1600 году Борис Годунов — золотой оклад с драгоценными камнями. С 1800-х годов ее почти полностью покрывал серебряный оклад, из-под которого виднелись только стопы, кисти рук и лики ангелов.

 В 1929 году по распоряжению Народного комиссариата просвещения РСФСР "Троица" была передана в Государственную Третьяковскую галерею для проведения временной выставки. Затем иконе присвоили инвентарный номер и оставили на постоянном хранении. В 1941-1944 годах, во время Великой Отечественной войны, икона вместе с другими ценностями находилась в эвакуации в Новосибирске.

 Сюжет иконы "Троица"
 На иконе изображен сюжет из Ветхого Завета о явлении Аврааму Бога в виде трех ангелов: Отца, Сына и Святого Духа.

 Согласно тексту из Ветхого Завета, к Аврааму как-то пожаловали три таинственных путника.

 "Он возвел очи свои и взглянул, и вот, три мужа стоят против него. Увидев, он побежал навстречу им от входа в шатер и поклонился до земли...".

(Книга Бытие 18:2)

 Авраам усадил их за стол и угостил разными яствами, за что и был удостоен откровения о скором рождении у него сына Исаака. Два ангела позже удалились (по преданию — наказывать город грешников Содом), а один остался беседовать с будущим прародителем еврейского народа.

 На наиболее древних версиях иконы изображены мужчины-путники в реалистичном виде. На них присутствуют и другие детали ветхозаветной истории: в сюжетах изображается и Авраам, сидящий под деревом, и его жена Сарра, и слуга, который закалывает тельца для угощения.

 Но в "Троице" Рублева сюжет сосредоточился только на трех ангелах.

 Фигуры настолько вплотную подведены к полям иконы, что других персонажей здесь даже невозможно представить. Именно поэтому эта икона принципиально отличается от более ранних вариантов иконографии: она воспринимается именно как моленный образ, который нацелен на цельное, сильное духовное переживание, а не на рассказ о событии.


 Андрей Рублев выстроил композицию по кругу — зритель скользит взглядом от одного ангела к другому и не останавливается ни на одном из них. Так создается ощущение непрерывности этого круга, равенства каждого персонажа, их особого единства.

 Зрительский взгляд замирает именно в пространстве между ангелами: художник словно подчеркивает, что ни один из них в отдельности не является Богом, но Бог находится среди них, в незримом пространстве.

 Каждую деталь иконы можно рассматривать как особый символ. Отказавшись от многообразия сцен, художник оставил только самые важные части сюжета.

 Ангелы, изображенные на иконе, абсолютно одинаковы, что намекает на триединство, но за спиной каждого — персональный фон. За спиной центрального ангела написано дерево (Древо Жизни, аллегорическое изображение потерянного рая). Обычно этот образ отождествляется с Богом Отцом. За спиной ангела, сидящего слева — храм (символ Святого Духа), восседающего справа — гора (символ Голгофы и подвига Иисуса Христа).

 В центре композиции разместилась чаша с головой тельца. Помимо прямого указания на тельца, которого Авраам предложил путникам, этот символ может отсылать и к новозаветному агнцу, то есть к жертве Христа.

 Этот сюжет христиане считают прообразом причастия.

 Существует ли единое толкование образов ангелов на иконе "Троица"
В иконах всегда есть три символа: неживая природа (горы), живая природа (деревья) и архитектура. Но в "Троице" они прямо привязаны к каждому ангелу. Специалисты полагают, что Андрей Рублев явно хотел таким образом раскрыть отношения ангелов и особенности каждого из них.

 Вопрос о том, существует ли единое толкование, какой из ангелов символизирует Бога Отца, какой — Бога Сына и Святого Духа, невероятно сложный для исследователей. Интерпретаций изображений очень много.

 Важно, однако, то, что в 1551 году знаменитый Стоглавый Собор утвердил икону Андрея Рублева в качестве канонической, подчеркивая, что это не изображение Божественных Личностей, а образ Божественного Триединства.

 Поэтому Собор запретил надписывать ангелов, отсекая таким образом всякую возможность указать окончательно кто есть кто. Также для этого образа было запрещено изображать так называемый "крещатый нимб" — иконографический прием, который указывает на Христа.

 Интересно, что у рублевской "Троицы" есть еще одно наименование — "Предвечный совет". Оно открывает другую сторону иконы. "Предвечный совет" — это таинственное общение внутри Святой Троицы о спасении человечества: Бог Отец с добровольного согласия Бога Сына отправляет Его в мир ради спасения людей.

 Таким образом, "Троица" Андрея Рублева предстает как сложнейший богословский текст. Икона сама по себе оказывается ближе к книге, чем к картине. Она не иллюстрирует, а символически указывает на нечто сокрытое и тайное.

 Почему "Троица" — величайший шедевр мирового искусства
То, что "Троицу" причисляют к величайшим шедеврам мирового искусства, не случайно. В начале XX века реставратор Василий Гурьянов нашел способ снимать слой олифы с потемневших икон. В 1904 году он расчистил маленький фрагмент изображения одежды на "Троице", и все увидели удивительный, пронзительный голубой цвет Рублева.

 К иконе устремились сотни паломников. Монахи испугались, что древний образ могут испортить, закрыли икону окладом и запретили дальнейшие работы с ней. Завершили начатый процесс только в 1918 году, когда Лавру уже закрыли.

 Тогда там работала реставрационная бригада под руководством Игоря Грабаря. Когда они раскрыли икону полностью, то увидели удивительные цвета: пронзительный голубой, золотой и темно-красный, почти вишневый. Местами также присутствовал розоватый оттенок, а на одеждах проступала зелень.

 Исследователи отмечают, что и в этих цветах, и в самой композиции иконы заложен глубочайший смысл.

 "Икона через свое художественное совершенство открывает зрителю Эдем. А что такое Рай? Это бытие Святой Троицы, Бога. Куда нас зовет Господь? Не к духовному комфорту, а туда, где будет единство человека и Бога. Просто посмотрите на икону: сидят три ангела. Они занимают три стороны четырехугольного престола, но четвертая сторона свободна... Она как бы привлекает нас. Это и место, оставленное для Авраама, которого посетила тогда Святая Троица, и место, оставленное для каждого из нас", — объясняет искусствовед, специалист в области христианской культуры Ирина Языкова в интервью журналу "Фома".

 То есть, человек, стоящий перед "Троицей", становится четвертым участником, как бы проникает внутрь изображения. В этом проявился гений Рублева, позволивший ему создать настоящий шедевр древнерусской живописи. В "Троице" сосредоточено все: и богословская глубина, и художественное совершенство, и обращенность на человека — диалог с ним. Эта икона — золотая середина гармонии и совершенства.



                Гундяев, тот ,что Патриарх Всея Руси
                себя увековечил на святой иконе,
                писал Рублёв не для него, поди спроси
                зачем Кирилл кощунствует на этом фоне?


 Портрет патриарха Московского и всея Руси Кирилла поместили на картину с «Троицей» Андрея Рублева (XV век). На это обратил внимание бывший священник, ныне богослов Андрей Кураев, соответствующий пост опубликован в его блоге. Пресс-служба Русской Православной церкви опубликовала фотографии с очередного заседания Священного синода в Даниловском монастыре. На одной из них — картина с изображением патриарха на фоне знаменитой иконы Рублева. «Этот [патриарх] уже обожился и стал четвертым лицом Троицы прямо при жизни. Патриарх Кирилл держит такой портрет в своей резиденции в Даниловом монастыре», — написал Кураев в своем блоге.

 На заседании Священного синода РПЦ заметили картину с дорисованным на ней патриархом. как выяснилось, эту картину написал ещё 10 лет назад художник Игорь Бабайлов. Пользователи соцсетей высказались о том, что это некорректно и нескромно. Но в РПЦ заявили, что "только психически больной человек увидит что-то неправильное" на полотне.

 Самым здравым решением в ситуации вокруг репродукции иконы «Святая Троица» Андрея Рублева с пририсованным на ней патриархом Кириллом, было бы «убрать портрет куда-то в хранилище». Такое мнение в разговоре с RTVI выразил бывший протодиакон Андрей Кураев, обративший внимание на картину.

 Вызвавшее неоднозначную реакцию полотно экс-священник заметил на одной из фотографий с заседания Священного синода Русской православной церкви (РПЦ), которое прошло 11 октября. На снимке изображен глава Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, за спиной которого висит картина с портретом главы РПЦ, стоящим на фоне рублевской «Троицы». Андрей Кураев принял такую репродукцию за попытку причислить действующего патриарха к лику святых. «Некорректной» картину посчитали и в сети.

 Представитель РПЦ по связям с общественностью Вахтанг Кипшидзе, комментируя возникший скандал, заявил, что «только психически больной человек увидит что-то неправильное» в полотне. По его мнению, бывшему протодиакону «больше нечем заняться, кроме как рассматривать фотографии на сайте Московской патриархии». Кипшидзе также отметил, что в изображениях людей на фоне икон нет ничего предосудительного. То же касается и снимков, которые многие люди делают при посещении храмов и церквей.




 
             


Рецензии
Во это да! Даже страшно представить, чье еще изображение может появиться на иконах!

Виктория Варенец   18.10.2023 11:18     Заявить о нарушении
Они уже появляются...что может страшнее сатанистов?!
Спасибо Вам Виктория за отзыв, успехов и здоровья!!!

Евгений Полуэктов   18.10.2023 13:33   Заявить о нарушении