Достраивать или сносить

События, о которых я хочу написать, произошли уже после моего отъезда из Хабаровска. Но я уже писал, что всё, что касается моего любимого и родного города, меня интересует даже и за тридевять земель.

Почти стометровая высотка на улице Карла Маркса в районе «Павленко» появилась довольно странным образом. Ее история началась ровно двадцать лет назад, с того, что в 2003 году стартовали работы над корректировкой генплана Хабаровска, в рамках которых были утверждены «объемно-пространственные композиции города», где определили так называемые «высотные акценты» застройки на перспективу.

Именно тогда на участке Павленко - Карла Маркса - проспект 60-летия Октября впервые было предусмотрено строительство высотных объектов общественного назначения (грубо говоря - административные здания, торговые центры и т.д.)

Под это дело местный проектный институт нарисовал концепцию из трёх зданий, одно выше другого, под названием «Новый квартал». Собственно, как признавались сами проектировщики, всерьез на воплощение этой красивой картинки в жизнь никто особо не рассчитывал. Однако уже в 2004 году к городским властям обратилась местная строительная компания, заявившая о намерении воплотить фантазию проектировщиков в жизнь. Ей без волокиты отвели участок, и проект, разбитый на три очереди, начал строиться.

Первое, самое низкое здание, под офисы и торговый центр, было возведено быстро и введено в эксплуатацию в 2007 году.

Второе, офисно-гостиничное, начало строиться следом. По проекту эта 103-метровая 28-этажка должна была стать самым высоким зданием в городе, превзойдя на 8 метров Спасо-Преображенский собор (как известно, его высота, если считать с крестом - 95 метров). Работы шли бодро, на них внешне никак не отразился даже кризис 2008 года, из-за которого остановились многие стройки в городе.

- На строительстве высотки «Нового квартала» я поработал месяца полтора, примерно в 2008 году. Как раз поменялся генподрядчик, а я был мастером со стороны новой организации. Объект уже тогда был фактически достроен. По крайней мере, доделывали саму коробку. Но потом что-то случилось и опять поменяли генподрядчика, которых вообще тасовали, как карты в колоде. Какое-то время тогда работали сразу две компании. Одни передавали дела, другие их принимали. А строительно-монтажными работами занимались ребята из-за рубежа. Все они делали хорошо, но в части некоторых вещей абсолютно безответственными были. Например, как-то в выходной пошел с обходом по объекту. Слышу жуткий грохот со стороны шахты лифта, пустой, естественно. Заглянул туда и еле успел убрать голову обратно, потому что этажа с 15-20 на меня летел деревянный поддон. Выяснилось, что этим умникам поручили убрать все лишнее с верхних этажей, а они не хотели ходить пешком и просто бросали все, что считали лишним, вниз. Строго говоря, по этой же причине они сделали себе туалет этажом ниже того, где лили монолит. Воняло страшно, - рассказал один из строителей бизнес-высотки.

Самое высокое здание Хабаровска - порядка 98 метров
Как выяснилось позже, в этот момент уже начались финансовые проблемы. Собственных средств у инициатора проекта практически не было, работы велись в основном на банковскую кредитную линию и средства дольщиков. Более ста бизнесменов из Хабаровска и других городов вложили средства в квадратные метры в этой высотке. Кризис привел к системным сбоям в финансировании, в результате чего инициатор проекта переуступил права на него другой организации, но и у той не хватало ни сил, ни средств. Однако внешне это до поры до времени почти никак не проявлялось.

- Я примерно в 2009 году устроилась секретаршей в организацию, которая управляла «Новым кварталом» и проработала там около полугода. Это была очень странная работа. Я никогда не видела никого из руководителей и практически все время проводила в офисе, который располагался в уже построенном первом здании, одна. В мои должностные обязанности входило отвечать на звонки и письма, но почти никто не звонил и не писал. Мне знакомый строитель говорил, что это потому, что из-за кризиса весь рынок на дне, коммерческая недвижимость сейчас никому не интересна, но он был уверен, что все это пройдет и «башню» достроят. Еще помню какие-то жуткие проблемы с кондиционером, который был один на все здание. Он никак не хотел работать, летом было невыносимо. Зарплату при этом платили без проблем, - рассказала хабаровчанка Ирина.

2010 году, когда доделывались верхние этажи, проект был скорректирован в сторону уменьшения - из него убрали примерно пятиметровую башенку на крыше. Сделано это было потому, что свежими поправками в Градостроительный кодекс РФ здания свыше ста метров признавались уникальными и на их застройщиков возлагались повышенные меры ответственности. В итоге законченная коробка оказалась примерно 98-метровой - то есть, все равно самой высокой в городе.

Известно, что осенью 2010 года велись круглосуточные работы с целью запустить тепло в здание и заняться отделкой. Создавался так называемый тепловой контур - доделывался фасад, ставились окна, подготавливались стены под установку радиаторов. В итоге тепло так и не запустили, и в январе 2011 года стройка в готовности примерно 70 процентов остановилась окончательно.

Правда, через пару лет хабаровчане заметили какое-то шевеление на стройплощадке, но это разбирали кран и консервировали здание.
В 2013 году, ровно 10 лет назад, началась процедура банкротства застройщика, которая совпала с грандиозным скандалом с участием хабаровских дольщиков, вложившихся в супер-стройку. Они обвиняли первого руководителя проекта Константина Белинского в том, что он куда-то не туда дел инвестированные людьми миллионы. Тот парировал, что ничего никуда не девал, все делал правильно и вообще уже четыре года к этой стройке отношения не имеет.

Отметим, что в дальнейшем Константин Павлович работал в мэрии Хабаровска по части строительства, а потом в правительстве края на должности полпреда губернатора по Комсомольску-на-Амуре (эти должности учредил Вячеслав Шпорт в 2017 году непонятно зачем и уже на следующий год Сергеем Фургалом они были ликвидированы). Будучи полпредом, Белинский попал в крайне неприятную «клубничную историю» (которая, кстати, впоследствии закончилась снятием с него всех обвинений) аккурат перед выборами 2018 года и с тех пор на значимых должностях не светился.

Ну а почти построенный бизнес-центр на момент банкротства, 10 лет назад, считался вполне привлекательным активом, у властей была уверенность, что обязательно найдется инвестор, который доведет его до ума. Более того, о том, что такой инвестор практически нашелся, объявляли почти каждый год (с неизменным добавлением, что он не только доделает брошенное на полдороги второе здание, но и выстроит третью очередь, в 35 этажей и 130 метров высотой). Банк, в те годы владевший недостроем, поначалу выставлял его на продажу за миллиард 300 миллионов, что из наших дней выглядит весьма наивным. Потом цена начала стремительно падать и недавно докатилась до 174 миллионов. Именно за такую сумму в начале сентября выставлял объект на продажу банк непрофильных активов «Траст», но желающих не нашлось.

Вряд ли они найдутся и далее, поскольку ситуация в городе, стране и вокруг нее за последние 20 лет изменилась до неузнаваемости. Например, когда этот амбициозный проект только начинали реализовывать, Хабаровск по праву считался самым развитым и динамичным городом Дальнего Востока, был точкой притяжения людей и капиталов. 10 лет назад, на момент банкротства, этот образ слегка померк, но город выглядел достаточно перспективным. Сейчас же Хабаровск в таком стагнирующем состоянии, что высотный супер-бизнес-центр здесь просто никому не нужен.

К тому же эксперты отмечают, что покупка здания для потенциального инвестора - это даже не полдела. О 70-процентной готовности объекта теперь можно говорить лишь весьма условно. За 10 с лишним лет там сдуло ветром часть окон, оторвало куски кровли и обшивки, внутри все заливает дождями и отваливается.

- Но даже если купить его за бесценок и достроить по-минимуму, не совсем понятно, что с ним делать дальше. Подъезд сейчас только с одной стороны. Логистическая доступность очень слаба, надо строить чуть ли не полноценную развязку. Обслуживание будет очень затратным, а вот арендаторы вряд ли встанут в очередь. Посмотрите на действующие аналогичные помещения. Офисная недвижимость только в том случае приносит доход, если хотя бы 50 процентов ее помещений занимает один крупный «якорный» арендатор, и хотя бы 20 процентов - более мелкие. Кто в нашем городе сейчас может забрать половину этой громадины? - отметил специалист по сопровождению проектов с недвижимостью.

Как говорится, проще снести, чем достроить. Однако, на самом деле совсем не проще.
- Я думаю, цена этому зданию стремится сейчас к одному рублю, но и за него его вряд ли кто-то возьмет в обозримой перспективе. Я сильно сомневаюсь, что объект будет достраиваться в том виде, в котором есть. Чтобы ввести его в эксплуатацию, надо решить массу проблем, которые стоят там довольно остро - в частности, это подключение к энергоснабжению. Нужна полная оценка несущих конструкций, поскольку объект долго стоял без всякого присмотра. К тому же нормы по вводу в эксплуатацию с тех пор поменялось. Наверно, покупателю будет проще его снести, но и это огромные затраты. Это не десятки, а сотни миллионов. Однажды его конечно продадут, когда в городе не останется других мест под застройку. Но на сегодняшний день в Хабаровске есть масса других площадок, куда инвестор с минимальным риском и высокой доходностью может вложить свои средства, - считает специалист в сфере инвестиций в недвижимость.

Конечно, жаль, что такой уникальный и почти реализованный проект в итоге оказался не востребован и в обозримом будущем у горожан не будет возможности полюбоваться видами с верхних этажей самого высокого здания Хабаровска.

Напомним, долго пустовавшее здание гостиницы «Узала» в центре города, за Центральным гастрономом, в итоге купили структуры, связанные с работой на железной дороге. Сейчас пятизвездочный отель переделывают в офисное здание. 
***
Эту заметку я написал Иван Васильев, я нашел её в  новостях Хабаровска на DVHAB.ru


Рецензии