Горькие яблоки

      На природу из многомиллионного Киева я люблю выезжать на автомобиле удобным, коротким для себя маршрутом. Включаешь любимую FM-станцию и под лёгкую музыку неспешно катишься. Проезжаешь современный район города, двигаешься по широкому шоссе, вдоль трамвайной линии, переезжаешь через мост, сворачиваешь направо и въезжаешь на дорогу, окружённую плотным полукольцом деревьев.                Граница города закончилась. Раньше это были удалённые и труднодоступные места, из-за заливных лугов, озёр на Левом берегу. Время изменило все. Город невероятно расширился, масштабные проекты жилых комплексов поглотили окружающую природу.                Уже никто не помнит, что здесь, ещё несколько десятков лет, оставалась дикая природа в первозданном виде, и были рыбацкие хутора, где люди жили со своими многовековыми обычаями.                Моя машина проезжает через старое село. По преданию, в старину здесь находились погреба киевских монастырей с запасами яблок, овощей и мёда. Местная молва утверждает, что из-за обилия рыбы в реке Десна, первым поселенцем в этом месте был всё же рыбак. Сюда всегда любят добираться рыболовы. Здесь даже воздух другой, проезжая, можно побольше приоткрыть окно машины и на всю грудь вдохнуть весенний аромат цветущих садов. За зиму отвыкаешь от ярких красок, и взгляд моментально ловит живописные узоры. Благоухающий цвет яблонь, вишен, абрикосов и появление сочной зелени напоминают о скором приближении лета.                Я любовался этим картинным зрелищем. Меня отвлёк, рядом с автобусной остановкой, – одиноко стоявший с палочкой седой старичок. Он внимательно всматривался в каждую проезжавшую мимо машину. Мне показалось, что старик ожидает маршрутку. Я притормозил рядом с ним и окликнул его через открытое окно:               
     – Вас  подвезти? – спросил я старика.               
     – Спасибо, не надо, – слабым голосом ответил он и покачал головой.                Отъехав от остановки, я про себя подумал: «Странный старик, ожидает маршрутку на остановке и отказался от моей помощи. Возможно, он подумал, что за дорогу надо платить. Следовало бы ему сказать, что подвезу его бесплатно, – продолжал размышлять я, – ладно, доберётся дедуля». Проехав дальше, я опять вернулся к своим мыслям о предстоящей, долгожданной рыбалке.                Прибыв на место, я удобно разместился на берегу речки и наслаждался перезвоном колокольчиков, развешанных на кончиках своих спиннингов, и вкусными припасёнными бутербродами с колбасой и сыром.  День выдался чудесный, я хорошо отвлёкся от своих ежедневных проблем и освободился от накопившейся эмоциональной нагрузки за прошедшую рабочую неделю.               
  Солнце медленно садилось.  Улов был небольшим, но на хорошую уху мне хватило рыбы, и, оставшись довольный своим отдыхом, я стал собираться в обратную дорогу.                На автобусной остановке опять приметил старичка, который продолжал смотреть неподвижным взглядом в направлении города. «Да, странный старик», – я вновь подумал про него, проехав мимо.               
Отпуск у меня предполагался не скоро,  и  я старался, когда была возможность, вырываться на речку.
Через две недели  я снова  выехал на Десну. Проезжая живописное село, я заметил опять знакомого старичка, но уже неподвижно сидевшего на скамеечке.  «Понятно, дедуле скучно находиться дома, и он выходит к дороге, как к телевизору; так в сёлах многие пенсионеры делают», – догадался я.                Все лето, и до поздней осени, каждый раз, когда ездил по этой дороге, я много раз встречал этого деда, но уже не обращал на него особого внимания.               
    Следующий год у меня был очень насыщенным, было много командировок, новых проектов, и у меня даже не хватало свободного времени на моё увлечение рыбалкой.               

    Прошло два года, и я как-то со своим другом Юрием решили выбраться на рыбалку.               
     – Юра, мы поедем на моё любимое место, без рыбы не останемся. Я тут все места хорошо знаю, кстати, вот увидишь, сейчас перед поворотом будет автобусная остановка и на табуретке, будет сидеть старик, – старался я поразить своего друга знанием местности.               
   – Вот, смотри…– я остановился на полуслове и даже притормозил машину.                На месте, где сидел обычно старик с палочкой, я увидел изваяние из гипса, напоминавшее мне старика.               
   – Ну, ты и шутник, – это декоративная скульптура для сада, то ли из полимера, то ли из искусственного камня. Сейчас модно в богатых загородных домах, в саду, ставить такие скульптуры: собачек, птичек, даже могут корову постановить. Оригинально придумали – старичок с палочкой на скамеечке, молодцы!                Я не знал, что ответить Юрке, но меня это изваяние взволновало.  А где старик? Что это за скульптура?  Все время крутились в моей голове эти вопросы.  Как-то даже настроение испортилось, и меня уже не радовала рыба, которой мы в тот день много наловили. Я стал раньше собираться домой.               
     – Может, ещё половим? Рыба ведь хорошо клюёт, – вопросительно посмотрел на меня Юра.               
     – Нет, давай собираться, синоптики обещали во второй половине дня дождь.                Всю обратную дорогу мне все время не давала покоя мысль: «Куда делся старик? Что это за изваяние?»                Впереди, вдоль трассы сидели женщины с полными вёдрами яблок. Год был хорошим на урожай яблок.               
    – Тебе яблоки домой надо? Тут можно очень дёшево купить ведро яблок.               
   – Нет, мне не надо. У нас на даче полно их, я ещё свой урожай не собрал, – ответил Юра.               
   – Ну, ты тогда посиди в машине, а я подойду, узнаю, почём местные яблочки.               
   – Хорошо, – согласился мой товарищ.                Я вышел из машины и направился к торговому ряду продавцов.               
   – Попробуйте мои яблочки, это не такие, как у вас в городе польские парафиновые, они без химии. Мужчина, не уходите, пробуйте яблочки, – не стесняйтесь! – сказала загорелая, приятно улыбающаяся, пятидесятилетняя хозяйка яблок.               
   – Да, я обязательно попробую. А вы тут живете?               
   – Конечно, я тут всю жизнь живу, вон мой дом и яблоки эти из моего сада.               
   – Извините, я давно тут не был… Два или три года назад возле автобусной остановки каждый день сидел старичок, сегодня я увидел гипсовое изваяние, что случилось с дедом?               
   – А, вот вы, о чем… Этого деда звали Архип. Жил он одиноко, вдовец был...  У него была дочь, закончила медицинский колледж, – медсестра, значит. Работы в селе для нее не было, после нашей медицинской реформы. Вот она уговорила своего пожилого отца, что поедет в город, устроиться на работу, и через неделю приедет.                Дед Архип через неделю вышел на остановку встречать её. Каждый день, он более двух лет, выходил на остановку встречать свою дочь, а она так и не приехала. Мобильного телефона у него не было, и ее номера он не знал. Умер Архип прошлой зимой…               
 Эту историю у нас все знают.  В селе у нас живёт известный скульптор, вот он и слепил такой памятник деду Архипу. Всем нравится, к нам даже телевизионщики приезжали, – снимали.  А в начале этого лета, как-то приехала на большой машине молодая очень красивая женщина.  Вышла она из машины, постояла возле скульптуры, положила маленький букетик и уехала. Бабы говорили, что это и была дочь Архипа. Вот такая история... Ну, а яблоки вы берете?               
   – Да, – ответил я и отдал женщине деньги.               
   – Я вам сейчас в пакет пересыплю яблоки, – сказала она.               
    – Спасибо, не надо,  передумал, – я развернулся и направился к своей машине.               
    – А яблоки? Вот так чудик! – услышал я в след слова удивленной женщины.                Я сел за руль и молча, ехал до самого города.               
    – Ну, почему ты не купил яблоки? – нарушил тишину мой друг.               
    – Они горькие…               
 


Рецензии