Белорус под Андреевским флагом

Самый великий черноморский моряк - уроженец Беларуси Александр Иванович Казарский, командир парусно-весельного брига  Меркурий, который в сражении у пролива Босфор с двумя турецкими линейными кораблями, умудрился поломать им такелаж после чего без больших потерь своим ходом прибыть в Севастополь....

14 мая 1829 года бриг «Меркурий», которым командовал Казарский, был настигнут двумя турецкими кораблями «Селимие» и «Реал-беем». Оба корабля имели десятикратное превосходство в количестве орудий. Бриг, тем не менее, одержал полную победу над противником.

Ежели в великих деяниях древних и наших времён находятся подвиги храбрости, то сей поступок должен все оные помрачить, и имя сего героя достойно быть начертано золотыми литерами на храме Славы: он называется капитан-лейтенант Казарский, а бриг — «Меркурий»,
— написал потом в своих воспоминаниях один из турецких морских офицеров, служивший в момент боя на корабле «Реал-бей».

Как только командиру корабля Казарскому стало ясно, что избежать столкновения с турецкими кораблями не удастся, он принял решение стоять до последнего. Канониры корабля заняли свои места у артиллерийских орудий.

По неприятелю был открыт огонь из 3-х фунтовых пушек. Чтобы не отвлекать матросов от работы веслами, места артиллерийской прислуги заняли сами офицеры брига, в том числе и Казарский. Когда «Селимие» попытался обойти бриг справа, «Меркурий» дал ответный залп орудиями правого борта. В конечном итоге «Меркурий» успешно маневрировал под огнем неприятеля. На бриге трижды вспыхивали пожары и трижды их успешно тушили. Канонирам брига удалось перебить ватер-штаг и повредить грот-брам-стеньгу корабля «Селимие». После этого поломался гротовый рангоут турецкого корабля и «Селимие» лег в дрейф. Он вышел из боя, после чего противостоять «Меркурию» остался лишь один «Реал-бей».

Турецкий корабль атаковал «Меркурий», но также безуспешно. Ответным огнем канониры брига перебили левый нок фюр-марса-рея турецкого корабля. «Реал-бей» лишился возможности преследования брига. После этого «Меркурий» направился в сторону Сизополя.

Результаты боя впечатляли. На «Меркурии» погибло всего четыре члена экипажа, шесть человек получили ранения различной степени тяжести, бриг получил 22 пробоины в корпусе, 133 в парусах, 16 повреждений в рангоуте, 148 в такелаже, все гребные суда на рострах разбиты, повреждена одна карронада. Конечно, потери на «Реал-бее» и «Селимие» были намного выше, но их точное количество осталось неизвестным.

Подвиг брига «Меркурий» не мог не вызвать искреннего восхищения всей тогдашней России. Сложно было поверить в то, что маленький бриг одолел два неприятельских линейных корабля. Впечатлял и героизм офицеров и матросов «Меркурия».

Естественно, сам Александр Казарский за подвиг был награжден орденом Святого Георгия IV класса. Его произвели в чин капитана 2 ранга и назначили флигель-адъютантом. В герб фамилии Казарских было включено изображение тульского пистолета как символ готовности пожертвовать собой. Этот пистолет Казарский перед боем положил на шпиль у входа в крюйт-камеру, чтобы последний офицер, который бы оставался в живых на бриге «Меркурий», выстрелил и взорвал бы порох.

Карьера капитана Казарского после подвига брига «Меркурий» пошла в гору. Для флотского офицера в то время чин капитана 2 ранга был уже очень серьезным достижением. Казарского перевели на должность командира 44-пушечного фрегата «Поспешный», с которым он участвовал во взятии Месемврии. Затем с 17 июля 1829 по 1830 год Казарский командовал 60-пушечным фрегатом «Тенедос», на котором три раза ходил к Босфору.

В качестве флигель-адъютанта Казарский также выполнял различные поручения, например в 1830 г. вместе с князем Трубецким его отправляли с визитом в Англию для поздравления короля Вильгельма IV. Уже в 1831 году, через 2 года после подвига, Александр Казарский получил чин капитана 1 ранга и включен в состав свиты императора Николая I. Это была впечатляющая карьера – с командира маленького брига и капитан-лейтенанта за два года до капитана 1 ранга и члена императорской свиты.

В качестве члена свиты Казарский выполнял поручения, связанные с управлением военно-морским и гражданским флотом Российской империи. Например, он ездил в Казань для определения целесообразности существования Казанского адмиралтейства. Затем Казарский прошел из Белого моря до Онеги, изучая возможность открытия нового водного пути.

Но высокий пост Казарского сыграл роковую роль в его судьбе. В 1833 году Казарского направили проверить тыловые службы и конторы портов на Черноморском побережье. В Николаеве, куда Казарский прибыл для проверки, он внезапно умер в результате отравления кофе с мышьяком. Судя по всему, отравители капитана имели высоких покровителей, так как расследование так и не было доведено до конца, а виновные не были установлены и не понесли никакого наказания.

Безвременно скончавшийся Казарский стал знаковой фигурой в истории российского флота. Его имя увековечили еще в Российской империи. В Севастополе был установлен знаменитый памятник Александру Казарскому, в его честь было названо несколько военных кораблей.

Еще ряд кораблей был назван в память о бриге «Меркурий». Так, в 1865 г. такое название получил корвет «Память Меркурия», в 1883 г. – крейсер «Память Меркурия», а в 1907 г. в «Память Меркурия» переименовали крейсер «Кагул». Крейсер носил такое название до 1918 года, когда власти УНР переименовали его в «Гетмана Ивана Мазепу». Но экипаж  не захотел служить под  желто - голубым флагом, да еще и на корабле с "неоднозначным" названием и сошел на берег, забрав с собой Георгиевский флаг.

Уже в 1960-е годы советское командование пришло к выводу о необходимости возвращения к славным традициям русского флота. Имя «Память Меркурия» получило малое гидрографическое судно. В начале 2019 года новый российский корвет проекта 20386 получил имя «Меркурий», 13 мая 2023 года в городе Балтийске на корабле был поднят Андреевский флаг.

На фото: Памятник А.И. Казарскому в Севастополе


Рецензии
о казарском читал и потрясен его подвигами в тч против любовницы грейга-но не знал что он белорус!вечная слава капитану казарскому!

с покл нч!

Ник.Чарус   24.10.2023 20:48     Заявить о нарушении
Автор некомпетентный человек, который начитался беллетристики и теперь выдает ее за истнину.

Никакой ревизией в Николаеве А. И. Казарский не занимался и не мог заниматься поскольку никогда не был специалистом в этом деле.
Ревизиями занимаются ревизоры, а флигель-адъютант императора может возглавить их группу, если нужен такой высокий статус, но не более.
Ко всему прочему ревизии в любом крупном предприятии каким были порты проводит не один человек, а бригада ревизоров в которой одни занимаются финансовыми вопросами, другие учетом расходом сырья и материалов и пр.

В феврале 1833 г. флигель-адъютант Казарский высочайше назначен для содействия гр. Воронцову по предмету амбаркирования (посадки на корабли) войск, отправлявшихся для участия в Босфорской операции (РГАВМФ ф. 243, д. 108ОЗ, лл. 59—60.)
Многочисленные отчеты и материалы о его деятельности с февраля по конец марта на этом поприще имеются в фонде А. И. Казарского в РГАВМФ, где гранятся все его отчеты по подготовке и отправке кораблей 2-х эскадр участвовавших в Босфорской операции (к примеру ф. 205, д. 1224, лл. 116—117).
там ни слова нет ни о каких ревизиях, проверках и пр.

В Николаев 2 июня 1833 уже после завершения Босфорской операции он приезжает "не для проверки", а как частное лицо к своему родственнику и спустя две недели умер своей смертью.
Согласно материалам двух проведенных расследований смерти Казарского хранящимся в его фонде в РГАВМФ в С.-Петербурге причиной его смерти является воспаление легких.

Татьяна Иванова 23   27.10.2023 15:18   Заявить о нарушении