М. История 5. Об Ассоциации

М. История # 5. Об Ассоциации.

    45 лет назад еще не было дебильного слова "дискотека". Было прекрасное русское слово "танцы". Дома включали магнитофон, а в обществе обязательно играли живые музыканты. Один-два раза в месяц в Главном корпусе Универа вывешивали объявление "Вечер танцев". Ансамбли выступали разные, играли рок, с неважным качеством, с неважным английским, но все всегда с удовольствием танцевали.

       Однажды мы с Воином собрались на очередные танцы. Надо сказать, что у меня было уже трехлетнее музыкальное прошлое в ансамбле, на клавишах, а Воин прекрасно играл на барабанах, так что ходили мы, в общем, не знакомиться с девушками, а, скорее, слушать музыку и разглядывать музыкантов.

       В этот вечер с самого начала было ясное ощущение чего-то необычного. По разговорам, должна играть какая-то полузапретная группа с окраины Донецка с таинственным названием АССОЦИАЦИЯ. Появились четверо странноватых очень молодых людей, явно робких в яркой университетской толпе, и в тоже время с такой глубиной и силой в глазах, что все поневоле были заинтригованы. Первое, что нас с Воином сразило - электроорган Вельтмайстер для этих мальчишек выволок лично сам Валентин Иванов - знаменитый органист знаменитых Весёлых Мушкетеров, очень известной на телевидении группы, дружившей с несравненными Червоными Гитарами. К Вельтмайстеру село заросшее рыжее существо в очках и джинсовом костюме, одним пальцем нажало на клавишу, улыбнулось и достало КУСОК ХЛЕБА С МАСЛОМ! Барабанщик, усевшись, стал закачивать штаны чуть ли не до трусов! Бас-гитарист (Подлубный) в коричневой нейлоновой рубашке выглядел, как восьмиклассник...А полноватый невысокий гитарист (Пащенко) смотрел на всех мрачно и с подозрением. И никаких понтов, никакой бравады. Публика подтягивалась поближе, откровенно разглядывая этих, с позволения сказать, инопланетян. И грянул гром!..

    На нас обрушилась фантастическая по качеству музыка лучших мировых звезд.Современное шоу "Один к одному" может нервно курить в сторонке. Те, кто начал танцевать, бросили подруг и стали протискиваться ближе. Два с половиной часа почти вся толпа с застывшими лицами плотно стояла около музыкантов. Мокрый Подлубный после каждой песни уныло повторял - Убедительно просим вас отодвинуться от звуковых колонок...Они играли Дип Пепл, Лед Зеппелин, Юрая Хип, Иисус Христос - Суперстар, Битву с Дураками Машины Времени, Грэнд Фанк... Органист, почти лежа над клавишами, что называется, поливал виртуозные темы Джона Лорда и Кена Хенсли, мрачный Пащенко сходил с ума, не обращая внимания на рвущуюся иногда струну, и еще мы поняли смысл закачанных штанов барабанщика...Эти молодые мокрые гении нас просто ошеломили. У Дип Пепл есть одна вещь - Pictures of Home - где фантастическое длинное соло на гитаре заканчивается мычащим вибрирующим звуком - так мы с Воином увидели, как это делается: у гитары Торнада вибратор сделан не в виде прута, а в виде мощной стальной полосы, так вот Пащенко, взяв последнюю ноту, отпустил гитару и тряс ее на вибраторе...

    Потом, позже, видел я Песняров, Чеслава Немана, Цветы, Скальды, Эмила Димитрова, Лили Иванову, а в 2004 году и Дип Пепл...Но Ассоциация не стала меньше в моих глазах.

    Так вот. Через полгода мы с Воином узнали место обитания Ассоциации. Это было очень далеко от нас, на окраине города. Сначала мы добрались до Буденновки, и уже там нас ждали неожиданности;. Так далеко от центра Донецка мы еще не забирались, и с удивлением обнаружили, что каждый второй-третий прохожий мертвецки пьян, а посреди площади, на круглом газоне в центре, жена избивает своего мужа. Впрочем, мы сделали пересадку на трамвай и долго ехали дальше, но уже с ощущением вражеского тыла, как выразился Воин - " Геша, мы с тобой, как разведчик Николай Кузнецов под Ровно"... В конце концов мы попали на танцплощадку в скверике, но нас ожидало жестокое разочарование - они играли совершенно другую музыку, "для народа"...Как потом оказалось, они всегда играли то, что от них ждали...

    Группа становилась все более известной. Мы узнали, что они взяли новое название - Солнечный Камень - видимо, более подходящее для донецких властей. Один - два раза в год проходили выступления в больших Дворцах Культуры. Играли часть рок, часть романтики, - ведь публика к ним слеталась разная, иногда даже из других городов. Росла слава, рос ажиотаж на концертах. Запомнился пронзительный эпизод в финале концерта в ДК Октябрьский, около аэропорта, когда неожиданно было объявлено: - Завтра наш басист и певец Валерий Подлубный уходит в армию, мы исполняем его любимую песню "Звездочка моя ясная"... Исполнение было настолько чарующим, что у всего зала мокрели глаза...

    Происходили изменения, в частности, гитаристом стал юный виртуоз Вова Отрохов, или Бусик, по прозвищу Таркус - потому что он выучил наизусть альбом Таркус группы Эмерсон, Лэйк энд Палмер. В это время в Донецкую филармонию перешла Тамара Миансарова, и группа стала ее коллективом. Через общих друзей мы случайно познакомились с Бусиком и подружились, он стал бывать у нас в гостях. Незабываемая сцена, которую мне трудновато будет изобразить - мы с Юрой обсуждаем кусочек из музыки Пинк Флойд, там в теме "Дыхание" с сумасшедшей скоростью переливаются звуки органа, в это время Бусик берет гитару и говорит: - Вы это имеете в виду? - и воспроизводит это так, что пальцев просто не видно...

    Осенью 1977 года я пошел в армию, Харьков от Донецка недалеко, очень часто навещали друзья. Однажды приехал Юра, шел по городу, увидел афишу - Тамара Миансарова, позвонил в филармонию, нашел гостиницу, обнялся с ребятами, - Какими судьбами? - Геша здесь служит, вечером встречаемся. - Ждем вас на концерте! Вечером мы сидели в зале ДК железнодорожников, первое отделение пела великая Миансарова, а все второе отделение Ассоциация играла для нас Сантану, Иисус Христос - Суперстар, Чикаго, Ла Бионда, а мы слушали с мокрыми глазами...


Рецензии