Две финансово здоровые страны Россия и Китай

Текст от Павла Рябова Spydell).

Рост стоимости обслуживания долгов и нарушение механизма рефинансирования – вот актуальные проблемы 2023-2024.

Величина долга не имеет никакого значения до тех пор, пока рефинансирование работает исправно (долг, подходящий к погашению, рефинансируется размещением нового долга сразу или с небольшой задержкой).

В этих условиях долговая устойчивость характеризуется удержанием стоимости обслуживания долгов в приемлемых границах относительно доходов государства или прибыли бизнеса. Другими словами, имеет значение величина процентной ставки при новым размещениях и структура долга (для долга с плавающими ставками).

Важнейшее значение имеет валюта фондирования. С середины 80-х годов развивающиеся страны размещали долги в иностранной валюте (на 65-80% в долларах, 15-20% в евро и других валютах ныне недружественных стран) из-за отсутствующего емкого внутреннего рынка капитала и околонулевого развития финансовой системы и экономических субъектов.

Часто к фондированию привлекались международные институты, такие как МВФ и Всемирный банк, но через кредитные схемы.

Долговая конструкция тем устойчивее, чем выше доля национальной валюты в структуре долга (корпоративного или государственного – не имеет значения).

С середины 80-х до 2018 года международные инвестиционные фонды, инвестбанки и транснациональные финансовые группы под контролем коллективно Запада активно участвовали в финансировании развивающихся стран.

Сейчас происходит достаточно выраженная фрагментация мирового рынка капитала, где развитые страны замыкаются сами на себя. В своей собственной экосистеме развитые страны чувствуют достаточно уверенно и практически не зависят от потоков капитала нейтральных стран.

Например, США сейчас практически безралична ситуация в любой развивающиеся стране с точки зрения потоков капитала –финансовые связи разрываются, либо остаются незначительными, хотя экономические и торговые связи все еще присутствуют, но в меньше степени, чем 10 лет назад. Происходит финансовая и экономическая деглобализация.

Более важно для США удержание стратегических союзников: Европа, Япония, Южная Корея, Австралия и Канада – практически вся научная, технологическая, экономическая, финансовая и торговая кооперация представлена с союзниками США.

В развитых странах механизм рефинансирования долгов отлажен до совершенства, в том числе через кросс-фондирование и оперативную балансировку финансовых разрывов через операции Центральных Банков, хотя и там возможны, и весьма вероятны сбои.

Что касается развивающихся стран, темпы роста долгов запредельные, а долговая нагрузка критическая. Госдолги в Китае, Индии и Бразилии приближаются к 100% от ВВП.

Каждая из развивающихся стран имеет особый долговой профиль и структуру ключевых инвесторов, но нужно учитывать следующие аспекты:

;;Процентные ставки в развивающихся странах выше, чем в развитых, что существенно разгоняет стоимость обслуживания долгов.

;;Высокая доля долгов в иностранной валюте (чем менее развита страна – тем выше доля долгов в инвалюте).

;;Уровень развития финсистемы достаточно низок, а емкость экономики низкая, что не позволяет эффективно поддерживать механизм рефинансирования долгов собственными ресурсами. Любой сбой внешнего фондирования может поставить под угрозу долговую конструкцию.

Это не касается Китая, который на своей планете и России, которая имеет низкую долговую нагрузку, а последние 10 лет активно снижает внешнюю зависимость.

В целом, интегральная долговая устойчивость развивающихся стран намного меньше, чем развитых, особенно учитывая фазовый переход (снижение интереса развитых стран к развивающимся).

В развитых странах основная проблема – критический рост процентных ставок, что значительно повышает стоимость обслуживания долгов (увеличивает дефицит госбюджета и снижает инвестиционный потенциал бизнеса).


Рецензии