О нематериальном механизме распространения информа

О НЕМАТЕРИАЛЬНОМ МЕХАНИЗМЕ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ В ПРИРОДЕ

В последнее время в связи с бурным развитием информационных технологий мы часто используем такие фразы как «передать информацию», «получить информацию». Создается впечатление, что информация – это какая-то вещь, которая куда-то «передается», из одного места в другое. А это не так.

Сам наш язык неверно отражает природу информационного процесса. И это создает массу проблем – когнитивных, научных, психологических…

Этой статьей я хочу приоткрыть завесу в мир «невидимый» – информационный, который, несмотря на это, вполне реален, ощутим и познаваем. Но его понимание требует иных образов, способов мышления и описания, чем те, которые мы используем для мира видимого – «материального».

Впрочем, такое разделение на мир «материальный» и «информационный» тоже не следует понимать буквально. МИР ЕДИН, но наше ощущение его формируется в процессе ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ. И в этом процессе взаимодействия можно выделить две стороны: АКТИВНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ и ПАССИВНОЕ ВОСПРИЯТИЕ.

Активная деятельность порождает мир видимый. Она всегда заметна, проявлена. Цель активной деятельности – ПОВЛИЯТЬ НА БУДУЩЕЕ, изменить жизнь в лучшую (по мнению инициатора) сторону. Это, конечно, прекрасно, но когда в обществе есть явный перекос в сторону поощрения активной деятельности, происходит недооценка «невидимой» стороны реальности.

В результате мы сегодня имеем общество «осуетившихся» людей, создающих активность ради активности, лишь бы не останавливаться и не оставаться наедине с собой, потому что там - страх пустоты и отсутствия смысла.

Пассивная сторона взаимодействия настолько недооценена и не изучена, что её как будто не существует. Её даже деятельностью не принято считать: есть либо активная деятельность, либо бездействие – ноль, пустота, смерть…

Между тем, пассивная деятельность формирует само наше ВОСПРИЯТИЕ МИРА, само наше СОЗНАНИЕ. Она порождает мир «невидимый» (духовный, информационный).

Если цель активной деятельности – повлиять на будущее, то цель пассивной деятельности – МАКСИМАЛЬНО ПОЛНОЕ, ЦЕЛОСТНОЕ ВОСПРИЯТИЕ РЕАЛЬНОСТИ. При таком восприятии нет разделения на «прошлое» и «будущее», мир воспринимается как одно великое НАСТОЯЩЕЕ, со-творцами которого мы все являемся.

Именно поэтому информационные процессы невозможно описать теми фразами и образами, которыми мы привыкли описывать локальные процессы мира проявленного, временнОго.

Представлять процесс распространения информации как перенос частицы или в виде направленного луча из одного места в другое, совершенно некорректно. Я уже затрагивала эту тему в статье «В природе информация никому и никуда не передается» https://dzen.ru/a/YClv1cIZyX4yMvva.

Но что же мы называем в таком случае «передачей информации»? Что реально кроется за этой фразой?

«Передать информацию» означает на самом деле – «сделать так, чтобы другой понял (ощутил, осознал) то же, что и ты». Если это не произошло, то никакой передачи информации не состоялось.

Слова и символы – всего лишь указатели, направляющие наше внимание на те или иные процессы, вызывающие в нас те или иные ассоциации. Сами по себе слова (сказанные или написанные) не являются информацией. Информацией они становятся только в том случае, когда запускают в другом такие процессы, которые ведут к единому пониманию происходящего, способствуют самоорганизации всей системы.

И с точки зрения такого подхода информация как физический процесс даже не нуждается в какой-либо специальной, адресной «передаче» в виде сообщений, писем и т.д. Если люди хотят понять друг друга, они могут понять и без слов. Взаимопониманию способствуют не столько слова, сколько совместная деятельность, общая культура, история, осознание единства мира. Известный лингвист Дэниел Эверетт говорит, что львиную долю информации мы получаем невербально, посредством культуры, совместного опыта.

В биологии есть понятие генетической (наследственной) информации, которая уж точно не предназначена для передачи. Она наиболее полно отражает истинную суть информации в природе – как механизма эффективной самоорганизации жизни.

В моём блоге есть несколько статей, посвященных квантовым эффектам. Почему-то именно они в последнее время получают наибольшее число просмотров и комментариев. Под одной из них возникла дискуссия по поводу «мгновенной передачи информации» в квантовой физике. Один из читателей привел популярную аналогию: «Если из пары "запутанных" носков, разбросанных по краям Вселенной один надеть на правую ногу, то другой независимо от расстояния и времени, мгновенно станет левым!» На что другой читатель возразил: «Где здесь передача информации? От кого? Кому? А если на другом конце вселенной наденут левый носок, а вы свой не будете трогать, то как вы узнаете, что у вас - правый?»

На самом деле на квантовом уровне никакой целенаправленной «передачи» информации из одной части вселенной в другую не происходит, физическая информация не предназначена для «передачи». Это не материальный объект, а ПРОЦЕСС самоорганизации, структурирования системы.

Аналогия с носками не совсем удачная, согласна. Предлагаю другое объяснение. Когда ты сталкиваешься с каким-то конкретным явлением в жизни («правым носком», образно говоря), ты еще не знаешь «правый» он или «левый», т.е. не можешь дать ему оценку, понять его функцию. Но по мере расширения жизненного опыта, обнаружения других подобных явлений, ты начинаешь обнаруживать общие закономерности, СИСТЕМУ. И только тогда становится понятной роль каждого элемента системы в общем развитии, независимо от расстояния и времени, которое их разделяет. Ты не просто видишь «правый носок» в одном, а «левый носок» в другом конце вселенной. Ты способен воспринимать вселенную как единое целое, как единый процесс самоорганизации материи. На таком уровне развития сознания и рождается понятие «квантовой запутанности» - глубинной взаимосвязи всех явлений, целостного восприятия мира.

Квантовая физика – это не про то, как управлять вселенной, а про то, как наиболее полно ВОСПРИНИМАТЬ, понимать вселенную. А уже это понимание освещает всю нашу жизнь, позволяет наиболее эффективно организовывать жизнь на любом локальном уровне, делает очевидным то, что раньше казалось сложным и непостижимым.

Такие островки эффективной самоорганизации и освещают вселенную. Свет, как и информация, не «передается» из одного конца вселенной в другой. Недостаточно, чтобы он был излучен, чтобы осветить пространство, необходимо, чтобы он был ВОСПРИНЯТ. Без этого, как и в случае с информацией, «передача» не состоится.

В этом и заключается особенность волновой природы света, информации. Волна распространяется не через материальный носитель, а как возбуждение самих частиц в ответ на те или иные события. Что само по себе является подтверждением единства системы, освещая её всю - во времени и в пространстве.


Рецензии