Прикорнул

Метро. Центр подземной жизни Столицы. Миллионы людей ежедневно с раннего утра и до позднего вечера открывая двери, спешат к турникетам, чтобы расплатиться за проезд. Мало осталось людей в Москве, кто помнит метро конца сороковых годов,
когда не было турникетов. В то время проезд в Московском метрополитене стоил всего пять копеек и это вполне всех устраивало. Пятикопеечную монету можно было получить в кассе при размене денег.

   Оплата проезда осуществлялась на платформе, посредством опускания пятикопеечной монеты в специальные металлические тумбы. Такие ёмкости, повыше метра, стояли напротив дверей останавливающихся составов, охраняемые контролёрами. Контролёры следили за своевременной оплатой,оберегали тумбы от падения. К стати, тумбы имели конусообразную форму для большей устойчивости.
   Если бы  эти тумбы стояли сейчас,то в час "Пик" их бы толпа сносила уже в первые часы работы метрополитена. Но число пассажиров в те годы было значительно меньше и это позволяло функционировать системе оплаты без серьёзных эксцессов.

  Сейчас, видя на платформе или вестибюле станции метро по одному или по два полицейских сотрудника, никто не может представить иное количество сотрудников. Но в первые годы работы метрополитена сотрудников было значительно больше. Сотрудники милиции стояли на платформе у каждого выхода и входа в туннели. Несколько человек находились в вестибюле. На службу каждой станции заступало целое отделение во главе с командиром отделения. Это было обусловлено необходимостью охраны метро, как стратегического объекта и скоплением большой массы людей.

   Сейчас, нередко можно увидеть сотрудников, держащих в руках сотовые телефоны, которые увлечённо их рассматривают. В пятидесятых годах оставление поста или отвлечение от своих служебных обязанностей строго наказывалось.

   Работа Московского метро, его подвижной состав и даже сама охрана в настоящее время претерпели серьёзные изменения.
 Это видит каждый пассажир, пользующийся первоклассным, лучшим в мире виде транспорта.

   Ежедневно услугами Московского метрополитена пользуются миллионы людей, в том  числе  и я. При поездке на дачу,или к своим родственникам на станции "Выхино" мне приходится делать одну пересадку на станции "Пролетарская - Крестьянская застава". На дорогу уходит менее часа. Во время проезда я не упускаю возможности понаблюдать  за пассажирами, которые едут со мной в одном вагоне. Эту привычку я сохранил с тех прошлых шестидесятых, семидесятых, когда я был сотрудником милиции по охране Московского метрополитена.

   Проезжая недавно в метро, я наблюдал сон одного из пассажиров,сидевших со мной рядом. Это был молодой человек, лет тридцати пяти.С непокрытой головой, рыжеволосый, он мало чем отличался от остальных, поздно возвращающихся домой пассажиров. Отличался он ишь тем, что все пассажиры уткнулись в свои телефоны и тщательно что-то искали, а он дремал, склонял голову на плечо сидевшего пассажира справа или слева.

   Я сидел на сидении справа, когда неожиданно почувствовал. что кто-то прислонился к моему плечу. Слегка повернув голову направо, я обнаружил, что мой сосед мерно посапывая удобно устроился своей, уже начавшейся лысеть головой, на моём плече. Кто-то наверное бы отсел подальше, другой постарался бы разбудить спящего. Но не сделал ни то, не другое. Я просто ехал, не обращая внимания на задремавшего пассажира.

  Неожиданно вспомнился случай, когда много лет назад, поздней ночью, мне пришлось ехать за город. Время было около двух часов ночи. Сидевшая рядом со мной девушка в полудрёме прислонилась ко мне и положила голову мне на плечо. я уже был женат и первой моей мыслью было разбудить её, но я этого не сделал. Я просто хотел узнать, почему она так доверчиво прислоняется к незнакомому мужчине. Девушка была довольно симпатична и я просто решил подождать, когда она проснётся, тем более, что ехать мне нужно было до конечной остановки.

  Прошло около часа пути. На очередной остановке девушка проснулась, но от меня не отодвинулась. Я поинтересовался, почему она так запросто садится рядом с незнакомым мужчиной, прислоняется и кладёт голову на его плечо. Её ответ меня удивил. она пояснила, что с работы она всегда очень поздно возвращается и желающих с ней познакомиться слишком много. А чтобы подремать в пути,это почти два часа, она садится рядом с мужчиной, внушающей ей доверие и спокойно дремлет у него на плече. Уважающий себя мужчина, никогда не оттолкнёт уставшую после работы женщину.

   Этот случай произошёл со мной в июле,в конце семидесятых,когда я в конце июля ездил за черникой в северном направлении. Поэтому я не стал будить парня, потому, что через две остановки я должен был перейти на другую линию. чтобы ехать в сторону станции метро "Марьино".

   На очередной остановке "Волгоградский проспект" поезд затормозил и мой сосед проснулся.На несколько минут он проснулся, но поезд тронулся и он вновь задремал, слегка наклонившись вперёд. Но вскоре его голова вновь легла на моё плечо. На станции "Крестьянская застава" поезд сбавил скорость и встал у двери, подготовившись к выходу.

   Мой сосед поднял голову,слегка  "клюнул" носом. Остановка и мой сосед потеряв равновесие со всего маха ударился головой о стойку поручня. В новых поезда боковые сидения в центре имеют стойку для удобного вставания. Об эту стойку мой рыжеволосый сосед и ударился. Удар был, конечно, не очень сильный, но довольно чувствительный.

   Резко вскинув голову, ничего не понимающий, он испуганно смотрел на пассажиров. Весь его облик напоминал воробья, увидевшего перед собой кошку. При этом, сверток, под мышкой он крепко прижимал к себе. Его оцепенение длилось мгновение, но удар головой о стойку охоту дремать у него отбил начисто.

   Меня разбирал смех и не только меня. Поскольку его вид не вызывал жалости. Но где-то в душе я пожалел, что какая-то металлическая стойка не дала ем подремать до своей остановки. Сидевшие напротив пассажиры, уткнувшись носами в телефоны даже не заметили  происходящего.

   Голос диктора объявил о начале движения, поезд тронулся и мой сосед дремавший у стойки, на всякий случай отодвинулся от неё подальше. В вечернее время даже на этой ветке были свободные места.
2023г. Октябрь.

   


Рецензии