Король и придворный

1.
Придворный, занимавший на службе у короля высокое положение, решил показать королю своего сына, который был молод, разумен, образован. Он хотел, чтобы король оценил его сына и предложил ему какую нибудь должность из недавно освободившихся должностей.
На ближайшем во дворце празднике этот придворный представил королю своего сына, не забыв упомянуть о некоторых его качествах и способностях. Король посмотрел на юношу, задал ему несколько вопросов и отпустил в зал веселиться.
И в последующие дни король также не оправдал надежд своего высокопоставленного служащего. Но в этом нет ничего странного, это нормально, когда король не оправдывает надежд своих служащих. Это служащие должны оправдывать надежды своего короля.

Прошло больше года, когда король вдруг в связи с чем-то спросил у того придворного:
- А где теперь твой сын? Чем он сейчас занимается?
- Не знаю, – ответил придворный. – Вскоре после того, как вы, Ваше Величество, его видели, он ушёл из дома. И где он теперь мне не ведомо.
- О, как!– воскликнул король. – И ты это допустил? И ты этому не воспротивился?
- Он меня не послушал.
- Не послушал? Вот она – сегодняшняя молодёжь! И ты ещё хотел, чтобы он был у меня на службе? Как бы он служил своему королю, если он и отца родного не слушает? Хорош бы я был, если бы тогда определил его на должность…

2.
А сын придворного, покинув родной дом, прошёл чуть ли не всё королевство. В одном понравившемся ему селе, расположенном в очень живописном месте, он построил себе небольшой дом и стал жить своим трудом. Поскольку он был человек образованный, открытый и добрый, многие люди из соседних селений ходили к нему за советом или помощью в каких-то своих делах, чаще, по вопросам отношений с властями, с чиновниками. И он всегда, чем мог всем помогал, никому не отказывал. И скоро стал известным человеком в округе.
У него нередко останавливались какие-то странствующие люди и какие-то из них, особенно сблизившиеся с ним, оставались жить в его доме. Позже он и его братья – как стали себя называть остановившиеся у него – построили несколько небольших домов и организовали свою трудовую хозяйственную общину. Стали заниматься птицеводством, садоводством и пчеловодсвом. К этой общине потом примкнули и некоторые жители села. Потом они совместно с жителями села и жителями ещё двух соседних сёл построили школу. И сын придворного и несколько его братьев стали в ней учительствовать. Причём в этой школе занимались не только дети, но и взрослые. В этой школе также проходило обсуждение разных жизненных вопросов, интересовавших селян.
В своё время состоялся первый выпуск учеников этой школы. И это был большой праздник для жителей трёх сел. Какие-то из выпускников школы уехали из села в разные города королевства для продолжения учёбы или поступления на работу, а какие-то остались жить и трудиться в селе, в хозяйственной общине или в школе…

3.
Как-то король похвалил одного из своих новых молодых служащих за его смышлёность и находчивость, и поинтересовался, откуда он, где учился. И тот ответил, что он из такого-то села, из простой семьи, а учился в школе в своём селе у очень хорошего учителя, который, кстати, родился и какое-то время жил здесь, в главном городе королевства. И он назвал имя учителя. Король задумался и потом сказал: “Нет, не помню такого”.
Позже король дал поручение выяснить, что это за человек, кто его отец и мать, где он учился, почему оказался в селе и прочее; в общем, всё о нём, что можно узнать.
Скоро королю доложили, что этот учитель, хоть и имеет теперь другое имя, есть ни кто иной, как родной сын высокопоставленно служащего при дворе Его Величества и назвали имя этого служащего. “Вот оно как!” – удивился король и приказал пригласить к себе его…

4.
Король рассказал вошедшему в его кабинет придворному всё, что узнал о его сыне и в заключении спросил, хотя видел, что этот вопрос излишен:
- Рад ли ты этому известию?
- Рад, Ваше Величество. Очень рад, – ответил придворный.
- Ну, вот видишь, как хорошо, что я тогда не взял твоего сына на королевскую службу. Взял бы и кто знает, что бы с ним стало. Каким бы, кто бы он теперь был. Ведь, королевская служба, сам знаешь, – дело специфическое… А ты, помнится, тогда ещё долго на меня обижался. А признай теперь, что правильно я тогда поступил. И вот вместо одного королевского служащего я теперь имею в своём королевстве образцовое хозяйство, настоящего учителя, хорошую школу, а ещё и молодого человека, способного к королевской службе. И, надо полагать, не его одного. И, заметь, не ударив для этого палец о палец, а только приняв верное управленческое решение…Как же так – король не взял моего сына на службу! А вот теперь подумай, чего и сколько вместо королевской службы имеет твой сын. Да теперь ещё и ты, как отец своего сына.
Король задумался, подошёл к окну и, не оборачиваясь, сказал:
- Некоторые придворные, да и немало, кто из народа, бывает, обижаются на своего короля, а то и клеймят его про себя разными нехорошими словами. Но проходят годы, и они признают… – а в каких-то случаях, должны пройти десятилетия, - и они вынуждены будут признать, что их король во многом всё-же был прав. И что, вообще, король – это король…

5.
Позже, когда придворный ушёл, король сидел за своим столом и думал: “Образцовое хозяйство, своя школа, учителя, выпускники, братство… - надо бы более внимательно разобраться в этом вопросе…”
Король ещё какое-то время думал, а потом положил перед собой чистые листы бумаги взял перо и стал быстро что-то писать…


Рецензии