Путь мандарина

1.
“Почему, почему так произошло?” – продолжал мучить себя никак не разрешимым вопросом мандарин, лежащий в холодильнике, в самом углу пластмассового овощного лотка. “Ведь как всё было хорошо” – вспоминал он – “Много света, много тепла. Такой простор. Так много воздуха. Такая была благодать! И  вдруг появились эти страшные хищные птицы. Одна из них схватила нас, сразу нескольких, а другая над нами громко лязгнула своим страшным клювом. Сначала нас вырвали из родительского лона, а потом и вовсе бросили в душную тесноту. И сколько потом мы были в этой душной тесноте и темноте?..
Всё время какое-то, куда-то движение, какие-то крики. Потом – свет и тепло, и больше воздуха. Стало немного легче. Но так было очень недолго. Опять появились хищные птицы, которые стали нас хватать. Правда, кого-то они почему-то тут же отпускали и те падали ни живы, не мертвы. А меня и ещё девятерых моих братьев схватили и бросили в какую-то другую тесноту. И потом мы оказались здесь, в полной темноте и сильном холоде…
Да… как было хорошо! И вот – на тебе. Теперь, похоже, как было прежде, никогда уже не будет…
А мы, глупые, разве ценили, что имели? Но разве мы могли думать о том, что с нами может такое произойти? Тогда у меня и мыслей-то никаких не было. Чувства были. Да и чувства были совсем другие, не такие как сейчас. А вот когда мы столько всего претерпели, столько всего пережили, вот тогда-то и стали меняться мои чувства. Они становились, с одной стороны, сильнее, а с другой стороны, - тоньше. А потом они стали спрессовываться в мысли…
Как же всё-таки меня угнетают эти темнота и этот холод!..”

Вдруг зажёгся свет, и лоток с шумом был выдвинут. Мандарин мгновенно вжался в угол лотка. Хищная птица схватила четверых его братьев. После чего лоток так же с шумом был задвинут обратно, и свет погас. Их осталось шестеро…

“Что же теперь с нами будет?” – спрашивал себя мандарин и сам же себе отвечал – “А ничего хорошего, конечно же, не будет. А будет только хуже. Такая уж обозначилась тенденция – “от хорошего – к плохому…” С этими печальными, тяжёлыми мыслями мандарин и заснул…


2.
Вдруг опять зажёгся свет и послышался какой-то шум. Мандарин и его братья мгновенно встрепенулись, но прежде, чем они смогли что-то понять, свет опять погас.
“Фу, чёрт, пронесло” – подумал мандарин. “Господи!” – воззвал он к своему мандариновому Богу – “Спаси и сохрани, спаси и сохрани!” Мандарин глубоко вздохнул и опять погрузился в свои тревожные мысли: “Это просто какое-то издевательство. Вот так сиди и жди, когда тебя схватят и унесут неизвестно куда, неизвестно для чего. Неизвестно что с тобой сделают. Вот так сиди и жди своей очереди. Своей участи…
Ну надо же было такому случиться… Как вообще можно понимать происходящее?.. – Мы схвачены. За что-то или для чего-то? Это пока непонятно. Мы пленники. Нас здесь держат, как пленников. Это понятно. Там, куда нас отсюда забирают, над нами идёт судилище? Или же судилище идёт без нас, а нас забирают, чтобы исполнить вынесенное нам наказание? Но если – речь о судилище, то мы в чём-то виноваты. А в чём мы можем быть виноваты? Или мы всё же в чём-то виноваты и только не знаем в чём? – Тогда мы уж слишком просты. Или мы действительно уж слишком просты, или те, которые судят нас, уж слишком, так сказать, мудры?.. А может, нет никакого судилища, и нас схватили не за что-то, а для чего-то? Для чего?..”

Вдруг опять зажёгся свет, и лоток был громко выдвинут. Мандарин опять весь вжался в самый угол лотка и быстро-быстро запричитал: “Только не меня, только не меня”. Хищная птица схватила двух первых попавшихся его братьев и с ними исчезла. Лоток громыхнул на своё место, и свет погас. Их осталось четверо…

“Слава тебе, Господи, и на этот раз пронесло” – сказал про себя мандарин. И что-то вдруг почувствовав, сделал несколько быстрых коротких вдохов. “Так и есть” – убедился он – “У кого-то из братьев не выдержали нервы, кто-то дал слабину, чувствительно подмяк… Но это и не удивительно? Я и сам очень боюсь. Вон к Богу за защитой и помощью с мольбой обращаюсь…”
И он вдруг подумал: “А ведь это очень нехорошо, очень непорядочно – в моём… в нашем теперешнем положении просить Бога за себя. Получается – просить Бога о сохранении себя ценой своих братьев. Это же гадко. Очень стыдно. Стыдно представать пред Богом таким гадким, жалким, мелким. Каково Богу это слышать?..
И ещё более гадко благодарить Бога за то, что хищная птица схватила не тебя, а кого-то из твоих братьев. Каково Богу слышать такую благодарность? И какую страшную, чудовищную напраслину я, таким образом, возвожу на Бога. Как я могу своей в себе темнотой бросать тень на Него?.. Господи, прости меня за это моё недомыслие. Прости меня, Господи”. И мандарин решил, что он больше не будет бояться. Будь, что будет. Он – мандарин! И должен оставаться мандарином.
И ещё он подумал: “Может быть, всё ещё и не так страшно. Он боится, а чего боится и сам не знает. Неизвестности боится. А есть хоть какая-то польза от этой его боязни? – Нет. Наоборот, - один только вред”…

3.
Мандарин продолжал размышлять и всё больше успокаивался. Всё больше привыкал к случавшемуся. “Вот я сказал, – размышлял мандарин, – что обозначилась тенденция “от хорошего – к плохому”. Но может быть мой взгляд слишком короток и тенденция, о которой я говорю, может измениться? И потом, рассматриваемое мной движение во времени может быть вообще, так сказать, закольцовано и значит может быть возвращение к тому, что было? О какое это было бы счастье вернуться в наш мандариновый сад! Вернуться в него уже совсем другим! Правда, говорить об изменении тенденции пока нет оснований. Но это не значит, что таких оснований не может быть, что такие основания не могут появиться. И, значит, я могу надеяться. Но надо не сильно, спокойно надеяться. Да – да, а нет – нет…”

Вдруг опять зажёгся свет. Мандарин весь тут же подобрался, подтянулся. Но лоток не выдвигался. Послышался какой-то шум, и свет опять погас. Так было ещё несколько раз, и всякий раз мандарин внутренне уже был готов быть схваченным хищной птицей.

“А ещё есть и другая тенденция” – продолжал бодрствовать мандарин – “Вот мои чувства качественно изменились – сначала были одни, потом стали другими. Изменившиеся чувства породили мысли. Мысли, в свою очередь, должны породить ещё что-то. Не знаю, что, но что-то точно должны. И что-то мне подсказывает, что это что-то – нечто необыкновенное. И вот эта тенденция – тенденция развития моей собственной природы – это положительная тенденция…
Подумать только – я порождаю мысли! Я созрел уже настолько, что могу порождать мысли! Я – такое, как будто, ничего особенного, круглое и оранжевое, но, в определённом смысле, я творец. И я – сотворец этого мира. Понятно, что я – творец в своей, для меня доступной, мере. Но это нисколько не умаляет моей творческой сущности, сущности творца…”

4.
Опять зажёгся свет. Мандарин опять подобрался, подтянулся. Лоток был выдвинут, хищная птица быстро схватила двух его братьев и с ними исчезла. Лоток был задвинут, и свет погас. Их осталось двое.
Не прошло и минуты, как опять зажёгся свет, и лоток опять был выдвинут. Хищная птица схватила последнего его брата. Лоток был опять задвинут, свет погас. Он остался один…

“Вот” – подумал мандарин – “Я остался один. Последний из всех. Ну, надо же. Это – судьба?.. В следующий раз – теперь уже точно – я… Вот и наступила полная ясность. Полная определённость, однозначность. Момент истины…
Полная определённость, однозначность – как это, на самом деле, здорово. И как это здорово. Уже больше не может быть никаких сомнений, никаких внутренних вихляний, никаких “а может…”, “а если…”, никаких этих “или-или”. И потому не может быть и никаких внутренних искривлений, деформаций, от которых соки в мандаринах мутнеют.
Определённость, однозначность – это когда твёрдо определяешь для себя верное решение и его осуществляешь, несмотря ни на что, ни на какие угрозы, потери и лишения, и даже гибель – и тогда ты – герой. Или же когда тебе просто не остаётся другого выбора. Вот как у меня…”

Опять зажёгся свет. Мандарин приготовился быть схваченным, но лоток не выдвигался. Послышался какой-то шум, и свет опять погас.
“Не в этот раз. – Ладно” – сказал про себя мандарин и опять погрузился в свои мысли. – “За последнее время мне столько всего открылось, я столько всего понял. Я понял, что я потерял, чего лишился. Я понял это, когда этого лишился. Я понял это в сравнении. Но вместе с этим я понял и другое, - что не зная истинно прекрасного, моё понимание чего либо, моя оценка чего либо, очень может быть не точной и даже ошибочной. Я понял, что было время, когда всё меня лелеяло и ласкало; когда всё было для меня. В то время я, конечно же, не понимал, что вот сейчас такое время. А потом время изменилось. Наступило другое время – теперь уже я должен стать для чего-то. Для чего? Я понял, что всё – для чего-то. И вот я спрашиваю себя: “А для чего я?” и “Что есть я?” Пока я этого не знаю. Но, чувствую, что скоро узнаю. Я всё ближе к этому. Это очень волнительно и это очень интересно. Это захватывает мой дух. Это может быть страшно. Но мандарин не должен этого страшиться…”

5.
Мандарин лежал на самой середине лотка и тревожащие его мысли всё никак не давали ему покоя. – “Я чувствую, как меняюсь. Я быстро меняюсь. И менялся бы еще быстрей, если бы не был сейчас в этой кромешной темноте и холоде… Но может быть именно этому я обязан быстрыми во мне изменениями?..
Каким я был и какой теперь, это – земля и небо. Я помню, каким был. Я был круглым и жёлтым. А потом случилось, что случилось. Случилось какое-то чудо, вследствие которого во мне возникло сознание, я стал сознающим, сознательным, пусть самую малость, но сознательным. И я вдруг ощутил двойственность своей природы. Сначала я был только круглым и жёлтым бессознательным, а потом я стал ярко-оранжевым сознательным. Я – мандарин – это единая природа, но во мне – две природы. Я – это двуединая природа – круглая и оранжевая. И оранжевая природа во мне – главное…
Странно… я тут сижу, сам с собой болтаю, время идёт и – тишина, и ничего не происходит. Свет не зажигается, лоток не выдвигается. Нет, это, конечно же, неплохо, но это как-то странно. Обо мне что – забыли? Мой Бог решил меня сохранить?” Мандарин тут же посмеялся над своим самомнением. Но факт оставался фактом – уже довольно продолжительное время его ничто не тревожит.

Но вот опять зажёгся свет, послышался какой-то шум, и потом свет опять погас.
“Может быть обо мне и в самом деле забыли?” – подумал мандарин. И вдруг его всего, как обожгло: “Я не нужен?.. Со мной что-то не так, и я не нужен?” И мандарин тут же стал внимательно себя осматривать, исследовать на разного рода изъяны, искать на себе признаки порчи своей круглой природы. Очень темно – пятен не выявить, но никаких мягкостей и соответствующих запахов, как будто, нет. Всё вроде в порядке. “Что же тогда?” – пытал себя мандарин и не находил ответа…

6.
А скоро произошло и вовсе непонятное. Зажёгся свет, лоток был выдвинут, хищная птица схватила его и поместила в какую-то мягкую и не холодную темноту. И в этой темноте он пробыл довольно долгое время. А потом он вдруг опять был помещён в лоток, из которого был взят.
“Что за чертовщина!” – уже не на шутку встревожился мандарин – “Что всё-таки происходит? Я не нужен? Я что совсем ни на что не годен? Большего оскорбления и большей обиды нанести невозможно”. Мандарин сидел подавленный и не знал, что ему делать. Настроение его сильно ухудшилось. Но это были только минуты слабости. Скоро он сказал себе, что такое его поведение категорически недопустимо, что он должен оставаться бодр и свеж…

Через некоторое время опять зажёгся свет, лоток был выдвинут, и он услышал чьи-то голоса. Кто-то громко начал говорить. “Эх, жаль” – подумал мандарин – “языков-то я не знаю”…

Мужчина говорил женщине, стоявшей за его спиной: “А ты что этот мандарин всё никак не съешь? Я тебе его оставил. Сколько он ещё будет здесь лежать?” “Знаю” – ответила женщина – “Я всё про него забываю. Сегодня даже на работу с собой брала и опять про него забыла”. Мужчина задвинул лоток на место и закрыл холодильник.

7.
Некоторое время спустя мужчина и женщина сидели на кухне и пили чай. Мужчина отхлебнул из своей чашки и сказал: “Жалко, лимончика нет”. “Да” – отозвалась женщина – “лимончик кончился”. А потом вдруг сказала: “Зато у нас есть мандарин!”…

Хищные проворные птицы быстро освобождали мандариновую плоть от кожи. Потом освобождённое круглое было разделено надвое и разложено по чашкам с чаем.
В этот момент нечто оранжевое, очень лёгкое, воздушное уже покоилось над всем происходящим. Оно наблюдало, как мужчина, а потом и женщина, ложками раздавливали в горячем чае мандариновую плоть, а потом пили и ели её…

8.
На следующее утро женщина, проснувшись, сказала мужу: “Мне сейчас снился сон, как я гуляю по мандариновому саду”. “Этот твой сон тебе – о том, что ты слишком доверяешь людям” – ответил муж. – “Нет, это, кажется, что-то о гармоничных отношениях между людьми. А баба Валя, помню, говорила, что это к тому, что в гости неожиданно приедет какой-то дальний родственник”. – “Ну, раз мы об этом уже знаем, это уже не будет для нас неожиданностью. Жалко только, не знаем, кто бы это мог быть… Но впрочем, это недолго будет оставаться загадкой. Надо только дождаться твоего следующего сна”...
 
В это же самое время оранжевое, почти незримое, уже подлетело к большой мандариновой роще. Оно изливало свою любовь и нежность на ровные ряды мандариновых деревьев, на быстро зреющих, в ослепительно ярких лучах солнца, мандариновых братьев. Пролетавшее вспоминало детство, то далёкое и счастливое время, когда оно было таким же, как они; когда этот мир ещё только открывал для входящих в него свои двери. И вспоминало, что было потом, - такую очень короткую, такую стремительную, мандариновую жизнь.
Оранжевое хотело было опуститься ниже, проплыть над самыми кронами красивых вечнозелёных деревьев, но передумало. Его всё сильнее звала к себе другая мандариновая роща, ждала в свои объятия бесконечно любящее его лоно, его истинная родина…


Рецензии