Строение одарённости...

    Это уже, в эпоху искусственного интеллекта,  не интересует почти никого, но почему-то именно об этом всё ещё хочется рассуждать.

     Хочется рассуждать о том, что одарённость, или талант, не определяется уровнем образования. О том, что одарённость не имеет прямого отношения к знаниям. Что обучением одарённость не создаётся, но развивать её тренировками не только возможно, но и необходимо.

      Предположив, что одарённость не имеет прямого отношения к образованию и обучению, нужно пойти дальше и заключить, что, имея только косвенное отношение к знаниям и образованию, одарённость напрямую, непосредственно связана с умениями и навыками.

     Чтобы выявить строение одарённости человека, женщины или мужчины, нужно понять, чем отличаются друг от друга умения и навыки.

      Существует множество определений и умений, и навыков. Здесь почему-то хочется привести только такие определения этих понятий:

     Умения - это правильные пути применения человеком каких-то своих способностей.

      Навыки - это отработанность (автоматизм) движения человека  по правильным путям применения каких-то его способностей.

     В разных видах человеческой деятельности применяются разные человеческие способности. В так называемых художественных видах человеческой деятельности применимы, например, такие способности, как способность видеть красоту и способность привлекательно для читателей соединять, сочетать слова.

      Но одарённость, или талант,  - это не столько наличие у человека способностей, сколько скорость применения каких-то способностей, не измеряемая  метрами в секунду, а являющаяся  коэффициентами - долями от единицы или от ста процентов.

     Почему-то мало кто из исследователей рассматривал строение одарённости, как состоящей из скорости:

     Первое. Освоения умений, которые необходимо применять в осуществлении занятий каким-то конкретным видом человеческой деятельности (СОУ, эсоу)

     Второе. Выработки навыков осуществления занятий  рассматриваемым видом человеческой деятельности (СВН, эсвээн)

      Третье. Получения дополнительных сведений, в том числе и из профессиональных справочников, которые могут потребоваться при осуществлении занятий рассматриваемым видом человеческой деятельности (СПДС, эспэдээс).

     Четвёртое. Применения дополнительных сведений, полученных из разных источников, в том числе и из профессиональных инструкций и  справочников (СПрДс, эспээрдээс).

      Пятое. Установления отличий итогов, окончательных результатов занятий какой-то человеческой деятельностью от недостаточных и промежуточных результатов в ней. Одарённый человек чувствует, когда уже достигнут итог, окончательный результат его занятий, определённым образом отличающийся от недостаточных и промежуточных результатов (СУОР, эсуоэр, скорость установления отличий результатов).

     Конечно, привередливые учёные ни за что и никогда не признают точность данной формулы строения одарённости (таланта) человека, которую они могут назвать только или квази-, или около-, или паранаучной:

    О=СОУ+СВН+СПДС+СПрДС+СУОР

     Если бы учёные избавились от брезгливости в отношении данной паранаучной формулы строения одарённости, или таланта человека, то могли бы воспользоваться данной шкалой одарённости к какому-то виду человеческой деятельности:

     - Единица (или 100%, сто процентов) - гениальность.

     - Менее единицы, но больше, чем ноль целых, восемь десятых (или больше 80%, восьмидесяти процентов) - очень высокая одарённость.

     - Менее ноля целых, восьми десятых, но более ноля целых, шести десятых (больше 60%, шестидесяти процентов) - высокая одарённость.

     - Менее ноля целых, шести десятых, но больше ноля целых, пяти десятых (больше 50%, пятидесяти процентов) - средняя одарённость.

     - Меньше ноля целых, пяти десятых, но больше ноля целых, двух десятых (больше 20%, двадцати процентов)  - низкая одарённость в каком-то виде человеческой деятельности.

     - Меньше ноля целых, двух десятых (меньше 20%, двадцати процентов) - очень низкая одарённость, при которой уже не рекомендуется человеку заниматься конкретным,  рассматриваемым видом человеческой деятельности.

     Вполне понятная была бы шкала уровней одарённости, если бы учёные признали  паранаучное строение одарённости, включающее в себя: 1) СОУ, скорость освоения умений, 2) СВН, скорость выработки навыков, 3) СПДС, скорость получения дополнительных сведений, 4) СПрДС, скорость применения дополнительных сведений, 5) СУОР, скорость установления отличий результатов.

     Многих учёных-традиционалистов в данном строении одарённости  также раздражает то, что в нём не представлены знания, но паранаука - вещь более свободная, чем наука традиционная, и может позволить себе считать, что получение знаний - это образование или обучение, а получение одарённости - это совсем другой процесс, не совпадающий своим содержанием с образованием или обучением.

     Паранаука может сделать даже такой вывод: сколько бы ни получал, в каком-либо виде деятельности, человек знаний, он не будет успешным в нём, если его одарённость к нему, к рассматриваемому виду деятельности,  имеет коээфициент меньше ноля целых, двух десятых, то есть меньше двадцати процентов.

     Даже среди педантичных немцев, наверное, есть те, которые считают, что госпожа  А. Бербок такой, какая она есть, министр иностранных дел, потому что коэффициент её одарённости к дипломатии меньше двадцати процентов или ноля целых, двух десятых.


      По-видимому,  в конкретном виде деятельности представленные люди бывают такие, что тренировками могут увеличить вся пять видов скорости из формулы строения одарённости, и такие, что сколько бы ни тренировались - не увеличат значение какого-то одного или сразу всех пяти коэффициентов, составляющих строение одарённости.

     Тем, кто не может в каком-то виде деятельности тренировками увеличить общее  значение своей  одарённости более, чем  в ноль целых, две десятых, лучше бы заняться каким-то другим видом деятельности. Найти себя в чем-то другом.

      Помогают, или раньше помогали людям,  найти себя Наставники. Но несмотря на то, что Человечество существует уже достаточно много тысячелетий, оно не придумало никакого другого  способа выявлять людей с одарённостями, как острый взгляд.

     Люди с острым взглядом, позволяющим выявлять человека с одарённостью к какому-то виду деятельности, также знают, что каждый гений является одарённым человеком, но не каждый одарённый человек становится гением.

     Гений отличается от одарённого человека только наличием удачи, а удача гения - это его первенство, предоставляющее ему определённые преимущества над одарёнными людьми:

     Первое преимущество. Наличие крепкой, то есть десятилетиями, и даже столетиями, сохраняющейся связанности какого-то прорывного, практического или теоретического достижения,  с "именем" гения.

     Второе преимущество. Предоставление государством, или  богатыми и влиятельными людьми денежных и других средств на  развитие, или доведение до завершения, только тех недостаточных и  промежуточных результатов, которые связаны с тем одарённым человеком, о котором квалифицированные эксперты говорят и пишут как о гении.

     Третье преимущество. Отсутствие у человека  необходимости самому продвигать в сознание значительного числа  людей  свои реальные достижения, если  этого человека считают гением.  Продвижением достижений гения занимаются биографы, журналисты, искусствоведы, историки и эксперты, а сам человек, которого считают гением, может спокойно заниматься своей основной деятельностью.

     Этих трёх преимуществ вполне достаточно, чтобы понять, что такое удача гения, которая отсутствует у просто одарённого человека, даже у того, у кого коэффициент одарённости менее единицы, но более ноля целых, восьми десятых, то есть более восьмидесяти процентов.

    Другими словами, гений обладает преимуществами даже перед человеком с очень высокой одарённостью, если тому не способствовала удача, то есть не удалось достичь первенства, не удалось  стать  первым в получении несомненных достижений в каком-то конкретном виде человеческой деятельности.

    Нужно также  заметить, что Человечеству вместо того, чтобы тратить время и силы на установление причин, по которым Энерго-Информационное Поле Вселенной наделяет одних людей одарённостями и не наделяет ими же других, лучше бы совершенствовать приёмы выявления и поддержки действительно одарённых людей, с как можно более раннего их возраста.

   



   


      

      


Рецензии