Семен Семеныч Огурцов
Валерка Прибылов, тогда еще совсем зеленый юнец, учился с Семен Семенычем на курсах водителей грузового автомобиля при местном профтехучилище, на вечернем отделении. Вся их группа состояла из людей с немалым жизненным опытом. А многие были и с навыками управления автотранспортным средством, но в силу разных причин, оказавшихся без главного документа — водительских Прав.
Семен Семеныч Огурцов был врачом с многолетним стажем, и считался в их населенном пункте, районном центре, человеком знатным и почитаемым. Да и возрастом, как ни крути, он был старше всех, за исключением, может быть, одного, двоих в их группе. Возможно, исходя из подобных соображений, директор того заведения, на первом вводном уроке, предложил его кандидатуру в качестве старосты группы. Семен Семеныч был личностью известной и по фактуре, порядка 150 килограммов живого веса при росте около 185 сантиметров, как никто другой подходил на эту роль.
Голосование в его пользу прошло, практически, со 100 процентным успехом. Никто не возражал против его кандидатуры и все с облегчением вздохнули, после проведенной процедуры, подумав:
— Слава Богу, лишь бы не Я.
А Семен Семеныч, в общем-то, и не возражал против такого расклада вещей. Согласился без ложной скромности, понимая, что если не он, то, кто другой возьмет на свои плечи такую, прямо скажем, обузу. Кому это нужно? Так как Семен Семеныч был человеком ответственным, он с первых же дней своего пребывания на ответственном посту, взялся за налаживание дисциплины внутри их коллектива: обзавелся Гроссбухом – толстенной тетрадью, в которой собирал досье на каждого члена их небольшого коллектива.
Помечал опоздания и неявки всех нерадивых учеников и требовал от них письменного объяснения за каждый допущенный проступок. Никто ему особо не перечил, не спорил, не ругался, а послушно выполнял все требования Семен Семеныча. Авторитет у него в группе был просто «агромадный». Валерка сидел с ним за одним столом и наблюдал, как Семен Семеныч, с высунутым от усердия языком, выводил толстенными пальцами каракули в своем «гроссбухе».
Почерк у него был ужасный, впрочем, как и у всех нормальных врачей.
Причем, он ручку держал в правой руке весьма своеобразно — большим и средним пальцем, а толстый указующий перст в это время смотрел прямо, под углом 90 градусов относительно оси шариковой ручки. И дикция у него была несколько иная, чем у среднего, ничем не примечательного, человека. Во время разговора с ним, казалось, что язык у Семен Семеныча находится не глубоко внутри ротовой полости, а между верхним рядом зубов и нижним.
Впрочем, несмотря, казалось бы, на дефект подобного рода, речь его, что удивительно, была очень внятной и разборчивой. Наоборот, такое неординарное явление добавляло его богатой риторике некоторый шарм и ореол неповторимости. Узнаваемость, одним словом. Когда группа проходила теоретическую часть Правил Дорожного Движения, в билетах всегда присутствовали вопросы на медицинскую тематику.
В этом деле Семен Семеныч всегда напрочь разбивал все доводы преподавателя относительно правомерности имеющихся ответов на такие вопросы. Преподаватель, судя по его робким суждениям, был из числа выпускников этого же заведения. Молодой человек, не очень хорошо разбиравшийся в своей теме, никогда не оспаривал доводы Семен Семеныча, и с виноватым видом лишь констатировал:
— Но так написано в ответе!
Возможно, их наставник по теории ПДД был не совсем прав – он заведомо капитулировал перед мощью и авторитетом Семен Семеныча, не пытаясь даже вразумить опытного, практикующего врача, в чем состояла его ошибка, или в чем тот был не прав. В дальнейшем практика показала недееспособность такого метода преподавания, но это было потом… А сейчас мы перенесемся туда, где произошло действо того события, свидетелем, которого являлся тот самый, небезызвестный, Валерка Прибылов. Точнее, он был даже не свидетелем, а самым главным участником.
У него, Валерки, тоже не было навыков вождения. За все время обучения он лишь однажды посидел за рулем ЗИЛ 157, «ступы», съездил с инструктором за дровами для котельной того самого учебного заведения. А что?! Совмещение приятного, между прочим, с полезным. Как только они выехали из поселка, тот спросил у Валерки:
— Машину раньше водили?
Валерка вырос в деревне и, в большей степени, был знаком с колесными тракторами – катался на них чуть ли не с раннего детства. А во время прохождения срочной службы в рядах советской Армии был механиком-водителем боевой гусеничной машины. А вот навыков вождения грузовыми автотранспортными средствами у него не было вообще. Так и сказал инструктору. Тот ответил, что, мол, ничего страшного нет. Если ездили на тракторах и военной технике, то здесь все, ровным счетом, одинаково.
С этими словами он пересел на место пассажира, велев Валерке взять руль управления на себя. Таким образом, он доехал до лесоделяны километров 25 – 30, а на обратном пути, груженую машину вел уже сам инструктор. Это было правильным решением с его стороны – нельзя доверять автомобиль с грузом человеку, который впервые сел за баранку многотонной махины.
Но зато он доверил курсанту управлять порожним грузовым автомобилем от начала маршрута и до самого конца, практически, не обучая того, каким-то водительским премудростям. Так и просидел молча всю дорогу, изредка внося, какие-то коррективы относительно безопасности движения при приближении встречного автотранспорта.
После того, как они вдвоем разгрузили автомашину возле котельной, тот предложил Валерке пройти курс вождения на автодроме, на что Валерка согласился с большим энтузиазмом.
А инструктор подчеркнул, что идет на это вопреки своему графику, только ради того, что он, то есть Валерка, как водитель заслуживает такой почести. И стоит только ему показать автодром, немного попрактиковаться и все у него, то есть у Валерки, будет в ажуре. После заслуженного обеда они встретились, как и договаривались, на площадке автодрома. Инструктор пояснил Валерке все тонкости управления в замкнутом пространстве, а тот все выполнил, как подобает прилежному ученику. А после того краткосрочного курса инструктор порадовал Валерку словами:
— Вас больше нечему учить!
Хоть и лестно было Валерке услышать похвалу в свой адрес, но все же ему хотелось практиковаться ещё и ещё. К его великому сожалению, он так до экзаменов и не прокатился больше ни разу. Его попросту не брали в расчет, а давали машину тем, у кого получалось не очень хорошо. Как-то инструктор оставил в распоряжении Семен Семеныча ЗИЛ 131, наказав Валерке учить того правилам вождения на автодроме, а сам укатил с группой курсантов в другом направлении. Валерка обрадовался:
— Вот я сейчас накатаюсь! Только покажу Семен Семенычу несколько приемов, а там дальше машина будет вся в моем ведении. Вот, где я отведу-то душу!
Как оказалось, он рано радовался. То, что он вначале задумал по-быстрому научить Семен Семеныча тем навыкам, каковыми нужно обладать водителю при сдаче экзамена, перечеркнуло все его преждевременные замыслы. В качестве первого упражнения Валерка надумал провести маневр по заезду в ворота гаража на задней передаче. Бодренько передав, Семен Семенычу руль, он сам встал на место регулировщика и начал указывать тому, в какую сторону поворачивать автомобиль. Первая попытка оказалась неудачной.
Семен Семеныч проехал мимо створа ворот на расстоянии 10 метров. Многовато. Даже для первого раза. Но ничего страшного – с кем не бывает. Валерка подошел к своему подопечному, кратко проинструктировал того, подбодрил, сострил по случаю. И дал отмашку на вторую попытку. Со второго раза Семен Семеныч «промахнулся» уже на 15 метров, несмотря на все команды своего временного «учителя». Он, как будто ничего не видел и не слышал воплей Валерки, весь сосредоточившись на неведомых своих задумках. На этот раз Валерка еще проворнее забежал в кабину и с ходу начал тому выговаривать все его промахи.
После краткого напутствия они вновь приступили к штурму «непобедимой крепости». Но увы! И третья попытка и все последующие оказались для Семен Семеныча неприступной твердыней. И после каждого неудачного приступа неподдающегося «бастиона величия и Славы», он восклицал:
— Вот! Сейчас, кажется, лучше!
— Нет, Семен Семеныч, – устало повторял Валерка, – в гараж нужно, или въезжать, или же не въезжать вовсе. Это, как в известной притче:
«Не хочешь ср… ть, не мучай ж… » А то, что вы проехали мимо гаража на расстоянии 20-ти метров – это надо понимать, что «никак», и вы после этого «никто»!
— Представьте себе, вам нужно загнать в гараж свою личную машину! Вы не только не загоните – вы ухайдакаете её всмятку, потому что вы не только не можете попасть в створ ворот своего гаража, а ещё и покушаетесь на целостность и сохранность рядом стоящих сооружений!
Но Семен Семеныч, с упорством капризного ребенка, требовал от Валерки повторить маневр ещё и ещё. Устав от своих попыток хоть, как-то научить человека понимать свои действия, Валерка с равнодушным видом стал поощрять его с тем, чтобы только не слышать бесполезной его демагогии. В разгар их словесных баталий подъехал сам инструктор и первым делом спросил:
— Валера, ну, как Семен Семеныч?
На что Валерка в сердцах ответил:
— За… сь!!!
Семен Семеныч, приняв слова Валерки за чистую монету, подступил к нему с пустыми и никчемными разговорами. Вдоволь намучившись с ним, а главное, сам так и не присев ни разу в этот день за руль, Валерка не очень был расположен к разговорам. Но все же он честно сказал:
— Семен Семеныч, теорию вы, возможно, сдадите. Но практику – никогда! Водить машину, как ни прискорбно – это не ваше, не мучайте ни себя, ни других.
Если бы Валерка знал, как он ошибался. Прошло много лет после выпуска их курса. Как-то в разговоре с очередным выпускником, Валерка случайно расслышал, как тот учился на курсах вместе с Семен Семенычем.
— Стоп! С этого момента чуть подробнее! – попросил его Валерка, и стал расспрашивать того обо всех успехах Семен Семеныча.
Как оказалось, из разговора того приятеля, Семен Семеныч во время прохождения курса уже в другой группе, так же, как и в бытность Валерки все так же возмущался неверной трактовкой ответов на медицинскую тематику. И так же завалил экзамен по теории, не дойдя до практики. Интересно девки пляшут! А ведь и тогда, когда они сдавали вместе с Валеркой, Семен Семеныч так же «завалил» теорию. Злые языки утверждали, что он ошибся в ответе на вопрос о правильной транспортировке, попавшего в аварию, участника дорожного движения. Это была одна из его ошибок, были и другие.
Но все, кто знавался с Семен Семенычем, утверждали, что он всегда давал неверный ответ, именно, на медицинскую тему. Где здесь правда, а где вымысел – теперь уже поздно разбираться. Тогда это был первый выпуск водителей категории «С» по форме вечернего обучения. Много травы истоптал скот с той поры, многие успели и школу закончить. После разговора с вышеупомянутым приятелем, Валерка из года в год стал интересоваться водительской судьбой сотоварища.
Семен Семеныч, после всех неудачных попыток сдачи экзаменов, стал притчей во языцех. Знаменитостью, местной достопримечательностью. Кто бы ни заканчивал водительские курсы – был лично знаком с Семен Семенычем. А ведь после тех курсов на категорию «С», где Валерка Прибылов познакомился с ним, дополнительно ввели категорию «В». Категория «С» – это проффесионалы, а «В» – любители.
Это были первые годы, когда на «В» стали проходить обучение и женщины. Не повально, как в настоящее время, все же тогда ещё преобладали машины с механической КПП, но это были первые и робкие движения женщин в сторону эмансипации. И вот, Семен Семеныч так же из года в год, с упорством одержимого, продолжал штурмовать свою Цитадель. Но та, по рассказам многих очевидцев, так и не раскрыла перед ним свои врата.
Эпилог
Много лет прошло с тех достопамятных времен. Ехал, как-то Валерка вместе с женой по центральной улице своего поселка. Лето. Вечер, легкие сумерки. Благодатная прохлада после испепеляющего дневного зноя. Пустынные улицы. Казалось, будто весь поселок погрузился в дремотную истому. Ехал Валерка не спеша, бурно обсуждая с женой тему очередного отпуска. Вдруг мимо него проскочило нечто, которое издавало страшный звук, наподобие рыка, изголодавшегося льва в саванне.
Было похоже на шум двигателя, работающего на предельно высоких оборотах. Пока он разбирался с этим странным существом, оно исчезло из его бокового обозрения. Глянув в зеркало, увидел удаляющуюся «Ниву». Хотя, сначала Валерка с перепугу стал озираться вокруг себя, неужели, что-то случилось с его аппаратом? А уж потом, спустя несколько драгоценных секунд, посмотрел в зеркало заднего обзора.
Но, ничего подозрительного, могущего изрыгать из себя такие звуки, видно не было . Ну, нет, так нет. Едет себе белоснежная «Нива» – нехай едет!
Приехал домой. А там возле гаража стоит его друг, с сияющим лицом и разинутым ртом до ушей. Кстати, тоже врач – коллега Семен Семеныча.
— Ты чего такой загадочный? — спросил Валерка.
— Сейчас, – говорит, – столкнулся по дороге с Семен Семенычем. Едет он по центральной улице на своей белой «Ниве», а бедный движок, чуть ли не вдребезги раскалывается от бешеных оборотов. Он, придурок, как врубил возле дома первую передачу, так и проехал на ней до конца улицы Ленина. (А улица длиною, ни много, ни мало километров пять потянет, а Семен Семеныч жил в начале той улицы).
Друг рассказывает Валерке этот забавный случай, смахивающий на анекдот, а сам все хватается за живот от дикого хохота и хлопает от восторга по капоту своего, видавшего виды, «ЛУАЗа». Если кто не помнит – были такие всепроходимые авто отечественного производства, родом из Луганской губернии, «самостийной» Украйны.
— Так вот, где собака зарыта, – продолжил разговор Валерка, – только что мимо меня проскочило «нечто», страшно напугав меня несусветным ревом двигателя. Я от страха чуть в штаны не наложил. Так это, наверное, и был Семен Семеныч?! Видел в зеркало белую «Ниву», но я никак не мог предположить, что она может так орать!
P.S.
Не повезло Семен Семенычу – мало в ту пору бегало по нашим дорогам автомобилей с автоматической коробкой перемены передач. Ему бы чуть позже родиться, глядишь, может и научился рулить по прямой дороге. Хотя… как знать? Он был из тех людей, про которых говорят:
Как удивительно природа
Вас щедро обделила всем.
В. Поляков
Свидетельство о публикации №223101600219
Не способна Природа выродить такого выродка, как Семён Семёныч.
Василий Рябов Слабов 07.12.2023 11:43 Заявить о нарушении
Афанасий Кускенов 11.12.2023 02:28 Заявить о нарушении
Василий Рябов Слабов 11.12.2023 06:17 Заявить о нарушении