Синтетическая картина Мира. Тезисы. Фехнер
Густав Теодор Фехнер (1801 - 1887)
Главным в философии Фехнера было признание всего Мира одушевленным. «Ты смотришь на меня, так, как будто я прекрасная девушка», - так передает он в шутливой форме свой мысленный разговор с распускающимся цветком. «Но ведь я действительно, в своем роде, прекрасная девушка, скажи об этом людям». «Я им это уже сказал, но они не захотели этому поверить». Отвечает 78-летний Фехнер.
В своих работах он доказывает, что для внутренней душевной жизни вовсе не обязательно наличие нервной системы. Утверждать, что душевную жизнь можно связывать лишь с нервной системой, это то же самое, что если бы кто-нибудь утверждал, что музыкальные звуки можно извлекать лишь из струнных инструментов. Но звуки можно извлекать из флейты или барабана.
Мир животных и мир растений разделены человеком условно, между этими мирами нет определенных границ, а напротив, есть непрерывность переходных ступеней. Причем связать Сознание с признаком какой-либо из этих ступеней невозможно, и отрицать наличие Сознания у растений нет достаточных оснований.
Фехнер предположил наличие Жизни и Сознания у Земли и других планет, у Солнца и других звёзд. Земля, по Фехнеру, есть индивидуально духовное существо. В «Зендавесте он в 48 пунктах рассматривает сходства земли с живыми организмами её населяющими. В одном из пунктов он показывает, что форма тела живых организмов зависит от их среды обитания, и говорит об оптимальности шара для перемещения в космическом пространстве.
Фехнер указывает на мудрость некоторых древних религий, признающих Землю и Солнце живыми существами. Завершает пирамиду живых существ Бог. В Боге всё имеет не только своё завершение, но и начало. Всё исходит от Бога, всё им и заканчивается.
По мнению учёного, весь мир, начиная с кристаллов, - демонстрирует признаки жизни и сознания. Смерть превращает восприятие всех живых существ в воспоминание, сохраняющееся в памяти Высшего Сознания.
На каждой следующей ступени эволюции духа, индивидуальная жизнь сплетается с другими душами в общую жизнь вышестоящего духа, и, на определенном этапе, вспомнит все свои предыдущие существования, и далее, поймет замысел о Мире, «и в конце концов, проникнет он в сущность конечных вещей».
На каждом этапе дух оставляет свою тленную оболочку, получая новую, более или менее тонкую, в зависимости от исполнения своего предназначения в чувственном мире.
Свидетельство о публикации №223101600295