Пушкин и парадокс Добра и Зла
И потому он создал свой Кодекс Жития Поэта:
Какое дело поэту до добродетели и порока!? Его Дело – Поэзия
(в письме князю Вяземскому а может и царедворцу Жуковскому из Одессы пыльной)
Проблема ПДЗ = парадокса Добро-Зло с их парностью, диалектикой, взаимообусловленностью, зависимостью и сменой миссий, итогом деяний на зыбкой границе раздела и пределов власти = была неразрешима даже для гения Пушкина
Тем более он признался: к 1823 его пленил злой гений – Демон = встреча с ним не прошла даром
***
Я всегда спрашивал себя:
- почему Творец (Первопричина, Первопринцип или Мировой дух и Логос) запретил после Шестоднева адаму (опытному образцу – человек) есть плоды Древа познания добра и зла (ДПДЗ)
- какой скрытый смысл был в этом запрете – с какими рисками поведения адама он был связан и чем опасен (неприемлем) для Творца и его ОКБ с проектом «Людишки на Земле»)
- зачем надо было судить адама и его ишу (клон части тела) за нарушение запрета
- свободен ли человек по итогам творения и Промыслу - есть ли и где пределы этой свободы
- был ли акт запрета правомерен и был ли он актом Добра или все ж Зла
- не был ли запрет первым проявлением Зла …
Догадки были смутными …
***
Но вот я встретился с описанием ПДЗ … И дошло, и пробило:
1) В аксиоматике Творения и Тварности (*) до Шестоднева (т.е. на проектной стадии или этапе эскизного проектирования) были даны понятия:
1. Тора. 2. Тешува (Раскаяние). 3. Ган Эден. 4. Геином. 5. Кисэ акавод 6. Бейт Амикдаш 7. Имя Машиаха
/См. Мидраши к главе Берейшит или Вейсман Рабби. Мидраш рассказывает (Берешит - 1)//)
Как видим, среди них нет понятий Добра, Зла, Греха и даже Смерти. Но уже есть Раскаяние, Ад и Рай – как пункты назначений (после суда – личного Судного дня)
2) Целью Творца Ашема было создать мир, в котором суд над человеком вершился бы только по строгим принципам справедливости. Поэтому при Творении в Торе употреблено имя Элоким, означающее Справедливость. Только позже, когда Ашем увидел, что человек не выживет, если не судить его также и с милосердием, Он присоединил в Своих отношениях с человеком к Атрибуту Справедливости еще и Атрибут Милосердия
3) Берейшит (Бытие) 2-8:. И насадил Господь Б-г сад в Эдене, с востока, я поместил туда человека, которого сформировал. 2-9: И произрастил Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла. 2-15: И взял Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его. 2-16: И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; 2-17: Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.
Итак, в ходе Творения Творец произносит абс-но новые понятия бытия и практического жития одинокого (!) адама = добро, зло и смерть, не раскрывая их содержания и не давая инструкций по их бытовому применению. Подчеркнем = если читать буквально, то запрет и угроза распространяются только на одного адама – иша (будущая земнородная Ева) еще не создана!
Рабби Моше Маймон в Мишне, разные комментаторы и толкователи Торы и устных традиций веры в разных мидрашах пояснили:
- Творей умышленно не дал человеку понять замысла запрета и рисков его нарушения
- Ашем не захотел, чтобы адам владел критерия различения Добра и Зла
Доводы великих мудрых толкователей о запрете Ашема (Творца) :
(а) риск был один – люди погрязнут в суждениях о плохом и хорошем и в распрях самоликвидируются
(б) причина проста = существование парадокса Добра и Зла: деяние, задуманное как доброе, может легко обернуться злом, а может привести и к цугцвангу = что не сделаешь, всё хреново
(в) Я: Творец и его начлабы (Тора, Мир и Правда) не смогли или не успели разработать критерий ложного и истинного, хорошего и плохого и правила принятия решений или решающие правила в категориях Добра и Зла – т.е. в задачах принципиальной многокритериальности
Творец не хотел оставить людей один на один при встрече со Злом, зная о силе его обаяния и силе соблазна = Он хотел, чтобы они всегда обращались только к Нему с молитвой за помощью.
Наличие парадокса содержало в себе один риск = люди воспользуются им, будут спекулировать в деяниях и использовать как оправдание на Суде
Наличие парадокса – его недостаток проекта «Люди на Земле» с пирамидой царств ее Природы
(*)
напомним, что до Творения Творец издал аксиоматику из семи понятий:
1. Тора. 2. Тешува (Раскаяние). 3. Ган Эден. 4. Геином. 5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).
6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм). 7. Имя Машиаха
и всего шесть заповедей (мицвот):
1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечить выполнение остальных пяти мицвот).
2. Запрет на б-гохульственное осквернение Имени Ашема. 3. Запрещение идолопоклонства.
4. Запрет на кровопролитие. 5. Запрет на прелюбодеяние. 6. Запрещение воровства
, которые потом один пророк дополнил седьмым
- Мир был создан с единственной целью - чтобы изучать Тору и выполнять ее повеления
- Тешува была задумана для того, чтобы поддерживать существование мира. Мир без тешувы неизбежно погиб бы перед лицом суда Ашема
- Ган Эден замыслен был с тем, чтобы воздать награду праведникам
- Геином был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников
- Небесный Трон Славы был задуман прежде Вселенной, чтобы явить миру Славу Ашема
- Место, в котором Шехине предстояло обитать постоянно - Бейт Амикдаш. Поэтому идея Бейт Амикдаша была замыслена как условие Творения
- Конечная цель человечества - дожить до дней Машиаха. Поэтому имя Машиаха надо было создать раньше, чем мир начал свое существование
(**)
После того, как Ашем обнаружил, что ишу адама соблазнил его начлаб Самюэль и она отведала плодов ДПДЗ, шибко возбудившись и много нагатой прозревши, что до этого он же совратил Лилит (ишеподобную сущность иного проекта опытных образцов землян), что адам с позывным Адам легко подался на домогательства его иши и что есть жуткий риск - эти четыре бестии наедятся плодов Древа Жизни и тогда уж адамиты станут реально богоподобны = бессмертны!, то он создал Следственный комитет (СК) в составе ведущих инженеров ОКБ – Торы, Мира и Правды.
СК вынес решение – за весь этот блуд и свальный грех адамитов ликвидировать как неиссякаемый бездонный источник грехов. Ашем, воспользовавшись правами монотеиста, согласился с доводами троицы супер-ангелов супервайзеров как соответствующими Справедливости аксиоматики Тварного, требующей реализовать догмат «Меры за меру», но напомнил и о божественной Милости …
Адама и его ишу в итоге просто выгнали за огороженное место – дачу Рай (рай на арамейском – место за забором)
Увы, адамиты выжили …
Зло поехало по Земле
ИТОГ
Итак, коротко о библейском запрете есть плоды ДПДЗ:
- Творец и его команда в ходе реализации проекта «Люди на Земле» заложили в Бытие и Житие концепты Добра и зла
- инструмента для работы с ними разработаны не были и породили парадокс – ПДЗ
- для устранения рисков недобросовестного манипулирования людьми ПДЗ было решено запретить адаму есть плоды ДПДЗ, содержащие проектные не доработанные и не доведенные «до ума» правила «Что такое Хорошо и что такое Плохо»
- однако жизнь взяла свое = в ОКБ нашлись «кроты» … которым уже нравились дщери земнородные и их доступность
- ну, и понеслось …
***
Инфо к размышлению:
Вы принесли в дом бочку с порохом и спички
Дом разнесло в щепу и щебень
Кто виноват?
Свидетельство о публикации №223101600860