Пушкин и парадокс Добра и Зла

Пушкин скоро понял –  на границе пары Добра и Зла ему никогда не разобраться что почем и почему
И потому он создал свой Кодекс Жития Поэта:
 Какое дело поэту до добродетели и порока!?  Его Дело – Поэзия
(в письме князю  Вяземскому а может и царедворцу Жуковскому из Одессы пыльной)
Проблема  ПДЗ = парадокса   Добро-Зло с их парностью, диалектикой, взаимообусловленностью, зависимостью и сменой миссий, итогом деяний на зыбкой границе раздела и пределов власти = была неразрешима даже для гения Пушкина
Тем более он признался: к 1823 его пленил  злой гений – Демон = встреча с ним не прошла даром

***

Я всегда спрашивал себя:
- почему Творец (Первопричина, Первопринцип  или Мировой дух и Логос)  запретил после Шестоднева адаму (опытному  образцу – человек) есть плоды Древа познания добра и зла (ДПДЗ)
- какой скрытый смысл был в этом запрете  – с какими рисками поведения адама  он был связан и чем опасен (неприемлем) для Творца  и его ОКБ с проектом «Людишки на Земле»)
- зачем надо было судить адама и его ишу (клон части тела)  за нарушение запрета
- свободен ли человек по итогам творения и Промыслу  -  есть ли и где пределы этой свободы
- был ли акт запрета правомерен и был ли он актом Добра или все ж Зла
- не был ли запрет первым проявлением Зла …
Догадки были смутными …

***

Но вот я встретился с описанием ПДЗ … И дошло, и пробило:

1) В аксиоматике Творения и Тварности  (*) до Шестоднева (т.е.  на проектной стадии или этапе эскизного проектирования) были даны понятия:
1. Тора. 2. Тешува (Раскаяние). 3. Ган Эден. 4. Геином. 5. Кисэ акавод  6. Бейт Амикдаш 7. Имя Машиаха
/См. Мидраши к главе Берейшит или Вейсман Рабби. Мидраш рассказывает (Берешит - 1)//)
Как видим,  среди них нет понятий Добра, Зла, Греха  и даже Смерти. Но уже есть Раскаяние, Ад и Рай – как пункты назначений (после суда – личного Судного дня)

2) Целью Творца Ашема было создать мир, в котором суд над человеком вершился бы только по строгим принципам справедливости. Поэтому при Творении в Торе употреблено имя Элоким, означающее Справедливость. Только позже, когда Ашем увидел, что человек не выживет, если не судить его также и с милосердием, Он присоединил в Своих отношениях с человеком к Атрибуту Справедливости еще и Атрибут Милосердия

3) Берейшит (Бытие)  2-8:. И насадил Господь Б-г сад в Эдене, с востока, я поместил туда человека, которого сформировал.  2-9: И произрастил  Господь Б-г из земли всякое дерево, приятное на вид и годное в пищу, и древо жизни среди сада, и древо познания добра и зла.  2-15: И взял  Господь Б-г человека и поместил его в саду Эденском, возделывать его и охранять его.  2-16: И повелел Господь Б-г человеку так: От всякого дерева в саду можешь есть; 2-17: Но от древа познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, когда станешь есть от него, смерти предан будешь.   

Итак, в ходе Творения Творец произносит абс-но новые понятия бытия и практического жития одинокого (!) адама = добро, зло и смерть, не раскрывая их содержания и не давая инструкций по их бытовому применению. Подчеркнем = если читать буквально, то запрет и угроза распространяются только на одного адама – иша  (будущая земнородная Ева) еще не создана!

Рабби Моше Маймон в Мишне, разные комментаторы и толкователи Торы и устных традиций веры в разных мидрашах пояснили:
-  Творей умышленно не дал человеку понять замысла запрета и рисков его нарушения
-  Ашем не захотел, чтобы адам владел критерия различения Добра и Зла

Доводы великих мудрых толкователей о запрете Ашема (Творца) :

(а) риск был один – люди погрязнут в суждениях  о плохом и хорошем и  в распрях самоликвидируются

(б) причина проста = существование парадокса Добра и Зла: деяние, задуманное как доброе, может легко обернуться злом, а может привести и к цугцвангу = что не сделаешь, всё хреново

(в) Я: Творец и его начлабы (Тора, Мир и Правда) не  смогли или не успели разработать критерий ложного и истинного, хорошего и плохого  и правила принятия решений или решающие правила в категориях Добра и Зла – т.е. в задачах принципиальной многокритериальности
Творец не хотел оставить людей один на один при встрече со Злом, зная о силе его обаяния и силе соблазна = Он хотел, чтобы они всегда обращались только к Нему с молитвой за помощью.
Наличие парадокса содержало в себе один риск = люди воспользуются им,  будут спекулировать в деяниях и использовать как оправдание на Суде
Наличие парадокса – его недостаток проекта «Люди на Земле» с пирамидой царств ее Природы

(*)
напомним, что до Творения Творец  издал аксиоматику из семи понятий:
1. Тора. 2. Тешува (Раскаяние). 3. Ган Эден. 4. Геином. 5. Кисэ акавод (Небесный Трон Славы).
6. Бейт Амикдаш (Иерусалимский Храм). 7. Имя Машиаха
 и всего шесть заповедей (мицвот):
1. Назначение судей (задача которых в том, чтобы обеспечить выполнение остальных пяти мицвот).
2. Запрет на б-гохульственное осквернение Имени Ашема. 3. Запрещение идолопоклонства.
4. Запрет на кровопролитие. 5. Запрет на прелюбодеяние. 6. Запрещение воровства
, которые потом один пророк дополнил седьмым

- Мир был создан с единственной целью - чтобы изучать Тору и выполнять ее повеления
- Тешува была задумана для того, чтобы поддерживать существование мира. Мир без тешувы неизбежно погиб бы перед лицом суда Ашема
- Ган Эден замыслен был с тем, чтобы воздать награду праведникам
- Геином был задуман для того, чтобы обеспечить наказание для грешников
- Небесный Трон Славы был задуман прежде Вселенной, чтобы явить миру Славу Ашема
- Место, в котором Шехине предстояло обитать постоянно - Бейт Амикдаш. Поэтому идея Бейт Амикдаша была замыслена как условие Творения
- Конечная цель человечества - дожить до дней Машиаха. Поэтому имя Машиаха надо было создать раньше, чем мир начал свое существование

(**)
После того, как Ашем обнаружил, что ишу адама соблазнил его начлаб  Самюэль и она отведала плодов ДПДЗ,  шибко возбудившись и много нагатой прозревши,  что до этого он же совратил Лилит (ишеподобную сущность иного проекта опытных образцов землян), что адам с позывным Адам легко  подался на домогательства его иши и что  есть жуткий риск - эти четыре бестии наедятся плодов  Древа Жизни и тогда уж адамиты станут реально богоподобны = бессмертны!, то он создал Следственный комитет (СК) в составе ведущих инженеров ОКБ – Торы, Мира и Правды.
СК вынес решение – за весь этот блуд и свальный грех  адамитов ликвидировать  как неиссякаемый  бездонный источник грехов. Ашем, воспользовавшись правами монотеиста, согласился с доводами троицы супер-ангелов супервайзеров как соответствующими Справедливости аксиоматики Тварного, требующей реализовать догмат «Меры за меру», но напомнил  и о божественной Милости …

Адама и его ишу в итоге просто выгнали за огороженное место – дачу Рай (рай на арамейском – место за забором)

Увы, адамиты выжили …

Зло поехало по Земле

                ИТОГ

Итак, коротко о библейском запрете есть плоды ДПДЗ:
- Творец и его команда в ходе реализации проекта «Люди на Земле» заложили в Бытие и Житие концепты Добра и зла
- инструмента для работы с ними разработаны не были и породили парадокс – ПДЗ
- для устранения рисков недобросовестного манипулирования людьми ПДЗ было решено запретить адаму есть плоды ДПДЗ, содержащие проектные не доработанные и не доведенные «до ума»  правила «Что такое Хорошо и что такое Плохо»
- однако жизнь взяла свое = в ОКБ нашлись «кроты» … которым уже нравились дщери земнородные и их доступность
- ну, и понеслось …

***
Инфо к размышлению:
Вы принесли в дом бочку с порохом и спички
Дом разнесло в щепу и щебень
Кто виноват?


Рецензии