Ароматы-воспоминания

Один мой клиент, коммерческие интересы которого я представляла в длительном арбитражном процессе, после успешного завершения суда пригласил меня в знак благодарности в свой загородный дом. Человек этот был истинным гедонистом. И его дом являлся ярким тому подтверждением.

Все начиналось с продуманного ограждения просторного лесного участка: изысканное кружево кованного забора и стена живой изгороди в виде идеально выстриженных туевых кустов. Ворота выполнены из того-то же медного кружева. Въезжая в такие, чувствуешь себя Человеком. Дорога выложена мозаикой из бело-серого натурального камня, сверкающего под лучами солнца. За воротами встречает выстриженная лужайка изумрудного газона по краям отороченная кустами роз всевозможных цветов. Посередине лужайки небольшой фонтан из мрамора, продолжением которого является открытый бассейн, словно большая римская каменная ванна. В самом центре участка стоит невысокий, но большой по площади дом из пестрого английского кирпича с высокими аркообразными окнами. За домом начинается лесная часть участка. Высоченные сосны создают спасительную в жаркие летние дни тень. Лесная стороны дома украшена широким витым балконом, на котором стоят небольшой столик и очень удобное кресло-качалка. Кажется, что на этом балконе можно просиживать часами, вдыхая сосновый аромат, наблюдая за птицами, белками и прочей живностью. Уверена, что именно этим и занимается хозяин, когда не возлежит на топчане около фонтана, погруженный в легкую дрему под звуки журчащей воды, опьяненный ароматами роз.

Как выяснилось, с ароматами у него особые отношения. Радужно встретив меня, он провел небольшую экскурсию сначала по своему участку, а потом пригласил войти в дом. Больше всего на его участке меня поразил сад! Каких только фруктовых деревьев и кустов там не было. Даже сложно оборудованные теплицы с тропическими растениями. За всем этим садовым изобилием ухаживал садовник, чтобы круглый год к столу подавать свежие фрукты.

Дом тоже восхитил меня красотой и продуманностью до мелочей. А также разнообразием тонких изысканных ароматов, которые наполняли все комнаты. Но не буду описывать все роскошества интерьера. Лучше сразу перейду к заветной комнате ароматов.

- Кто-то из моих знакомых коллекционирует картины, старинные рукописи, драгоценные камни. Но никто кроме меня не коллекционирует ароматы. Я истинный фанат запахов, очень остро на них реагирую.
- Это редкое свойство для мужчин, - удивилась я, наслышанная, что у женщин обоняние развито сильнее мужского.
- Отчего же тогда лучшими парфюмерами являются мужчины?
- Наверное, оттого же, отчего и лучшими поварами, - ответила я.
- Хм, так почему же? - искренне удивился он.
- Думаю, что дело вовсе не в талантах, а в том, что женщин от развития своей карьеры отвлекают дети и домашнее хозяйство. А мужчинам ничего не мешает всего себя посвятить своему делу. Потому и добиваются они чаще гораздо большего в своей профессии.
- Возможно Вы правы. Но я как раз хотел рассказать Вам об удивительном исключении. О гениальной женщине-парфюмере.

Признаюсь, я была заинтригована. Особенно после того, что увидела. Мы зашли в небольшую комнату без окон и дверей. Стены были оббиты темно-серой тканью, которая прекрасно впитывала в себя ароматы. Вдоль этих стен стояли белоснежные шкафы высотой по пояс с бесконечным количеством ящичков. На столешницах лежали небольшие бархатные подушки лилового и светло-серого цветов. На каждой покоился хрустальный флакон плотно закупоренный пробкой. В этой комнате стоял приятный легкий аромат бергамота и мяты.

- Здесь собраны ароматы лучших парфюмеров. Некоторые исполнены по моему индивидуальному заказу.
- Я заметила, что от Вас всегда очень изысканно пахнет.
- Да, я меняю ароматы под настроение. Пока мы с вами только начинали дело против моего оппонента, я выбирал суровые ароматы. А вот сейчас, отпраздновав победу, могу позволить себе более игривые и свежие запахи. Но не это самое интересное и ценное для меня. Самое ценное хранится в этих ящиках.

Он подвел меня к шкафу, стоящему немного в стороне от остальных. Выдвинул один ящик. Внутри находилась деревянная коробка, к которой была прибита медная пластина с гравировкой: «Прогулки с бабушкой». Он открыл коробку и извлек темно-синий флакон объемом 30 миллилитров. Слегка открутив крышку, он предложил мне оценить этот аромат.  Необычный запах перенес меня в осенний лес после дождя, наполненный ароматами хвои, озона, прелой листвы и даже грибов. На мой вопросительный взгляд он только сказал: «Мы с бабушкой часто гуляли в лесу, она учила меня собирать грибы. Это одни из моих лучших воспоминаний детства».  Потом открыл другой ящик, в котором была аналогичная деревянная коробка с надписью: «Домашний праздник». В ней содержался аромат ванили, корицы, разной выпечки и немного перчинки. «Так пахло в нашем доме, когда родители готовились принимать гостей». В третьем ящике была коробка с названием «Запах первой любви»: ароматы мяты, лаванды, цитрусовых. «Так пахла девушка, которую я впервые полюбил. Это было в Крыму. Мы гуляли с ней по лавандовому полю, она угощала меня мятными конфетами. Именно в этом поле мы впервые поцеловались. Ее нежные руки, ласкающие меня, источали легкий аромат мандарина. Сочетание этих запахов возвращает меня в то поле и к тем неповторимым эмоциям, пережитым при первом поцелуе.

В шкафу было еще много коробок с разными ароматами, которые что-то значили в жизни этого удивительного человека.
- Это моя комната воспоминаний. Все эти ароматы возвращают меня в прекрасные моменты моей жизни, позволяют снова и снова переживать те яркие эмоции, которые свойственны молодости. Но которые, увы, притупляются с годами.
- Эти ароматы подарила Вам та самая уникальная женщина-парфюмер? - догадалась я.
- Совершенно верно. Но обо всем по порядку. Если не возражаете, я расскажу Вам про эту уникальную женщину.

И вот что он мне поведал за чашкой ароматного кофе с воздушной пенкой на том самом лесном балкончике.

***

Кристина росла замкнутым ребенком. Она чаще всего играла сама с собой, нежели с другими детьми. Очень любила возиться с цветами. Что-то отрывала, выдавливала, смешивала, а потом нюхала. Ее очень интересовали ароматы природы. Обоняние у девочки было сильно развито. Она была способна улавливать множество оттенков самых банальных запахов. Сама природа предопределила ее будущую профессию. Она выучилась на парфюмера, ездила на стажировку в Париж. Там ее заметили представители лучших домов моды Франции и Италии. Когда она получила диплом, ее сразу же пригласили в дом Dior. Какое-то время она работала помощником парфюмера, но достаточно быстро проявила свои уникальные способности тонко чувствовать и умело подбирать ингредиенты для сложных ароматных композиций. Уже к двадцати семи годам она получила широкую известность в узких кругах парфюмеров. Вернувшись в Россию, она начала работать над своей линией ароматов. Но в это же время при трагических обстоятельствах погибли ее родители. От пережитого стресса у нее начались серьезные проблемы со здоровьем. Какое-то редкое заболевание сосудов привело к почти полной слепоте. Она очень остро переживала потерю родителей и свою телесную ограниченность. Однако с потерей зрения, обострилось и без того очень развитое обоняние. Но про свою линию ароматов пришлось забыть, потому что выход на рынок, завоевание своего места в этой нише — дело очень трудоемкое, требующие моральных и физических сил, которых Кристине в то время не хватало. К тридцати годам она полностью потеряла зрение. Ощущая свою беспомощность и слабость, потеряв работу и возможность заниматься любимым делом, она впала в глубочайшую депрессию. У нее начали закрадываться мысли о суициде.

В таком состоянии Кристина вышла одним ранним дождливым утром на прогулку. Непонятная сила тянула ее к реке. В странном остолбеневшем состоянии она неуверенным шагом дошла до набережной. Немного постояв у воды, поднялась на мост. Город еще спал, на улицах не было ни души. Она одна шла в тумане под моросящим дождем, кутаясь в небрежно накинутый широкий светлый плащ, робко простукивая дорогу палочкой. Увы, красота реки не могла взбодрить ее. Остро ощущаемые ароматы уже тоже не радовали, а скорее раздражали своим обилием и навязчивость. Девушка остановилась посередине моста и преклонилась через ограду. Вдруг она почувствовала со спины какое-то небывалое тепло и очень приятный аромат. Этот аромат напомнил ей о доме детства, о ее лучших годах жизни. Она почувствовала аромат своего любимого сада с розами. Чей-то мягкий мужской голос сказал:
- Даже не думайте завершить здесь свою жизнь. Этот мост не достоин такой чести. Я вам покажу куда лучшее место для столь ответственного шага.
- Кто вы? - удивилась она, машинально обернувшись.
- Меня зовут Максим. Я тот, кто тоже однажды чуть не совершил свою самую большую ошибку. И именно на этом мосту. Дурное это место.

К сожалению, Кристина не могла увидеть своего спасителя. Это был молодой мужчина на инвалидной коляске. У него было очень красивое лицо с добрыми светлыми глазами. По мертвому взгляду незнакомки он понял, что девушка слепая.
- Что привело тогда вас на этот мост? - спросила Кристина.
- Моя болезнь, которая постепенно сковывает мое тело. Сейчас у меня парализованы ноги. И это при том, что я был весьма успешным спортсменом-легкоатлетом.
- А я была успешным парфюмером с мечтой создать свою линию ароматов.
- И что же вам мешает? В отличие от меня, ваш основной инструмент отменно работает. Вы же потеряли только зрение. Обоняние вам не изменило? Думаю, что разум тоже остался вам верен. Разве что нервы подводят.
- Вовсе нет, даже наоборот — обоняние обострилось. 
- Тогда в чем дело? Что мешает вам продолжать работать?

Этот простой вопрос, так искренне заданный, поставил Кристину в тупик. Она растерялась и не знала, что ответить. А действительно — что? Словно что-то переключилось в ее сознании.

- У меня есть идея! Давайте я буду вашими глазами, а вы моим ногами? И мы сможем вместе реализовать все ранее задуманное.
- А что бы вы хотели осуществить, что не можете без ног?
- Я хочу создать секцию по легкой атлетике для детей. Развивать их физически, помогать слабым детям обрести силу.
- Это прекрасная мечта, но как я могу вам в этом помочь?
- Очень просто! Я готов поделиться с вами своим планом за чашкой кофе.

Эта случайная встреча на мосту ранним туманным утром породила непобедимый дуэт слабых телом, но сильных духом людей. Максим оказался весьма предприимчивым парнем с большими связями. Он помог Кристине довести до ума ее линию ароматов, договориться о производстве и вывести свои ароматы на рынок. А Кристина помогла своему новому другу открыть спортивную секцию для детей. Для этого действительно пришлось много побегать по всяким инстанциям, выбивая здание для аренды и получая прочие разрешения. Но под его чутким руководством она со всем справилась. В этой секции помогали детям с разными физическими отставаниями. Позже из них отбирали наиболее способных и готовили уже к большому спорту.

Со временем Кристина приспособилась к жизни без зрения. Максим подарил ей собаку-поводыря, которая стала ей верным другом и помощником. Много раз она выручала и защищала девушку на улицах города.

Ароматы Кристины пользовались спросом. Со временем к ней стали обращаться с индивидуальными заказами частные лица и модные дома. Это стало приносить много денег. Часть из которых она отдавала Максиму на развитие спортивной секции, которая в денежном плане была не столь прибыльной. Зато приносила им обоим много морального удовлетворения, ведь они участвовали и наблюдали за прекрасным процессом преображения слабости в силу.

Все шло лучшим образом, каждому удалось реализовать свою мечту. Но, увы, страшная болезнь Максима не отступала. Она все больше сковывала его тело. С годами он уже не мог выходить из дома и вставать с постели. Чтобы как-то поддержать своего любимого друга, Кристина разработала для него специальный аромат под названием: «Счастливая встреча». В этом аромате сочетались запахи мокрого асфальта, речной воды и теплые нотки аромата кофе с корицей. Именно эти запахи наполнили часы их первого знакомства. Попробовав этот удивительный аромат, Максим впервые за долгое время улыбнулся. Аромат вызвал в его сознании приятные воспоминания и повторил пережитые тогда эмоции. Кристина много времени проводила рядом с Максимом, рассказывая ему о делах в секции, управление которой она взяла полностью под свой контроль. А также слушала его рассказы из детства. И каждый такой рассказ порождал новую идею ароматов. К сожалению, в последние месяцы жизни, Максим жил только воспоминаниями, потому что будущего у него не было. И Кристина старалась сделать эти воспоминания более яркими в эмоциональном плане.

Ночами она работала в своей небольшой лаборатории над все новыми запахами, содержащими нотки ароматов из воспоминаний Максима. А потом приносила ему маленькие флакончики, которые погружали его во времена здорового и беззаботного детства. Они вместе вспоминали своих ныне покойных родителей, бабушек и дедушек. Слушали любимую музыку, читали книги. Так в окружении заботы и ароматов Максим покинул этот мир с улыбкой на губах. Его последними словами были: «Вот теперь я отправляюсь в светлую вечность, которая будет наполнена любимыми ароматами и звуками. Я буду ждать тебя там, но ты не спеши и вдоволь насладись жизнью».

Кристина тяжело переживала смерть своего друга. И только спустя время поняла, что он был больше, чем просто друг. Он был ее самой настоящей любовью. Почему она поняла это только после его смерти? Почему не призналась ему? Но, несмотря на переживания и тоску по близкому другу, Кристина больше не поддавалась депрессивным чувствам. Максим научил ее любить жизнь во всех проявлениях и ценить все эмоции, пусть даже тяжелые. «Человек жив, пока способен испытывать эмоции и глубокие чувства. И пусть я не чувствую своих ног, зато я чувствую свою душу, которая полноценно живет», - говорил он.

Со временем Кристина решила применить свои новые навыки по созданию необычных ароматов для поддержки людей, переживающих тяжелые времена. Она помнила, как ароматы детства помогали Максиму снова пережить прекрасные эмоции. Однажды она также помогла своей постоянной клиентке, для которой разрабатывала мужские ароматы. А дальше сработало сарафанное радио. К ней стали обращаться люди, которые нуждались в психологической поддержке.

Кристина тогда верила в целительную силу воспоминаний и разработала свою необычную методику психотерапии. Сначала она внимательно выслушивала жалобы клиента, потом выводила его на разговор-воспоминания чего-то приятного. Записывала самые яркие эпизоды из их жизни и после создавала созвучные этим эпизодам ароматы. Это стало уникальным товаром: есть ароматы для тела, есть ароматы для дома, есть - для автомобилей. А вот ароматов для души еще никто не создал. Хотя, порой духи любимой женщины или мужа могут навеять много воспоминаний. Но Кристина пошла дальше, расширив спектр ароматов до ярких событий, памятных мест. Со временем у Кристины сформировалась своя клиентура не только в России, но и за пределами страны. Это было уникальное предложение, которое не мог никто повторить. Ведь для воссоздания подобных ароматов природы, дома, улицы надо обладать уникальным обонянием и техникой воспроизведения любого запаха. Подобными талантами обладала Кристина.

Я стал одним из ее клиентов. Она мне тогда очень помогла в сложный период жизни. А я помог ей в борьбе с недобросовестными конкурентами, которые пытались ставить палки ей в колеса. Увы, успех часто порождает множество врагов. Порой даже больше, чем содеянное зло.

Но парадокс в том, что, помогая своим клиентам пережить тяжелый период через воспоминания, сама она с годами стала избегать воспоминаний. Со временем добрые воспоминания стали ее угнетать. Они вызывали в ней чувство тоски и безысходности, ведь прошлого не вернуть. Ароматы, преследующие ее всю жизнь, утомили Кристину. Они заманивали ее в ловушку воспоминаний и не желали отпускать.

Она написала книгу, которую недавно издали. Из этой книги я узнал, что она больше не занимается парфюмерией. Ароматы, преследующие ее всю жизнь, утомили Кристину.  Уникальный парфюмер вышла на пенсию, закрыла свой бизнес, уехала жить в загородный дом, ведет замкнутый образ жизни. Но продолжает заниматься благотворительностью, передавая часть своих средств на лечение больных детей. А доходы у нее весьма высокие, потому что большое количество ее уникальных формул ароматов по сей день приносят ей авторские вознаграждения в виде процентов от каждого проданного флакона дорогого парфюма. Ее книга завершается следующими словами: «Воспоминания - это наш бесценный багаж, придающий силы в настоящем. Но нельзя позволять воспоминаниям затянуть себя, потому что, живя прошлым, вы лишаете себя будущего. Если бы до похода на тот мост я затерялась в прошлых добрых воспоминаниях, то не имела бы сегодняшнего настоящего и еще более ценного багажа воспоминаний. Жить надо настоящим, создавая достойное прошлое и смотря в светлое будущее».

***

- А что вы думаете о силе воспоминаний? - спросила я, находясь под впечатлением от рассказа.
- Сила воспоминания велика и опасна. Они могут как исцелить, так и искалечить. Важно подобрать правильную дозировку. Я сам однажды чуть не застрял в своей комнате ароматов. В тот период я заказывал все новые и новые «ароматные воспоминания», проводил в комнате с запахами целые дни, выходя только поесть и поспать. Но в какой-то момент понял, что жить в грезах нельзя. Жизнь достойна того, чтобы качественно прожить каждый день. Теперь я все реже захожу в эту комнату, а ящик с воспоминаниями сегодня открыл впервые за год. Не хочу, чтобы они отвлекали меня от настоящего.

Наши посиделки на балконе плавно переместились в столовую, где меня угостили вкусным обедом с фруктами из сада на десерт. Провожая меня, этот любитель ароматов вручил мне маленький презент и попросил открыть его только дома.  Не сложно догадаться, что в коробочке был небольшой флакон с духами. И приложена записочка на красивой плотной бумаге, гласящая: «Рядовые юристы пахнут нафталином, старыми бумагами, пылью. Потому я их терпеть не могу. А успешный юрист пахнет именно так. Этот аромат по моему заказу создала Кристина в виде исключения, поскольку от дел уже давно отошла. Кто знает, возможно с этого аромата начнется ее новая линия: «Ароматы-личности».  Деятельному человеку сложно усидеть на пенсии без дела. Уверен, что ей еще есть что сказать этому миру».

Я по сей день храню этот небольшой флакон уникальных стойких духов, которые использую только для самых важных юридических встреч. И он мне очень нравится, поскольку в этом аромате, помимо прочих, переплетаются мои любимые нотки табака, кожи, ванили и немного мяты…Этот аромат удивительным образом вселяет в меня уверенность и веру в светлое будущее.


Рецензии