Мой Лермонтов

    Сейчас я пытаюсь вспомнить, когда впервые услышала о М.Ю. Лермонтове. Наверное, в 4 классе…Остались обрывочные, но четкие воспоминания маленькой сельской девочки, в семье которой не было литераторов и особо образованных людей. Мама закончила всего 4 класса, а отец, имея средне специальное образование, был помешан на своей ветеринарии и, естественно, о Лермонтове никто в семье не говорил.

    Источником знаний была, конечно же, школа. Но как важна личность учителя в обучении детей! Тогда я оценивала педагогов по внешнему виду, мягкости и улыбчивости. Но не все добрые и участливые учителя могли грамотно дать нам знания, ведь многие понятия не использовались в нашем общении, и этого никто не объяснял. Классиков мировой литературы я в детстве тоже оценивала по внешнему виду. Лермонтов – молодой, серьезный, в военной форме, глазами был похож на нашего одноклассника Вилли Гросса, который мне нравился, а вот портрет А.С. Пушкина был точно списан с нашего соседа-пьяницы Петра Ивановича, поэтому я не воспринимала ни его, ни его творчество, несмотря на старания учителей.
Биография Лермонтова тоже не произвела на меня впечатления, нам ее прочитали быстро, монотонно, многое мы не поняли. Так же блекло прозвучал отрывок из поэмы «Бородино», не дошедший до последней парты, где я сидела.
   
    Получив задание на дом, весь день думала, как же мне успеть прочитать этот объемный и не интересный материал. И тут на помощь пришла моя любимая бабушка, которая еще в первом классе учила меня счету на фасолинах. Вечером она с упоением и очень образно читала мне, как артистка:
«Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва,
Спаленная пожаром, французу отдана?
Ведь были ж схватки боевые,
Да, говорят, еще какие!
Недаром помнит вся Россия
Про день Бородина!
«Да, были люди в наше время,
Не то, что нынешнее племя:
Богатыри - не вы!...
А я сидела, затаив дыхание, иногда шепча: «Дальше, читай еще…», а сама думала: «Вот бы моя бабушка была нашей учительницей!» Каждое её слово крепко встраивалось в память и до сих пор там живет. Я на всю жизнь полюбила тогда «Бородино».
Очень понравилась и поэма «Беглец» о юноше по имени Гарун, который струсил и сбежал с поля боя. В бою погибли все, в том числе и его отец и братья. Гарун вернулся в свой аул, но все, даже его мать, осудили такой поступок юноши…Я тоже думала об этом с осуждением.

    Наши вечерние читки с бабушкой вошли в обязательные занятия до седьмого класса, когда я сама уже научилась с выражением читать и теперь читала бабушке все домашние задания. Я выходила на середину комнаты и, жестикулируя, иногда падая на колени, самозабвенно, уже осмысленно, читала стихотворение «Родина» Лермонтова:
«Люблю отчизну я, но странною любовью!
Не победит ее рассудок мой.
Ни слава, купленная кровью,
Ни полный гордого доверия покой,
Ни темной старины заветные преданья
Не шевелят во мне отрадного мечтанья.
Но я люблю - за что, не знаю сам…               

    Моему маленькому братишке бабушка иногда пела колыбельную и говорила: «Слушай и ты внученька, эту Казачью колыбельную тоже Лермонтов написал:
«Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю».
   
     Под влиянием авторитета бабушки, я ходила с нею в церковь. И, когда мы читали с нею лермонтовского «Демона», я непроизвольно шептала молитву «Отче наш…»
«Печальный Демон, дух изгнанья,
Летал над грешною землей,
И лучших дней воспоминанья
Пред ним теснилися толпой;
Тех дней, когда в жилище света
Блистал он, чистый херувим,
Когда бегущая комета
Улыбкой ласковой привета
Любила поменяться с ним…»

     И тут же у меня возникали в памяти грустные строчки ранее изученного стихотворения (песни) Выхожу один я на дорогу:
«Выхожу один я на дорогу;
Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет богу,
И звезда с звездою говорит.
В небесах торжественно и чудно!
Спит земля в сиянье голубом…
Что же мне так больно и так трудно?»
Жду ль чего? жалею ли о чём?

     И когда я узнала, что он ничего уже не ждет от жизни, кроме свободы и покоя, и прошлого ему не жаль, а хочется только забыться и уснуть, я вдруг осознала глубину его мыслей, метания трепетной души…и прониклась таким чувством любви и понимания творчества гения, что он стал моим маяком в жизни и учебе, я уже имела сборник его произведений и перечитывала строчки вновь и вновь, убеждаясь в настоящем таланте поэта, его   мятежности, предвидении дальнейших событий в жизни, возможно, и в своей трагической судьбе. Тогда же убедилась в этом, вдумчиво прочитав стихотворение «Парус», поняв, что море – это жизнь с ее проблемами, а парус – душа бесконечно одинокого человека, противостоящая стихии жизненных ситуаций.
«Белеет парус одинокой
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Играют волны - ветер свищет,
И мачта гнется и скрипит…
Увы! он счастия не ищет
И не от счастия бежит!»

     А читая стихотворение Михаила Юрьевича «Листок», я невольно заплакала, представив свой скорый отъезд из дома в интернат по причине отсутствия средней школы в нашем селе. Соленые губы шептали:   
«Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя…»

     Зато как мы с бабушкой увлеченно читали «Песню про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Я негодовала от такого сюжета, но бабушка с загадочным выражением глаз сказала: «Ничего ты пока не понимаешь, это же любовь накрыла молодого опричника …»:
«Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.

     Постепенно, переходя из класса в класс, я изучала и другие произведения Лермонтова («Кавказский пленник», «Хаджи-Абрек», «Мцыри», «Смерть поэта», «Кинжал», «Дума», «Три пальмы», «На севере диком», «Осень» и другие посвящения природе, так как она была для поэта символом свободы), а в 9 классе мы изучали роман «Герой нашего времени», благодаря которому Лермонтова стали считать настоящим литературным новатором 30-40-х годов XIX века. Он представил нам эпохальный образ Печорина – человека, оказавшегося лишним в своем мятежном времени. После прочтения романа у меня даже появилось собственное посвящение Печорину.
 
     Шло время. Благодаря постоянному чтению и уникальной детской памяти, по итогам аттестации по русскому языку и литературе, начиная с 5 класса, у меня всегда были только пятерки, со мной советовались по каверзным вопросам учителя, получая точные ответы.  Я уже анализировала и оценивала творчество не только Лермонтова, но и других русских классиков. Причем, мне хотелось поделиться своими впечатлениями и я, каждый раз вечерами за ужином рассказывала родителям о том, что меня в них поразило и удивило, а после замечала, что сборник стихов любимого поэта по - очереди брали у меня то мама, то отец…Так я вовлекла в литературу своих родителей, особенно маму, которая до конца жизни не могла уснуть без книги.
    
     Жизнь вносит свои коррективы в векторы наших дорог, поэтому не литература стала приоритетом в судьбе, а как раз наоборот, математика, цифры и расчеты, которым я посвятила 50 последующих лет жизни, Однако вскоре Всевышний сжалился надо мной, и послал возможность исправить эту несправедливость, - в 1986 году я закончила филологический факультет Ставропольского пединститута, и сама стала «точить перо»… Как говорят: «Лучше поздно, чем никогда».
Спасибо М.Ю. Лермонтову, а так же моей бабушке Ксении, светлая им память…


Рецензии
Любовь, да Вы мудрый и талантливый писатель. Лучшего анализа произведений М. Лермонтова я не встречала. Когда-то в свое время Михаилу Юрьевич был в нашем Ставрополе, на Кавказских Минеральных водах. В Пятигорске место дуэли его с Мартыновым. Драматический театр, краевая библиотека носят его имя. Стоит прекрасный памятник. На Кавминводах есть город Лермонтов. Музей.
Спасибо Вам! С уважением Нина

Жузумкан   20.04.2024 08:57     Заявить о нарушении
Да, Ниночка, все верно! Я же из Пятигорска. А в Ставрополе училась в двух вузах еще при М.Горбачеве, и его супруга Раиса Максимовна преподавала у нас философию и научный коммунизм. Эх, какие прекрасные были студенческие годы, сколько впечатлений! С ув. и ностальгией Любовь.

Любовь Коломиец   20.04.2024 10:39   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.