Забота о пострадавших от бедствий войны
Особые традиции коллективной, организованной помощи пострадавшим от бедствий складывались в Российской империи в период Восточной или Крымской войны. Формируются группы добровольцев, чтобы помогать семьям погибших. Вскоре после окончания войны создаётся «Общество для пособия семействам убитых, раненых и потерявших здоровье на службе воинам», представители которого так рассказывали о своей деятельности:
«У всех нас ещё свежо в памяти то святое историческое чувство любви к идущему на брань за Веру, Царя и отечество солдату, которое пробудилось во всех истинных сынах России в минувшую Восточную войну. С небывалым до того времени участием откликнулись сердца на эти события. И все, и каждый давал не только деньги, но и жертвовали и трудами, и рвением, и энергией своей к пробуждению деятельности таковой и в собратиях своих. Благодаря Богу и мудрым действиям лиц, доверием Государя облечённым, – пожертвования детей земли Русской достигли своей цели. И немало десятков тысяч страданий человеческих облегчены, умиротворены братской помощью сограждан.
С окончанием блестящей Восточной кампании, в которой войска наши, предводительствуемые достопамятными полководцами, сделали чудеса храбрости, удивившие весь мир, – оказалось, как и после каждой войны, много людей, потерявших на службе родине здоровье, а с ним и способность зарабатывать хлеб насущный для прокормления себя и семейств своих. Обстоятельство это не ускользнуло от внимания добрых людей. Зародилась мысль помочь больному воину и не на одном только поле брани, но и в заботах его, как отца семейства.
На доброе дело люди в России найдутся всегда. В короткое время образовалось в первый раз утверждённое общество «Для пособия нуждающимся семействам убитых, раненых и потерявших здоровье на службе воинов». Оно имеет свой Устав, своих почётных и действительных членов и своих малюток-бедняков, об участи которых и заботится.
«Не о хлебе едином бывает жив человек», – сказал Спаситель Наш. Не одна только материальная помощь нужна тем, у кого семья на руках без отца-работника; побольше энергии в деле, позаботиться о подрастающем поколении сыновей, отцы которых уже сделали своё дело, направить их на истинный путь жизни, путь труда и самодеятельности, путь – страха к Богу, чести и любви к Царю и веры в доброе. В подрастающем молодом поколении, попечение о котором принимает на себя Общество, с Божией помощью, и осуществятся все святые обетования его» (1).
В Петербурге 25 октября 1854 года была учреждена община сестёр милосердия в честь Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста Господня по инициативе великой княгини Елены Павловны (дочери императора Павла I) – Крестовоздвиженская община. Многие петербургские аристократки, пройдя курс врачебного искусства в Крестовоздвиженской общине, в ноябре 1954 года отправились на фронт. В Одессе в это же время появляется Община сердобольных вдов, также призванная оказывать помощь раненым.
За одиннадцать месяцев осады Севастополя в город прибыло около двухсот сестёр милосердия. Знаменитый хирург Н. И. Пирогов вспоминал: «…их рвению и деятельности при хождении за больными, их подлинно стоическому самоотвержению нельзя было довольно надивиться. Малейшие желания страждущих, даже их капризы выполнялись сёстрами самым добросовестным образом… Нагрузки на сёструшек, как их ласково называли раненые, были колоссальными: порой одна дежурная сестра ухаживала за 100–200 тяжелоранеными или 300–400 легкоранеными. Каждый день по 150–200 ампутаций и других тяжёлых операций. Работали по 17–20 часов в сутки… В простеньких коричневых платьицах и таких же накидках, в клеёнчатых фартуках, за поясом которых незатейливый инструмент – ножницы, пинцеты и спринцовки, в простых ботинках, а то и в сапогах, самоотверженно сменившие домашний уют и достаток на бомбёжки, холод, холеру и тиф, кровь и гной, – эти женщины посвятили себя милосердию не на словах, а на деле» (2).
Во время войны, для пополнения вооружённых сил приглашались из резервов отставные военные, кто уже окончил службу. В циркулярном предписании министра внутренних дел от 14 марта 1854 года исчислены преимущества нижним чинам, желающим поступить на вторичную службу, дарованные распоряжением императора Николая I:
«Золотой или серебряный шеврон по цвету пуговиц; производить им двойной оклад жалованья, со дня зачисления на службу; при самом поступлении на вторичную службу наградить их серебряными медалями с надписью «За усердие» для ношения в петлице на Анненской ленте; кроме того, выдавать единовременную награду; детям отставных нижних чинов, поступившим по настоящему приглашению на вторичную службу, производить от казны провиант – сыновьям в полной солдатской даче, дочерям – в половинной; Жёнам и детям, на всё время, какое пребудут их мужья и отцы на вторичной службе, отводить обывательские квартиры или выдавать квартирные деньги; поручить оставшихся на местах жительства жён и детей особому и самоближайшему попечению начальников губерний и пригласить сословия: дворянское, мещанское и общество крестьян удельных, казённых и военных поселян, оказывать им вспоможение, подобно тому, как помянутые сословия приняли на себя со всею готовностью обязанность снабжать пособиями семейства нижних чинов, призванных в настоящее время на действительную службу; С окончанием войны всех уволить в чистую отставку, с назначением в пенсион, по смерть, полтора оклада жалованья, не взирая на то, сколько лет они бы не пробыли на вторичной службе» (3).
Примером милосердия и помощи раненым в Крымскую войну была Даша Севастопольская (4) . Эту семнадцатилетнюю девушку, отец которой погиб в Синопском сражении, произошедшем за год до высадки в Крыму войск Англии, Франции и Турции, считают первой сестрой милосердия Севастополя.
Главный хирург осаждённого Севастополя Николай Пирогов (5) свидетельствовал о беспримерной помощи отважной девицы, добровольно пришедшей на помощь пострадавшим от ранений. Советский писатель Сергей Сергеев-Ценский, знаток военно-морской тематики, отразил подвиг Даши в своём романе «Севастопольская страда».
Золотую медаль «За усердие» на Владимирской ленте пожаловал девушке «из простого народа» император Николай I в 1854 году за помощь ранеными на передовых позициях, под постоянными бомбёжками.
Когда осада закончилась, благодарные матросы преподнесли ей икону Спасителя, купленную вскладчину. Спустя полвека после окончания Крымской войны была сделана фотография оставшихся в живых легендарных участников-ветеранов. На этом снимке Даша Севастопольская - Дарья Лаврентьевна Хворостова (Михайлова), высокая и стройная, в белом платке медицинской сестры, украшенная почётными медалями, сидит справа в первом ряду.
Источники.
1 - Московские церковные ведомости. – № 48. – М., 1883. – С. 587.
2 - Грудкина Т. В. Жизнь как жертва: Книга о русских женщинах. – М.: Тренды и традиции, 2018. – С. 133–134. – 257 с.
3 - Богданович М. И. Восточная война 1853–1856 годов. Изд. второе. Т. I. Приложение к гл. X. – С. 39–40. – Спб.: Типография М. Стасюлевича, 1877. – С. 274. – 279 с.
4 - Дарья Лаврентьевна Михайлова (Даша Севастопольская) (1838–1910 гг.). Родилась в посёлке Сухая балка под Севастополем. Когда к городу приблизилась вражеская эскадра, продала свой дом и всё имущество, купила лошадь с телегой, белое полотно для перевязок, запаслась бутылями с вином и уксусом для обеззараживания ран и отправилась на передовую. Участвовала в сражении на реке Альма и в осаждённом Севастополе дневала и ночевала на перевязочных пунктах, кормила, поила, перевязывала раненых несколько месяцев. После окончания войны Даша вышла замуж за рядового Максима Васильевича Хворостова и прожила долгую жизнь в почёте и уважении. Похоронена в 1910 году на кладбище в Доковом овраге Севастополя, на месте которого сейчас разбит сквер.
5 - Н. И. Пирогов (1810–1881 гг.) – выдающийся врач, основоположник военно-полевой хирургии, участник героической обороны Севастополя.
6 -
7 -
8 -
Свидетельство о публикации №223101700105