О фильме Столетний старик, который вышел в окно и

Это экранизация романа шведского писателя Юнаса Юнассона. Да, многое из книги в фильм не попало, но все равно там есть над чем посмеяться. Комедия, достаточно черная, особенно для защитников животных, потому что в самом начале фильма главный герой взрывает лису, которая загрызла его любимого котика. Мало того, что за котиком не углядел старый и ввел во искушение лису, так ещё и эту же лису взорвал! Вообще этот малый очень много всего взрывал на протяжении всего фильма, даже во взрыве первой атомной бомбы участие принял. Действие фильма происходит в наши дни, когда старику исполнилось уже сто лет, и он, убежав из дома престарелых, нечаянно похищает чемодан с наличностью у бандитов, а потом их нечаянно как-то всех убивает. Но главное в фильме - это его воспоминания, а точнее глумление над мировой историей двадцатого века. Это некий ироничный взгляд шведов на то, что происходило в мире за последние сто с лишним лет. В молодые годы главного героя кастрирует шведский врач нацист, который решает, что белобрысый и голубоглазый швед, на самом деле замаскировавшийся африканец, которого надо обязательно лишить репродуктивной функции. И в этой шутке только доля шутки, в Швеции это имело место быть в середине двадцатого века, даже после окончания Второй Мировой войны. А потом он оказывается в Испании во время гражданской войны и даже танцует с Франко. Встречается он и с Иосифом Виссарионовичем, который отправляет его в лагерь, из которого он убегает, конечно.

В настоящем времени главного героя и его новых друзей будто ангел хранитель защищает, как бандиты не пытаются его убить, но в итоге только сами гибнут, да получается все так, что это выглядит, как несчастные случаи. Так что полицейскому, который следит за столетним стариком можно спокойно отдыхать. Среди новых друзей столетнего бодрого старикана даже слониха. Кончается всё, конечно, нелепо, и счастливо. Старик с друзьями, слонихой и деньгами оказывается на острове Бали, и даже глава мафии, которого старик своим спокойствием так вывел из себя, попадает в аварию и умирает, а единственный бандит, который остался в живых, ничего не помнит, после черепно-мозговой травмы.

Этот старик в фильме постоянно спокоен и безмятежен, сразу вспоминается фраза его земляка Карлсона - "Спокойствие, только спокойствие!". Да, жизнь этого персонажа, некоего символа Швеции проходит в разных местах, но он будто остается в своей тихой Швеции и ведет себя соответственно. Вечно на него все кричат, иногда угрожают убить, но безмятежная улыбка не сходит с его лица, он будто бы и не против умереть, все воспринимает, как должное. И его взгляд на мир характерен тем, что он ничего не морализирует, ничто его не возмущает, никого он не осуждает, никакими идеями не проникается, просто взрывает, что попало, а потом перестает это делать, потому что надоело, хотя и мог взорвать Франко - главного врага своих боевых товарищей, многие из которых погибли.

После этого фильма я и сам начал как-то смотреть на мировую историю без морализаторства, никого ни в чем не обвиняя, никого не за что не восхваляя. Человечество вдруг предстало передо мной каким-то целым, обобщенным, и я сделал вывод о том, что множество отдельных людей страдает и гибнет без вины, множество людей мучает и убивает других людей без особой нужды, потому что прониклись какими-то идеями. А может, эти идеи - это просто предлог, для того, чтобы мучить других в свое удовольствие. И так было с момента появления цивилизации или даже людей, и так, вероятно будет до конца истории человечества. Людям свойственно портить друг другу жизнь, часто получая от этого удовольствие. Меняются предлоги под которыми это делается, меняются идеи ведущие людей убивать, калечить, порабощать. И когда принимаешь это свойство людей, как нечто неотделимое от них, начинаешь на весь ужас вокруг смотреть с безмятежной улыбкой, отрешенно, и так жить легче и приятнее.


Рецензии