Глава 23. Вземляй грехи мира
«Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования, кому и для чего пролита сия излиянная за нас кровь, кровь великая и преславная, Бога, Архиерея и Жертвы? Мы были под властью лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена Искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю, - кому и по какой причине принесена такая цена. Если лукавому, то как сие оскорбительно - разбойник получает цену Искупления, получает не только от Бога, но Самого Бога, и за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас. А если Отцу? То, во-первых, каким образом? Не у Него мы были в плену. А во-вторых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, который не принял Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение - вместо словесной жертвы дав овна. Или из сего не видно, что приемлет Отец не потому, что требовал или имел нужду, но по домостроительству и потому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе через Сына, посредующего и устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим. Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием» (Слово 45 на Свщ. Пасху, Творения, т. I, стр. 675-676).
В процессе наших размышлений выяснилось, что главная проблема оказалась даже не в «юридическом» понимании вопроса, вызвавшего недоумение и несогласие святителя Григория Богослова. Оказалась, что главная проблема заключается в самом понимании Искупления как необходимой «сделки», вытекающей из признания существования долга человека Богу. Но о таком долге Бог нигде не говорит. Напротив, бесконечно прощая согрешающего и оставляющего Его человека не Себя, а его самого видит Бог пострадавшим, не Богу, а себе нанесшим ущерб, оставшись без Его благодати: «Вы не Меня оставили, а вас самих, говорит Господь» (3Ездр.1:27). И не его, а Себя видит человеколюбец Бог в долгу помощи заблудившемуся страдающему человеку.
Но даже само признание существования долга человека перед Богом все-таки выглядит меньшей нелепостью, чем Бог, нуждающийся в его погашении человеком! Всегда учащий человека по любви прощать всякую вину и долги, Он - Любовь не может их простить, но нуждается в их покрытии, пусть даже Сам уплатив за них страшными крестными страданиями Своего Сына! Это явно выглядит нелепостью и противоречит самому духу Священного Писания. Поэтому для «долговых» теорий нет никаких весомых мировоззренческих оснований. Вероятнее всего причины возникшего неправильного понимания «искупления» как «выкупа» коренятся в неверном истолковании самого смысла слова «искупление», что привело к мысленным построениям теорий искупления как актов «сделки».
Рассмотрим эту возможность. В переводе греческое ;;;;;;;;;;; буквально означает «освобождение за выкуп». И это возможно есть основание, на котором В. Н. Лосский делает свой вывод о том, что «само понятие искупления носит чисто юридический характер: это выкуп раба, долг, уплаченный за тех, кто не имея возможности рассчитаться, оставался в заключении» (Догматическое богословие, с. 281). Аналогичный вывод делает протоиерей Олег Давыденков: «Исходя из этимологии слова, под искуплением, совершенным Христом, следует понимать освобождение падшего человека от последствий грехопадения, «выкуп», принесенный Спасителем ради нашего освобождения» (Догматическое богословие, Этимология слова «искупление»).
О неверности такого понимания говорит его же собственное следующее утверждение: «В Ветхом Завете искупление - выкуп, который иудеи приносили за своих первенцев. Благодаря этому выкупу первенцы, которые должны были быть посвящаемы на служение Богу в храме, освобождались от этого служения» (там же). На самом деле первенцев, которые должны были лично служить Господу, замещало колено Левия. Левиты были отделены от всех колен и предназначались для Господа, заменяя собой всех первенцев народа Израиля (Числ.3:11–13; Числ.8:14–19). Настоящие же причины выкупа этих «искупленных» были не материального, а духовного свойства! Так быстро, легко забывавшим все благодеяния Божии евреям требовалось всегда напоминать о них ради них же самих и ради той миссии, для которой избрал их Бог. И эта память должна была передаваться от отца к сыну из рода в род.
Именно об этой памяти прямо говорится в Законе: «И когда после спросит тебя сын твой, говоря: «что это?» то скажи ему: «рукою крепкою вывел нас Господь из Египта, из дома рабства; ибо когда фараон упорствовал отпустить нас, Господь умертвил всех первенцев в земле Египетской, от первенца человеческого до первенца из скота - посему я приношу в жертву Господу всё, разверзающее ложесна, мужеского пола, а всякого первенца из сынов моих выкупаю; и да будет это знаком на руке твоей и вместо повязки над глазами твоими, ибо рукою крепкою Господь вывел нас из Египта». (Исх.13:14-16).
Попытки истолковать тайну Искупления в юридических категориях появились на Западе еще во II-III веках. Позже, в XII веке, на их основе западный схоласт Ансельм Кентерберийский создал целую богословскую «юридическую» теорию «искупления оскорбления, нанесенного человеком Божественному величию». Показанные им крайняя человеческая вина и беспомощность служили обоснованием необходимости искупительной жертвы именно Богочеловека. Суть этой теории сводится к следующему. Первородный грех есть преступление справедливого порядка установленного Богом. Значит, это есть оскорбление Божественного величия. Бесконечное величие и справедливость Бога тогда требуют и бесконечного искупления преступления совершенного против Него. Однако конечность человеческого существа не позволяет ему выполнить условия бесконечного искупления, даже если человечество все целиком будет принесено в жертву ради удовлетворения Божественной справедливости. Поэтому чтобы Его справедливость была удовлетворена, Сам Бог в Лице Своего Сына берется принести безмерный выкуп. Так Христос был осужден на крестную смерть вместо грешного человечества, чтобы открыть ему доступ к благодати.
Ниже мы еще вернемся к Божественной справедливости и «закрытому» доступу к благодати. Пока же отметим, что такое понимание Бога и человека вполне понятно вызвало большое недоумение и неприятие у многих богословов. В приведенных выше словах, святитель Григорий вполне основательно говорит о невозможности выразить тайну Искупления в терминах: «оскорбление», «удовлетворение», «заслуга» и тому подобное. Ссылаясь на ветхозаветный пример жертвоприношения Авраама, святитель Григорий показывает, что Бог не мог желать кончины собственного Сына. Поэтому даже сама мысль о необходимости страданий и кончины Сына Божия для удовлетворения Божественного гнева находится в противоречии с самим духом Священного Писания.
Вместе с тем, признание невозможности в юридических категориях выразить тайну Искупления не отменило понимания Искупления как выкупа, как необходимой «сделки», вытекающей из признания существования долга человека Богу. И потому на этой же основе, но уже как реакция на крайность юридической теории, появилась так называемая «нравственная» теория Искупления. Ее главное отличие состояло в том, что сохраняя сам принцип понимания Искупления как выкупа, она изменяла характер самого долга и обращала основное внимание на этическую сторону искупительного подвига Христа Спасителя. Таким образом, принятый смысл термина «искупление» как «выкупа» продолжал задавать и определять понимание и построение самих теорий Искупления.
Ниже будут показаны и рассмотрены причины возникновения такого истолкования этимологии слова «искупление», в свою очередь неизбежно породившего многие недоумения и искусственные попытки их разрешений. Внимательное изучение этих причин и возникших обоснований приводит к выводу, что в таком понимании ни Отцу Своему Небесному, ни уж тем более лукавому не приносил Господь этой страшной спасительной жертвы. Более того, такое понимание просто заводит в тупик. И одной из причин этого тупика стало применение страстного человеческого формата к Богу. Это хорошо видно на примере теории искупления Ансельма Кентерберийского.
Наделение Бога человеческими страстями и перегиб в Личностной раздельности Святой Троицы привели к толкованию, что Бог Отец «оскорблен» и «гневается» на человека, который должен вернуть Богу «все то, что он у Него отнял», «чтобы все, чего Бог был им лишен, Он вновь от него получил». Иначе «примирение» с Богом невозможно. Но поскольку вина греха бесконечно велика, сам человек никак не может дать Богу этого «восстановления». Только Богочеловек способен на такой подвиг. (Ансельм Кентерберийский, Почему Бог человек?). Поэтому, по любви и Божественной справедливости (что у Бога одно и то же), Бог Отец отдает вместо виновного человека Своего Сына страданиями и кровью «искупить» причиненное Ему зло и тем «удовлетворить» Его Божественную справедливость.
Получается, что Бог Сын исполняя волю Бога Отца, действует Лично как бы отстраненно от Него. В общем, достаточно обратиться к Священному Писанию вспомнив о бесстрастии Бога и о словах Господа: «Я в Отце и Отец во Мне» (Ин.14:10,11), чтобы сразу отставить в сторону весь приложенный к Богу человеческий страстной формат. Только полный отказ от неверной концепции «сделки» по погашению долга, неважно «юридического» или «нравственного», позволяет понять саму суть Искупления. Позволяет понять, что спасительная жертва Господа была принесена именно тому, кого Он спасал - человеку! И тогда сразу отпадает всякое недоумение, совершенно понятным становится смысл принесения Сыном Божиим этой искупительной жертвы Самому Богу Отцу. Да жертва любви, принесенная Господом человеку, была угодна и принесена Им Отцу. Здесь нет абсолютно никакого противоречия. Жертва, принесенная Богочеловеком человеку, и была жертвой Бога Сына - Богу отцу. Она была Его жертвой! От Него - Любви исходящей и Ему – Любви принесенной! Была спасительной жертвой принесенной вочеловечившимся Богом человеку во Имя Свое. Любовь незнающая «для себя», всегда жертвенна во Имя Свое!
Только в Господе, как истинном Человеке могла целиком и полностью явиться подлинная изначальная человеческая сущность - человечность, для спасения которой в гибнущем человеке Он пришел в мир. И эта человечность в Нем открыто, словом и делом, противостала дьяволу и всей его державе смерти находящейся во всех зараженных смертью людях. И тогда дьявол всей огромной своей державой зараженных смертью людей накинулся на Господа. О страшном дьявольском их возмущении говорится в мессианских псалмах пророка Давида от первого лица: Более чем волос на голове моей умножилось число ненавидящих меня напрасно и неправедно гонящих без всякой вины. И поносили меня, и глумились надо мной сидящие у ворот, и пели песни о мне пьющие вино. А я возношу молитву к Тебе, Боже! Ибо ведаешь Ты позор мой, стыд мой и посрамление мое; оскорбители мои пред Тобою. Унижений ожидала душа моя и страданий; и ждал я сострадающего, и не было, и утешающих ждал, и не обрел их. И дали в пищу мне желчь, и в жажде моей напоили меня уксусом.
И даже тут все равно сострадает Господь безумным врагам Своим в молитве: Внемли зову души моей, избавь ее, ради врагов моих избавь меня! Зная же что душу Свою добровольно отдаст во спасение людей, говорит: чего Я не отнимал, то отдаю. Все земное служение Господа и завершающие его страшные душевные и телесные страдания от грехов человеческих, смиренно принятые Им на Себя, есть обличение греха, противостояние греху, всему бывшему явному и тайному безбожию, которые Он обличил всем Своим служением и победил Своей кончиной. И об этом слова Господа к спасаемым Им людям: Да не постыдятся меня уповающие на Тебя, Господи, да не посрамятся меня ищущие Тебя, Боже Израилев! Ибо ради Тебя я претерпел поношение, позор и бесчестие легло на лицо мое. Ибо снедает меня ревность о доме Твоем, и поношения поносящих Тебя пали на меня (Пс.68:5-22). И скажет Господь: «Ненавидящий Меня ненавидит и Отца Моего… Но да сбудется слово, написанное в законе их: возненавидели Меня напрасно» (Ин.15:23-25).
Всю злобу, презрение и ненависть ВСЕХ грехов от начала мира сотворенных против Бога одними людьми и повторяемых другими, от СЛОВ и РУК этих спасаемых Им людей Господь ПРИНЯЛ НА СЕБЯ, был распят из-за них и ими же! Принял грехи мира на Себя = принял бой злобы, презрения, ненависти, противостав им любовью терпением и верой Отцу Небесному. Господь пил эту чашу страданий ради победы добра над злом и первым исполнил Свою же заповедь: «И не бойтесь убивающих тело, души; же не могущих убить...». И зло дьявольских ценностей мира сего разбилось о Его бессмертную душу, исполненную любви... Он выстоял, не убоялся, не соблазнился, не поддался смерти до самой Своей кончины и ЭТИМ ПОБЕДИЛ смерть и ее господство в людях! Вот что означают слова: «Вземляй грехи мира»! Буквально – взявший (ПРИНЯВШИЙ на Себя удар) всех грехов мира в Своей искупительной жертве. И как не старался хозяин смерти и сама смерть, ополчившаяся на Господа злодейством порабощенных страстями людей, она не смогла ВОЙТИ в Него! Смерть не смогла войти в Источник жизни, а вся злоба и ненависть – в любовь, наполнявшую всего истинного Человека….
Так ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ победила грех человека, а ЖИЗНЬ победила смерть! Этим Господь навсегда избавил грешного человека от ОБРЕЧЕННОСТИ дьяволу и смерти! Открыл ему путь спасения через противостояние любовью страстям и грехам по ним. А последовавшим затем Своим телесным Воскресением Он уничтожил всякие сомнения у веровавших в Него людей в ПОБЕДОНОСНОСТИ указанного Им пути и учении Его! По воле любви Отца пребывавшего в Нем и во Имя Его принес Он эту жертву человеку ради пробуждения и последующего спасения в нем человечности, Образа Божия - победителя смерти. Он Своим спасительным подвигом в Себе восстановил прежнего безгрешного и потому бессмертного человека. Священномученик Ириней Лионский учил, что Господь Иисус Христос есть «восстанавливающий в Себе древнее создание человека, чтобы убить грех и упразднить смерть и оживить человека…» (Против ересей, с.292, Кн.4, гл.18,7).
Вот именно о таком понимании Великой спасительной жертвы Господа прямо и определенно говорится в пророчествах Исаии: «Сей грехи нашя носитъ и о насъ болезнуетъ,… Той же язвенъ бысть за гр;хи нашя и мученъ бысть за беззаконiя наша, наказанiе мира нашего на немъ, язвою его мы исцелехомъ…. яко вземлется от земли животъ его, ради беззаконiй людiй моихъ ведеся на смерть» (Ис.53:4-8). Буквально: Он несет грехи наши и о нас же еще болеет… и изъязвлен был грехами нашими и мучим беззакониями нашими, наказание (страсти, грехи) мира нашего на Нем, а мы язвами Его исцелились… Потому что возьмется от земли «животъ его» (бытие в союзе души и тела), по беззакониям людей Моих ведется на казнь.
О том, что Христос принял эти крестные страдания ради спасения многих тогда еще равнодушных людей, и ради этого вынес на Себе всю страшную злобу грехов ненавидевших Его, уже прямо видно из следующего отрывка пророчества Исайи: «И Господь хощетъ очистити его от язвы: аще дастся о гресе, душа ваша узритъ семя долгоживотное. И хощетъ Господь рукою своею отъяти болезнь от души его, явити ему светъ и создати разумомъ, оправдати праведнаго благо служаща многимъ, и грехи ихъ той понесетъ» (Ис.53:10,11). В тексте буквально: Господь хочет исцелить Его от ран, данных (нанесенных) грехами, и душа ваша увидит семя долговечное. И хочет Господь рукой Своею отнять (изгладить) страдания вынесенные душей Его, возродить Его вновь исполненным светом и разумом (жизнью), оправдав Его праведного сотворившего добро многим и грехи их вынесшего на Себе. И тут уж вовсе никак невозможно объяснить синодальный перевод этого отрывка: «Но Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное, и воля Господня благоуспешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет»??
О том же принятии Господом на Себя душевных и телесных страданий от грехов человеческой злобы говорится в одном из мессианских пророчеств Давида: «Яко обыдоша мя пси мнози, сонм лукавых одержаша мя, ископаша руце мои и нозе мои. Исчетоша вся кости моя, тии же смотриша и презреша мя. Разделиша ризы моя себе, и о одежди моей меташа жребий (Пс.,21:17-19). Буквально: Ибо окружило меня псов множество – сборище лукавых людей обступило меня; пронзили руки мои и ноги мои; рассмотрели все кости мои и смотрели с презрением на меня. Разделили ризы мои меж собой и об одежде моей метали жребий. Ну и как иначе назвать это, чем вольным принятием на себя грехов всей злобы человеческой? Кто иной с Ним все это сотворил, если не спасаемые Им люди, ведомые их страстями, грехами и самой смертью? Но спасительной любовью к нам противоставшей всем страстям и грехам мира, по ней принятым на Себя и побежденных Им, мы язвами Его исцелились!
Свидетельство о публикации №223101701689