20. 1 Суть формул для познания истины

               Где искать ключи и как понять формулы для познания мира причин?

 «Поэзия, мистика, идеалистическая философия всех веков и народов сохраняет следы … переходов. По этим следам мы сами можем найти путь. Древние и новые мыслители оставили нам много ключей, которыми мы можем отпереть таинственные двери, много магических формул, перед которыми эти двери отворяются сами. Но мы не понимали, ни цели ключей, ни значения формул».

«Проследить исторически ход развития идей и систем, основанных на высшей логики или вытекающих из неё, было бы, конечно в высшей степени важно и интересно. Но это очень трудно, почти невозможно, сделать, потому что мы, в сущности, совершенно не  знаем времени возникновения и способов передачи и преемственности идей в древних философских системах и религиозных учениях. Относительно путей этой преемственности существует очень много догадок и предположений и даже очень много мифологии. Многие из этих догадок и предположений являются несомненными, пока не появляются новые, их опровергающие».

                Что может быть выше формул и вернее ключей? Сила идеи. Вот что мы должны искать в древних философских системах и религиозных учениях. За набором слов улавливать идею.

«В книге «Теософия или психологическая религия» … известный учёный Макс Мюллер даёт очень интересный анализ мистических религий и близких к ним философских систем. Особенно долго он останавливается на Индии и на её учениях.

« ... Насколько мы можем судить, в Индии большой класс людей, не только священники и не только люди благородного происхождения, даже не только мужчины, но и женщины, никогда не смотрели на свою жизнь на земле, как на что–либо реальное. Реальным для них была невидимая, грядущая жизнь …».

«Подлинная Индийская философия даже в том зачаточном состоянии, в котором мы находим её в Упанишадах, стоит совершено самостоятельно. И если мы спросим, в чём заключается высшая идея Упанишад, мы можем выразить это в трёх словах, как это было выражено величайшими учителями Веданты (Веданты – конец Вед, конспект и комментарии к Ведам) именно Tat tvam ast. Это означает: Ты есть То.

 Словом То в  этой фразе обозначается нечто, известное нам под различными именами, в различных системах древней и новой философии. Это  Зевс или Бог или to on в Греции, это то, что Платон назвал Вечной Идеей, что агностики называют Непознаваемым и что я (Успенский) называю Безконечным в природе. Это то, что в Индии называется Брама (Brahman), существо, стоящее за всеми существами, сила, которая испускает из себя вселенную, поддерживает её и втягивает её опять в себя.

 Ты в этой фразе обозначает безконечное в человеке, душу, существо, стоящее за человеческим Я, свободное ото всех телесных оков, свободное от страстей, свободное ото всех привязанностей (Atman).  Выражение: Ты есть То – значит: твоя душа есть Брама; или другими словами: субъект и объект всякого бытия и всякого познания – одно и то же».

«Это сущность и дух того, что я называю Психологической религией или Теософией, - говорит Макс Мюллер, - высочайшая вершина мысли, которой достиг человеческий ум; оно нашло себе различное выражение в различных религиях и философских системах, но нигде не нашло такого ясного и могущественного проявления, как в древних Упанишадах Индии».

«Макс Мюллер обращает наше внимание на то, что это признание тожества понятий Ты и То не является поэтической метафорой, которая говорит, что человеческая душа выделилась из божественной души или составляет её часть. Нет, здесь именно утверждается полная тождественность того, что долгое время неправильно различалось как субъект и объект мира».

«Потому что пока индивидуальная душа не освободится от незнания или веры в двойственность, она принимает нечто другое за себя. Истинное познание себя или самопознание выражается в словах: Ты есть То или Я – Брама, потому что природа Брамы – это неизменное и вечное познавание. Пока эта степень не достигнута, индивидуальная душа остаётся индивидуальной душой, скованной телом, органами чувств, умом и его различными функциями»

               Получается, что физический человек – это соединение души, тела, органов чувств и ума в едином целом? Так ли это?

«Душа (The Self), говорит философ Веданты, не может быть отлична от Брамы, потому что Брама содержит всю реальность, и ничто, что реально существует, не может быть отлично от Брамы. И затем индивидуальная душа не может быть рассматриваема, как видоизменение Брамы, потому что Брама не может меняться ни в себе, потому что он один и совершенен, ни вне себя (потому что вне его ничего не существует). Здесь мы видим, - говорит М. Мюллер, - как философия Веданты идёт по той же самой мысли, по которой шли элеатические философы Греции. Если есть одно Безконечное, говорили они, то не может быть другого, потому что другое ограничивало бы первое и делало его конечным. Или в применении к Богу элеатические философы рассуждали: если Бог есть всемогущий, всеблагой, он должен быть одним, потому что, если бы были два Бога или Больше, то он не был бы самым могущественным и самым благим. Элеатические философы продолжали свои монистические утверждения, доказывая, что это Единое Безконечное Существо не может быть делимо, так что ничто не может быть названо его частью, потому что нет силы, которая могла бы отделить что-либо от него, Оно не может иметь частей, потому что у него нет начала, ни конца, а всякая часть имеет начало и конец».

                Хорошо, делиться Он не может, а если отразиться множество раз и создать весь окружающий мир?

«Эти элеатические идеи, что есть  и может быть только одно Единое Абсолютное Существо безконечное, неизменное, не имеющее себе подобного, не имеющее частей – это те же самые идеи, которые лежат в основе Упанишад и полностью разработаны в «Веданта-сутрах».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 190).


Рецензии