На Святой земле
Здесь были выстроены храмы, странноприимные дома, больницы, на приобретённых участках появились сады. Были проведены основательные археологические исследования, в результате раскопок обнаружены храмовые строения времён римского императора Константина Великого и древние исторические памятники. Из-под тысячелетних наслоений в результате раскопок был открыт «Порог судных врат» библейских времён, и на этом месте воздвигнут храм в честь св. блгв. князя Александра Невского.
В 1881 году великий князь Сергей Александрович посетил Святую Землю и возглавил Императорское Православное Палестинское Общество, развивающее свою деятельность на народные пожертвования. В праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 1888 году совершилось освящение храма во имя равноапостольной Марии Магдалины в Гефсиманском саду.
Для участия в торжествах на Святую Землю прибыли великий князь Сергей Александрович с супругой Елизаветой Фёдоровной, совершив прежде путешествие в Константинополь, посетив Смирну, развалины Эфеса, Бейрут, Дамаск, Хайфу, Назарет, Кану Галилейскую, гору Фавор и развалины пострадавшего от землетрясения в 1-м веке нашей эры римского города Баальбека в Антиохии (на севере совр. Ливана на границе с Сирией). На Святой земле высоких гостей из России встречал Начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандрит Антонин Капустин, который оставил в своём дневнике запись о посещении каюты великих князей: «…В каюте Их Высочеств любуюсь великолепной картиной «Южной ночи» художника Куинджи, принадлежащей великому князю Константину». (1)
29 сентября 1888 года крейсер «Кострома» бросил якорь в турецком портовом городе Яффа. Официальный журнал «Правительственный вестник» сообщал: «… в предместье Иерусалима толпы народа ожидали приезда их Высочеств и бегом бросились сопровождать их экипаж; дома консульств были разукрашены флагами; две триумфальные арки были сооружены на пути следования, из коих одна против построек Палестинского общества; улица вдоль стен русских казённых построек была красиво убрана флагами, гирляндами цветов и вензелями; на стенах теснились русские обыватели Св. Гроба и паломники; раздалось русское «ура!» Из храма Св. Троицы, находящегося посреди Русских Построек, доносился трезвон колоколов. У Яффских ворот Иерусалима стоял турецкий батальон с музыкою на правом фланге.
Их Высочества оставили экипажи и ровно в 4 часа дня вступили в Св. Град, причём со стен башни царя Давида был сделан салют из орудий. От Яффских ворот их Высочества направились пешком к храму Св. Гроба Господня. Открывали шествие 30 черногорских кавасов с серебряными булавами, за ними шли великие князья, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, свита, русское консульство и власти; батальон сопровождал шествие по сторонам. У врат храма они были встречены, при звоне святогробских колоколов, Блаженнейшим Никодимом, Патриархом Святого Града Иерусалима и всея Палестины, в полном облачении, со всем Святогробским братством и Российскою Духовною Миссиею» (2).
Согласно отчёту Императорского Православного Палестинского Общества (ИППО) за 1903–1904 гг., в Святой Земле, Палестине и Сирии имелось в этот период 87 мужских и женских школ, основанных Обществом, где училось 10 225 учеников при 417 лицах учебно-воспитательного состава. Помимо этого, на средства Общества действовали учительские семинарии для православных арабов (3).
Началом этой огромной работы послужило окончание Крымской войны! «… Десятки тысяч местных жителей получали бесплатную медицинскую помощь в больницах и амбулаториях ИППО в Иерусалиме, Вифлееме, Назарете. 113 православных школ, основанных Обществом для арабских детей в Палестине, Ливане, Сирии, финансировались не только российской казной, но и пожертвованиями русского народа. По Закону, принятому Государственной Думой и утверждённому императором Николаем II 5 июля 1912 года эти средства были проведены отдельной строкой бюджета Российской Империи (более 150 тысяч золотых рублей в год). Выпускники русских школ составили основу национальной арабской интеллигенции… До революции 1917 года отделения Общества существовали более чем в пятидесяти епархиях Русской Православной Церкви» (4).
19 октября 1870 года в циркуляре министра иностранных дел А. М. Горчакова (ученика Г. Р. Державина и школьного товарища А. С. Пушкина по Царскосельскому лицею) прозвучало заявление, что Россия отказывается от ограничительных условий Парижского договора 1856 года, заключённого после Восточной войны. В 1870 году Россия вновь получила право заново построить военные суда на Черном море и обновить свой флот. Наступала эпоха новых кораблей с паровыми двигателями – парофрегатов, а модели парусных судов, которые прежде были на вооружении у военно-морского флота, отошли в прошлое как технически устаревшие.
Источники.
1 - Россия в Святой Земле. Изд. подг. Н. Н. Лисовой. М., 2015. С. 375.
2 - Лисовой Н. Н. «Президенты Палестины». Памяти первых председателей Императорского Православного Палестинского Общества Великого Князя Сергей Александровича и Великой Княгини Преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны // Православный Палестинский Сборник. Вып. 100. Издание Паломнического Центра Московского Патриархата. – М., 2003. – С. 112.
3 - Воейков Н. Церковная реформа Петра Великого и ея последствия // Юбилейный сборник в память 1 000-летия Крещения Руси. 988–1988. Типография преп. Иова Почаевского. Свято-Троицкий монастырь. Джорданвилль, H.I. – 1988. – С. 135. – 544 с.
4 - Высокопреосвященнейший Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. Слово о Палестинском Обществе // Православный Палестинский Сборник. Вып. 100. Издание Паломнического Центра Московского Патриархата. – М., 2003. – С. 3–4. – 305 с.
Свидетельство о публикации №223101700039