Тотальный разгром конвоя SC-7

К началу октября 1940 года в распоряжении командующего подводным флотом Германии адмирала Карла Дёница было всего 25 больших и средних подводных лодок, способных действовать на маршрутах конвоев в Атлантике. В то же время по предвоенным расчетам того же Дёница, для эффективной блокады Британских островов требовалось не менее 300 лодок. Но даже располагая всего двумя дюжинами субмарин, немцы наносили тяжелый урон судоходству Британской империи. Вершиной их успехов стал разгром конвоя SC-7.

Тихоходный конвой SC-7 был сформирован в начале октября 1940 года в канадском порту Сидни. Предполагалось, что 35 судов должны были пересечь Атлантику со скоростью 8 узлов, но уже во время перехода выяснилось, что входившие в состав конвоя старые пароходы не могут поддерживать и такой ход. Большую часть пути караван должен был сопровождать всего ОДИН военный корабль - шлюп "Скарборо". Шлюп "Фоуи" и корвет "Блюбелл" должны были встретить конвой в 500 милях от побережья Британии.

5 октября конвой SC-7 вышел в море. Транспорты образовали девять кильватерных колонн, по 3-4 судна в каждой. Дистанция между колоннами составляла полмили. Коммодор конвоя, отставной адмирал Мак-Киннон, шел на транспорте "Ассириан" во главе центральной колонны. Время от времени он приказывал суда осуществить противолодочный зигзаг. Соблюдая радиомолчание, приказы передавали с помощью сигнальных флажков или фонаря. После четырех суток относительно спокойного плавания конвой попал в шторм, из-за чего несколько судов отстали от каравана. На рассвете 16 октября был принят сигнал бедствия от одного из таких транспортов - сухогруза "Тревиза", атакованного U-124. Шлюп "Скарборо, будучи единственным военным кораблем в конвое, ничего не мог поделать, бросить конвой он не имел права. Больше "Тревизу" никто не видел. В тот же день к каравану наконец присоединились "Фоуи", "Блюбелл". Военные корабли заняли позиции один впереди, два других на флангах конвоя. При этом никакого плана совместных действий у командиров не было.

В ночь с 16 на 17 октября конвой SC-7 был обнаружен сигнальщиком, несшим вахту на мостике германской субмарины U-48. Командир лодки капитан-лейтенант Генрих Блейхрод немедленно отправил доклад в штаб подводного флота с указанием курса и скорости. Дёниц немедленно начал формирование «волчьей стаи» для атаки SC-7. До их прибытия Блейхрод, должен был воздерживаться от атаки и поддерживать контакт, но не утерпел и, нарушив инструкции, атаковал в одиночку. Первая торпеда поразила танкер "Лангедок" водоизмещением в 9500 тонн. Над судном поднялся высоченный столб воды и огня и спустя какое-то время кораблям эскорта пришлось его добить. Через две минуты после "Лангедока" был торпедирован сухогруз "Скорсби". Вскоре он затонул. На этом успехи U-48 закончились. Днём 17 октября её атаковали летающая лодка "Сандерленд" и противолодочные корабли. Из-за этого Бляйхродт упустил конвой, о чём и доложил Дёницу.

Получив это неприятное известие, Дёниц приказывает шести лодкам к 08:00 18 октября образовать завесу на предполагаемом маршруте конвоя. До указанного в приказе времени оставалось ещё 7 часов, как конвой снова был обнаружен, на этот раз U-38 под командованием Генриха Либе. 17 числа Либе уже успел потопить одно из судов SC-7 - ранее отставший от каравана шведский транспорт "Энос". Потопив "шведа", U-38 продолжила поиск, и в 01:10 её сигнальщики обнаружили конвой SC-7. Как раз в это время силы эскорта конвоя были дополнительно усилены подошедшими шлюпом "Лэйс" и корветом "Хайкинс", что, впрочем, не помешало Либе атакой из подводного положения повредить английский пароход "Карсбрек".

Корабли охранения отогнали лодку, не дав ей шанса на повторную атаку, и Либе также потерял конвой. Но благодаря его докладу Дёницу все-таки удалось навести на конвой "волчью стаю". В ночь с 18 на 19 октября конвой SC-7 был буквально разорван на куски стаей из 5 субмарин: U-46, U-99, U-100, U-101 и U-123. Условия для немецких подводников в ту ночь были идеальные: лунная ночь, незначительное волнение море.

На заставке: Немецкие подводные лодки совершают переход в надводном положении

В 20:24 U-123 торпедировала английское судно "Шекатика". Корабль потерял ход и был добит уже на следующий день. Сразу после этой атаки конвой повернул налево и начал стрелять осветительными зарядами. Между 20:58 и 21:04 U-46 выпустила 4 торпеды, отправив на дно английский пароход "Бьютус" и шведский "Конваллария". Дальше атаки следовали одна за другой и разобрать, кто именно, отправил на дно ту или иную цель, довольно сложно. По подсчетам немецкого историка Юргена Ровера за ночь с 18 на 19 октября было потоплено 16 судов, из которых по 3 транспорта записали на свой счет U-46 и U-101, 4 на счету U-123, 6 записала на свой счет пробравшаяся в самый центр конвоя U-99 под командованием немецкого аса №1 Отто Кречмера.

Иллюстрацией боя могут служить записи в вахтенном журнале U-99.
17:45. Ветер юго-восточный, умеренный. Волнение - 3 балла. Небольшая облачность. U-101 (в 2-х милях от меня) сигналит прожектором: "Корабль противника по левому борту.

17:49. Вижу корабль. Курс - Восток, курсовой угол 30 градусов по правому борту. На линии горизонта дым: конвой. На сближение не иду. Заметил пароход. Следует без охранения.

19:28. Перешел в подводное положение.
19:50. Перешел в надводное положение. Пароход медленно идет на восток. Преследую цель.

20:00. Прошел в полумиле от U-101

20:24. Пароход торпедирован другой лодкой. Обменялся световыми сигналами с U-123. Конвой идет на меня. Впереди эсминец. Стреляет осветительными снарядами. Проникаю через линию охранения.

22:02. Полная луна. Видимость удовлетворительная. Определил цель. Произвел выстрел из носового торпедного аппарата. Промах.

22:06. С дистанции в 700 метров произвел выстрел из кормового торпедного аппарата. Попадание в среднюю часть судна тоннажем 6500 тонн. Затонуло за 20 секунд. Суда конвоя идут зигзагообразным курсом.

22:30. Определил новую цель. Произвел выстрел из носового торпедного аппарата. Промах. Вероятно, подвела неправильная установка угла гироскопа. Был обнаружен эскортным кораблем, который продолжил преследование даже после того, как я лег на курс отхода от места боя. Выжал все из машины, чтобы уйти от преследования. Корабль открыл артиллерийский огонь, однако затем изменил курс и вернулся в строй. Возвращаюсь к конвою.

23:30. Вышел на позицию, удобную для атаки. Определил цель - грузовое судно. Произвел выстрел из носового торпедного аппарата. Торпеда прошла мимо цели (судно сделало поворот), однако попала в другое судно тоннажем 7000 т, оказавшееся на линии её движения. Судно затонуло.

23:55. Вышел на цель (грузовое судно тоннажем 6000 т) на носовом курсовом угле. Произвел выстрел из носового торпедного аппарата с дистанции 750 метров. Попадание. Взрывы, высокое пламя.

00:15. Три эсминца подошли к судну и, рассредоточившись в линию, начали поиск. Оторвался от преследования. Отовсюду слышны взрывы. Эсминцы стреляют осветительными снарядами. При полной луне - толку мало.

00:38. Вышел на перехват новой цели. С дистанции 950 метров атаковал грузовое судно тоннажем 6000 т. Попадание. Взрыв котельного отделения. Судно затонуло.

01:58. Вышел на цель на носовом курсовом угле. Дистанция 975 метров. Произвел выстрел из носового торпедного аппарата. Судно тоннажем 7000 тонн затонуло за 40 секунд.

02:40. Атаковал грузовое судно тоннажем 9500 т. Промах
02:55. Снова атаковал то же судно. Торпеда взорвалась с большим запозданием.

03:02. Пошел на сближение с той же целью. Атаковал с дистанции 720 метров. Попадание в среднюю часть судна. Судно затонуло.

03:56. Атаковал отставшее от конвоя судно. Торпеда прошла мимо цели.

03:58. Атаковал ту же цель из кормового торпедного аппарата. Попадание. Судно держится на плаву.

05:04. Атакованным судном оказалась "Клитония" тоннажем 3106 т. Судно потопила огнем из палубного орудия U-123. Конвой потерян из виду. Лег на курс отхода с места боя.

А чем занимались корабли эскорта? К сожалению, 5 кораблей эскорта было явно недостаточно, чтобы прикрыть периметр обороны длинною до 20 миль. Младший лейтенант Джеймс Кичи с "Блюбелла" вспоминал: «Повсюду царил хаос. Помню, я ощутил нашу полную беспомощность, после того как увидел, что потоплены сразу три корабля. Что делать? Суда были уничтожены в разных частях конвоя и нам пришлось метаться в поисках подводных лодок, а от гидролокатора не было никакого проку».

Разгромив конвой SC-7, "волки" удалились. За 4 дня они уничтожили 20 из 35 судов конвоя, не потеряв при этом ни одной лодки. В тот же день, 19 октября, U-47 под командованием ещё одного знаменитого аса Гюнтера Прина обнаружила ещё один конвой НХ-79, причем недалеко от места разгрома SC-7. Получив доклад, Дениц приказал Прину поддерживать контакт, а сам начал формировать ещё одну стаю. Помимо U-47 в неё вошли ещё не расстрелявшие весь запас торпед U-38, U-46, U-48 и U-100. В ночь на 20 октября 5 лодок атаковали конвой НХ-79, и несмотря на довольно мощный эскорт, включавший в себя 11 боевых кораблей, 12 из 49 транспортов были потоплены. Таким образом суммарные потери обоих конвоев составили 32 судна общим тоннажем свыше 150 000 брт.

Немцы торжествовали, англичане делали выводы. Одной из причин низкой эффективности эскорта была несплаванность входивших в его состав кораблей и экипажей. В начале войны эскортные группы формировались из случайных, оказавшихся под рукой кораблей, иногда прямо на ходу. Командовал группой старший по званию офицер. Таким образом, если эскорт получал подкрепление, а на вновь прибывших кораблях командир был старше по званию, то командование группой переходило к нему. С начала 1941 года англичане формируют эскортные группы постоянного состава с постоянным командованием. Эффект не замедлил сказаться. Уже в марте 1941 года одна из таких групп потопит лодки двух лучших асов Кригсмарине - знакомые нам U-100 Иоахим Шепке и U-99 Отто Кречмера. Но это другая история, о которой у меня будет отдельная заметка.


Рецензии