На пирах детей Иова

- «Был человек в земле Уц, имя его Иов. И родились у него семь сыновей и три дочери. Сыновья его сходились, делая пиры каждый в своем доме и свой день, и приглашали трех сестер своих есть и пить с ними». (Иов 1.1-4)

Сон 7-8 октября 2023: Много эпизодов на праздниках, фестивалях, пирах, где я одновременно был участником, наблюдателем и следователем с курительной трубкой во рту. По предварительным событиям в сновидениях я оказался в другом городе, в неком саду. Передо мной беседка, а в ней не молодая, но красивая женщина, сидящая ко мне спиной. Стою тихо и думаю, как к ней подойти, она говорит, - проходите, я знала что рано или поздно вы явитесь, но не думала что так скоро. И с некоторой иронией добавила, что наручники одевать не обязательно, так как вы (я) вне дома (командировке) и у вас ко мне долгий разговор. А чтобы этот разговор не был утомительным и чтобы приготовить напиток (кофе), мне нужны свободные руки. Наручники были у меня на поясе и я не собирался их применять, и никогда не применял, - подумал я, но не сказал ей о том. Я сделал несколько шагов к беседке и проснулся. Время было 23.45.

Тема пиров детей Иова зрела давно, но как бы не находил времени, но тут произошли определенные события в стране избранного народа. Особенно меня поразили события вокруг фестиваля музыки, где погибло много молодежи. Как так. - думал я, - ведь это мировой праздник, как и многие другие фестивали наиболее близкие к празднику брачного пира. И вспомнил про детей Иова, которые тоже погибли во время пира. Начался мыслительный процесс о народах и племенах, часть которых любит праздники и радость жизни, а другая их осуждает. И вот, этот сон, который поставил меня в тупик, - кто эта женщина? Семь сыновей и три дочери Иова о которых хотелось говорить (и будем), не вписывались в одинокий образ женщины. По наитию загуглил в интернете имя Иова, оказалось, у него была женой Дина, дочь Иакова. Невероятно, все встало на свои места. Меня всегда интересовало худо или бедно, но в Библии всегда описывалось мужское родословие, а тринадцатое колено Иакова в единственной дочери, как и всех женщин, обрывалось и тишина. Из Библейской истории мы помним, что её полюбил некий князь другого народа, а она его. Но щепетильные братья «убили» её избранника, порезали все племя и Дина несчастной ушла в небытие. А может не убили (но был сон писателя Книги), он выжил и это был Иов, как не были убиты его дети, которые по числу семи братьев и три сестры были возвращены отцу в конце книги: «И возвратил Господь потерю Иова, и было у него семь сыновей и три дочери». Вначале о прошлом написано, - «и родились у него семь сыновей и три дочери», а в конце книги - «и было у него семь сыновей и три дочери». Вот именно – «и было». Чтобы оправдать смерть «первых» детей, апокрифисты выдумали кучу небылиц о первой жене (Ситида), её скверном характере и прочие сентенции морального характера. К тому же добавим, что в апокрифах текст рассматривается, как сон Иова (Иова*ва – царя, князя). Сон, как одну из реальностей человека мы не отрицаем, но воспринимаем как расширение бытия человека. Мы уже говорили, но напомним, что в день бедствия к Иову по очереди приходили четыре вестника и все говорили разное о гибели детей Иова, что ставит их слова под сомнение. Каждый из четырех вестников говорит, что все погибли остался только он один. Первый говорит, что дети погибли от меча Савеев; второй – что гибель произошла от огня с неба; третий сослался на Халдеев из трех отрядов; а четвертый говорит о сильной буре, которая обрушила дом и все погибли. Как понимать такое разночтение? Только одно, что все четыре вестника не знали (не видели) о гибели детей Иова, но в страхе сочиняли разные небылицы. Мы же понимаем, что составители Писания замечали абсурдность этих историй и далеко не случайно представили историю в четырех разноплановых событиях, как образ четырех видов заблуждений читателя. В четырех вестниках Иова можно находить параллели духовного страха перед Словом написанным в четырех Евангелиях, когда мы боимся и не желаем ставить вопроса и искать ответа от четырех, например - как и почему Иисус въехал в Иерусалим толи на одном осле (ослице), на двух или на осле и ослице, и многое тому подобное. Ну а мы переходим к пирам детей Иова и Дины, при этом постараемся не забыть четыре страха вестников.

От начала книги Иова узнаем, что он был «человек из земли Уц». В пустопорожних спорах - был ли Иов евреем, отвечаем – он был просто «человек» из земли отцов. В вопросах нахождения земли Уц (у отца) на карте, мы даже не будем перечислять эти версии, но заметим не по «официальным» источникам, что это была земля - «дружбы и совета» и народа который любил праздники, пиры, игры и радость жизни. А в русле лингвистики (экзегетики) это  «земля отцов; кто как отец; и у отца». Иудействующие учителя морали нам говорят, что Иов был предком первенца Исава, «нечестивца» и прочее. Но какой же он был нечестивец, если любил и кормил отца, любил и брата Иакова даже тогда, когда у него хитростью было отобрано первородство (вспоминаем историю их встречи после долгой разлуки). А если обращаться к этимологии слова «Савеи» (советчик со стороны), то это народ как правило аскеты, не любящие радости жизни, они всегда рядом, они везде и к таковым относится Савл (апостол язычников Павел): «волы (мужское) и ослицы (женское) орали, как напали Савеяне (Савл*яне) и поразили острием меча». Вспоминаем духовный меч Савла, что лучше не жениться, оставаться скопцом и радость сочетания в одну плоть не прилична «духовному» человеку. Огонь с неба, Халдеи (холодные деятели), тоже с острым мечем (языком) и большой ветер от пустыни (пустоты холодных отношений), разрушивший дом пира от других вестников слова, это все те же пугалки и наезды на людей брачного пира.

И так, семь сыновей и три дочери Дины перекликаются с сыновьями Иакова, которые разрушили (а может и нет) её брачный союз и брачное ложе неким законом о нечистоте блудницы. Какое-то странное кредо жизни братьев, где старший Рувим переспал с наложницей отца, Иуда вошел к блуднице при дороге, другие во время набегов на поселки крали женщин и многое другое. А может пора прекратить современным вестникам блудить в слове на тему «блудницы» и внимательнее почитать, как о том говорил и учил именно Иисус, и серьезно разглядеть Его родословие от пяти женщин «блудниц». Любопытно проследить этимологию от праязыка Библии, как вестники перекликаются с «не*вестниками», то есть людьми оставшиеся без невест. Семь сыновей Дины, «делая пиры каждый в своем доме и в свой день» могут отсылать нас к дням рождения братьев, так как это было первым пиром Авраама по случаю рождения сына. Или, в русле наших дней отождествлять эти дни с семью Библейскими праздниками (моэд – как место встречи с Творцом). Здесь же замечаем и обращаем внимание, что говорится «о доме своем» братьев, где дом по учению старцев означает быть семейным. Вспоминаем характеристику множества библейских домов, чистых и не чистых отношений в семье (семейный дом Авраама и дом Лота); домов с огнем в очаге и черных очагов скопцов (вроде как есть очаг, но холодный). Семейный дом Иова тоже любопытен в исследовании, - что значит Иов «положил завет со своими глазами не помышлять о девице», и в тоже время – «не томил глаза вдовы», вдовы, а не просто бедной женщины. А в апокрифе Иова вообще конфуз: «Я имел шесть псалмов, арфу и десятиструнную кифару. Я просыпался каждый день, после кормления вдов, брал кифару и играл им, а они пели». А как понимать слова Иова, когда он говорит – «Пусть моя жена мелет на другого, и пусть другие издеваются над нею». Может это отголосок первого неудачного брака Дины, когда она была взята силой. И когда говорится в Библии – «слушай дом Иакова» или «спасу дом Израиля», то это прежде всего обращение к семейному дому человека, а не к безличному обществу народа под именем «еврей» или одноименным названием государства «Израиль».

Надо думать, что Иов понимает, что в праздниках пира детей могут быть отклонения и потому он молился о детях и говорил – «может быть сыновья мои согрешили в такие дни» пира. Ну конечно. Молодость штука горячечная, которая может привести к странным отношениям, вспоминаем того же Рувима, дочерей Лота или первых двух сыновей Аарона, внесшие чуждый огонь гомосексуализма в брачное святилище. И тем более в тексте не один раз подчеркивается, что «сыновья твои и дочери твои ели и пили вино». А в апокрифе «Иова» мы читаем еще большие странности, где о его детях сказано, что «С ними находились служанки. Поскольку сыновья мои возлежали за столом с рабами мужчинами, служащими им», - и потому молился о них Иов. Любопытно и то, в тексте подчеркивается что беда наступила «в доме первородного брата». И опять же, брат Дины – Рувим, взошедший на ложе отца, был первородным в семье Иакова и потому молитва Иова о своих детях на пире, была волне обоснована. От некоторых библейских истории пиров и брачных отношений складывается впечатление, что эти праздники являются рассадниками порока и их нужно запретить. И тогда появляется множество учителей аскетов, которые этим занимаются. Но вспомним, что в Писании написано, - если не научитесь веселиться и радоваться жизни, то сердце такого человека зачерствеет и надорвется в бесконечных днях труда. И не трудно заметить из личной жизни, как радуют человека (особенно молодого) разного рода коллективные праздники, фестивали и пиры. А научиться хотя бы начаткам радости, мы можем частью из текстов мировой литературы и Библии. Все разнообразие поучительных пиров детей Иова и его жены Дины (Ситиды), как представителей вне «избранного» народа,  мы находим в пирах – Платона, Плутарха, Афинея и другие. А Библейские пиры делают особый акцент на брачных отношениях в семье: Первый библейский пир Авраама состоялся по случаю рождения сына; брачный пир Самсона рассказывает о поиске брачного партнера; царица Астинь проявила себя неуважением к мужу; брачный пир Товита запечатлен поиском невесты избранницы и назиданием молитвой в спальной комнате перед сочетанием. Кстати, в новых переводах Евангелия всплывают серьезные особенности Слова: Там, где Иисус говорит: «Ты же, когда молишься войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему». А в первичном тексте написано – войди в спальню твою и закрой свою дверь на ключ, и услышит тебя именно Отец, а не просто Бог или Господь. К этому можно вспомнить историю Самарянки у колодца отца Иакова, именно ей – женщине Иисус сказал дважды, что – «настанет время и уже настало, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине». Прежде всего, в духе любви и истине, но какой истине? Да всё той же «воде, текущей в жизнь вечную», когда она (женщина) пойдет и приведет с собою мужа (избранника) на брачный пир. А в слове «поклонники» в новых переводах звучат такие глаголы, как – «двое, лицом к лицу, договариваться, обожать, целовать и познавать того, кто перед твоим лицом». Поклонение будет происходить не на горе и не в Иерусалиме, - подчеркивает Иисус, - но, но в той же спальной комнате двоих. И если этого не происходит, брачные отношения становятся холодными в пяти и шести мужах, и как итог - брачный пир в игноре, тогда «поднимется большой плач и будет рыдать земля, каждое племя особо: племя дома Давидова и Нафаново, Левиина и Симеона особо и жены их особо», - пишет пророк. Почему пророк выделил именно эти четыре племени и их жен? Надо думать Симеон и Левий, как орудия жестокости были не очень ласковыми мужьями, когда вдвоем вырезали целый мирный поселок людей Исава. А Давид хоть и был не плохим пастухом своей многочисленной семьи, все же убивал много народа и потому, ему было отказано в постройке храма. Человек по имени Нафан образ сложный, в Библии таковых людей упоминается более десятка. Но, мы выделяем сына Давида, Нафана, который по отцу тоже мог быть жестоким, а если прослеживать его в образе и разнообразии «племен», то лучшим кандидатами являются те Нафаны, которые брали в жены иноплеменниц, потом по нажиму законников отказывались и бросали своих жен и детей. Хотя трудно понять этих законников, как они вглядываются в историю своих предков, читают Писание и не замечают, что те же патриархи, Моисей и другие имели жен иного племени, любили их и не бросали. Исключение, история Авраама (первенца в избранничестве) и Агари, которая легла в основу постановления законников об иноплеменных женщинах. Опять же, то что называется в Библии «племенем» в первую очередь относится к семейному дому, какие отношения были в нем, и далее в родословиях (колен) которые  менялись в лучшую или худшую сторону. А избранничество по национальности, тем более по месту проживания (государство, страна), вообще не при делах. 

Но мы идем далее. Братья приглашают на свои пиры трех сестер, а это значит пир имеет свойство расширятся в количестве и составе приглашенных людей. В принципе, братья могли быть женатыми, как и сестры иметь мужей или друзей, но суть темы пира от этого не меняется. Трех дочерей Дины можно квалифицировать, как тринадцатое колено и родословие «новых» женщин. В это родословие попадают все женщины ветхого завета, которые по сути все иного племени в отличии от мужского. И речь идет не об инаковости по крови, но по делам любви. Прежде всего, они женщины, нуждающиеся и ищущие любви в избраннике. Пять женщин из родословия Иисуса кажутся «блудницами», как и Его избранница из Магдалы, но не суть таковы. Все Евангелия в лице учения Иисуса оправдывают женщину, а мужчину судит как род прелюбодейный. Любопытно, что вначале книги Иова дочери не имеют имени, или имели, но от старых дел любви. А в конце книги получают новые имена – Емима, Кассия и КеренГаппух. В многочисленных переводах имен и в надежде на лучшее будущее, мы выделяем – «день, чистая и луч света» или – «голубка, нежная и грациозная». И если искать некую «новизну» в них, то это женщины, приготовившие себя для брачного пира и мужа своего. Именно, добрый и мирный союз мужского и женского призван к высшим обетованиям Отца в Сыне – брачного пира и брачной вечери. И как бы не напрягались вестники от закона в страхе своем о некой «чистоте» и праведности от плоти своей, все идет в русле «творю все новое» в отношениях мужского и женского.

Листок был почти закончен, ощущалась некая и непонятность моего отношения к той женщины из первого сновидения. И на седьмой день был опять сон: Я во дворе большого дома, что-то делаю важное (не помню что). Женский голос зовет меня в дом, в делах я оттягиваю решение откликнуться на её голос. Второй раз голос говорит, - хватит суетиться во внешнем дворе, уже вечер, пора иди в дом. Захожу, женщина одевает меня в белую ночную рубашку и я кладу голову ей на колени. Вроде, как засыпаю, но перед тем вспоминаю Библейские слова из сновидения пророка: «Тогда девица будет веселиться в хороводе, и юноши, и старцы вместе, и изменю печаль их на радость, и утешу их, и обрадую их после скорби их. Ибо Господь сотворит на земле нечто  новое – жена спасет мужа. При этом я пробудился и посмотрел, и сон мой был приятен мне». Пробудился и я, на часах было ровно пять часов утра, нового дня.


Рецензии