Вещественные свидетельства. Северное Причерноморье

Вещественные свидетельства. Северное Причерноморье I-IV века.


Обычно распространение христианства на землях Южной России (под Южной Россией понимается территория степной и лесостепной зон Восточной Европы от Дуная и Карпат на западе до Северного Кавказа и Северного Прикаспия на востоке. Употребляя это понятие, в него следует вкладывать не политический, а исторический смысл) связывают с принятием христианства восточнославянскими племенами. Однако христианизация южнорусских земель началась в то же время, что и земель, входивших в Римскую империю. Так, в Северном Причерноморье проповедовал апостол Андрей. Писатель IV в. Евсевий сохранил для нас отрывок из книги Оригена, жившего в конце II – начале III в.: «Когда святые апостолы и ученики Спасителя нашего рассеялись по всей вселенной, то Фома, как содержит Предание, получил в жребий Парфию, Андрей — Скифию... Петр, как известно, проповедовал в Понте и Галатии... Это сказано слово в слово у Оригена в третьей части его толкований на Бытие». Живший в конце VIII – начале IX в. Епифаний проследил по местным преданиям и памятникам путь апостола Андрея по Черноморскому побережью. Судя по этим данным, апостол Андрей прошел из Абхазии на Таманский полуостров, оттуда, переправившись через Керченский пролив, он посетил Боспор (Керчь), Феодосию и Херсонес (Севастополь). Отсюда он возвратился морем в Синоп. Следствием его пребывания в Северном Причерноморье стало появление в этих местах значительного числа христиан. Так, нам известно, что сосланный в конце I в. в Херсонес Климент, папа Римский, застал здесь более 2000 христиан. Он, в свою очередь, с учениками Фивой и Корнилием основал 75 храмов в городе и его окрестностях. В 310 г. в Херсонес были направлены для христианского просвещения края епископы Ефрем и Василий. После их кончины здесь проповедовали епископы Евгений, Елпидий, Агафодор и Еферий. В 325 г. для проповеди христианства в Херсонес прибыл епископ Капитон. С этого же времени известны Боспорская и другие северопричерноморские епархии. Всякое свидетельство о деятельности ранних христианских общин бесценно. Первые христиане были гонимы и немногочисленны, отчего документы и предметы, связанные с их жизнью, очень редки. Поэтому каждая новая находка раннехристианских памятников вызывает огромный интерес.

Из числа раннехристианских находок Северного Причерноморья обращает на себя внимание «известняковый рельеф в виде креста с человеческой фигуркой, напоминающий распятие». Он обнаружен в 1980 г. при раскопках усадьбы № 9 у Камышовой бухты в окрестностях Херсонеса. Распятие было размещено на небольшой, высотой менее полуметра каменной стеле, которой резчик пытался придать крестообразную форму. При самом беглом взгляде на эту находку ясно, что резчик, изготавливавший это распятие, не был профессионалом. Это кажется странным, поскольку в Херсонесе имелись опытные мастера. Очевидно, гонения на христиан или бедность заказчика помешали ему обратиться к их услугам. Рельеф был обнаружен в развалинах усадьбы I в. Сверху над ними с восточной стороны была сооружена круглая башня-коптильня, время существования которой определяется по найденной здесь монете Феодосия II (408–450 гг.). Эти временные вехи указывают на то, что обнаруженный рельеф — древнейшее изображение распятия на территории Южной России. К более позднему времени, к IV–V вв., относятся семь каменных скульптур и рельефов, украшавших христианские храмы Херсонеса. Это изображение чудовища, пожирающего рыб, рельеф «Жертвоприношение Авраама», две статуи Доброго пастыря и три статуи Давида. К убранству храмов могут быть отнесены и многочисленные мраморные плитки с изображениями гранатового древа, рыбы, «альфы и омеги», птицы. Известны христианские изображения и в росписях склепов (№ 1494, 2445, 1909 и склеп 1912 г.). На распространение христианства указывают и изменения в погребальном обряде, и появление новых бытовых предметов, связанных с христианскими паломниками. Возможно, в это же время были созданы первые дошедшие до нас херсонесские базилики.

Археологами были обнаружены также свидетельства проживания христиан на поселениях Боспорского царства (в Восточном Крыму и на Таманском полуострове). Эти находки, как и древнейший христианский памятник из окрестностей Херсонеса, обнаружены не в городских центрах, представлявших средоточие общественной жизни региона, а на периферии — в удаленных от столиц сельских усадьбах.
Как показывают результаты археологических раскопок, христианское население появилось на Боспоре в конце II – начале III в. Так, в датируемом этим временем погребении № 36 из некрополя античного поселения у дер. Ново-Отрадное был найден перстень с сердоликовой вставкой. На нем вырезано изображение креста и двух рыб, что не оставляет сомнения в христианском происхождении данной вещи. У села Первомайское Анапского района случайно было найдено надгробие с изображением двух людей и крестом над ними. Находка датируется IV в. В окрестностях древнего города Илурата найден склеп (№ 32), на стенах которого высечены шесть изображений креста. Они помещены на стенах внутри склепа на высоте человеческого лица и датируются концом III–IV в. В некрополе этого города обнаружено безынвентарное (возможно, христианское) погребение из катакомбы № 12 и близ склепа № 22 найден осколок амфоры с процарапанным на нем крестом. На юго-западной окраине некрополя Илурата открыт и фундамент округлой в плане часовни. На полу в восточной части сооружения высечен крест с фигурами птицы и рыбы по сторонам от него и, возможно, контурами человека у его подножия. К началу IV в. относится и ряд греческих христианских надписей. Так, 304-м г. датируется надгробие Евтропия — древнейшее из датированных христианских надгробий, открытых археологами в некрополях Боспорского царства. На территории боспорских городов были найдены и отдельные бытовые предметы III–V вв., украшенные христианскими символами. Таковы светильники с рельефным изображением креста, обнаруженные в Танаисе и Илурате. Эти светильники имеют округлое тулово диаметром 6,5 см и высотой 5 см. Длина рожка с отверстием для фитилька 4,5 см. В центре светильника расположено воронкообразное углубление для заливки масла, окруженное валиком. Светильники были сделаны из красной глины и покрыты светло-серым ангобом. На городище Илурата светильник был извлечен из хозяйственной ямы в помещении, входившем в небольшую усадьбу у самой юго-западной стены города. Весь комплекс датируется III в. В Танаисе же аналогичный светильник был найден в слое конца IV – начала V в. Однако большая близость обоих светильников позволяет считать их одновременными. Скорее всего, они были изготовлены именно в III в., поскольку материалов конца IV – начала V в. в Илурате нет, а в Танаисе в слой этого времени светильник с изображением креста мог попасть из более раннего слоя.

Другой группой раннехристианских вещей из городов Боспорского царства являются небольшие ЛЕКИФЫ. Эти сосуды изготовлялись в Синопе и обладали достаточно типичной формой. От арибаллического лекифа их отличали только вертикальный срез венчика, сравнительно широкая шейка и плоское дно вместо ножки. Всего известно четыре таких сосуда, происходящих из столицы Боспорского царства Пантикапея. Погребение, в котором был обнаружен сосуд, оказалось впущено в слой III в. и перекрыто плитовой могилой № 23, в которой были обнаружены железный перстень и золотая серьга в виде цилиндрического стерженька с округленными концами, сбоку которого имеется петелька. По материалам кладов следы разрушений в античных городах Восточного Крыма могут быть отнесены к 329 г. Таким образом, лекифы этой серии могли быть изготовлены и попали в землю начиная со второй четверти IV в. Ни эпиграфические особенности надписи, ни стилистические особенности рисунка не препятствуют такой датировке сосуда. Погребение № 25 было, несомненно, погребением христианина — костяк лежал в гробу вытянуто на спине, головой на запад, лицом вверх, руки вдоль туловища, кисть правой руки на тазовых костях, лицо, очевидно, было прикрыто какой-то одеждой, так как в районе глазницы обнаружена железная пряжка. Близки к этому времени по общему характеру формы христианские стеклянные сосуды V–VI вв., также найденные в Керчи. Судя по всему, уже в IV в. число христиан в южных районах России было весьма значительно. Христиане жили как в европейской, так и в азиатской части Боспора и, по крайней мере, уже с 304 г. не боялись открыто исповедовать свою веру. В правление боспорского царя Рескупорида VI в его владениях уже существовала Боспорская епархия. Ее возглавлял епископ Домн, принявший участие в I Никейском Соборе 325 г. От V в. до нас дошли датированная 436/7 г. христианская надгробная плита и дипинти, содержащие молитву, на стенах христианского склепа 491 г. В VI в. надгробия с христианскими надписями в Керчи и на Тамани обычны. С этого времени обычным становится и украшение столовой посуды и деталей одежды христианскими символами. К VI в., хотя и не бесспорно, относятся базилики, открытые археологами в Пантикапее (Керчи), Тиритаке и на холме Тепсень (Планерское).

Среди северных епархий, находившихся в ведении Константинопольского патриарха, две (Скифская и Готская) названы по имени народов, граничивших с империей. Готы впервые познакомились с христианством в 260 г. С 323 г. оно получило среди них некоторое распространение. В 325 г. уже существовала Готская епархия, находившаяся под омофором епископа Феофила. В годы правления Констанция (337–361) проповедники Авдий и Евтихий крестили множество готов и даже создали среди них мужские и женские монастыри. При императоре Валенте (365–378) Фессалоникский епископ Асхол в 365–368 гг. посетил северопричерноморские земли. С 348 г. среди готов проповедовал арианский епископ Ульфила. Во время гонений на христиан со стороны готских правителей в 370–372 гг. верующие готы явили много образцов мученичества за веру. У готов был и перевод Библии на готский язык, осуществленный Ульфилой. За просвещением готов следил архиепископ Цареградский Иоанн Златоуст ( 407), который отправил к восточным готам епископа Унилу. После переселения оставшихся готов в Крым (488) там была основана Готская епархия. Не случайно Тертуллиан в конце II – начале III в. писал: «Ведь в кого другого уверовали все племена, кроме Христа, который уже пришел (?)... Парфяне, Мидяне и обитающие Понт и Азию, и различные галльские племена и недоступные для римлян места Британии покорились Христу, а также и страны сарматов, даков, германцев, скифов и сверх того многих племен, областей и островов многих, нам неизвестных, так что и перечислить их мы не в состоянии».


Известны свидетельства распространения нового учения в начале христианской эры и в пределах современного Воронежа. Бронзовая сюльгама (застежка для плаща) найденна в Бобровском районе Воронежской области. Ее форма достаточно типична для таких застежек и представляет собой округлую рамку диаметром 6 сантиметров с несомкнутыми концами, к которой был прикреплен ныне утраченный язычок. На каждом из ее концов находится по круглому щитку, украшенному эмалевым изображением креста с расширяющимися концами и слегка вогнутыми боковыми гранями перекладин. Судя по всему, застежка использовалась длительное время. Сама рамка слегка погнута. Язычок отсутствует. В том месте, где он крепился к рамке, она сломана и приварена еще в древности. На противоположной стороне рамки сохранилась выбоинка от кончика язычка. Слева от центрального щитка видна затертость тканью, делающая в этом месте рамку, треугольную в сечении, овальной. Сюльгама из Бобровского района относится к группе так называемых «варварских эмалей восточноевропейского типа». Известно более 248 находок подобных вещей на территории Восточной Европы. Их датировка долгое время была спорной и колебалась от конца II до VI в. Однако в настоящее время со всею убедительностью доказано существование изделий с эмалями в III–IV вв. Изображения креста встречаются и на некоторых других сюльгамах этого типа, но, поскольку они составлены из ромбов и треугольников, трудно судить об их смысловом значении. Если вопрос о датировке «варварских эмалей» и в том числе нашей сюльгамы не вызывает особых сомнений, то проблема их этнической принадлежности остается дискуссионной. Ученые относят их к славянским или балтским древностям, связывая «варварские эмали» с различными археологическими культурами: черняховской, киевской и другими. Вопрос об этнической принадлежности вещей с эмалями варварского типа не может иметь однозначного ответа. Вероятно, не совсем верна сама его постановка. Вещи, украшенные эмалями, встречаются в памятниках киевской, позднезарубинецкой, вельбарско-цецельской, западнобалтской и позднедьяковской культур. Скорее всего, распространение эмалей связано не с расселением какого-либо одного народа, а с появлением определенной моды.

В настоящее время на территории Среднего Подонья выявлен целый пласт поселений III–V вв., с которыми можно было бы связать эту находку: III Чертовицкое и Подгоренское городища, поселение Курино I на р.Воронеж и ряд поселений по р. Семенок. С этой же эпохой могут быть связаны находки римских монет в пяти пунктах на Верхнем Дону и два клада римских динариев из г. Ельца. В Воронежской области найдена и бронзовая лунница, украшенная красной эмалью «варварского типа». Она была обнаружена в кургане вместе с «маленькой бронзовой фибулой обычного римского типа». Появление «варварских эмалей» на Дону может быть связано с продвижением балто-славянских племен на восток. Это движение нашло свое отражение в появлении на Сейме и Донце памятников киевской культуры деснинского варианта и изменениях в археологических комплексах второй четверти I тысячелетия на Верхнем Дону и в Поочье. Причем на Среднем Дону памятники отличаются заметным своеобразием по сравнению с современными им находками из других районов. Однако постараемся ответить еще на два вопроса: могло ли изображение креста украшать хотя и престижную, но все же бытовую вещь? И в какой степени христианский символ имел смысл для владельцев сюльгамы? Христианский крест вполне мог оказаться на такой детали одежды, которая не просто украшала ее, но сразу же бросалась в глаза. В IV–VI вв. было принято украшать детали одежды изображениями креста и других христианских символов (хризм, голубей, павлинов, рыб). Следы ремонта сюльгамы еще в древности говорят об особом отношении к ней, отличающем ее от обычных вещей. Это, скорее всего, и связано с присутствием на данной застежке изображения креста, который мог почитаться древними владельцами сюльгамы как значимый символ. Однако «варварские эмали», как яркие репрезентативные вещи, могли использоваться долгое время вне зависимости от отношения к украшающим их символам. Хорошо известно, что широкое распространение христианства среди варварских народов Европы началось в IV в. После I Вселенского Собора 325 г. к ним бежали некоторые арианские священники. Их проповедническая деятельность усилилась при епископе Ульфиле († 383). Однако появление христианского символа на застежке для плаща скорее следует связать с проповеднической деятельностью ортодоксальной церкви. Это предположение представляется более вероятным, поскольку ариане достаточно скептически относились к кресту, а вышедшая в IV в. из подполья Православная Церковь получила возможность для проповеди. Таким образом, крест на застежке для плаща представляет собой не случайный орнамент и описываемая сюльгама из Бобровского района на сегодняшний день — древнейшая в Воронежской области находка предмета с раннехристианской символикой. Следовательно, христиане жили в Воронежском крае уже в IV в. Эти находки подкрепляют сведения письменных источников о существовании среди других епископских кафедр, находившихся в ведении Константинопольского патриарха и расположенных по берегам Дуная и в Крыму Скифской, Херсонской, Готской, Сурожской, Фулльской и Боспорской епархий.

"Исторический вестник" № 1 (12) 2001г.


Рецензии