Глава 20. Родители и дети

Одна из самых главных проблем нас - людей состоит в том, что мы не умеем и нелюбим задумываться! Не думать, нет, это как раз мы умеем. Умеем думать предметно над всякими большими и малыми, внешними или внутренними своими житейскими проблемами вникать в них и находить различные решения. Задумываться (возвратная частица - «ся» обращена на себя) как раз означает думать над возможными для нас последствиями этих самых решений, которые, к сожалению, часто бывают очень тяжелыми и даже необратимыми. Мы не любим и не умеем осмысливать происходящее с нами. Не вникая в действительные причины проблем, мы опять и опять решаем проблемы, вновь возникшие от наших же решений. И эта «дурная бесконечность» суетных усилий забирает все наше время, душевное и телесное здоровье и все равно так ни к чему доброму нас не приводит. В чем же дело? А все очень просто - в нашем реальном мировоззрении.

Выше уже говорилось о дороге себялюбия! По изложенным там причинам наше мировоззрение для очень многих нас самих остается загадкой. Известно, что всякому мировоззрению (правильному или извращенному, уродливому) соответствует и своя система ценностей. Нередко думая, что как крещеные христиане мы имеем Православное мировоззрение, мы понимаем и решаем свои проблемы исходя из совсем другой системы ценностей. Например: необходимость нашему ребенку нового телефона, планшета - у других детей уже есть. Машина, имущество - «как у людей». Участие в социальных сетях - известность среди «продвинутых». Всякие развлекательные поездки, отдых - достойный «успешных» людей. Престижность работы, гардероба, знакомств, ревность к общению и вниманию и все тому подобное.

Но грустным и вполне закономерным итогом такого «решения проблем» становятся сетования родителей оказавшихся перед проблемой, возникшей от их же решений. У всех как под копирку: «Такой был хороший ребенок (мальчик, девочка). Мы все его очень любили, ни в чем ему не отказывали. Домашний, воспитанный, вежливый. Никаких уличных, тем более поздних гуляний. Контролировали всегда, где и с кем он. И вот на тебе…. Все эта улица и дурная компания! На фоне резкой болезни ребенка эти возмущенные родители кажутся сами себе вполне здоровыми. Да не причем здесь улица, точнее совсем не в ней дело! Всю историю существования греховного мира улица вокруг нас всегда была и будет со всеми ее сквернами и болезнями. И не в том вопрос как рано или поздно надо оказаться в пространстве, зараженном пороками и соблазнами, вопрос в иммунитете к ним!

Полученный ребенком по наследству и еще перенятый от родителей целый «букет» страстей был старательно связан ими цепями воспитания и казался невидимым. Но он был, а вот иммунитета к болезням по этим страстям у ребенка не было! И вот улица. Дальше все происходит как в сказке о кощее скованном железными цепями и потому не опасном. Но вот выпил он десять ведер воды и разорвал все цепи. Так и болезни пороков улицы в один момент освободили страсти подростка от оков воспитания. Угождение себе любимому властно и сразу захватило его, потому что никакой настоящей любви к родителям и близким у него не было!

В отличие от страстей, знающих на свои – хочу и дай только одно – на!, любовь знает слово - нет! Возникшее страстное неправильное понимание любви неизбежно привело к неправильному пониманию некоторых ее форм отношения к любимому в частности - наказания. Уже давно наказание стало пониматься и восприниматься людьми как некое возмездие за совершенный проступок. Применительно к детям, такой подход стал означать «по любви» к ним смягчение или даже прощение и отказ от всякого наказания тем более физического. Многие родители даже гордятся тем, что за проступки никогда не били своих детей. Это совершенно правильно! Человек не должен творить никакого возмездия за проступки другому человеку и тем более ребенку.

Но почему же тогда Бог любящий всякого человека наказывает его битьем как сына: «егоже бо любитъ Господь, наказуетъ, бiетъ же всякаго сына, егоже прiемлетъ» (Притч.3:12). Почему сказано в Священном Писании: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» (Притч.13:25). Причем там прямо указывается на полезность и вынужденную необходимость такого наказания: «Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своим родителям». И потому говорится дальше: «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» (Притч.29:15,17). Но оказывается дело не в спокойствии родителей, а в спасении самого ребенка: «Не переставай юношу наказывать: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от смерти» (Притч.23:13,14).

Дело в том, что наказание по любви не имеет никакого отношения к возмездию! Как говорил авва Дорофей, - дело одинаковое, а грех заключается в намерении. Возмездие имеет под собой греховное намерение удовлетворения страстей и потому никак не связано с пользой для наказуемого. Под возмездием всегда скрываются раздражение, обида, гнев, иные родительские страсти возмущенные проступком ребенка и требующие своего «справедливого» удовлетворения. Об этом в душе знают оба - наказывающий и наказуемый. Неудивительно, что возмездие в ответ порождает только неприязнь, протест и желание делать наперекор. Поэтому достижение возмездием кратковременного видимого результата никакой настоящей пользы ни ребенку, ни его родителям не принесет.

Чаще всего это заканчивается поэтапной «победой» ребенка над родителями. Возражавшие прежде, но смирившиеся перед его страстями они совсем отказываются «по любви» от всяких форм наказания. Теперь подросток уже никем и ничем не стесненный открыто творит свои безобразия. Уже смирившимся родителям остается только включиться в его «образ жизни» теперь уже новыми своими потаканиями его страстям с надеждой на любовь и благодарность. Тщетные надежды! Любовь, пребывавшая в ребенке с самого его рождения, была ими «на корню» задавлена угождениями его желаниям, поэтому к благодарности он не привык.

Но ничего этого не понимают «чадолюбивые» родители из-за страстей своих. Для них порабощенных домашним божком его хочу это уже закон. И вот как результат - ленивое, избалованное, капризное, своевольное, эгоистичное и бесполезное чадо. Этакий нравственный уродец, снисходительно принимающий услуги трясущихся над ним родителей. Вот о таком страшные слова Господа: «И враги человеку - домашние его». Помоги же им Господи уразуметь, что они натворили со здоровым ребенком.

В известном смысле дети похожи на домашние цветы, выросшие в разных условиях. Растя цветок по любви, мы уже знаем, каким он должен вырасти. Ухаживая, внимательно наблюдаем за ним. Если у цветка начинается «болезнь роста» и он стремится расти вкривь и вкось, мы очень терпеливо нежно и бережно, но настойчиво и твердо выправляем, подпираем, подвязываем его. И вот, любовь побеждает болезнь, а цветок вырастает каким и должен быть. По страстям происходит все совсем иначе. Страсти не умеют провидеть, терпеть. Для них нет -  потом, а есть только – сейчас. Заметив у цветка «болезнь роста» они пробуют с ней бороться, но цветок упрямо продолжает расти вкривь и вкось. Надеясь, что со временем он сам выпрямится, они оставляют его расти «как он хочет» и просто наслаждаются таким, какой он есть. Но он сам не выпрямится! Кривое уродливое растение станет им подарком навсегда.

Всему этому прямо противоположно наказание по любви, о котором говорит Священное Писание. Это наказание виновному есть ему указание-на совершенный им проступок. Это вынужденная, но необходимая помощь любви ребенку в его борьбе со страстями. Формы этого указания-на могут быть различными и по необходимости меняться, усиливаться: словесное вразумление, ограничения привычных обстоятельств, развлечений, наконец, телесное наказание. Все они применяются к ребенку только вынужденно с родительским состраданием, но твердостью. Применяются единственно для помощи ему в смирении страстей, уразумения им своего греха, раскаяния в нем и исправления.

Об этом в душе тоже знают оба - наказывающий и наказуемый. Поэтому наказание, поданное и полученное по совести никак не порождает страстной скверны и идет ребенку только во благо. В отличие от страстей жаждущих возмездия, для любви наказание не самоцель, а вынужденная необходимая форма помощи. Помощи ребенку чтобы обрести не страх перед наказанием, но страх Божий! Страх сотворить недозволенное, сотворить зло, совершить грех. Этому может научить только любовь! Эта спасительная любовь всегда многогранна и только она одна способна противостоять себялюбивым страстям. Но любовь невозможна без Бога, ибо Он и есть истинная Любовь.

Вот этого иммунитета как раз и не было у этих несчастных детей, которых так «любили», что «ни в чем им не отказывали» родители. На самом деле эти угождение и потакание, только взращивающие жестокосердие и цинизм себялюбия ничего общего с любовью не имеют! Обманная похожесть их только в том, что они тоже дают. Но любовь дает то, что служит изначальному Божьему образу в человеке, его возрождению и восстановлению спасению в нем человека. Угождение же и потакание дают то, что служит только страстям в человеке, их умножению и развитию, еще большему порабощению ими человека и его погибели. Имея один объект направленности, они опутывают любовь, исходящую от истинного Его образа в человеке и препятствуют ее трудной задаче.

В отличие от любви они дают без разбора худого и доброго, ибо дают по страстям. Различение же самим человеком без Бога, что есть худое и доброе никак невозможно. Поэтому все другие педагогики не стоящие в Господе нашем Иисусе Христе неизбежно, так или иначе, действуют по страстям, ибо не видят их, не различают и не знают их пагубной сущности. Только любовь, идущая от нелицемерной веры в Господа одна способна вразумить неразумных «чадолюбивых» родителей и защитить ребенка от себялюбия, противостоять в нем соблазнам пороков улицы.

Вообще в нашем по страстям превратном понимании и восприятии любовь и страсть существуют обязательно нераздельно в некоем единстве сплетенного из них целого. Часто страсть понимается и воспринимается как превосходная форма проявления любви: страсть к работе, к развлечениям, к деньгам и т.п. Такое же искреннее заблуждение происходит, когда половую страсть обладания называют любовью: ревнует, бьет - значит любит! Но, страсть никак не умеет любить, она может только хотеть! Поэтому во всех отношениях людей, в том числе и половых, могут, произвольно переплетаясь независимо присутствовать одно и второе. К тому же страстей в человеке много: ревность, зависть, лень, тщеславие, гордыня и т.д., а любовь одна. И каждая страсть всегда портит любовь, требует ее только для себя, замыкает ее на себя и подчиняет себе. Поэтому вплетающиеся страсти всегда только ослабляют и губят любовь.

Как уже говорилось, в действительности любовь и страсть в человеке имеют совершенно различные источники и являются не синонимами, а антонимами и антиподами. Поэтому страсти заполонившие человека опутывают, подавляют, наконец, совсем подменяют собою любовь. Напротив, в победившем страсти человеке сама любовь обретает великую необоримую силу, кардинально меняющую самого человека и восприятие им окружающего мира. Поясним на примере.

Вас мирно идущего внезапно вдруг толкает бегущий человек. Не разбирая дороги даже не оглянувшись, он продолжает бежать. Ваши чувства и мысли, как и большинства людей в такой ситуации, вполне предсказуемы и понятны. Но вдруг вы узнаете, что у этого человека только что произошла страшная непоправимая трагедия. И вот уже у вас совершенно другие чувства и мысли, как и большинства людей в такой ситуации. Что же получается. Само событие было для вас одно и то же, а вот восприятия его вами оказались прямо противоположные. Сначала это было осуждением по страстям, а потом уже состраданием по любви. Сам бегущий человек никак на них не повлиял. Значит, причина их кардинальной смены находилась внутри вас самих.

Это было два разных ваших отношения к нему. Первое было отношением к вольному хаму. Второе к несчастному человеку. Несчастному - вот что самое главное! Осознание, что он по несчастью своему сам не понимая, что творит, оттолкнул вас, отодвинуло страсти и пробудило жалость, сострадание к нему. Но придуманное для примера несчастье никак не больше истинного несчастья для человека быть захваченным страстями и пребывать в скверных чувствах раздражения, злобы, ненависти к людям. И если бы придуманное событие не имело второго смысла, и происходило от страстного порабощения человека, от этого он не стал бы менее несчастным!

Осуждение по страстям или сострадание по любви? Правильное понимание вызовет и правильное восприятие. Никак не по страстям, а только по любви, с жалостью и состраданием следует воспринимать несчастного захваченного страстями пребывающего в скверных чувствах и не сознающего что по ним творит человека. Только такое восприятие сделает возникшее отношение имеющим смысл. Вот кому и чем полезным было ваше первое восприятие? Учитывая характер страстей, общение по ним принесло бы обоим все кроме добра и радости. И дальше с этим каждый продолжил бы свой путь. Только страсти порождают чувства раздражения, гнева, неприязни к другим людям, только они одни сохраняют, питают их и делают из людей врагов. И только подавив, победив их в себе любовью можно научиться любить людей, даже ставших врагами. 
 


Рецензии