Глава 21. Стать всем ближним
Только люди победившие любовью в Господе свои страсти могут ощутить ее истинные спасительные радость, величие, силу и возможности. Не осуждать человека, не потакать злу, но жалеть его и с любовью и терпением помогать ему исправлять зло. Истинная любовь многогранна и всегда есть о каждом человеке, кем бы он ни был. Она всегда встает на защиту любимого, но по-разному: о добром - радуется, о злом - страдает, о страдающем - скорбит, о погибающем - плачет, о нуждающемся - милосердствует. Любовь о спасении всех радеет и никогда никого не осуждает. Любовь не может осуждать, ибо не имеет в себе страсти, она может только жалеть! «Кто изнемогает, с кем бы и я не изнемогал? Кто соблазняется, за кого бы я не воспламенялся?», - говорит апостол Павел, - «Я должен и Еллинам и варварам, мудрецам и невеждам». (2Кор.11:29; Рим.1:14).
Любовь никогда не обращена на себя, но только на других. Чего же хочет для них любовь? Любовь хочет для них себя! Хочет для них спасения в Господе, ибо только в Нем - Любви есть спасение от смерти и жизнь вечная. Поэтому обо всех любящих Бога любовь радуется, о всех нелюбящих Бога - страдает, плачет. С великим прискорбием приходится признать, что сегодня о подавляющем большинстве людей любовь страдает и плачет. Но, вернемся к причинам «успешных» решений увиденных нами проблем. Приходится признать, что помочь понять наше действительное, настоящее, а не кажущееся мировоззрение может только одно - осознание и осмысление нами побудительного мотива нашей активности или той самой «основы».
Только одна из двух основ может дать осмысленное уверенное правильное понимание того: кто мы и зачем мы есть, показать, как мы понимаем «хорошую жизнь», что мы считаем добром и злом, как мы это принимаем в отношении себя. Наконец, помочь нам понять действительную природу и причину возникшей проблемы и выбрать правильное ее решение. Уже две тысячи лет, огромное количество людей, несмотря на свершившееся Главное историческое Событие мира, продолжает по своим смертоносным страстям отрицать Его, не верить в Него и даже дерзко противостоять Ему. Формы неверия и противостояния существуют самые разные: от пассивного наивно - безразличного до активного агрессивно - наступательного ужасного безумного действия.
Беда не только в том, что мирские языческие ценности и соблазны никуда не делись из этого мира. Сами по себе они являются лишь производными от главного. Беда в главном, в том, что смерть и ее активный хозяин дьявол сами никуда не делись из этого мира и их планы в отношении человека совсем не изменились. Для завоевания человека смертью - обман, соблазн иллюзия прощаемого «малого греха» были и остались излюбленным инструментом дьявола. Следует понимать, что внешняя видимость «тихих» и «агрессивных» форм грехов, кажущаяся несоизмеримой по тяжести, никак не влияет на смертоносную сущность их страстей одинаково губительных для человека.
Грозный «неблагоразумный» разбойник, распятый на кресте за всякие злодеяния, еще хуливший Господа и некий «тихий» богач, ежедневно блистательно пировавший и не подавший крошки еды умиравшему с голоду Лазарю, стоят друг друга в награде своей. У жестокой кровожадности и тихой равнодушной сытости есть главное общее: в них нет Бога, а значит, нет любви, сострадания и милосердия! Понимание этого крайне важно человеку особенно сегодня, когда многократно умножились и изощрились формы соблазнов, искушений человека и, вместе с этим, «от умножения беззаконий во многих оскудеет любовь» (Мф.24:12). Когда многие люди состоятельные и богатые, но по жестокосердию своему равнодушные к чужим проблемам, лично не творя кровавых преступлений, льстят себя мыслями о праведности, «порядочности» и честности своей.
Но и теперь, как тогда, звучит это Его предостережение: «горе вам, богатые! ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне! ибо взалчете. Горе вам, смеющиеся ныне! ибо восплачете и возрыдаете» (Лк.6:24-26). Это о них, тоже состоятельных людях - книжниках и фарисеях, как лицемерах праведности «поедающих дома вдов» и за то примущих «тем большее осуждение» говорил Господь. Но, в конце концов, судьба каждого человека это вопрос личного выбора по его сердцу, разумению и милости Божией к нему. Ибо, как сказано в притче Его о богаче и Лазаре: «если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мёртвых воскрес, не поверят».
В людях оскудеет любовь, или люди оскудеют Богом - вот главная причина всей гибельной трагедии этого мира. Если изначальному человеку имевшему любовь и веру в Бога требовались всего одна заповедь и один ограждающий его запрет, то поврежденному смертью, утратившему эти любовь и веру человеку стали нужны уже десять заповедей, где прежняя первая была включена в четвертую. Но пользы это не дало, ибо заповеди лишь указывают на характер и количество имеющихся проблем, а не решают их. Оскудение Бога в человеке никакими заповедями остановить невозможно. Только жажда Его человеком способна вернуть в его душу Бога.
Многие столетия эти заповеди будут потом сопровождать человека до времени пока по великой Своей милости Он – Любовь Сам не придет взыскать потерявшегося и заблудившегося Своего человека. И тогда слушающие хотящие Его получат взамен прежних десяти всего две заповеди указующих на необходимое самое главное, утраченное ими в отношениях к Богу и человеку - любовь. В них еще нет ничего нового, ибо «на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки» (Мф.22:40). Но исполнение их, возвращение любви в эти неразрывно связанные отношения опять будет зависеть только от самого человека, его жажды Бога и веры в Него. И это будет только самым началом постижения им Нового Завета Господа. На этом задержимся.
Во второй заповеди есть очень важный момент, вытекающий из понимания, кто кому есть ближний. Очевидно, что это определенный каким-то отношением человек. На вопрос законника: а кто мой ближний, Господь рассказал притчу о добром самарянине. Дальше уже на вопрос Господа: кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам, сам законник ответил: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же. Вот этот важный момент: пострадавшему от разбойников человеку ближним стал возлюбивший и пожалевший его. И заповедь велит однозначно возлюбить ближнего своего, то есть в ответ возлюбить уже любящего тебя! Поэтому две основных заповеди Господних это заповеди искренней человеческой благодарности и любви к уже любящим его Богу и человеку.
Милостью Божией их неразрывная взаимосвязь и возможность исполнения человеком обусловлены обязательным наличием в его душе нелицемерных искренних ответных благодарности и любви. Никак иначе эти заповеди неисполнимы! Эта непреложная взаимозависимость любви и пути человека к Богу и другому человеку изумительно ярко образно и наглядно показана в «Геометрической» притче о естестве любви аввы Дорофея: «…Таково естество любви: на сколько мы находимся вне и не любим Бога, на столько каждый удален и от ближнего. Если же возлюбим Бога, то сколько приближаемся к Богу любовью к Нему, столько соединяемся любовью и с ближним; и сколько соединяемся с ближним, столько соединяемся с Богом».
Именно в простоте и естестве этих заповедей «весь закон и пророки». Предписывая ответную любовь и благодарность за оказанные благодеяния, они не требовали от человека ничего особенного и были вполне по силам ветхозаветному человеку. Но за любовь и благодеяния, получаемые от Бога и другого человека, захваченные страстями люди уже давно платили черной неблагодарностью, предательством и лукавством. Заповеди всегда основаны на безусловном доверии человека Богу. Но развращенные страстями люди этого доверия уже не имели. И ради их немощи и неразумия Господь подает им разъяснение справедливости исполнения их. «Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1Ин.4:19), и потому исполнять все заповеданное Им для нашего блага.
Исполнение людьми этих заповедей было необходимым условием и самым начальным этапом познания и принятия ими Господа. Поэтому на вопрос искушающего Его законника: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную Господь говоря об этих заповедях, сказал ему: так поступай, и будешь жить. Да, эти заповеди вершина Завета Ветхого, но еще только самое подножие Завета Нового. Для Завета Любви эти заповеди слишком малы, ибо «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» (Мф.5:46). Для истинной любви мало любить ближнего, нужно самому становиться ближним! Это и сделал добрый самарянин из притчи Господней.
Он поступил по любви гораздо большей ветхозаветных заповедей. Пожалел и оказал милость совершенно незнакомому и возможно нелюбящему его человеку, особенно если учесть отношения иудеев и самарян! Человеку, который никак не был ему ближним, но которому уже ближним стал он сам. Вот к чему в конце призвал Господь законника, сказав: иди, и ты поступай так же. (Лк.10:25-37). Именно так поступил Сам Господь пришедший в мир. Словом и делом всего Своего служения Он стал ближним не только иудеям, но всем людям. Вслед за Господом такими же ближними всем иудеям и язычникам стали святые апостолы, исповедники, праведники Его. Такими же ближними всем в милости нуждающимся, становятся теперь все спасающиеся в Нем люди.
Никому нет иного источника спасения кроме любви, которая не зависит от близости родства, но только от пребывающего в душе человека Бога. По страстям и грехам своим даже самые близкие человеку родичи и друзья его, могут стать враждебными ему, и ближние его могут отдалиться (Пс.37:12,13). И только Господь и заповеданная Им любовь никогда не оставят верующего в Него. Спасительные для всех, независимо от благодарности и понимания их людьми, будут делать они свое доброе дело. В приведенной притче Господь не говорит нам, каким отношением ответил пострадавший от разбойников своему ближнему доброму самарянину. Это в данном случае не важно. Истинная любовь никогда ничего не требует для себя взамен.
Известная благодарность, полученная Господом от спасаемых Им людей за все Его благодеяния, лишь красноречиво свидетельствовала об исполнении ими Его заповедей и их готовности к принятию Господа. Но в этом и есть божественная всепобеждающая животворящая сила любви, не могущей не помогать людям и не спасать их! Эту любовь заповедует Господь всем слушающим Его: «Но вы люби;те врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд» (Лк.6:35,36).
Любовь не думает о благодарности, она думает только о благе любимого. Только поэтому ей небезразлично душевное состояние самого спасаемого. Но именно такой любви и будет «награда великая, и будете сынами Всевышнего». Эта награда скрыта в ней самой. И чем больше любовь расходует себя, тем сильнее она становится и тем больше обретает благодать Святого Духа Божьего, «ибо Он благ и к неблагодарным и злым». Господь стал ближним всем. Теперь свой выбор за каждым человеком. Заповеди же данные Им человеку призваны, лишь помочь ему разобраться в душевных заблуждениях и самообманах своих существующих по лукавству одолевающих страстей.
По этим страстям человек может словом и делом не любить брата своего, но искренне думать и говорить, что любит Бога и ходит в Храм Его. Тогда пусть он попробует представить себе человека, который словом и делом любит брата своего и говорит, что не любит Бога? Это невозможно, ибо любит в человеке Бог! Любя Бога и взыскав Его в себе, человек не может не любить брата своего. Вот об этом сказал апостол: «Кто говорит: "я люблю Бога", а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит? И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего». Итак, всякое слово данное нам Господом для нашего блага требует от нас самого глубокого осмысления, правильного понимания и осознанного исполнения.
Свидетельство о публикации №223101700846