Специфика использования UGC
659.1
Аннотация. Статья посвящена анализу использования
пользовательского контента (UGC) в современных медиа на примере
интернет-издания "Марийская правда". Целью работы было выявление
характеристик, этических и правовых аспектов, а также существующих
практик использования UGC в социальных сетях. Для достижения этой
цели были использованы методы индуктивного умозаключения, анализа и
синтеза, контент-анализа и наблюдения.
Результаты исследования показали, что использование UGC на
практике имеет как преимущества (обогащение материала, привлечение
внимания читателей, и увеличение участия аудитории на сайтах СМИ), так
и свои недостатки (распространение недостоверной информации).
Решающим фактором является соблюдение этических и правовых аспектов
для предотвращения негативных последствий.
Таким образом, при правильном подходе к использованию UGC
можно сэкономить ресурсы СМИ и повысить лояльность аудитории.
Исследование подтверждает, что пользовательский контент в СМИ
является важным инструментом, требующим комплексного подхода для
эффективного использования и значительно обогащающим медиасферу.
Ключевые слова: пользовательский контент, специфика, социальные
сети, медиапространство, этическо-правовые аспекты, UGC (User-
Generated Content), лояльность, аудитория
Введение
Пользовательский контент является важной составляющей
современной медиасферы. Сегодня любой пользователь может разместить
свои фото, видео или тексты в интернете, предложить их в новостные
сообщества и стать полноценным участником гражданской журналистики.
Новые технологии изменили взаимоотношения между читателями и
журналистами, и сегодня зрительская аудитория становится вовлеченной в
создание новостей.
Благодаря этому вырос уровень оригинальности новостей, появились
элементы любительского контента в СМИ. Это находит своё отражение в
печатных, телевизионных и интернет-изданиях СМИ. Однако
использование UGC не лишено некоторых специфических аспектов, на
которые забывают обращать внимание.
Выпуски новостей наполняются любительскими репортажами,
комментариями и фотографиями с места событий, Однако возникает
вполне закономерный вопрос: какие существуют этические и правовые
аспекты использования UGC? Ведь сила воздействия на сознание
аудитории журналистскими материалами очень велика. Гражданские
репортеры сегодня обладают огромным желанием поделиться с публикой
не просто имеющейся информацией, а субъективным восприятием
действительности, а также свежим и эксклюзивным материалом.
Актуальность исследования связана с тем, что современные СМИ всё
чаще обращаются к пользовательскому контенту. Журналисты используют
материалы пользователей не только как самостоятельный контент, но и как
«призыв» к журналистскому расследованию. Пользовательский контент
также применяется в тех случаях, когда традиционные методы сбора
информации недоступны для корреспондентов, особенно это касается
фото- и видеоматериалов. Некоторые региональные газеты создают
специальные рубрики, публикуя любительские материалы.
Цель исследования: выявление специфики использования UGC в
современном медиапространстве на примере сайта газеты «Марийская
правда».
В работе использованы следующие методы исследования: метод
индуктивного умозаключения, метод анализа и синтеза, контент-анализ,
наблюдение.
Теоретической базой исследования стали труды по теории
пользовательского контента: Г.В. Драгун и Е. А. Баранова. Авторами
трудов по теории гражданской журналистики выступили Е.В. Хлебникова,
А.В. Пустовалов, И.А. Березина.
Материалы исследования
Пользовательский контент стал одной из самых значимых категорий в
медиасфере. С его помощью обычные люди становятся гражданскими
журналистами, что существенно расширяет информационную область. [5]
Одними из ключевых преимуществ пользовательского контента является
его доступность, скорость создания, вариативность и индивидуальность.
Однако существуют и некоторые недостатки: например, низкое качество
материалов и недостоверность информации, в следствие чего может
подорваться доверие к редакции СМИ.
С использованием UGC в СМИ связаны и риски, нарушающие
этические и правовые аспекты [2]. Журналисты и редакторы,
использующие материалы пользователей, должны быть осведомлены об
этом. Соблюдение конфиденциальности источников, отсутствие
дискриминации тех или иных групп лиц, тщательная проверка
информации у авторитетных источников, защита авторских прав – всё это
должно оставаться важной и обязательной частью работы редакции.
Обеспечение этих принципов убережёт от судебных исков и
разбирательств.
Беспокойство о защите авторских прав и персональных данных
пользователя становится всё более актуальным с развитием технологий и
повышением доступности интернета в отдалённых уголках планеты. В
России данная проблема ещё не решена полностью, поэтому требуется
создание определённого законодательства. Использование различных
способов защиты: водяных знаков, перевода изображения в формат NFT
или запрета на скачивание изображения может минимизировать проблемы
с нарушением этих прав. [4]
Несмотря на всю специфику использования, пользовательский
контент стал важным источником информации, так как не зависит от
интересов традиционных СМИ и содержит обширные и уникальные
знания о разных областях жизни.
Анализ
Были изучены существующие практики использования UGC на
примере интернет-издания «Марийская правда» и новостного сообщества
во «ВКонтакте». Концепции сайта и сообщества в полной мере отвечают
современным требованиям медиарынка, где важным фактором является
участие аудитории [1]:
Сайт https://www.marpravda.ru/ – это интернет-издание, которое
предоставляет людям возможность предлагать свои новости за гонорар.
1. Сайт работает на основе сообщества, где каждый желающий может
зарегистрироваться и оставлять комментарии под новостями, что
расширяет область дискуссии и позволяет сформировать свой взгляд на
определенную ситуацию.
2. Есть бесплатная возможность подачи объявления.
3. «Сообщить новость в "Марийскую правду" можно позвонив по
телефону дежурного репортера (8362) 28-28-02 или с помощью формы
расположенной ниже. Снимайте фото, видео увидев необычное, ЧП и
другие происшествия, присылайте в "МП" и получайте гонорар»
Новостное сообщество «Марийской правды» https://vk.com/marpravda
работает приблизительно по тому же принципу, что и сайт:
1. Есть возможность присылать свои новости в «предложенные
записи» на странице сообщества.
2. Есть рубрика "помогите найти человека", куда пользователи
предлагают свои объявления.
4. Есть рубрика "помогите найти дом питомцу", где публикуются
пользовательские объявления.
5. Есть возможность комментирования постов и т.д.
Два этих примера представляют собой классический пример СМИ,
существующих на основе UGC. Концепция, ориентированная на
взаимодействие с пользователями, позволяет сформировать лояльность
читателей и обеспечить эксклюзивность материалов. [6]
Для изучения ситуации с пользовательским контентом было
проведено два социологических опроса: один среди практикующих
журналистов «Марийской правды» для изучения его применения в работе,
второй – для оценки его влияния на аудиторию.
Первая анкета для журналистов состояла из 9 вопросов, связанных с
темой использования пользовательского контента (UGC). На нее откликнулось 6 человек, анкета была анонимная:
1) Что такое пользовательский контент?
2) Где Вы предпочитаете искать пользовательский контент?
3) Как часто Вы использовали пользовательский контент при создании журналистских материалов за последний год?
4) Как часто Вы использовали пользовательский контент при создании журналистских материалов за последний год?
5) Считаете ли вы использование пользовательского контента неизбежным в современных редакциях?
6) Как Вы считаете, нужно ли у автора спрашивать разрешение на
использование материала?
7) Как Вы проверяете достоверность выбранного материала?
8) По вашему мнению, использование пользовательского контента позволяет сэкономить ресурсы редакции (время журналистов, денежные расходы и т. п.)?
9) Приведите пример(-ы) материала/темы, в котором/-ой Вы использовали
пользовательский контент:
10) Укажите ваш возраст:
Журналисты указали, что нередко сталкиваются с использованием
UGC: «Если нет возможности побывать на месте события, очень выручает
пользовательский контент, который люди предлагают в записи сообщества
в «В Контакте», чат-боту в «Telegram» или присылают на почту. Или:
«Если есть инфоповод в материале, то можно использовать».
Данный опрос показал, что корреспонденты, работающие
региональной газете (в данном случае – «Марийской правде»), используют
все возможности UGC. В региональных новостных газетах часто
встречаются материалы, основанные на пользовательском контенте.
Использование UGC на странице «ВКонтакте» новостного сообщества
«Марийская правда» оказывает положительное влияние на аудиторию [3].
Размещение различных материалов, в том числе статей, фото и видео,
включающих в себя комментарии, отзывы и реакции пользователей,
позволяет увеличивать уровень вовлеченности и посещаемости страницы.
Для подтверждения этой гипотезы был проведён ещё один
социологический опрос среди подписчиков «Марийской правды». Анкета
была анонимной. Возрастная группа от 18 до 45:
1) Доверяете ли вы "Марийской правде" как источнику информации?
2) Как вы относитесь к "Марийской правде"?
3) Если вы (не) доверяете "Марийской правде", то почему?
4) Пишите ли вы комментарии под постами "Марийской правды" в "В Контакте"?
5) Пишите ли вы комментарии под постами "Марийской правды" в "ВКонтакте"?
6) Какие новости в "Марийской правде" вы читаете в первую очередь?
Результаты опроса показали, что аудитория отзывается на UGC
активно – это видно по комментариям, отзывам и оценкам, появляющимся
под записями. Пользователи интересуются контентом и принимают
непосредственное участие в обсуждении. Контент воспринимается легко и
сопровождается формой обратной связи.
Заключение
Социальные медиа являются значимой платформой для выражения
мнений, интересов и идей всего общества. В наши дни, здесь находят своё
отражение не только текущие тенденции, но и новые идеи, которые задают
жизнь современному информационному пространству и обществу в целом.
Можно уверенно говорить, что пользовательский контент играет
существенную роль в масштабировании популярности социальных медиа в
профессиональных кругах.
Использование пользовательского контента имеет определенные
специфические особенности и требует комплексного подхода для его
эффективного использования в СМИ.
Литература
Дементьева К.В. Городские паблики социальной сети
«вконтакте»: Специфика привлечения аудитории, особенности подачи
информации. // Вестник Томского государственного университета.
Филология. 2021. № 73
Донских Анна Георгиевна. Пользовательский контент как
источник информационных конфликтов. // Знак: проблемное поле
медиаобразования. 2021. № 2 (40)
Драгун Г.В. UGC в новостных изданиях: как получить
максимум от активных пользователей// Медиа. Информация.
Коммуникация. 2015. №14.
Катаева Е.В. Технология NFT как инструмент защиты
авторских прав. // International Journal of Humanities and Natural Sciences,
vol. 12-1 (75), 2022
Лосева Н. Аудитория новых медиа// Как новые медиа
изменили журналистику. 2012—2016 / А. Амзин, А. Галустян, В. Гатов, М.
Кастельс, Д. Кульчицкая, Н. Лосева, М. Паркс, С. Паранько, О.
Силантьева, Б. ван дер Хаак; под науч. ред. С. Балмаевой и М. Лукиной. —
Екатеринбург: Гуманитарный университет, 2016. — 304 с.
Шаповалова Е.В. Коммуникация брендов издательств в
социальных сетях "ВКонтакте" и "Инстаграм": разбор модели прав. //
Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И.
Вернадского. Филологические науки. Научный журнал. Том 6 (72). №4.
С.213 224
Свидетельство о публикации №223101700849