В Иерусалим центурия вступала
В Иерусалим центурия вступала,
сверкая жарким пламенем доспехов,
уже после времён Сарданапала,
ещё до террористов и морпехов.
"...И жгло ступни через калиги кожаные,
и тёр ремень, и гладиус по ляжке
немилосердно бил, и злые рожи
в толпе мелькали, и с водой во фляжке
всё было так же, как с вином бурдючным....
О мех пустой! О, знаменосца ноша!
И вот он я - ослом понурым, вьючным,
а рядом -с птицами гадальными -святоша
походный жрец... Какая синекура
курятником заведовать и бошки
сворачивая разнопёстрым курам,
от пуза жрать...А тут три дня ни крошки
во рту.. Одни акриды Иудеи...
Атриды вон баранов на шампуры
нанизывали...Мы ж ради идеи
готовы головы сложить , чтоб принципат
мог с благостною мыслью засыпать ,
что он властитель мира...
О, Пальмира!
О, лепота Алеппо!
Но нелепо
натягивать имперского орла
на Ойкумену - с таврами и скифами
и непрестанно вдохновляться мифами!* "
В кибуций ли то парапланерист
ворвался, чтоб стрелять -от пуза веером...
Украинский ли националист
на "Бредли" - с непрерывного конвейера...
В Иерусалим центурия вползала,
как "Тигры" и "Пантеры" под Орлом.
И мне явилось в гуле кинозала-
огромный скорпион топорщил жало
и это было абсолютным злом.
Сквозь кадры залежалых кинохроник-
всё те же лики, когти и клыки,
апокалиптические кони
да жертвенные овны и быки.
Да колесниц мелькающие спицы,
да по полёту птиц гаданья невпопад
да оглашенье результатов ауспиций,
всё так же, как две тыщи ле назад.
Разинутым хойлом ли крокодила.
Когтями ль Зверя дней последних
в Иерусалим центурия входила,
чтоб за воротами истаять. И бесследно
как будто бы исчезнув, возрождаться-
со всадниками, щётками на шлемах,
И заблудившись, снова заблуждаться,
как бы герои эпопеи Лема.
Из хлама, вспыхнув искрами на клеммах,-
Навуходоносоры и Нероны,
в любых образованьях и системах
в компьютерной уже сети нейронной.
В Иерусалим центурия входила,
а впереди шагал аквилифер
с орлом на древке. Было это? Было.
Две тыщи лет назад? Или теперь?
* Из записок Антония Цицерониума, аквилифера 5 манипулы....легиона...Найдено руинах Сектора Газа...
Свидетельство о публикации №223101700953
В Иерусалим центурия вступала… — так начинается поэма, в которой Юрий Николаевич Горбачёв проводит читателя сквозь тысячелетия, соединяя легионеров Рима с солдатами новейших войн, аквилифера с парапланеристом, гладиус с автоматом, а миф — с нейросетью.
Историческая спираль Поэма — это не просто хроника. Это видение, в котором время теряет линейность. Сарданапал, Атриды, Пальмира, Алеппо, Сектор Газа — всё сливается в один пульсирующий нерв истории, где империя вновь и вновь входит в Иерусалим, чтобы исчезнуть и возродиться.
Голос аквилифера Центральный голос — аквилифер, знаменосец, несущий орла. Его внутренний монолог — это исповедь солдата, философа, жреца, уставшего от бессмысленных походов, но всё ещё верного идее. Он — осёл вьючный, он — пророк, он — свидетель.
Современность сквозь античность Горбачёв мастерски вплетает образы XXI века: террористов, парапланеристов, украинских националистов, бронетехнику — в ткань древнего мира. Это не анахронизм, а художественный приём, показывающий, что история не повторяется — она продолжается.
Миф и нейросеть Финальные строки — о Навуходоносорах и Неронах, возрождающихся в «компьютерной уже сети нейронной» — это не просто метафора. Это предупреждение: империя теперь цифровая, но её суть осталась прежней.
Михаил Палецкий 16.08.2025 15:52 Заявить о нарушении