Глава 25. Куда деваются оставленные грехи

Теперь снова возвратимся к теориям «выкупа». Приходится признать, что ни «юридическое», ни «нравственное» обоснование долга оплаченного спасительной жертвой Господа даже не объясняет неизбежно возникающие простые, но существенные вопросы. Такой вопрос на одном из православных форумов был обращен к священнику: Апостол пишет: «Се Агнец Божий, вземляй грехи мира» (Ин.1:29). Скажите, пожалуйста, что означают слова "Вземляй грехи мира"? Спасибо (Ъ). И ответ священника: «Вземляй грехи мира» - взявший на Себя грехи мира. С уважением, священник (Ъ). Кроме простого перевода, никакого ответа на вопрос по существу не дано.

Вообще, обе эти «юридическая» и «нравственная» теории искупления строятся кроме «долга» на том, что Бог должен был так сильно возненавидеть и невзлюбить грешного человека, что для «искупления» его от гнева Божия нужна была эта страшная жертва любви. Которая должна была «умилостивить» Того, Кто -  Сам Милость! Удовлетворить, умиротворить Божественную справедливость Его и дать прощение грехов тем, кого Он - Любовь и так всегда прощал всю их человеческую историю и которые все равно, потом продолжали грешить еще больше и хуже прежнего. Очевидно, что дело здесь совершенно в ином. Допустим любую из этих двух теорий и попробуем понять, что же дальше стало с этими грехами мира? Вот толкования некоторых святых отцов церкви на Евангелие от Иоанна: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1:29).

Святитель Иоанн Златоуст: «Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель».
Блаж. Феофилакт Болгарский: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Тот, Кто настолько чист, что берет на Себя и истребляет грехи прочих, Не сказал Иоанн: «взял» грех, но «берет», потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. - Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает, А может быть и потому, что грех мира состоял в непослушании, так как человек низринулся в страсти чрез неповиновение Богу, а Господь загладил это непослушание, быв послушлив до смерти и уврачевав противное противным».
Евфимий Зигабен: «Заколаемый агнец законный уничтожал грехи одного народа израильского, как тень, предначертание и прообраз истины, а закланный Агнец Божий уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина; тот был неразумный, а Этот – разумный и – мало того – даже Божественный. Под грехами разумей не только скверны душевные, от которых Он освобождает соблюдающих заповеди Его, но и немощи телесные, от которых Он освобождает болящих».

Согласно приведенным толкованиям получается последовательно:
1. Христос, как Агнец Божий, берет на Себя грехи всего мира, спасая его от погибели;
2. Он «истребляет грехи прочих», «уничтожает грехи всего мира и очищает всех живущих в мире, как истина»;
3. Он «каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние», «Он освобождает соблюдающих заповеди Его».

Начнем с первого. Поскольку грех в мире появился не от Бога, но как следствие действий страстей человека, то его невозможно просто взять из мира по принципу «Бог дал - Бог взял». Совершенно бесполезно понимание изъятия греха от мира, как его прощение Божественной справедливостью умиротворенной Его искупительной жертвой, ибо проблема уничтожения греха не в милости Прощающего, которая есть всегда, а в не раскаянии прощаемых! Несмотря на многократно подаваемые Богом прощения, грех оставался в «прощаемых», но не раскаявшихся и потому не принявших, не получивших прощения людях. Значит, не об этом взятии грехов пишут святые отцы церкви. Здесь интересны два замечания.
Первое архиепископа Аверкия (Таушева): «Христос, с Своей стороны, умер за всех, чтобы спасти всех, и эта смерть… не всех истребила грехи, потому что сами того не хотели» (На посл. к Евр., беседа 17, 2).
Второе преподобного Ефрема Сирина: «Не по той ли причине Он (Христос) предан был смерти, что ненавидел грехи?» (Толк. на прор. Исаию, гл. 53).

Что же изменилось с искупительной жертвой Господа принесенной Им против всех грехов мира, восставших на Него в спасаемых людях? Кстати, суть всех грехов мира не в их многообразии, а в их единой дьявольской природе страстей. Исключительная действенность победного Его искупления прежде всего в том, что впервые Им и в Нем, который Сам «есмь путь и истина и жизнь», открылся всем людям новый спасительный путь смирения, терпения, милосердия, истинной веры и любви к Богу и ближним. Путь, который Он же Сам увенчал победой над грехом и смертью. Путь, в самом начале избрания которого человеком, лежало его раскаяние и следующее за ним принятие поданного ему прощения грехов, позволявший избравшему его и Крестившемуся в Него человеку, в любом возрасте начать его с «чистого листа».


Теперь второе. Только на этом пути Он «истребляет грехи прочих». Как истинная Любовь, Он «всемъ человекомъ хощетъ спасти;ся и въ разумъ и;стины прiити». Поэтому, вопрос не за Ним, а за «всеми человеками»! И если весь мир захочет услышать Его, послушаться Его и избрать путь Его, тогда и Он на этом пути «уничтожит грехи всего мира». В этом смысле следует понимать слова Блаж. Феофилакта Болгарского, что «грех мира состоял в непослушании, так как человек низринулся в страсти чрез неповиновение Богу, а Господь загладил это непослушание, быв послушлив до смерти и уврачевав противное противным». И это Господь всегда готов совершить в каждом ищущем Его.

Теперь, что касается: «очищает всех живущих в мире, как истина». Святитель Григорий Богослов в слове на святую Пасху, сказав, что Жертва Христова есть «очищение» не малой части вселенной, и не на малое время, но целого мира и вечное», что мы умерли со Христом, чтобы очиститься, назвал великую и священную Пасху очищением всего мира. Обоженое человечество Христа, прославленное по воскресении, само стало источником жизни для всего человечества в Церкви и ее таинствах, особенно же во Священной Евхаристии. Святым людям милостью Божией дано особое восприятие и понимание многих явлений и состояний мира, по которым они не всегда дают нам простые пояснения. Поэтому в прочтении их высокого, торжественного и глубокого слога суть сказанного не всегда бывает нам вполне очевидна.

Возможно понимать слова святителя Григория Богослова следует так: впервые за всю историю мира Сам Бог явился растленным и гибнущим в грехах людям открыто явив Свое Божественное и Человеческое совершенство. В Нем словом и делом, людям была явлена их изначальная подлинная человечность! Истинная человечность не связанная с грехом, но противоставшая греху и победившая грех. Полная жизни и непобежденная смертью она была воскрешена Богом в изначальном своем обличии, чем была прославлена по Его воскресении.

Человечность стала спасительным путем и дверью для всего человечества в Церкви Его с источником ее жизни Святым Духом в таинствах, особенно Священной Евхаристии. Спасительным путем вхождения в число обоженных Его людей уже получивших первое свое воскресение и царствующих с Ним до конца этого мира. Тогда для всего человечества не обратившегося к Господу появилась реальная возможность обращения в Его церкви к Источнику жизни, Который Сам доказал Себя Победным Воскресением. И это событие, несомненно, явилось очищением всего мира! Очищением не от страстей и грехов, ибо они никуда не делись из мира. Но, очищением от страха безысходности и обреченности смерти.
 
В Священном Писании говорится: «Благодатiю бо есте спасени чрезъ веру: и сiе не от васъ, Божiй даръ: не от делъ, да никтоже похвалится» (Еф.2:8,9). И в то же время: Со страхом и трепетом совершайте свое спасение (Флп.2:12). Протоиерей Олег Давыденков так трактует эти слова Священного Писания: Первая цитата подразумевает, что после искупительного подвига Христа спасение есть нечто уже совершившееся и от нас не зависящее. Вторая цитата указывает на то, что спасение не есть нечто, данное человеку в момент обращения, - иначе как можно со страхом и трепетом совершать спасение? (Догматическое богословие, раздел 9). Тем самым Священное Писание различает:
  а) истину уже открытого и данного Христом пути спасения людям. Того, что сделано Им ради нашего спасения и что не зависит от нашей воли, но является для нас даром Божиим;;
  б) истину совершения спасения самим каждым верующим во Христе, т. е. личного усвоения открытого нам во Христе спасения. Усвоения возможного каждому желающему этого человеку с помощью Божией. И вот это спасение необходимо предполагает соработничество Бога и человека.

Теперь третье. Он «каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние». Святой Иоанн Кронштадский, склоняясь к «юридическому» объяснению, вначале тоже говорит о примирении с нами беззаконниками Отца небесного через жертву правды, принесенную на кресте за грехи наши. Но потом добавляет: т.е. бесконечную жертву Сына Своего. И следом идут его уже совсем не «юридические» слова: Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. (Св. Прав. Иоанн Кронштадский, Четыре поучения в Великую Пятницу).

Вот на самом деле, что является продолжением Его Великой Победы! Его милостью к нам спасающимся в Нем, падающим через грех и поднимающимся через раскаяние. Да, своими новыми ежедневными грехами мы опять и опять распинаем Господа в себе, опять попираем в себе ту самую человечность, ради спасения которой в нас - людях Он вынес и претерпел на Себе все грехи мира. И Он опять уже от нас принимает их удары на Себя. Вот как Господь «каждый день берет на Себя грехи наши», только совсем не «одни чрез крещение, другие чрез покаяние»! Напротив, через крещение и покаяние происходит исцеление нас в Господе, исцеление в нас человечности от грехов и самих страстей наших. Именно через эти таинства «Он освобождает соблюдающих заповеди Его», отпускает их грехи. Апостол говорит: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом,…и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе» (Ефес.2:4-6). Именно в этой спасаемой Им в нас истинной человечности и есть наша жизнь и единение с Господом, наше действительное пребывание в Нем.

В сложившейся практике выражений существует большая смысловая разница между: «берет на Себя грехи наши» и «принимает их удары на Себя». С последним все предельно понятно. Попробуем выяснить первое. Выше отмечалось, что искреннее раскаяние в грехах и вера в Господа позволяют человеку принять прощение Господнее, всегда и всем людям подаваемое Им по безмерной милости Его. Тогда возникающее по благодати Божией особое взаимоотношение человека с Богом, искупление Ему, Духом Святым уничтожает эти грехи. Также всякое новое отступление человека от Бога портит это взаимоотношение. Сотворенный грех отнимает от него Святого Духа и тогда опять требуется новое в нем раскаяние и помощь Святого Духа, о которой человек молитвенно взывает: «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша».

Главное чтобы это было истинное раскаяние, которое позволяет всепрощающей благодати Божией войти в изменившуюся душу. Делает ее способной принять Божественное прощение, действенно приобщиться к живой всегда и повсеместно действующей благодати Святого Духа. Только человеку для этого нужно всегда иметь в своем сердце любовь уничтожающую вражду и злобу, всем и во всем бесконечно прощать грехи их, сотворенные против него, быть милосердным и никогда не судить их. И тогда им и на нем исполнится заповедь Божия: Аз есмь, - говорит Бог, - заглаждаяй беззакония твоя Мене ради и грехи твоя, и не помяну» (Ис.43:25).

В особом истинном покаянном отношении к Богу, Святым Духом происходит оставление уничтожение грехов человека. Возникает прощеное его состояние. И вот это избавление человека от его грехов никак не означает «взятия их на Себя» Господом. Злу и греху нечего делать у Бога! Господь не берет грехи на Себя и не замещает человека в ответственности перед Богом за сотворенное зло, но по вере раскаявшегося, молящего: «попали огнем невещественным грехи моя», Святым Духом отпускает ему грехи и уничтожает их. Так все возникшее против промысла Божьего по нему же и исчезает, уходит в небытие, а не «принимается Им на Себя». Выше уже говорилось, что такой смысл этого выражения, встречающийся в проповедях и литературе, возник вследствие неверного понимания «Искупления».

Сам же Господь говорит об оставлении грехов. (На церковнославянском оставление = освобождение; оставляю = отпускаю, освобождаю, отменяю). Так Он научил молиться и учеников Своих: «и остави намъ гр;хи нашя, ибо и сами оставляемъ всякому должнику нашему» (Лк.11:4). Об оставлении грехов говорил Господь и на Тайной Вечери, подавая чашу с вином Своим ученикам: «пiйте от нея вси: сiя бо есть кровь моя, новаго завета, яже за многiя изливаема во оставленiе греховъ» (Мф.26:27,28). Его противостояние этим грехам в людях, которыми было ломимо Его пречистое тело и изливаема Его честная кровь было именно во оставление их человеком! Поэтому, по смыслу будет верно: прими покаяние мое во оставление грехов, а не прими грехи мои.

Такой же смысл оставления заложен в молитве: «возми мое тяжкое бремя грехов, грех вземляй мира» (молитва Василия Великого, 1-я). В отношении грехов также употребляется термин «очищение». Молитва 1-я [утреннее правило] святого Макария Великого: «Боже, очисти мя грешнаго». Совершенный грех всегда включал в себя не только само событие, но также причиненный им вред духовный и физический, выражавшийся в различных душевных и телесных болезнях. Об этом, исцеляя человека, скажет ему Сам Господь. Исцелив расслабленного прикованного к постели уже тридцать восемь лет, Господь потом скажет ему: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже» (Ин.5:14). Поэтому увидев человека слепого от рождения, ученики спросили у Него: «Равви;! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Ин.9:2).

К болезням, явившимся вследствие греха, относилась и проказа. Болезнь неисцелимая в те времена и роковая. Самые источники крови, в которой пребывала душа человека, отравлялись этой болезнью, лицо человека обезображивалось, и все тело его медленно разлагалось, как охваченное смертью. Везде прокаженный воспринимался окружающими не только как неисцелимо больной, но как нечистый. Проказа делала больного изгоем. Прокаженный не мог входить в селения, обязан был иметь разорванную одежду и предостерегать всех к нему приближающихся криком: «Нечист, нечист!».

Конечно, у древних евреев как многие другие области знания существовала и медицина (Исх.21:19; 2Пар.16:12; Прем. Сир.38:1; Лк.8:43). Но проказа считалась особой нечистотой не только телесной, но и душевной. Поэтому прокаженные должны были обращаться не к врачам, а к священникам (Лев.13:2-59), на обязанности которых в числе прочего лежало наблюдение за исполнением законов о чистоте и очищении. Понятно, что помочь им священники ничем не могли и на деле следили только за нераспространением болезни. Этих прокаженных сначала одного, а потом и десятерых очистил Господь и исцелил от этой греховной скверны (Мф.8:2,3; Лк.17:12-14). Причем, Христос прикасается к прокаженному, пересекая запрещенное пространство, отделяющее здорового от больного, праведника от грешника. И здесь согласно Закону тотчас Он Сам становится нечистым, и должен быть исключен из человеческого общества.

Об этом событии становится всем известно, «так что Иисус не мог уже явно войти в город, но находился вне, в местах пустынных. И приходили к Нему отовсюду» (Мк.1:45). Таким образом, церковнославянское «очищати» как нельзя более точно подходит для прошения об избавлении от грехов. В своем значении кроме: делать кого или что-либо чистым, оно также имеет смысл оставления: прощать избавлять (от ответственности), освобождать (от долгов).      


Рецензии