Глава 26. Заветы Божии
Тогда в любви человека с Богом, опять нашедшей себя, возникает то самое особое благодатное взаимоотношение, искупление Ему, которое Святым Духом уничтожает эти грехи. Но чтобы это могло происходить, человеку необходимо было знать Бога и заветы Его. В язычнике незнающем истинного Бога действие Святого Духа тоже могло происходить, но только стихийно и неосознанно им. Только по изначальному его образу Божьему: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, … они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим.2:14,15).
Чтобы действие Святого Духа в человеке возникло по его осознанному желанию и прошению, должно быть сообщество людей, признающих Бога, верующих в Него и знающих слово Его. Неважно как велико это сообщество, пусть оно даже состоит из двух или трех человек, важно чтобы они собрались во Имя Его: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф.18:20). Впервые такое малое сообщество уже возникло в семье Еноса - сына Сифа, внука Адама: «тогда начали призывать имя Господа Бога» (Быт.4:26). Многие столетия спустя уже целый богоизбранный народ составит такое большое сообщество и единую церковь. Но, чтобы такие сообщества могли возникнуть, людям опять нужна была милостивая помощь Божия.
После грехопадения человека страсти, повредившие его душу и веру в Бога стали препятствием непосредственному общению Бога с человеком. Сам человек утратил свою былую способность истинного неискаженного восприятия Бога и воли Его. И тогда в помощь ему и для сохранения человека от гибели, посылал Бог в мир святых избранных Своих имевших эту способность: Еноса, Ноя, Авраама, Моисея, Давида, Нафана, Илию, Исаию и еще многих других внимавших откровениям Его. Примерами их праведного жития, чудотворениями и пророчествами Бог доносил свою волю другим людям. Эти святые Божии были живой душой таких сообществ. Но этого человеку уже было мало. Заболевший страстями запутавшийся и ослабевший верой в Бога человек уже хотел знания о своем будущем. И знания человек хотел от Бога!
Согрешившие, по своим страстям научившиеся лгать люди часто не верили друг другу. Потому в удостоверение своей правоты клялись вышним Богом, и тогда эта клятва оканчивала всякий их спор. Не устоявший в Боге и усомнившийся в Нем человек, тем не менее, все-таки клялся Богом и признавал за Ним высшее свидетельство. От Него же хотел человек уверенности в своем будущем, хотел гарантий Его. И заветами человеку Богом была оказана эта особая милость. Слово «завет» означало Божие обещание человеку, непреложность Его воли о нем. В отличие от взаимных обещаний человеческих подтвержденных клятвами цену которых они сами знали, обещание Божье человеку было гарантировано Самим Его существованием (Евр.6:16-17).
Эти заветы заключенные Богом с теми, кто по промыслу Его были вождями народа, содержали главное знание о будущем и необходимые его условия: разрешения и запрещения человеку в делах его. Они же служили надежной опорой святым пророкам Его в их очень нелегкой миссии сохранения народа до времени прихода Спасителя. От грехопадения человека и до пришествия в мир Господа Спасителя, Богом с человеком было заключено четыре завета: с Ноем, Авраамом, Моисеем и Давидом. Каждый последующий завет продолжал и дополнял предыдущий, постепенно все более разъясняя человеку промысел Божий о нем и его будущем.
Первый завет с Ноем, сохраняя и расширяя предыдущее благословение Адаму на обладание землей, заключал в себе обетование Божие человеку и всякой душе живой вышедшей из ковчега: «что не будет более истреблена всякая плоть водами потопа, и не будет уже потопа на опустошение земли». Но и человеку был положен строгий запрет на убийство человека (Быт.9:5-11).
Завет с Авраамом принес человеку новую милость уже о будущем величии потомков Авраама - множестве народов и царей, Божием усыновлении их в роды их и обетование им всей земли странствования Авраама. Это: «завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом». Только человеку нужно будет неуклонно соблюдать праведность перед Богом и веру в Него (Быт.17:4-11).
Завет с Моисеем это во всем подтверждение и уже исполнение завета с Авраамом: «Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову…и Я поставил завет Мой с ними, чтобы дать им землю Ханаанскую, землю странствования их,… И Я услышал стенание сынов Израилевых о том, что Египтяне держат их в рабстве, и вспомнил завет Мой…. Я Господь, и выведу вас из-под ига Египтян, и избавлю вас от рабства их, … и приму вас Себе в народ и буду вам Богом, и вы узнаете, что Я Господь, Бог ваш, изведший вас… из-под ига Египетского; и введу вас в ту землю, о которой Я, подняв руку Мою, клялся дать ее Аврааму, Исааку и Иакову, и дам вам ее в наследие. Я Господь» (Исх.6:2-8).
Как мы знаем, все обетования Божии перед людьми всегда исполнялись, чего никак не скажешь о соблюдении ими перед Богом заповеданной им праведности и вере в Него. Поэтому новым условием точно устанавливающим праведность жития человека стали Десять заповедей данных Богом Моисею для народа: «объявил Он вам завет Свой, который повелел вам исполнять, десятословие, и написал его на двух каменных скрижалях; и повелел мне Господь в то время научить вас постановлениям и законам, дабы вы исполняли их в той земле, в которую вы входите, чтоб овладеть ею» (Втор.4:13,14). По суетности и маловерию народа особое повеление ему было по соблюдению субботы как дня свободного от дел и посвященного Богу и молитве: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это - знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас» (Исх.31:13).
Последний завет, заключенный Богом с царем израильским Давидом также был ни чем иным как продолжением исполнения обетования данного Аврааму. Если ему было обещано: «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое,… и благословятся в тебе все племена земные» (Быт.12:2,3), то Давиду было показано, как это начнет уже сбываться от его царства в царстве Соломона потомка его. «Он построит дом имени Моему, и Я утвержу престол царства его на веки». Эта последняя часть обетования пока в будущем.
Провидя преступления, всеведущий Бог говорит: «и если он согрешит, Я накажу его жезлом мужей и ударами сынов человеческих; но милости Моей не отниму от него…. И будет непоколебим дом твой и царство твое на веки пред лицем Моим». И Давид, понимая, что обетование это относится к будущему времени и особенно важно народу, отвечал Всемогущему: «Ты возвестил еще о доме раба Твоего вдаль. Это уже по-человечески. Господи мой, Господи!» (2 Царств,7:13-16,19). Последние благодарственные Богу слова Давида будут: «Ибо завет вечный положил Он со мною, твердый и непреложный. Не так ли исходит от Него все спасение мое и все хотение мое?» (2 Царств 23:5).
Многие столетия избранные Божии святые пророки Его будут верно служить народу, помогая сохранять его как сообщество людей признающих Бога, верующих в Него и знающих слово Его. Но трудно и медленно пойдет исполнение заветов Божиих. Бесконечные согрешения еврейского народа будут препятствовать ему в получении милостей Божиих, сделают тернистым путь исполнению заветов Его. Верный обетованиям Своим вынужден будет Бог попустить разделение прежде единого царства на два и поочередный захват их внешними врагами, многочисленные войны, завоевания, пленения народа. Все происходило по преступлениям их. Из-за них, говорит Господь: «меч наострен и вычищен; Я дал его вычистить, чтобы взять в руку;… Стенай и рыдай, сын человеческий, ибо он – на народ Мой, на всех князей Израиля; они отданы будут под меч с народом Моим» (Иез.21:9-12).
Но вот, наконец, заканчивается долгое время преступных правлений: «И ты, недостойный, преступный вождь Израиля, которого день наступил ныне, когда нечестию его положен будет конец!». Возвещая о свержении царства иудейского, Бог подтверждает Свой завет: «Низложу, низложу, низложу, - и его не будет, доколе не придет Тот, кому принадлежит он (престол), и Я дам Ему». То, что слова Его о грядущем Мессии из дома Давидова, подтверждает и сказанное Им низвергнутому тогда вождю Израиля: «сiя глаголетъ Господь: сними кидаръ и отложи венецъ, сей не таковъ будетъ, смирилъ еси высокое и вознеслъ смиренное» (Иез.21:25-27). Кидар - это первосвященническое и царское головное покрывало. Эти кидар и венец царский принадлежат ожидаемому Грядущему. Принадлежат Тому, Кто смирит высокое и вознесет смиренное, Тому о Ком говорит Бог: «возвращу Давиду Отрасль праведную, - и будет производить суд и правду на земле» (Иер.33:15).
О появлении давно ожидаемого народом Мессии еще более чем за шесть веков до пришествия Его объявил пророк Исаия: «Ибо младенец родился нам; Сын дан нам… И велико владычество Его, и нет предела мира Его на престоле Давида и на царстве Его, чтобы утвердить и укрепить его судом и правдою отныне и до века» (Ис.9:6,7). И вот, наконец, наступило время исполнения пророчества, и благая весть уже звучит в словах Ангела, обращенных к матери Иисуса до Его рождения: «и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего; и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца» (Лк.1:31-33).
Это обетование, данное матери Иисуса, завершает завет Бога с Давидом и все предыдущие Ветхие заветы заключенные и исполненные Им. Теперь уже Сам пришедший в мир Господь даст людям Новый Завет и заключит его с теми, кто примет Его, возлюбит Его, уверует и пойдет за Ним. Поэтому о них говорит Господь: «вложу закон Мой в мысли их и на сердцах их напишу его, и … все сами познают Меня, от малого до большого» (Иер.31:33,34). Это будет новое сообщество верующих в Него людей, Его новая церковь, ибо Старая церковь к этому времени уже полностью исчерпала себя.
Изначально Старая церковь включала в себя весь богоизбранный народ, все общество. Многие согрешения и преступления, содеянные им перед Богом за долгие годы, несмотря на все усилия святых пророков и избранных Его, были преступлениями внутри самой церкви и неизбежно породили в ней тяжелую болезнь и извращенное понимание, и почитание Бога. Не смирение евреев с Его промыслом о человеке привело их к искреннему заблуждению о «немилости» Божией в оставлении грехов и необходимости многих и частых жертвоприношений для «умилостивления» Его. Об этом ужасном духовном состоянии церкви говорит Бог устами своего пророка Исаии: «К чему Мне множество жертв ваших? говорит Господь. Я пресыщен всесожжениями овнов и туком агнцев, и крови тельцов и козлов не хочу,… тщетны приношения ваши: курение отвратительно для Меня; … новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя: Я пресыщен ими, к тому же не терплю грехов ваших» (Ис.1:11-14).
Но упрямые по страстям своим евреи так и не захотели услышать сказанного Богом, ибо сказанное не нравилось им. Не захотят, не смогут они внять Ему говорившему: «Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений (Осия,6:6). Пребывающие в погибельной гордыне мнимой своей праведности, фарисеи уже окончательно потеряли Бога и с Ним милосердие в душах своих. Господь призывает их: «пойдите, научитесь, что; значит: милости хочу, а не жертвы?» (Мф.9:13). Но гордые учителя народа не послушают Его и не пойдут учиться. В порожденные пленом страстей их жестокосердие и бездуховность никак не укладывалось, что Господь хочет иметь Себя в них, а не жертвы Себе от них!
Когда исполнится время «поспешит нам Бог спасений наших», и вольно взойдет на высоту Крестную, Сам пленит их плен и тогда уже примет в людях Себе эти «даяния в человецех» (Пс.67:19-21). Поэтому никакого истинного Боговедения у евреев не будет, но зато по упрямству страстей будет свое понимание Бога и служения Ему. Самым пагубным для них оказалось то, что носителями такого своего понимания и служения Богу были их начальники и священнослужители, учившие этому презираемый ими народ. Это безумие их обличает Господь, говоря им об этом прямо в лицо: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам, ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете» (Мф.23:13).
По ходу заметим, что в этом обличении есть очень важное для нас указание Господа на опасность исходящую от всех неправедных вождей и учителей. Именно о ней возникла наша народная мудрость гласящая: с кем поведешься от того и наберешься. Поведешься, это выражение с очень конкретным смыслом. Оно не означает равенства в общении. Как раз наоборот, оно означает именно неравенство в общении, некую несамостоятельность одних людей по отношению к другим, подчиненность их авторитету и влиянию. Поведешься, буквально означает - будешь ведомым, образно говоря - как лошадь, которую ведут на поводу. Однако, в самом «поведешься» нет ничего плохого, ибо для этого у человека и существуют учителя и наставники. Все хорошее или плохое всегда зависит только от того «с кем». Поэтому: «С преподобным преподобен будеши, и с мужем неповинным неповинен будеши, и со избранным избран будеши, и со строптивым развратишися». (Пс.17:26-27).
Последними как раз и были обличенные Господом лицемерные учителя еврейского народа. Лукавым и погибельным своим служением и учением они не только упрямо затворяли человекам Царство Небесное, но и где возможно пытались обратить всякого идущего в него. О силе и усердии их дьявольских страстей свидетельствуют слова Господа: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас» (Мф.23:15). Страшно губительным стало это их служение и учение для них самих и для всех людей соблазненных и наученных ими. Пустыми были для них слова Господа и о Боговедении, и том, что «нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих» (Мф.18:14), что для всякого «кто соблазнит одного из малых сих», в Него верующих лучше быть брошенным в море с камнем на шее (Мк.9:42).
Прочно водимые своими страстями вожди еврейского народа ничего не хотели и не могли слышать и понимать. Упрямое свое понимание Бога и служения Ему неизбежно должно было довести и довело их самих и руководимую ими Старую церковь до полного отпадения от Бога. Он – Любовь не приемлющий зла, Сам сказал им об этом: «И когда вы простираете руки ваши, Я закрываю от вас очи Мои; и когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очиститесь; удалите зло из душ ваших перед очами Моими, перестаньте делать зло. Научитесь делать добро, ищите правды, спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступайтесь за вдову, и придите и рассудим, говорит Господь» (Ис.1:15-18).
Все это принесет Господь людям в Своем Новом Завете, где покаяние, любовь и вера в Него являются самой его основой. Они же станут основой исцеления душ всех истинно мудрых, то есть тех, кто пойдет за Ним. Сама истинная мудрость очень проста: полюбить, принять Господа и, безусловно, соблюдать слово Его. И самыми способными к ней оказались люди именно немудрые, несильные и неблагородные по происхождению и положению в обществе. Оказалось, что для уразумения ими слова Господа о себялюбии и любви, обращения к Нему - Любви, вере в Него, раскаяния в своих грехах себялюбия им вовсе не требовалось мудрости, силы и такого благородства.
Меньше других они были захвачены дьявольскими страстями мира, по которым и возникла лукавая, хитрая и изобретательная мудрость мира сего, где ум человека, развитый множеством лукавых знаний сам оказался главным защитником страстей и препятствием к его спасению. От такой мудрости людям, конечно, никакой настоящей пользы быть не могло, потому что исключалось главное: «мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией». Самими же мудрецами и книжниками эта мудрость мира сего и вовсе обратилась в безумие. Потому-то и избрал Бог «немудрое мира, чтобы посрамить мудрых, и немощное мира, чтобы посрамить сильное».
Приняв Господа в сердце, они сами избрали путь любви, раскаяния и искупления Ему. Этим своим выбором они не только посрамили мудрых и сильных мира сего, но сами всему миру засвидетельствовали главное «что немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1Кор.1:20-28). Вот с этими людьми и заключит Господь Новый Завет. Заключит только с теми, кто захочет выйти из плена дьявола, навсегда избавиться от рабства страстям и греху, снова стать соработниками Божьими. Это будет непременным условием Нового Завета. Исполнением же будет освобождение человека, искупление его Богу. Это исполнение ненарушимо Господом так же, как всех прежних Ветхих заветов.
Только теперь уже не просто клятвою, но самою Своею кровью пролитой Им в искупительной страшной жертве любви утвердит Господь непреложность спасения человека в Новом Завете Его. Накануне Крестных страданий об этом Он скажет на Тайной Вечере подавая чашу с вином Своим ученикам: «сiя чаша новый заветъ моею кровiю, яже за вы проливается» (Лк.22:20). Вечная жизнь, защищенная и утвержденная страданиями Господа, пролитой за нее кровью завещана Им верующему в Него человеку участнику Нового Завета Его.
Только истинно принявший Господа человек сможет наследовать ее. Только избравший спасительный путь, ради которого Он вольно принес в жертву Свое тело и пролил Свою кровь, сможет получить их благодатную силу и помощь. Сможет в священном таинстве Евхаристии установленном Самим Господом причаститься благодати Святого Духа от Тела и Крови Его, и действенно принять в себе их вечную жизненную силу. Господь сказал: «Я есмь хлеб жизни» и «ядущий хлеб сей будет жить вовек», ибо в Нем жизнь и вечная спасительная сила Святого духа! Но прежде это должен быть человек «приходящий ко Мне», - говорит Господь, он «не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» (Ин.6:35). Поэтому, только лишь к истинно верующему в Господа человеку относятся слова Его: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем… Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день».
Пришедшего в мир во плоти Господа смогли принять только люди пробужденные любовью раскаянием и верою в Него. Другие же по страстям своим главенствовавшим в их душах, с возмущением и ненавистью отвергли Его. Себялюбие и смерть неспособны, не хотят и не могут принимать Любовь и Жизнь, ибо не ищут спасения от самих себя. В таинстве святой Евхаристии происходит преложение хлеба и вина в истинные Тело и Кровь Христовы. В Них, опять в плоти, приходит Господь к людям. И как прежде, только любовь раскаяние и вера в Него способны, хотят и могут принять их животворящий Святой Дух Его. Поэтому, для души непробужденной любовью раскаянием и верою в Господа, самое главное не хотящей их, причастие Тела и Крови Его просто бесполезно: «не приселится к Тебе лукавнуяй» (Пс.5:5).
Для всякой непонимающей духовного смысла и неверующей в Господа души, это не будет причастием Святого Духа, а будет только принятием внутрь себя плоти хлеба и вина. И Господь говорит нам об этом. Но прежде Он скажет иудеям: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира.… истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни». По своему неверию не понявшие в словах Господа Его Духовного пребывания и воспринявшие все сказанное только материально «иудеи заспорили между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою?».
Более того даже многие из учеников Его, слыша это, говорили: «какие странные слова! кто может это слушать? Но Иисус, зная Сам в Себе, что ученики Его ропщут на то, сказал им: это ли соблазняет вас?». И после им уже пояснил: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь». (Ин.6:51-63). Дух Святой животворящий - вот Кто есть в Его плоти и крови. Вот Кого верующий в Него, по Его милости может принять от этих Его чудных таинств. Только они являются единственным прямым и безмерным воплощением Его Духа. И только в них Он может безмерно сверх слабых сил человека войти в хотящего и верующего в Него.
Умножь в нас веру.
Все доброе, что есть у человека получено им от Господа благодатью Святого Духа. И одна из самых больших Его милостей это умножение Святым Духом в человеке веры и отпущение его грехов. По изначальному своему неуничтожимому образу Божьему, в человеке всегда найдется вера в Бога пусть даже самая малая «с горчичное зерно». Но и этого будет достаточно, если человек истинно желает и молит о том Господа, чтобы эта малая вера его была умножена Святым Духом даже до чудотворений Господних по ней. Главное, чтобы человек взыскал ее в себе и истинно хотел ее умножения. Об этом сказал Господь безутешному отцу бесноватого сына, одержимого духом немым: «если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас со слезами отец отрока воскликнул: верую, Господи! помоги моему неверию». (Мк.9:23,24).
И Господь помог его малой вере запретил нечистому духу и бес вышел из него, и отрок исцелился в тот час. Об этом же всесилии веры скажет Иисус и ученикам, не смогшим исцелить этого отрока. Наедине они потом спросили Иисуса: почему мы не могли изгнать его? И Иисус сказал им: «по неверию вашему; ибо истинно говорю вам: если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф.17:20). Ничего не будет невозможного для истинно верующих в Него, любящих и, безусловно принимающих Господа, с радостью исполняющих каждое слово Его и всегда хотящих возрастания Его в себе. Тогда Святым Духом умножается малая вера их имеющих благое желание и Господь, творя им дела по вере их, исполняет его. И совсем ничего невозможного не будет для них обретших такую веру в Господа.
Но как захотеть такую веру? Что нужно делать, чтобы Святым Духом умножилась она? Об этом скажет Господь апостолам. Когда Он будет учить их долгому терпению и многому ими прощению согрешающего и кающегося брата своего, они попросят Его: «умножь в нас веру». И Господь опять скажет им: «если бы вы имели веру с зерно горчичное и сказали смоковнице сей: исторгнись и пересадись в море, то она послушалась бы вас» (Лк.17:3-6). Прежде чем что-то умножить его сначала надо иметь, пусть даже малое как зерно горчичное. Так и веру, прежде чем умножать, сначала нужно иметь хотя бы малую как это зерно горчичное. И чтобы такая милость могла Святым Духом произойти вера должна быть истинной. Должна быть в терпении и смирении заповеданных Господом: «когда исполните всё повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что; должны были сделать» (Лк.17:10).
Кроме истинной любви для стяжания терпения и смирения нужны еще пост и молитва. Ничего этого по-настоящему пока не было у них. Поэтому и не смогли ученики исцелить отрока от духа немого, ибо «сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф.17:21). Все это позже уже только после вознесения Господа придет к ним, когда закончится детская безмятежность их спокойствия и защищенности идущим рядом Учителем, «когда отнимется у них жених» (Мк.2:20) и наступит время их служения любви и испытаний их веры. Тогда уже наставленные «на всякую истину» пришедшим Утешителем, пребывающим в них и с ними Духом истины, они обретут истинные любовь и смирение, будут поститься и молиться.
Тогда зерно их веры, которое меньше всех семян Святым Духом вырастет больше всех злаков и станет большим деревом (Мф.13:31,32). И исполнятся слова Господа: «Если пребудете во Мне и слова Мои в вас пребудут, то, чего ни пожелаете, просите, и будет вам» (Ин.15:7). Тогда для них обретших такую великую веру в Господа уже ничего не будет невозможного, ибо «по вере вашей да будет вам». Исполняя служение порученное Господом, они тоже будут исцелять больных, изгонять бесов, временно воскрешать усопших. Все будет происходить по слову Господа: «верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
Однако необходимо помнить, что всякое чудотворение совершенное верующими в Него, творилось не людьми, а Самим возвратившимся к Отцу Господом, по их вере и прошению: «И если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю, да прославится Отец в Сыне» (Ин.14:12,13). Так, когда Петр исцелил Энея, восемь лет лежавшего в постели в расслаблении, он сказал ему: «Эней! исцеляет тебя Иисус Христос; встань с постели твоей. И он тотчас встал» (Деян.9:33,34). Это очень важный момент. Всегда благодать Святого Духа подавалась Господом людям не ради их временного тела, а для пользы души, вразумления окружающих и укрепления их веры. Но эти приносящие пользу душе умножение веры и отпущение грехов есть дела невидимые и не воспринимаемые окружающими людьми.
Поэтому там, где позволяла вера их, и было во благо их душе творил Господь телесные исцеления, временные воскрешения усопших. Так, стоило Ему сказать расслабленному: «прощаются тебе грехи твои», как тут же книжники и фарисеи заговорили о богохульстве. Тогда Он спросил их: «Что; легче сказать: прощаются тебе грехи твои, или сказать: встань и ходи?». Именно сказать, ибо в этом деле второе было видимым продолжением невидимого первого. Но чтобы они знали, что Он имеет власть на земле прощать грехи, сказал тогда расслабленному: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой. И он тотчас встал перед ними, взял, на чём лежал, и пошел в дом свой, славя Бога. И ужас объял всех, и славили Бога и, быв исполнены страха, говорили: чудные дела видели мы ныне» (Лк.5:18-26).
Свидетельство о публикации №223101801103