Скифы Арии
Также как у всех предков индоевропейцев у скифов было вначале жесткое разделение на касты. С этим связана легенда об их происхождении:Все скифы произошли от трех сыновей первого человека Таргитая, рожденного от Зевса и дочери реки Борисфен (Днепр). При них с неба упали пылающие огнем золотые дары – чаша, плуг с ярмом, секира, – овладеть которыми смог лишь младший брат, Колаксай, ставший первым царем. От Колаксая и произошел род скифских царей. Два других брата, вероятно, стали родоначальниками иных сословий: жрецов, земледельцев и скотоводов..Насчет верховных божеств скифов известно, что они наравне со своими почитали восточных и греческих богов. Видимо, как и монголы позже, скифы просто брали богов других этносов.Это обычная практика среди кочевников.Политеизм и отсутствие национализма вообще одна из черт кочевых сообществ.Скифский пантеон.Тремя главными богами скифов были Табити, Папай и Апи.Табити.Табити это общая богиня индоевропейских народов. В "Махабхарате" выводится как Топати - дочь Солнца. То есть она была богиней очага. Клятва очагом поэтому у скифов считалась самой священной.Папай.
Прародитель скифов (от него произошел Таргитай), супруг богини-воды и земли Апи и символ неба. Геродот считал его аналогом Зевса.Папай породил земную твердь и все сущее, вступив в связь с Апи.Но среди знати наиболее уважаемым богом как не странно был Геракл. Сила литературы настолько могущественна, что скифские аристократы покорились влиянию древнегреческих мифов.Именно изображения Геракла присутствуют на различных украшениях одежды и даже монетах, которые чеканил скифский царь Эминак.Сам образ Геракла заменил собой образ прародителя Таргитая. Скорее всего это говорит о том, что греческие традиции и даже почитание богов греческого пантеона заменило всю скифскую религию у аристократии. Из-за этого и не произошло официальное создание жреческого сообщества среди скифов.Культы.
Сскифы имели возможность в религиозном плане жить так как сами хотели.Поэтому, обильных жертвоприношений у населения не было. Все ритуалы были просты, не требовали много времени и материальных средств.Каждый род почитал и берег свое капище. Это имело не ритуальный, а жизненно важный смысл - соблюдение границ родовых кочевий. Все обще родовые ритуалы исполняли аксакалы- старейшины.При этом с социальным расслоением скифского общества все большую власть приобретали богатые родовичи, имевшие деловые контакты с античными поселениями. Скорее всего это стало началом развала традиционного скифского общества и соответственно ослабления влияния скифов в общем." (ст."Скифы-сколоты и окружающие их этносы- Вера скифов",История и культура Евразии,2023)
"Вопрос о государственности скифов до сих пор остается полемичным. Кто-то считает их просто военным союзом, кто-то, что они образовали династию царей еще в VII веке до н.э. А кто-то считает началом царства скифов времена царя Атея в конце V - начале IV века до н.э.Вот что пишет по этому поводу русский учёный М.И.Ростовцев:Скифия,конечно,не могла равняться с Персией ни по своей культурнос-ти, ни по своей государственности. Персия унаследовала от своих предшественников – Ассиро-Вавилонии и Египта – старую прочную государственность и культуру <…> Скифы же, поскольку можно судить по единственному достоверному свидетельству об их государственности и культуре – свидетельству Геродота, остались на юге России преимущественно кочевниками, и государство их было типичным государством конных кочевых наездников с сильной конной дружиной под управлением неограниченного державного владыки-царя. Их державу надо представлять себе организованной по типу позднейшего Хазарского царства или татарской Золотой Орды.Согласен с ним и скифолог А.И.Тереножкин:В моем представлении, Скифия являлась обширной страной, ограниченной на западе Нижним Дунаем и Карпатами, на востоке – Доном, на юге – побережьем Черного и Азовского морей, а на севере – началом лесной зоны. Ее населяли этнически неоднородные племена и народы,различавшиеся также хозяйст-венным укладом и самим образом жизни.Социальный уклад скифов.Скифы хоть и делились по родам, но главной ячейкой общества была отдельная семья. Каждый взрослый и женившийся сын получал свою долю имущества и вел собственное хозяйство.Над родами были племенные вожди, власть которых была наследственной. Они в свою очередь подчинялись вождю из царской династии. Над всеми стоял вождь из племени царских скифов, который управлял всем скифским союзом.Богатство царя и вождей обеспечивали рабы, среди которых было много искусных ремесленников.Цари.
Царь был верховным главнокомандующим и верховным судьей.Его власть была сакраль-ной, так как имел происхождение от прародителя скифов Таргитая.Скифские цари имели все атрибуты верховной власти:отчетливое выделение конной аристократии, существование которой подтверждается большими курганами Герроса; богоданный характер царской власти, выраженный в ряде изображений; появление знаков царского достоинства в виде скипетров, тиар и т. п.; царская стража на манер персидской - скифолог Б.Н.Граков.Имена скифских царей, начиная с первого легендарного Калоксая хорошо известны:Ишпакай,Партатуа,Мадия,Спаргапейт,Лик,ГнурЮ,Савлий (убил своего брата-мудреца Анахарсиса за измену скифским традициям).Иданфирс(организовал отпор персам).Ариапиф (жил в VI-V веках).Скил - погиб в 450 году.Октамасад (умер в начале IV века).Атей (воевал и погиб в битве с Филиппом Македонским в 339 году)
последним был Агар (упоминается за 309 год).Военное искусство скифов.Геродот оставил следующие свидетельства о воинском искусстве скифов:У скифского племени одно самое значительное из всех человеческих дел устроено самым мудрым образом сравнительно со всем, что нам известно <…> Самое же значительное их достижение состоит в том, что никто из тех, кто вторгся к ним, не может спастись бегством, а если они пожелают, чтобы их не обнаружили, захватить их невозможно: ведь они не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения скота, жилища у них на повозках.Как же им не быть непобедимыми и недоступными для нападе-ния?Огромный боевой опыт скифы получили во время вторжения на Ближний Восток в VII веке:Принимая участие в бурных событиях и войнах, проходивших на Ближнем Востоке в VII в. до н. э., постоянно меняя союзников, – отмечает известный украинский археолог и главный специалист по вооружению скифов Е.В. Черненко, – скифы обогатились знаниями тактики и стратегии великих переднеазиатских культур, научились воевать с разными противниками,получили бесценный военный опыт, попол-нили состав своего вооружения образцами, стоящими на уровне лучших достижений военной техники той эпохи.У ассирийцев скифы заимствовали "чешуйчатый панцирь":Их кожаная основа, – пишет Е.В. Черненко, – покрывалась набором из металлических (обычно железных) пластин сравнительно небольших размеров, которые образовывали покрытие наподобие рыбьей чешуи. Крепились пластины на основе и между собой с помощью кожаных шнуров или жил. Продуманная система набора позволяла располагать в любой точке доспеха пластины, лежащие в 2–3 слоя. Такой панцирь был достаточно удобен. Он не очень стеснял движения воина,позволяя ему управлять конем,стрелять из лука, сражаться мечом, копьем, боевым топором.Полное защитное вооружение скифов со шлемом, панцирем, щитом, поножами- около 25 кг.Шлемы для скифов-дружинников изготавливали в основном на Северном Кавказе. В то же время скифская знать предпочитала греческие шлемы. Обычные ополченцы из рядовых общинников носили шапки-башлыки из плотного войлока с нашитыми бляшками.Щиты были небольшие, из дерева.Лишь находки последних лет, – пишет Е.В. Черненко, – позволили выделить группу щитов абсолютно тождественных по форме, расположению пластин и способу использования доспеха, столь реалистично воспроизведенному на гребне из Солохи. Эти щиты надежно крепились к панцирю всадника на спине и предплечье, оставляя свободными руки воина для управления конем и действия оружием. Легким поворотом плеча и руки воин мог менять положение щита, прикрыть ту или иную часть корпуса от поражения оружием противника.Защиту имел и боевой конь- налобники и нагруд-ники." (ст."Скифы-сколоты и окружающие их этносы- Социальное устройство",История и культура Евразии,2023)
"Геродот писал о способе существования скифов:Скифы не основывают ни городов, ни укреплений, но все они, будучи конными стрелками, возят свои дома с собой, получая пропитание не от плуга, а от разведения домашнего скота.Врач же Гиппократ писал о них следующее:Называются они кочевниками потому, что у них нет домов, а живут они в кибитках, из которых наименьшие бывают четырехколесными, а другие – шестиколесными; они кругом закрыты войлоками и устроены подобно домам: одни с двумя, другие с тремя отделениями; они непроницаемы ни для дождевой воды, ни для света, ни для ветров. В эти повозки запрягают по две и по три пары безрогих волов; рога у них не растут от холода. В таких кибитках помещаются женщины, а мужчины ездят верхом на лошадях; за ними следуют их стада овец и коров и табуны лошадей. На одном месте они остаются столько времени, пока хватает травы для стад, а когда ее не хватает, переходят в другую местность.Кочевка осуществлялась также как у всех кочевников - зимой жили на югах, а к лету перебирались к северу.
Основа хозяйствования - лошадь. Скифы ели конину, пили кобылье молоко. Скифские лошади как и все степные лошадки были невысокими (130-140 см в холке), но зато неприхотливыми и выносливыми:Их вначале трудно разогнать, так что можно отнестись к ним с полным презрением, если увидишь, как их сравнивают с конем фессалийским, сицилийским или пелопонесским, но зато они выдерживают какие угодно труды; и тогда можно видеть, как тот борзый, рослый и горячий конь выбивается из сил, а эта малорослая и шелудивая лошаденка сначала перегоняет того, а затем оставляет далеко за собой - римский автор I–II вв. н. э. Арриан.Но были и боевые лошади - крупные, с длинными ногами. Их завозили из Средней Азии.В VI-V веках до нашей эры скифы переходят к полукочевому образу жизни. Возникают постоянные городища по Днепру, а не только зимники. Скифы даже начинают разводить свиней, что требует оседлости.По видимому,это связано со смешением иранского кочевого мира с местными насельниками- так называемыми скифами-пахарями.Ученые считают последних возмож-ными предками славян.Быт скифов.Изначально у скифов как и у их индоевропейских предков был единственный вид жилья - повозки с крытым верхом.В V–IV вв. до н. э. определяются пастбищные территории. Там возникают постоянные зимовья. В них полуземлянки или землянки.С переходом на полукочевое скотоводство появляются и наземные дома.Утварь скифов была той же, которой будут пользоваться кочевники и после них - лепные горшки, таганы и казаны,подносы.У знати были наборы греческой посуды,в основном для греческого вина.И таких наборов археологи находят много.Как видно алкоголизм был бичом кочевников и в те времена. У кочевников нет ферментов как у земледельческих народов, который позволяет перерабатывать алкоголь и вследствие этого процесс превращения в алкоголика происходит быстрее и тяжелее!
Зато еду только варили. Вследствие этого она была здоровее и хорошо подходила для человека:Так как скифская земля совершенно безлесна, то для варки мяса придумано у них следующее: как только они сдерут шкуру с жертвенного животного, они очищают кости от мяса и затем кладут мясо в котлы местной выделки <…> Бросая в них мясо, варят его, поджигая снизу кости жертвенных животных. Если же у них под рукой нет котла, они кладут все мясо в желудки жертвенных животных и, подлив воды, поджигают кости. Кости горят прекрасно, а желудки легко вмещают мясо, очищенное от костей. И таким образом, бык варит сам себя, и остальные жертвенные животные – каждое варит само себя - Геродот."(ст."Скифы-сколоты и окружающие их этносы - Повседневная жизнь скифов",История и культура Евразии,2023)
"Русский археолог Викентий Хвойка в 1899 году возле села Триполье на Киевщине раскопал остатки неизвестной ранее культуры оседлых племен, которую назвали Трипольской.Возраст Трипольской культуры был определен как V-IV тысячелетие до нашей эры. Трипольцы были оседлыми земледельцами, сменившими охотничьи племена, которые жили здесь в поздний каменный век. Кроме этого они были скотоводами, ткачами и гончарами.Однако, учёные не обнаружили никаких захоронений трипольцев. И это было проблемой для учёных, которые не могли понять как в течение тысячи лет трипольцы хоронили своих усопших.По статуэткам трипольцев ученые смогли опреде-лить два их фенотипа- западно-средиземноморский (итальянцы и испанцы)и армяноид-ный (с выступающими носами).Жили трипольцы в двухэтажных домах - первый этаж деревянный, а второй глинобитным (жили на втором этаже). При этом сам дом возможно был и объектом поклонения, так как ученые обнаружили много глиняных алтарей в виде домиков. Сами дома строились кругом, образуя стену для защиты.
Трипольцы считали, что земная сущность состоит из небесной тверди с резервуаром воды, ниже обычное небо, где живут божества и земли. Небо охранял небесный пес, стилизованное изображение найдено на посуде. Также было много изображений змей, которых возможно считали хранителями небесной влаги. Центром мироздания была Луна, а не Солнце. По лунному календарю и жили.Своих усопших трипольцы сжигали на специально выделенных участках (поля погребальных урн). Вот почему археологи не могли найти их останков. Также существует предположение, что каждый 54 года (период наибольшего приближения Луны к Земле) они покидали свои городища, сжигая их. Это связано с тем, что земля вокруг истощалась и трипольцы уходили на другие земли.Трипольскую культуру сменили кочевники-индоевропейцы, которые оказались более воинственными и мобильными.Трипольцы смешались с новыми хозяевами Восточной Европы."(ст."Краткий расцвет Трипольской культуры - предшественников индоевропейцев в Восточной Европе",История и культура в Евразии,2022)
"Уважаемый заинтересованный читатель, вот и пришло время начать скифскую историю. И это совсем не праздный вопрос, возможно, он скрывает те проблемы, которые всё больше проявляются в современном мире. Между тем, что касается скифов, складывается такое ощущение, что существует много как бы недомолвок об отдалённом историческом сибирском прошлом. Почему Сибирь? Потому что в богатой природными ресурсами Сибири уже люди жили, причём издревле, а для русских далёкая страна оставалась загадочной, но их серьёзно тянуло туда. И опять почему? О каких древних народах, проживающих в Сибири, идёт речь? И о каких древних государствах в Сибири нам что-либо известно?Образно переносимся в железный век, исторический период, примерно охватывающий эпоху железа от I тысячелетия до нашей эры до середины II тысячелетия уже нашей эры. Причём тут железо? «Эпоха характеризуется освоением железной металлургии и получением орудий труда оружия из железа, а позднее и стали. Распространение железной металлургии происходит в течение I тысячелетия до н.э. и связано, во-первых, с успехами металлургии меди-бронзы, а, во-вторых – с практически повсеместным распространением железной руды».[1] Между тем, как ни странно, успехи в металлургии далеко не сразу привели к строительству железных дорог, а только в XIX веке наряду с общим промышленным развитием стран. Ну, ладно, в Сибири наступление железного века датируется первым тысячелетием до нашей эры, согласно общепринятой информации.Стоит отметить, широкая возможность изготовления железных орудий повлияла на социально-экономические устои челове-ческих обществ того периода. Происходит соответствующая социальная дифференциация среди населения,которая в Сибири продолжалась, начиная с VII века до нашей эры до IV века нашей эры. И этот временной период известен развитием таких культур, как скифы и гунны. Если гунны, как утверждается, хозяйничали в степях Монголии и Забайкалья в конце I тысячелетия до нашей эры, то когда были скифы? Кроме того, кем были скифы?«В скифские времена Сибирь имела как культурные,так и политические отношения с рядом цивилизаций, в частности, в первом тысячелетии до новой эры она вступала в разнообразные контакты с китайской и индийской цивилизациями».[2] Выходит, мы всё также говорим о первом тысячелетии до нашей эры, однако временные рамки могут быть сдвинуты, посмотрим. Но из каких письменных источников известно что-либо о скифах? «Основные источники по истории скифов и их культуре – свидете-льства античных авторов, древневосточные документы и памятники археологии».[3] Благоразумно промолчим на этот счёт, но согласно этим источникам скифы пришли в причерноморские степи из-за Волги. Здесь же утверждается,что после военных походов скифы расселились на территории Крыма и между такими реками, как Дунай и Дон. А как же Сибирь?«В то время как энеолитические памятники Восточной Монголии типа погребения в Норовлийн Уул и население культуры плиточных могил представлено типичными монголоидами, в западной части региона, начиная с афанасьевской эпохи, в карасукское и скифское время население имело европеоидный облик. В контактной же зоне, в пределах Западной и Центральной Монголии и Западного Забайкалья, население керексуров и плиточных могил было представлено различными антропо-логическими типами: в основном европеоидами в керексурах и ярко выраженными монголоидами в плиточных могилах. Возможно, именно здесь происходили процессы метисации и формирования новых культурных традиций».В скифское время население в Сибири имело,в том числе,европеоидный облик.Но и это ещё не всё,имеются другие, не менее интересные,антропологические данные.«В фундаментальной монографии «Антропология азиатской части СССР» В.П. Алексеев и И.И. Гохман предложили версию о происхождении европеоидной составляющей в хуннской серии: «Что касается европеоидной примеси в составе гуннов, то она могла появиться либо в результате западных контактов непосредственно в скифскую или гуннскую эпоху, либо быть унаследованной от неолитического населения Прибайкалья».[5] В общем и целом, Сибирь в древности знала народы европеоидного типа. Это были скифы?Заметим, рассуждая о скифах, мы использовали в своей работе тексты научных изданий, и теперь дополнительно полистаем страницы известного научно-популярного журнала «Наука и жизнь». Здесь скифы попадают в разряд загадочных народов древности. Почему? Цитируем доктора исторических наук Валерия Гуляева: «Несмотря на огромную работу археологов, раскопавших тысячи скифских курганов, десятки поселений и городищ,несмотря на прорывы историков и лингвистов,изучающих письменные источ-ники,несмотря на значительный вклад в скифоведение представителей таких наук, как антропология, палеоботаника, палеозоология, палеогеография и другие, у нас нет пока ответа даже на основные вопросы, касающиеся истории скифов».[6] Это к проблеме исторических источников,между прочим требующих для себя соответствующую интерпретацию. Наука терпит фиаско?Ладно, империя скифов – загадка, также наука не имеет ответа на вопрос о внезапной гибели Скифии. О принадлежности скифов к европеоидам никто не спорит, «они — типичные европеоиды среднего роста и крепкого телосложения». С точки зрения языка, скифов относят к североиранской группе. Что касается славян, то по современным научным воззрениям они к скифам никакого отношения не имеют.Хотя звучат и обратные версии,которые как раз и отождествляют скифов со славянами. Кроме того, нет однозначного ответа относительно прародины скифов. Приходится констатировать, пока мало чего понятно в научном плане о происхождении скифов и их принадлежности к тому или иному народу. Однако мы продолжим свой поиск, привлекая и ненаучные данные, причем, не обязательно собираемся здесь что-либо доказывать." (ст."Скифы в Сибири. Когда они были, кем они были? Пока с точки зрения науки",Философия жизненной реальности,2023)
"Итак, народ славенопольский по справедливости называет себя сарматским; и я с Кромером согласно заключить не обинуюсь, что славяне и венды вообще суть древние сарматы…М.В.Ломоносов,«Древняя Российская история».Известная как скифо-сарматская теория о происхождении славян уже находилась в обращении в XIII веке. Некий хронист того времени, автор "Баварской хроники Императоров и пап", придерживался этой теории. Отметим, что в период с XVI по XIX века, так называемый сарматизм, стал официальной идеологией польской шляхты. Однако эти аристократы относили категорию сарматов лишь к себе, а своих крепостных считали потомками скифов.
В отличие от западных исследователей, которые рассматривали всех славян как потомков и скифов, и сарматов, польское дворянство в своей эпохе объясняло социальное разделение через разные происхождения шляхты и простонародья. Они следовали общеевропейской традиции в этом вопросе.Например,в Британии аристократы считали себя потомками нормандских завоевателей. Во Франции, Италии и Испании местное дворянство также притязало на происхождение от германских племён, которые оккупировали эти страны в раннем Средневековье. Но почему поляки выдвигали сармата перед скифом, а не наоборот?Историческое объяснение этого явления связано с прошлыми событиями, происходившими среди этих двух степных народов. Древние авторы, включая Лукиана Антиохийского (также известного как Лукиан Самосатский), оставили детальные описания завоевания Скифии сарматами в III веке до нашей эры: "Савроматы в количестве десяти тысяч всадников вторглись на нашу землю, а пеших, говорят, было втрое больше. Поскольку они напали на неподготовленное население, люди в панике бежали, что обычно случается в таких ситуациях. Они убили множество людей, владеющих оружием, а других захватили в плен. Савроматы начали грабить и собирать добычу, они захватили множество повозок со всеми, кто находился в них, и на нашем глазах насиловали наших жен и наложницы".Все сомнения относительно связи славян, включая поляков, с скифами или сарматами возникли только в XIX веке. Современные генетические исследования, проведенные за последние десятилетия, окончательно опровергли эту теорию. Сейчас она считается устаревшей. К сожалению, скифы и сарматы исчезли веками назад, не оставив после себя прямых наследников. Что произошло с ними? Были ли все скифы убиты сарматами? И куда они сами исчезли?
Скифы пересекли реку Дунай и осели на Балканах в Малой Скифии (нынешняя Добруджа), чтобы уйти от жестокой сарматской орды. Помимо этого, поселения скифов были обнаружены в Нижнем Приднестровье и Крыму. Например, вблизи города Симферополь археологи обнаружили старинное поселение, возможно, это был древний город Неаполь Скифский, упомянутый в "Географии" Страбона.В это время сарматы установили огромную степную империю, которая простиравалась от восточных границ Китая до провинций Рима. В своих "Скорбных элегиях" поэт Овидий описывал одну из набегов сарматов следующим образом: "Враг, с мощным конём и стрелой, летящей на большое расстояние, опустошает соседнюю землю". Однако, в отличие от сильных централизованных государств, Сарматия представляла собой связь различных племен. Страбон перечислил некоторые из них: "Языги, роксоланы, аорсы, сираки, аланы".
Сарматы время от времени вступали на службу в римскую армию. Древние писатели упоминают великое конное подразделение из восьми тысяч всадников, часть которых была размещена в провинции Британия. Великая миграция народов, которая привела к гибели римлян, полностью исчезила Сарматию. Ни даже союз с остготами не помог сарматам, когда гунны вторглись на их землю. Выжившие племена сарматов присоединились к Аттиле и затем влились в армии германских королей, которые захватили бывшие владения Рима.До этих событий, ещё в III веке н.э., вторжение готов полностью уничтожило последние скифские поселения на Балканах и в Крыму. Немногие выжившие скифы смешались с завоевателями, которых в свою очередь вытеснили гунны. С начала IV века н.э. следы сарматов и скифов постепенно исчезали,а о них осталась лишь память в сочинениях древних географов и историков.
(ст."Куда делись скифы и сарматы?",Спор,2023)
"Есть мнение, что народы делятся на древние и молодые, причём, положенный советской песней почёт старикам в данном контексте важнее, чем дорога для молодых. И выглядит это мнение примерно так:Это очень распространённое и забавное мнение, вызывающее ассоциацию с боярами зарубившимися на пиру, чей род старше, и кому, соответственно, пристало воссесть ближе к Царю Батюшке. Но ассоциацию поверхностную. В споре бояр, меряющихся знатными предками, — без мысли о том, насколько эти предки заслуживали уважения, а если заслуживали, то что бы сказали о таких потомках, — всё-таки, был некий смыл. Подсчёту подлежали лишь поколения бояр в роду. А так-то оба спорщика понимали, что происходят от Адама, а значит чей-то род «старше» быть не может.Ныне все вменяемые люди давно уже происходят от обезьяны и знатностью рода не кичатся, ибо она сама по себе близости к трону не обеспечивает. Не даёт полезных бонусов по жизни. Однако, принцип-то не меняется. Один народ старше другого быть просто не может. Технически.Ну, правда. Все современные народы возникли уже в новое время на базе совокупности неких народов прошлого, — народов с другими культурой и языком. По этой причине диалекты древнерусского отличаются от современного русского. Возраст любого существующего народа исчисляется лишь столетиями — максимум. И поскольку конкретную «дату рождения» указать нельзя, ибо изменения накапливаются непрерывно, сравнить народы по этому показателю невозможно.Цепочку же предков, произвольно отождествляя свой народ с неким древним, — в случае русских, допустим, с полянами или ильменскими словенами по произвольному выбору, — можно во всех случаях тянуть именно до обезьяны. Ведь всякий народ откуда-то взялся. Допустим, как в приведённом примере, о Абрама и Сары. Но ведь Абрам и Сара тоже наверняка имели какую-то национальность.Хотя, могли её и скрывать."(ст."О древности древних ариев и молодости прочих народов",Цитадель адеквата,2022)
"Если говорить об искусстве скифов, то в первую очередь об их уникальной манере "зверином стиле". Вот что пишет российская ученая-археолог Елена Владимировна Переводчикова об указанном стиле:Тело животного в целом и отдельные его детали – ноги с копытами или когтями, рога оленей, клюв хищной птицы, глаза, уши, пасть зверя составлены из сходящихся под углом плоскостей. Эти плоскости образуют крупные грани с острыми ребрами, на которых создается неповторимая, свойственная только скифскому звериному стилю игра света и тени. Считается, что выработался этот прием сначала в вышивке, аппликации и резьбе по дереву. По-видимому, именно работа по дереву и натолкнула мастера на мысль о перенесении подобного приема и на другие материалы. Изображения зверей у скифов исполнялись из кости, рога, бронзы,золота,реже– из железа и серебра.Использовалась при этом самая разнооб-разная техника– литье,штамповка,чеканка,резьба и гравировка.Звериный стиль был для зажиточных скифов. В основном он встречается на вооружении воинов-дружинников и знати - в украшении оружия, одежды и конской сбруе.Все изображения в "зверином стиле" несут функцию оберегов и усиливающих какие-либо качества воина. Поэтому в "зверином стиле" выделяются определенные позы животных, их части тела, которые по мнению творца шедевров должны были усилить и обладателя вещей с элементами "звериного стиля".С расширением географии расселения скифов, в "зверином стиле" появляются новые мотивы - из греческих мифов и восточных религий. Так, например на зеркале, найденном у станицы Келермесской (Адыгея) изображена богиня Кибела, и окружающие ее звери.Есть достаточное количество археологических находок говорящих о влиянии на "звериный стиль" отдельных культур Ближнего Востока. Как например, Урарту и Ассирии.Изображения многих фантастических животных взяты из их мифоло-гии.Ареал происхождения "звериного стиля" до сих пор вызывает споры ученых. Известно только, что он возник одноактно в VII-VI веках до н.э.Видимо на него повлияло какое-либо сильное художественное течение. Ученые называют его исток в Элладе, Сибири (как родине индоариев), Ближнем Востоке. Но пока точного ответа нет!Развитие скифского искусства.Скифский "звериный стиль" весьма точно отображает географию расселения скифов. До V века до н.э. в основном изображаются пантеры. Это говорит о связи скифов с горными системами Средней Азии. Но с V века все чаще изображается степной хищник Западной Евразии - волк.Мотив медведя.А чуть позже появляются и изображения медведя. Это говорит о проникновении скифов в лесостепную полосу. И значит, начале образования отдельного кочевого этноса - сармат. Именно им присущ антропоморфизм в виде изображения медведей.Мотив кабана
В скифских курганах часто встречаются находки с изображением кабана. Кабан считался сакральным животным - своеобразным проводником между миром мертвых и живых (Хароном скифов). Это связано с его мощью в атаке и одновременно внешнем миролюбии как травоядного.Мотив волка.Волков скифы изображали не совсем похожими на реальных.Связано это видимо было с обыденным страхом перед степными хищниками. Те появлялись внезапно. И встреча с ними не сулила ничего хорошего!Фантастические звери.С волком также связаны различные изображения зверей, которые не имеют реальных прототипов. Видимо, скифы натерпелись от волков и считали их наиболее зловредными. По их образцу и создавали изображения различных фантастических животных.Любимым стилем скифов были изображения животных, свернувшихся в кольцо.
Также много изображали различных хищников, которые вряд ли имеют аналоги в природе. Мотив оленя.Но самым распространенным изображением в скифском "зверином стиле" было изображение оленя.Каменные бабы.Устанавливали скифы и каменные бабы. Но в отличие от тюрок, для которых каменные бабы были напоминанием об их славных предках-воителях, для скифов каменные бабы были местонахождением родовые капища. Таким образом территория рода застолблялась за ним.По нашему мнению, – пишет археолог B.C.Ольховский,– изваяния представляют собой обобщенный символ единства мироздания, изображая центральный элемент упорядоченной Вселенной – вертикальную ось (ось мира, мировой столб, древо и т. д.). С течением времени антропоморфность данного символа усиливалась путем его персонификации – отождествления с образом первопредка-родоначальника, солярного героя-творца, земным „заместителем" которого выступала социально значимая личность – царь, военный предводитель, иной выдающийся член общества. Функционально скифские изваяния были и надгробными памятниками, и культовыми символами; они устанавливались на вершине кургана либо в центре святилища."(ст."Скифы-сколоты и окружающие их этносы - Скифское искусство как отображение географии расселения и истории этноса",История и культура Евразии,2023)
"Античные философы писали: «Если люди живут на земле, то и под землёй должны обитать аналоги человеческие. И в небе, подобно ангелам, есть люди и в водах мировых они тоже живут». На самом деле данная мысль не лишена логики. Людей с крыльями за свою историю человечество встречало неоднократно. Вероятно, они действительно существуют, однако, наверное, не в нашем измерении, а только изредка появляясь здесь.С подземными людьми всё ясно – это гномы, хоббиты, карлики, ктоны, различные гуманоиды. Чаще всего их встречают в горах. Подводная цивилизация – загадочные сирены, ихтиандры, русалы, наги. Причём, многочисленные свидетельства указывают на то, что никакого рыбьего хвоста у них нет, вместо него вполне человеческие ноги, только видоизменённые для плавания. Их связь с рыбами скорее ассоциативна, и люди так представляли обитателей озёр и морей с древних времён.Учёные отказываются признавать водную цивилизацию. Хотя их аппараты неоднократно фиксировали странные человеческие силуэты на глубине до 280 метров в различных акваториях мира. Кроме этого, существуют тысячи свидетельств от очевидцев, рыбаков, моряков, туристов о странных «людях», плавающих на больших скоростях, обладающих ростом более 2 метров и задерживающих дыхание на 15 и более минут.Например, в 2022 году недалеко от Геленджика произошёл очень необычный случай с одной из туристок. Любительница тихого отдыха отправилась на дикий пляж ранним утром. На часах было около 4:30. К месту она прибыла примерно в 5:00. На берегу находилось всего пару человек и счастливая, что нет шумных кампаний и толпы, переодевшись, отправилась в воду. Купание в утренней прохладной морской водичке – великолепное занятие. Но в то же самое время достаточно опасное.Сделав один из заплывов, отдыхающей показалось мало, и она решила уплыть от берега подальше. Не помышляя об опасности, девушка, наслаждаясь купанием, не рассчитала своих сил, а обернувшись, поняла, что совершила серьёзную ошибку. Стараясь не поддаваться панике она начала грести назад. Но быстро выдохлась, и к несчастью у девушки появились судороги в ногах. Не было даже сил, чтобы закричать. Жадно глотая воздух, туристка уже была готова распрощаться с жизнью, так как её лицо постепенно всё сильнее уходило под воду.Вобрав в последний раз побольше воздуха, она широко открыла глаза и поняла, что больше не всплывёт. Ноги окончательно перестали слушаться, барахтанья руками уже не помогали. От поверхности девушка медленно опускалась в морскую пучину. До спасительной глади воды уже был метр. Отчаявшись, она выпустила изо рта воздух, и в этот момент сзади под руки её схватило что-то сильное.Девушку буквально вытолкало на поверхность воды неизвестное существо. Она хотела обернуться, но в голове промелькнула ясная фраза: «Не поворачивайся. Просто расслабься и выживешь». Так туристка и сделала. Её основная задача была дышать. Когда до берега оставалось около 50 метров в голове вновь раздался голос: «Сейчас будет больно, но дальше ты сама сможешь доплыть». Словно иголкой девушку что-то укололо в икры и стопы, после чего мышцы ног несмотря на то, что они продолжали находиться в холодной воде, расслабились. Пловчиха смогла самостоятельно выбраться на берег и оглянулась.Сзади в воде по-прежнему никого не было. Она подошла к паре туристов и спросила, видели ли они, кто ей помог выплыть. Те ответили: «Какой-то мужчина, вроде». Но в течение дальнейших 2-3 часов, что туристка провела на пляже, из воды никто не вышел. Девушка сопоставила факты – сильные руки, уколы в мышцы, телепатическое общение – что за чудесное спасение она пережила? Вероятно, это был представитель морской цивилизации."(ст."Представитель морской цивилизации спас туристку в 2022 году в Чёрном море? Рассказ со слов очевидцев",Биосфератум,2023)
"Честно говоря, с каждым прочитанным мной мифом, легендой, рассказом, сказкой, я всё сильнее верю в то, что люди – продукт искусственный. Я не знаю, кто нас сотворил: бог, высокоразвитые пришельцы, генные инженеры из другого измерения, путешественники во времени, – версий превеликое множество. Что называется, выбирай понравившуюся. Конечно, слепо верить всему написанному наивно, но когда в писаниях народов, живших друг от друга за тысячи километров, описаны одинаковые события, то невольно ловишь себя на мысли, что в этих самых преданиях написана правда.Начиная с 18 века, многочисленные исследователи и путешественники стали обращать внимание на содержание древних рассказов, эпосов, трактатов, свитков, папирусов, устных пересказов, легенд, мифов и прочих источников знаний. К примеру, у монголов есть легенда, что человек создан из артерии матери-козы. А у западно-африканских племён, причём, у нескольких сразу фигурирует в мифах антилопа, у которой взяли кровь, смешали с глиной, минералами, водой и огнём, вдохнули в получившуюся фигурку жизнь, и получился человек.Легенды Ближнего Востока указывают на то, что человек был соткан из воздуха, света, огня и крови священного животного – барана. В башкирских и бурятских мифах тоже идёт повествование о сотворении человека высшими существами с использованием биоматериала животных, а также стихийных энергий и загадочного «дыхания жизни».
Индейцы Центральной Америки на протяжении веков пересказывали друг другу легенду о том, что со звёзд спустились 30 богов и, организовав золотой алтарь посреди джунглей, начали создавать человека. Первые получились слишком большими и глупыми, вторые – мелкими и не могли противостоять животным, третья попытка увела людей под воду, и они стали жить среди рыб, а с четвёртой появился человек в том виде, который представлен сегодня.Пакистанские, индийские, китайские древнейшие легенды утверждают, что человек – порождение горных богов. Его побуждения должны быть чисты как река, стекающая с горных вершин. Его тело и дух должны быть как огонь и земля – тверды и горячи. Его мысли обязаны быть направлены к звёздам и природе. А самое главное – человек в азиатских мифах считается кровным братом всех животных, так как сотворён из их крови. По египетским представлениям Хнум слепил человека из глины. Но первые люди оказались бездушными куклами и, чтобы стать полноценными существами, им понадобилась кровь животного и огонь.Как мы видим, различные цивилизации были уверены, что людей сотворили искусственно. И что самое удивительное, до появления на свет Дарвина, многие учёные верили в это. Более того, сам Чарльз никогда не говорил, что человек произошёл от обезьяны. А его ближайший друг, поддерживая эволюционизм, ссылался на то, что люди вышли из моря или океана. Лично у меня нет никаких сомнений, что теория эволюции ошибочна. Правду нужно искать, сопоставляя мифы и легенды древности.Да, возможно, богов в том понимании,которое закладывали основатели первых цивилизаций,и не существует. Но тот факт, что большинство из них описывается,как прилетевшие со звёзд, говорит об их внеземном происхождении. Для чего сотворён был ими человек – неизвестно. В каких-то мифах говорится о необходимости выполнять физический труд для добычи полезных ископаемых «богам». В других идёт указание на то, что это миссия «богов» – заселять миры разумными существами. Так что основной вопрос этой темы не в происхождении людей, а цели этого проекта: кто мы – рабы или дети «богов»?
(ст."Кто мы – дети посланников со звёзд или рабы для тяжёлых работ? Как появился род человеческий?",Биосфератум,2023)
"«Вероятно, десятки тысяч лет назад, а, может, и сотни, на северных широтах России простиралось могущественное государство – Гиперборея. Следы её можно видеть на камнях, скалах, обработанных валунах. Дерево в таких условиях не сохраняется более 5-7 тысяч лет, поэтому следует искать природоведические знаки древней цивилизации именно на камнях», - говорил в одном из интервью Виталий Сундаков – исследователь и сторонник теории Белых богов.Многочисленные экспедиции на Русский Север ещё с конца 19 века давали интереснейшие результаты. Рунические символы на различных древних изваяниях указывали на то, что здесь проживали ещё тысячи лет назад люди, мыслящие по ведическим законам небесных светил и природы. В Карелии достаточно много рукотворных обработанных сейдов, солнечных лабиринтов, дольменов, мегалитических лестниц, скальных изваяний.Исследовательница древних текстов, русских сказок, славянистики Светлана Жарникова утверждала, что с северных широт на Русскую равнину народы прибыли 15-20 тысяч лет назад. Это подтверждали ДНК-генеалогические эксперименты, о чём рассказывал в многочисленных интервью Анатолий Клёсов. К сожалению, жившие в северных широтах народы более 25 тысяч лет назад практиковали сожжение трупов. Поэтому нет возможности провести исследование мумий древних жителей Русского Севера.Однако, камни сохранили многочисленные свидетельства о том, что цивилизация эта существовала. Представители её являлись носителями природоведической мудрости. На экономике, политике, банковской системе не было сосредоточено их внимание, они жили в ладах с природой. Этот народ отлично ориентировался, благодаря небесным светилам, во временах года. Их пантеон богов лёг в основу славянскому, а также индийскому. Аналогично произошло и с языками. Так что утверждение, что санскрит и славянский язык вышли из одного корня – абсолютная правда.Люди на этих территориях обосновались до прихода ледника. По некоторым данным даже более 130 тысяч лет назад! Взять окрестности Онежского озера. Там находят петроглифы возрастом 18-30 тысяч лет. Петроглиф возле Сейдозера – Великан Куйва был изображён десятки тысяч лет назад. Карельские и беломорские петроглифы считаются самыми древними в мире. Некоторые исследователи считают, что их наносили до наступления ледника 115-110 тысяч лет назад.Все эти изображения, разбросанные от Карелии до берегов острова Вайгач и Хайпудырской губы, принадлежали одной культуре. Более того, каменное наследие древней цивилизации характерно для всех северных широт нашей страны. Оно практически неотличимо в Карелии, Ненецком Автономном округе, Архангельской области, Мурманской области – везде исследователи и энтузиасты, путешественники и сторонники теории существования Гипербореи находят доказательства этой гипотезы.
Русский Север– колыбель современных знаний человечества.Именно отсюда распрост-ранились по всему миру люди и подарили отсталым народам природоведические знания.
(ст."Природоведическое наследие Гипербореи. Петроглифы и каменные изваяния доледниковой цивилизации",Биосфератум,2023)
"В Германии археологами был обнаружен удивительный артефакт. В конце 20 века на территории Саксония-Анхальт недалеко от города Небра специалисты откопали странную вещь, на которой имелись инкрустации небесных сфер. Загадочная карта небосвода включала в себя изображения Земли и трёх спутников. Думаю, все знают, что достоверно доказан факт существования сегодня всего 1 спутника – Луны.Однако, существует гипотеза, согласно которой, в древности у нашей планеты действительно имелось 3 спутника – Фатта, Леля и Месяц. О трёх лунах указано в славянских сказках, в кельтских мифах, в индийских эпосах, в шумерских табличках и майянских кодексах, в китайской и японской мифологии. Если взять все эти знания и сопоставить, то получается, что изображённая на артефакте с территории Германии картина вполне реальна.Леля находилась ближе всех к Земле и делала полный оборот всего за 7 суток. Фатта располагалась «посередине», её оборот продолжался 13 суток.Месяц же или Луна- 29,5 суток.Когда произошла первая катастрофа, связанная с тем, что один из спутников разорвался под действием гравитационных сил, воздействующих на него, достоверно неизвестно. Но следы той трагедии отражены в стихах античных поэтов. Вторая луна погибла от того, что Земля притянула её к себе. Это был грандиозный катаклизм. Некоторые специалисты связывают его с Всемирным потопом, который спровоцировало падение космического тела в Мировой
океан.Последний оставшийся спутник Земли и сегодня мы можем наблюдать на небосводе. К счастью, с ним ничего не произошло.И что самое удивительное в этой истории, мифы указывают на то, что сохранившаяся до наших дней Луна была изначально с Землёй, а вот две другие появились много позже. Каким образом и после чего они образовались – никто не может сказать. Есть мнение, что Фатта – это ядро планеты Фаэтон, а Леля – искусственное образование, присланное богами для того, чтобы на нашей планете образовалась вторая атмосфера – водно-паровая оболочка, способствующая огромному росту и процветанию биосферы.Современные исследования показывают, что германский артефакт создан в 4-м тысячелетии до нашей эры. Вероятно, мастера того времени получили знания о трёх лунах от представителей какой-то древней цивилизации или из их письменных источников.
Помимо этого на Земле имеются крупные следы от катастроф планетарного масштаба. Учёные считают, что, к примеру, в пролив Дрейка или, скажем, на место, где сейчас располагается пустыня Такла-Макан, мог упасть огромный метеорит. А что, если в какое-то из этих мест рухнула одна из лун?"(ст."Древний артефакт указывает на существование 3 спутников у Земли.Мифы о Фатте,Леле и Месяце– правда?", Биосфератум,2023)
"Приветствую вас, любители мистики и непознанного! Позвольте представиться, Освальдо Просперо – исследователь необъяснимого и невероятного! Сегодня я поведаю вам одну интересную историю. Садитесь поудобнее и слушайте.В 15-17 веке многие мореплаватели, путешественники и исследователи занимались картографией. Благодаря этому до наших дней дошли сотни и тысячи карт различных специалистов. При их сопоставлении можно увидеть интересные закономерности. Например, долгое время на картах не было Австралии. По какой причине? Скорее всего, до неё никто не доплывал, а если и доплывали, то неверно изображали.Очень интересны в этом плане Антарктида и Гренландия. Их изображают не только без ледяного массива, но и изрезанными реками, цветущими, с различными сменами равнин и гор. И это не единичный случай. Создаётся такое впечатление, словно в те века там действительно располагались цветущие просторы. Хотя, конечно же, современные учёные скажут своё веское: «Не может быть!» Но на Антарктиде и Гренландии загадки не заканчиваются.
Сибирь полна городов. Их даже не десятки, а сотни! А ещё очень любопытно то, что в Сибири изображены государства, о которых достаточно мало знают современные историки: Югорье, Лукоморье, Пермь Великая, Омь Великий, Тартария, Белогорье и многие другие. Как это понимать? Ведь опять же, если послушать наших историков, то в Сибири не существовало цивилизации. А кто тогда строил города? Интересно и непонятно.Есть и ещё одна тайна. Большая такая – Северная Африка называется. Сегодня там располагается пустыня.А в середине 17 века побывавшие там путешест-венники утверждали, что это настоящий цветущий рай! Огромная территория, заросшая пышной растительностью. Сотни небольших поселений и десятки крупных городов располагались на побережье сотен рек и озёр. Пройдёт всего 70-80 лет, и всё это окажется под многометровыми песчаными дюнами.Вот и возникает вопрос – а что же такое произошло в мире за столь короткий, казалось бы, промежуток времени, что Антарктида и Гренландия поросли льдами, цивилизации Сибири бесследно исчезли, оставив лишь мегалиты, а Северная Африка, вместо цветущей и испещрённой реками, превратится в практически безжизненную пустыню? Кажется, не так давно человечество пережило какой-то серьёзный катаклизм, изменивший лик нашей планеты. Возможно, это было извержение крупного вулкана или грандиозное цунами или падение гигантского метеорита. Не может же быть так, что все картографы ошибались или вслепую перерисовывали древние карты?"(ст."На географических картах 15-17 веков изображён совершенно иной мир. Что повлекло глобальные изменения?",Записки Освальдо Просперо,2023)
"Приветствую вас, любители мистики и непознанного! Позвольте представиться, Освальдо Просперо – исследователь необъяснимого и невероятного! Сегодня я поведаю вам одну интересную историю. Садитесь поудобнее и слушайте.История Новой Зеландии покрыта тайной гибели цивилизации мориори. Доказанный факт, что до прихода маори здесь существовала своя культура с городами и народом. Однако, современные учёные вместе с властями этой страны запретили на 75 лет любые раскопки на территории государства, после того, как в 1988 году были обнаружены древние постройки и руины неизвестных городов.Современные исследования показывают, что когда-то сотни тысяч лет назад, а может быть, и миллионы, на месте Новой Зеландии располагался огромный континент, который со временем ушёл под воду. Подводные экспедиции указывают на то, что на дне в акватории данной страны находятся, похожие на рукотворные, руины. Вероятно, это следы одной из наиболее древних цивилизаций.
Можно гадать, сколько угодно, что это была за страна, но вероятнее всего – легендарная Лемурия. К такому выводу пришли исследователи из Австралии. По их мнению, Атлантида располагалась вблизи побережья Кубы, в Индийском океане находился континент Му, а Лемурия ушла под воду, оставив лишь несколько островов, которые впоследствии стали Новой Зеландией.Однако, официальные учёные не стремятся к подобным восторженным выводам. По их мнению, материк здесь существовал около 250 миллионов лет, но, исходя из этого, хочется задать вопрос:, а откуда тогда руины рукотворных сооружений? Динозавры своими маленькими лапками строили,что ли? Ах да,у них на этот случай есть заготовленный ярлык- «естествен-ное образование».Если же отвлечься от академических рамок, то получается весьма любопытная картина. Во многих уголках нашей планеты находят следы деятельности
человека времён неогена – то есть 5-25 миллионов лет назад. Учитывая, что датировать затонувшие руины вблизи Новой Зеландии никто не взялся, вполне может быть, что это была одна из древнейших цивилизаций – Лемурия или Пацифида, которая также ушла под воду, оставив лишь несколько островов.Современная наука, гонимая политикой и финансами, не в состоянии воссоздать настоящую историю возникновения человечества. Хорошо, что признали цивилизацию мориори до прихода маори. А кто здесь жил до мориори? Никому неизвестно. Но, учитывая, что каменные изваяния не строили ни маори, ни мориори, справедливо считать, что она всё же существовала, пусть не миллионы, а тысячи лет назад." (ст."Лемурия обнаружена? Что за цивилизация жила на материке, от которого осталась Новая Зеландия?",Записки Освальдо Просперо,2023)
Свидетельство о публикации №223101801157