Глава 27. Отпускает ли священник грехи

Итак, видимые дела творились Господом непосредственно и через Его святых всегда в подтверждение дел невидимых для вразумления людей и укрепления их веры, когда позволяла вера, и это было во благо их душе. Но если в видимых делах творимых Господом по молитвам верующих в Него сам результат свидетельствовал об угодности Богу намерения и силе веры просящих о них, то, что тогда свидетельствует об угодности Богу решения священника отпускающего или не отпускающего грехи? Вопрос не праздный для всех людей приходящих на исповедь. Когда Господь Сам отпускал грехи верующим в Него даже не сопровождая это телесным исцелением все равно все было вполне понятно.

Он сердцеведец видел душу очищенную раскаянием, просветленную верой и уже способную принять Его прощение. И Святым Духом она обретала его. Тогда Он говорил: «прощаются тебе грехи… вера твоя спасла тебя, иди с миром» (Лк.7:48,50). Напротив, души нераскаянные и неверующие в Него были неспособны принять прощение и Святым Духом никакого чуда не происходило. И тогда Господь только дивился неверию их (Мк.6:5,6). Спасительная сила и возможности Святого Духа безграничны, безусловны и всегда обращены к человеку. Но принятие Его помощи всегда зависит от желания и воли человека. Не Святой Дух очищает Себе место от грехов, а принявший Его очищается Им! Проблема была и есть только в человеке, в его истинном раскаянии и нелицемерной вере в Бога. Вспомним, что нет ни одного случая непрощения Господом греха! Нет непрощенного Им ни одного грешника даже среди глумившихся над Ним и распинавших Его, есть только не захотевшие и не смогшие принять Его прощения.

Иное дело отпущение грехов священником. Человек не может видеть состояние души другого человека, ее готовности принять подаваемое Святым Духом прощение грехов и потому никак не может знать отпущены или не отпущены ему грехи. Сам священник не может Святым Духом отпускать грехи, ибо человек не распоряжается Святым Духом и, к тому же, проблема не в Нем, а в грешнике. Не человек Святым Духом творит чудеса, а Святой Дух творит их человеком! И если священником Святой Дух отпускает грехи, то священнику должно быть доступно слышать Его чтобы знать и говорить об их отпущении. Такой благодати слышать Бога были удостоены, и то не все и не всегда, только избранные святые Его. Как же тогда священник на исповеди отпускает грехи? Попробуем вникнуть в этот дар Господа Своей церкви.

Прежде дара было обетование Господа о нем Петру. Когда Петр исповедал Его Христом Сыном Божиим, Господь сказал ему: «Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и если что; свяжешь на земле, будет связано на небесах, и если что; разрешишь на земле, будет разрешено на небесах» (Мф.16:18,19). Позже Господь завещает этот дар уже и другим ученикам: «Истинно говорю вам: сколько вы свяжете на земле, будет связано на небе; и сколько разрешите на земле, будет разрешено на небесах» (Мф.18:18). Еще позднее, уже после Своего Воскресения посылая учеников продолжить Его служение, скажет им Господь: «мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин.20:21-23).

В последнем этом напутствии Господа есть очень важное уточнение обоих предыдущих завещаний пропущенное в синодальном переводе, изменившем сам смысл его: «прiимите Духъ святъ: имже отпустите грехи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся». Нет никаких человеческих прощений. Именно «имъ» Святым Духом, а не человеком будут отпускаться, и удерживаться грехи в людях обращаемых учениками к Господу. Подробнее рассмотрим это чуть позже.

После сошествия на них в день Пятидесятницы Святого Духа апостолы приступят к своему служению, будут основывать церкви и через видимое рукоположение и благословение служить литургии, передадут благодать Святого Духа поставляемым ими пресвитерам (Деян.14:23;6:6). Этот свой дар священства апостолы заповедовали и далее передавать достойным этого преемникам. Так будет продолжаться до наших дней. Поскольку этот дар Господа Своей церкви стал буквально пониматься как дар священникам отпущения грехов, а вопрос с отпущением грехов Богом, а не человеком никуда не делся, то необходимо появилось их согласование. Основная его идея, отраженная в богословской литературе в сути сводится к следующему.

Прощение грехов теперь подается через церковь. Получив Святого Духа, она имеет силу удерживать и прощать грехи, может объявлять, что грехи одних людей удержаны, а грехи других людей прощены. Власть эту церковь имеет потому, что подчиняется власти Святого Духа. Это опосредованное косвенное прощение грехов, которым Бог прощает людей через церковь, выступающую в качестве Его проводника (канала). В литературе встречаются и другие виды прощения, в том числе вечное или непосредственное прощение человека Богом, не очень понятно как связанное с прощением опосредованным. Ведь, прощение, как и свежесть не бывает наполовину или второго сорта. И здесь сразу по сути сказанного возникает три уточняющих вопроса - замечания:

1. Получив Святого Духа, церковь стала иметь силу удерживать и прощать грехи. То есть в лице священника распоряжаться Святым Духом?
2. У церкви есть такая власть, потому что она подчиняется власти Святого Духа. То есть, наоборот, в лице священника слышит Его и исполняет решенное Им? 
3. Прощение непосредственное или опосредованное. Если раскаянием и верой душа сподобилась принять прощение Господа и Святым Духом исцелиться, то неважно прямое оно было или косвенное. Если же не смогла принять его, то опять неважно, как оно подавалось. Оставление грехов человека зависит только от истинности его раскаяния. И эта способность, готовность его души принять уже поданное ей прощение может быть засвидетельствована только очищающим и исцеляющим ее Святым Духом. Что же тогда прощает или не прощает человек?

Любовь или прощение есть неизменное состояние Господа и Святого Духа Его. Поэтому Господь всем и все грехи давно простил. Дело осталось только за человеком и состоянием его души. Если взыщет в себе любовь, раскается в грехах, уверует в Господа, примет Его прощение - спасен будет. Если же нет - погибнет. Личный самостоятельный выбор остается за ним. Но если Господь уже простил людям все их грехи прошлые и будущие, то какие тогда грехи должны по благодати Его прощать апостолы и потом священники в церкви Его? Вникнем в тексты Евангелий, где Господь завещает Свой дар «прощения грехов» ученикам. В Евангелии от Матфея (гл.18), Он сначала предупреждает учеников о неизбежно грядущих погибельных соблазнах несущих горе миру.Далее учит их позаботиться о «малых сих», то есть простых людях верующих в Него и не презирать ни одного из них, ибо и Сын Человеческий пришел «взыскать и спасти погибшее». Потому, что «нет воли Отца Небесного, чтобы погиб один из малых сих». И следом тут же Господь подробно наставляет учеников, как обходиться с согрешившим против них братом.

В виду особой нужности, приведем Его слова полностью: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мыта;рь». И сразу за этим следует: «Истинно говорю вам: что; вы свяжете на земле, то; будет связано на небе; и что; разрешите на земле, то; будет разрешено на небе». В контексте главы Евангелия видно, что речь идет совсем не о прощении согрешившего брата и отпущении ему грехов. Это наставление Господа ученикам не о том, когда и как следует простить, но как обратить согрешившего брата. Как помочь ему осознать свой грех и раскаяться в нем.

О согрешившем же брате сказано - обличи его, и если послушает тебя, не сказано прости, но сказано приобрел ты брата твоего. Это наставление не о прощении, а о вразумлении и обращении согрешившего брата! Прощение же согрешившего человека должно быть всегда и никак не должно зависеть от его раскаяния. На вопрос Петра: «Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до седмижды семидесяти раз». И Господь не говорит о каких-либо условиях прощения. Сам Господь все грехи всем уже давно простил, а вот сами люди по страстям своим продолжают согрешать и не прощать друг друга, тратить время на выяснение отношений, взаимные обвинения, ожидание раскаяний и извинений.

Но согрешение и непрощение есть две половинки одного греха в душах разных людей. Только одно прощение отделяет себя от греха и останавливает содеянный грех. Непрощение же дает ему продолжение в себе. Неважно, какая из половинок была первой важно, что обе они в душах людей одинаково препятствует им принятию Его прощения. Сказанное Петру  есть заповедь о внутреннем душевном состоянии должном быть по любви, а не по страстям. Всех любить и всем прощать без всяких условий, в этом суть учения Господа. Поэтому, часть этого Его наставления ученикам приведенная кратко в другом Евангелии, несомненно, имеет тот же смысл обращения человека: «Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, – прости ему» (Лк.17:3).

В этом «если покается, прости ему», или церковнославянском «аще покается, остави ему» содержится не условие прощения, а тот же смысл что в полном наставлении «приобрел ты брата твоего». Господь заповедует людям без всяких условий, но только в духе любви бесчисленное множество прощений «до седмижды семидесяти» раз. И человек должен всегда не задумываясь сразу прощать всякого согрешившего против него. Но лишь одно истинное раскаяние дает способность хотящей прощения душе принять его. И только Святым Духом прощение входит в нее, ибо только Им узнается истинность раскаяния и веры человека в Господа. Согрешение, раскаяние, обращение приобретение брата может быть много раз за один день. Но для принятия им каждого нового уже данного прощения, каждое новое искреннее раскаяние опять необходимо. 

Но вернемся к последнему напутствию Господа ученикам: «прiимите Духъ святъ: имже отпустите грехи, отпустятся имъ: и имже держите, держатся». Только «имъ» Святым Духом, а не человеком отпускаются или удерживаются грехи в людях обращаемых учениками к Господу. Принявшие Святого Духа ученики, «имже» имея в душе прощение согрешившего брата, в бесстрастии и безгневии, но с терпением и любовью трудились над его вразумлением и обращением. Наставленные Духом истины на всякую истину (Ин.16:13), они лучше всех других понимали учение Господа и всегда могли распознать искренние заблуждения и лукавые ереси. Святым Духом, пребывающим на них не прощение грехов, а наставление вразумление человека и обращение его к Господу было задачей апостолов.

Как и у прежде направленных в мир святых Его для сохранения человека от смерти. Исполняя возложенное на них служение, они должны были не вместо Святого Духа отпускать грехи, но Святым Духом узнавать и изобличать всякие извращения учения Господа, наставлять и вразумлять заблудших, обращать их к Господу. Не отпущение грехов, но помощь согрешившим и упорствовавшим в грехе, вот что было их задачей. Именно об этом говорит все предшествующее наставление Господа ученикам. «Если же согрешит против тебя брат твой», помоги ему уразуметь этот грех, пойди ему на встречу и обличи его. Потрудись в помощи брату ради осознания им своего греха и избавления от него через раскаяние. И «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего» и тогда Святым Духом отпустятся ему грехи.

В их служении это: «сколько разрешите на земле, будет разрешено на небесах» и есть искупление Ему людей: «приобрел ты брата твоего». Но если он даже церкви не послушает (и не раскается), то оставь его, ибо все что мог ты сделал. По своей воле он перестал быть тебе братом по вере и потому, говорит Господь: «да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18:17). То есть пребывающий в грехе, а не Боге. Невозможно обращение человека к Господу против его желания и личного выбора. Если пожелал брат остаться в своем заблуждении, то Святым Духом грех не отпустится ему, но будет держаться в нем.

И так, сколько заблудших смогут они обратить к Господу, скольким помочь уразуметь свое заблуждение и истинно раскаяться в нем, столько их искупится Ему, и станут способны принять прощение Его. И тогда Святым Духом отпустятся им грехи. Все происходит Святым Духом. Им апостолы и их пресвитеры вразумляют и обращают людей к Господу, Им же обращенные и раскаявшиеся люди очищаются от грехов. Поэтому-то и нет ни одного случая отпущения грехов святыми апостолами, но есть сказанное им Господом: «сколько вы свяжете на земле, будет связано на небе; и сколько разрешите на земле, будет разрешено на небесах». 

Последняя заповедь Господа апостолам была: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф.28:19,20). Делом апостольского служения было не только просвещение всех народов спасительным учением Господа и крещение обращенных к Нему, но и защита чистоты того, что Он повелел соблюдать. Последнее было особенно важно для молодых только учрежденных церквей. Ненавидящие Господа не только всеми силами противостояли распространению слова Его, но наученные дьяволом они проникали внутрь церковных сообществ, чтобы обольщать и соблазнять слабых, подрывая единство их веры в Господа. Для пущего обмана и прельщения они даже станут выдавать себя за Него.

Об этих грядущих дьявольских кознях Господь заранее предупредит учеников: «Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» (Мф.24:23-25). Все это было крайне опасно и пагубно для церквей, особенно же для только обращенных и уверовавших в Него «малых сих». Еще пока слабые в вере и не утвердившиеся в Господе, боримые страстями они были очень уязвимы всякими необычайными знамениями, чудесами, иными лукавыми соблазнами, подменяющими саму суть Его учения.

Как уже говорилось, для завоевания человека дьяволом ложь на Бога была главной его задачей и в этой лжи важнейшей была хула на Святого Духа. И его книжниками именно для этого и было обвинение Господа, что «Он имеет в Себе веельзевула и что изгоняет бесов силою бесовского князя» (Мк.3:22). Не их ради, но народа слышавшего тогда эту хулу, Господь в притчах объяснит саму невозможность сатане изгонять сатану и потом откроет им тайну страшного греха скрытого в этом обвинении на Него, что «в Нем нечистый дух». Он скажет: «всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем» (Мф.12:31,32).

Особо выделяет Господь хулу на Бога, как грех непростительный. Но слова Господа не о Его прощении, ибо оно безмерно! Эти слова о неспособности грешника раскаяться в этом грехе и принять Его прощение. Как всегда дело в истинном намерении человека. Именно его намерение, всегда являющееся тайной человека и Бога, определяет тяжесть, силу и устойчивость сделанного греха, свидетельствует Богу о состоянии души человека. И только Святым Духом узнается истинность раскаяния человека и по нему происходит его очищение. Всякая хула на человека и даже на Богочеловека (как человека) есть грех. И как всякий грех, совершенный по неразумию страстей, эта хула их «не ведающих что творят» уже им прощена Господом. По их истинном раскаянии грех этой хулы Святым Духом отпустится им. Но совсем иное дело хула на Духа Святого.

Это есть хула на Бога, осознанное поношение Его. Сознательно хулящий Господа и дела Его всей душей своей ненавидит и не приемлет Его и потому никак не может от Него принять прощение. От Бога не отказавшийся, но по страстям заблудившийся человек способен уразуметь, обратиться и раскаяться в своих страстях и грехах. Утвердившийся же в злобе и ненависти к Нему человек обратиться и раскаяться никак не может, ибо не могут страсти раскаяться сами в себе! Уже завладевшие человеком злоба и ненависть к Господу неспособны превратиться в свою противоположность, раскаяться и принять прощение. Поэтому хула на Святого Духа определенно свидетельствует о состоянии души человека безнадежно больного смертью. И хула на Святого Духа лишает его прощения, ибо лишает душу хулителя всякой возможности принять Того, Кем оно происходит. Об истреблении и горестном конце ненавистников, и хулителей Господних так говорит Давид: «Врази же Господни,… исчезающе яко дым исчезоша,… кленущии же Его потребятся» (Пс.36:20,22).   
 
Все ненавидящие Господа, лгущие на Него и умышленно извращающие слово Его, уже вынесли себе приговор. Поэтому, не спасать, но разоблачать их, во спасение обольщенных было важнейшей задачей апостолов. Вслед Господа они разоблачают лжеучителей вводящих пагубные ереси, разъясняя церкви их лукавую страстную природу. Павел прямо указывает на ереси как одно из многих «дел плоти» противных духу и стоящих в одном ряду со страстями: идолослужением, волшебством, враждой, ссорами, завистью, гневом, распрями и разногласиями (Гал.5:20). Из любостяжания все льстивые слова их, говорит Петр и предупреждает, что многие прельстятся этим злом и «последуют их разврату, и через них путь истины будет в поношении» (2Петр.2:1-3).

Следуя наставлению Господа, апостолы будут всегда неустанно трудиться над их вразумлением и обращением, оставляя лишь тех, кто уже в себе решил быть в грехе, а не Боге. Этому они научат и преемников своих. Павел предписывает отвращаться от упорствующего еретика уже «после первого и второго вразумления,… зная, что таковой развратился и грешит, будучи самоосужден» (Тит.3:10,11). Важнейшей частью этого вразумления и обращения людей было наставление о Святом Духе. Неверное понимание Святого Духа не только делало невозможным для человека получение Его благодатной помощи, но неосознанно могло даже привести к невольному греху хулы на Него. По усердию это чуть не случилось с самими учениками Господа, когда возмущенные на не принявших Его Самарянских жителей, они предложили низвести огонь небесный чтобы истребить их. Но Господь запретил им и сказал: «не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать» (Лк.9:52-55).

Тогда они еще не знали, что все сотворенное по страстям будет не заступничеством, но оскорблением Его Духа. Уже потом, наставленные Духом истины на всякую истину, постигнут они самое главное необходимое человеку для спасения. Поймут, что Дух Святой не только не приемлет никаких страстей, но и Сам отторгается ими. Все, что есть от дьявола, каким бы оно ни было: явным или тайным, умыслом или только заблуждением противно и оскорбительно Богу. Потому, не только открытые страсти злобы и ненависти к Нему, но и скрытые страсти порождающие свое понимание и служение Богу тоже есть хула на Него. И тогда апостолы станут вразумлять и наставлять о Святом Духе людей заблуждающихся по страстям, остерегая их от греха хулы на Него.

Ими будет убережен желающий, за деньги приобрести власть подавать возложением рук Духа Святого. Вразумленный он скажет Петру: «помолитесь вы за меня Господу, дабы не постигло меня ничто из сказанного вами» (Деян.8:18-24). Но погибнут и падут бездыханными муж и жена сотворившие грех, и по корысти солгавшие Духу Святому. И тогда вразумление великим страхом придет всей церкви и всем слышавшим это (Деян.5:1-11). Это вразумление о самом главном, что всякая хула на Святого Духа сама есть кара, ибо лишает человека защиты Божией. Святой Дух никогда никого не карает, но действует только по Своим законам любви и откликается только на зов любви. Откуда бы ни исходил этот зов Он всегда приходит туда на помощь уразумевшему, кающемуся, хотящему обращения к Господу человеку.

Святой Дух - Любовь абсолютно свободен: «Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит» (Ин.3:8). Только Им одним узнается истинность раскаяния людей и на всех слушающих слово Божие и истинно уверовавших Дух Святой сходит Сам. Об этом рассказал другим апостолам Петр, после того как был направлен Духом в дом язычника: «Когда же начал я говорить, сошел на них Дух Святый, как и на нас вначале. Тогда вспомнил я слово Господа, как Он говорил: «Иоанн крестил водою, а вы будете крещены Духом Святым» (Деян.11:15,16). Все угодное Богу происходит только Святым Духом Его. Через таинство священства Святым Духом обретают служители Господа способность исполнять Его волю о вразумлении «брата своего» и помощи ему в обретении способности принять Святого Духа. Через таинство Крещения и последующие очищения всех согрешивших и раскаявшихся в содеянных грехах, Святым Духом происходит искупление их Богу.


Рецензии