Рецензия на фильм К. Шаброля Алиса, или Последний

... Этот фильм, снятый в 1976 году - вкрадчиво увлекательный, многообещающий и странный от начала и до конца.
 Если бы его снял не Клод Шаброль, его невозможно было бы смотреть, потому что в нём в принципе ничего не происходит, кроме каких-то наплывающих друг на друга пустых встреч и полупустых пейзажей. А вот если бы в нём снималась не Сильвия Кристель, ничего бы не изменилось, потому что манекенщица, как правило, и в кино остаётся манекенщицей и не становится актрисой.
 Но в этом фильме она необычайно органично входит в общую ткань киноповествования. Куколка с нулевой мимикой, сексапильная и стандартная - это характеристики и самой Кристель, и её героини. В принципе, на её месте могла быть любая другая актриса, но фильм так шикарно задуман и снят, что, присутствие манекенщицы его нисколько не портит.
 Более того, её безыскусность и некоторая "деревянность", то есть отсутствие всяких актёрских ухищрений, только придают естественности совершенно неестественным событиям, происходящим в фильме. И внезапно возникает мысль - да на месте героини фильма могла быть любая другая женщина! Поэтому Алисе постепенно начинаешь сочувствовать, а потом жалеешь её всё сильнее и сильнее...А потом приходит в голову: да не такая уж это и сказка!, да не бывает ли у каждого из нас иногда (или хотя бы один раз в жизни) такого чувства, что ты не живой и волевой человек, а чья-то кукла, послушная игрушка в руках неведомых мистических сил? И что это за силы, мы и сами не знаем. И, конечно, не знает режиссёр фильма, Клод Шаброль. А соприкоснуться с ними мы можем в самый неожиданный момент! Вот так, как героиня фильма - Алиса.
 В начале фильма она уходит от опостылевшего мужа в дождливую ночь. Уезжает на своей машине, но внезапно попадает в аварию поблизости от странного старинного дома. В доме её радушно встречают старичок-хозяин и его слуга, кормят, поят, предоставляют уютную комнату, и всё выглядит вроде бы - буднично и обыкновенно. она остаётся в доме, похожем на зАмок до утра, надеясь уехать на другой день, но не уезжает никогда. Это - видимо, заколдованное место. А может, параллельный мир, зазеркалье, на что смутно намекает зрителю её имя - Алиса Кэролл. Алиса - известный персонаж книги Льюиса Кэрролла, побывавшая в зазеркалье и вернувшаяся оттуда.
 Но современной Алисе возвращение не суждено. И все её попытки покинуть заколдованное место - уйти пешком, перелезть длинную стену, уехать на машине - терпят крах. Она возвращается в замок снова и снова.
 Люди, которых она встречает по дороге - они как бы не совсем люди, что-то и мерзкое, и пугающее есть в них во всех. И ясно, что они тоже... не совсем живые - не то упыри, не то куклы, не то манекены. Но Алиса вроде бы живая...и хочет жить.
 "Здесь не задают вопросы" - несколько раз говорят ей и в финале фильма делается понятно - почему. По крайней мере, возникает версия происходящего.
 В первый ужин в замке и в последний - героине предлагают омлет. В придорожном ресторанчике, в котором Алиса решает пообедать, совершив иллюзорно удачный побег, ей тоже предлагают омлет. Еду из яиц - зародышей нерождённых птиц, а птиц в этом мире, между прочим, нет. Полная тишина. Никто не летает, не порхает - лететь-то, собственно, некуда - как бы намекают зрителю и главной героине фильма.
 Странный мальчик в окрестностях замка внезапно приносит клетку с живыми птичками для развлечения Алисы и выпускает их на волю.
 И снова возникает какая-то надежда на счастливый исход и естественную не замкнутость окружающего пространства.
 Но увы! Последний ужин со старичком проясняет Алисе её печальные перспективы: это место - портал в ад, откуда приходят в мир "души, полные чёрной злобы". И Алисе предлагают пройти через черную дверку и вернуться в мир, "хотя и с некоторыми моральными, и физическими потерями", как выражается хозяин дома.
 Наутро она встаёт, проснувшись, идёт куда-то в темноте, проходит через какие-то двери и...в следующем кадре её труп свисает из покорёженной машины, с пробитым лобовым стеклом. Машина врезалась в дерево и, судя по всему, она врезалась в тот самый первый ( и последний в её жизни) вечер, когда ей показалось, да-да, показалось, что она не мертва, а попала в какое-то странное место после аварии.
 Я думаю, место куда попала Алиса - это некое преддверие Ада или Чистилище, по замыслу режиссёра. Из него она уже окончательно спускается в Ад, где живут злобные души. Души, которые не воспарят, как птицы, потому что и при жизни не летали, а ползали, как кстати, ползёт Алиса в одной из сцен фильма, пытаясь сбежать на свободу.
 От птиц остались омлеты, от полёта - воспоминанья, а от ответов на вопросы - молчанье. Ведь по христианским поверьям души на том свете будут давать ответы Господу, а не вопрошать его о чём-то. А те сущности, с которыми столкнулась Алиса в этой странной реальности - совсем не реальные, они ровня ей - тоже мертвецы, ждущие Страшный Суд и не имеющие полномочий - отвечать.
 Колористически фильм очень строгий - никаких пёстрых нарядов или предметов, никаких современных весёленьких вещей.
 Одежды всех героев - только однотонные и только 3-х цветов - белого, чёрного, красного. Мне видится в этом намёк на 3 мира загробного царства - рай, ад и чистилище.
  И только в начале и в конце фильма Алиса - персонаж, связанный с миром живых- предстаёт в синем платье. Цвет униформы путешествующих людей - стюардесс, морских офицеров, цвет моря и воды, воды эмоций, присущих живым людям, а не душам, покинувшим тело. В этом синем цвете Алиса совершает своё путешествие между мирами.
 Так вот, при этой колористической строгости фильм не скучный и не унылый, а необычайно интересный. И даже через полвека после его выхода на экран. Талантливая режиссура, прекрасный актёрский ансамбль (в фильме снимались Бернар Руссле, Шарль Ванель, Андре Дюссолье), неожиданные повороты сюжета делают его классикой в жанре " мистическая драма", а я бы определила его жанр именно так.
 Алиса из "Последнего побега", кстати, немного напоминает Северину из "Дневной красавицы" Бунюэля, И хотя прямого сходства сюжета - нет, есть некоторые параллели и между этими героинями, и между фильмами. Обе героини - скучающие, мечтательные буржуазные женщины, совершают неожиданный побег от благополучных, слишком обыкновенных мужей. Одна - в парижский бордель, другая - на тот свет. Обе - спят с открытыми глазами, Северина, видя садомазохистские "сны", а Алиса - сны о продолжении своей, уже окончившейся жизни. Обе - отчаянно смелые, но глуповатые красавицы.
 Фильмы сняты примерно в одну эпоху - в конце шестидесятых - середине семидесятых годов и в одной стране. Фильм Бунюэля был снят раньше, в 68-м году. В фильме Шаброля, на мой взгляд, есть некоторое, возможно даже неосознанное цитирование фильма Бунюэля.
 В ту эпоху я была маленьким ребёнком и не могла посмотреть эти фильмы. Но лучше поздно, чем никогда! Я рада, что недавно посмотрела эти знаменитые кинокартины, в которых есть некое тонкое сходство.
 Фильм "Алиса, или Последний побег" Клода Шаброля кроме развлечения интересной интригой и эстетического удовольствия, даёт возможность поразмыслить над важными вопросами бытия, прежде всего: "что есть жизнь и что есть смерть? когда человек по-настоящему жив и когда умер?" И делает это незаметно и тонко, без ущерба для зрелищности и художественности. Иными словами, мне понравилось и даже очень! Всем советую посмотреть.
                18 октября 2023 г.


Рецензии