Легенды и мифы родного города, края

 
  Моя малая Родина, это небольшая частица Урала, затерявшаяся в   лесах, она находится под присмотром зелёных охранников елей, которые обступили городок с размахом, поэтому город словно находится в  море, окружённый зелёными волнами.  Грибные почвы лесов, радуют нас своей плодородностью «Наклонись, собирай, млад и стар» (Л.А.Смиронова «Песня о Губахе»).
В августе месяце мы тоже ходили с папой за грибами и набрали пол пакета, красноголовики, опята, белые грибы, в итоге украсили грибовницу, которую мы с особым удовольствием хлебали большими ложками. Вкусный обед, который приготовила бабушка, был вдвойне приятной наградой для меня и моего брата. Поэтому, я надолго запомнила эту картину из детства.
Каждый вечер проходя по улице я любуюсь багрово огненным закатом, когда светлое небо медленно погружается в темноту и принимает серовато –синий оттенок, на нём ярко высвечивается багровое облако, горящее пожаром.  Позже облако поглощает тьма и загораются звёзды.
Месяц цвета серебра освещает нам путь, рассказывая ночные сказки и оберегая детские сны.
     И, несмотря на суровый  губахинский климат, сентябрь радует нас своим теплом и красота осенней природы греет нам душу.
Но не только за это я люблю свой город Губаху. Велико его историческое и культурное наследие. Памятники природы поражают своей красотой. И чтобы полюбоваться ими в «горную страну» приезжают туристы из многих городов Пермского края. Специально для них и нас, жителей на горе Крестовой зимой  открыт лыжный сезон, а каждое лето пермские артисты устраивают здесь балет на закате, на котором собираются около 15000 зрителей.
    Также театр Доминанта под руководством Л.Ф. Зайцевой проводит ландшафтный фестиваль «тайны горы Крестовой». Чтобы туристы приезжали не только полюбоваться памятникам и природы, но и получить двойное удовольствие от замечательных спектаклей. Полюбоваться прекрасными губахинскими окрестностями.
    Прошлым летом на территории Широковского водохранилища они радовали жителей Губахи, пьесой «Гроза» Островского.
Помимо спектаклей Доминанты, в котором помимо театра- театра открыт театр мод, проходят концерты в музыкальной школе, где выступают не только дети.
     В рамках проекта «Друзья и коллеги Юрия  Агафонова» к нам в город приезжают известные музыканты. Например, Самсон Цой, помимо России, выступающий за границей и занимавший призовые места в Лондоне, уже не первый раз даёт концерты в Губахе.
 Также в городе имеется ДЮЦ, где ребята могут заниматься танцами, вокалом, развивать свои интеллектуальные способности, шить, конструировать модели машин и самолётов и т.д.
Многие из наших ребят, участвуя в  конкурсах, занимают призовые места.
Когда я входила в состав вокального ансамбля «Мелодия» мы тоже становились участниками и победителя разных конкурсах (им. П.И. Чайковского, Урал собирает друзей и т.д)
Также в 2012 году, когда наш город в первый раз  получил  статус» Центр культуры Пермского края, наш ансамбль выступал в составе» Вагончик бродячих артистов». Вместе с танцевальным коллективом «Ритм» и Мармелад, солистами Максимом Амелиным, Анной Большаковой и Полиной Максимовских и др., ансамблем скрипачей и др. мы путешествовали по городам кизеловского угольного бассеина. Громкими аплодисментами встречали наш вагончик в пос. Южном Коспаше, Гремяченске, Кизеле, Перми и многих других городах.   
В этом же году был построен новый музей угля и металла, проведён фестиваль воздушных змеев и многие другие мероприятия в рамках проекта.  Завершением, которого стала, красующаяся  в центре города  птица счастья, теперь большинство губахинцев стараются жить под главным девизом «Поверь в мечту».
Так что город улыбок, разрушенный под натиском врага, построенный заново живёт и продолжает жить под новым лозунгом.  И хранит свои тайны и легенды. О легендах могу рассказать поподробнее, для этого в дополнении к данной странице, советую отзнакомиться с моим проектом.               
 
Содержание 2
ВВЕДЕНИЕ: 4
Легенда народов ханты и манси о создании Земли и Урала 8
«О городе славном Губахе - городе улыбки». 10
Сказка о Бабьем озере. 11
Каменный город 13
Горой  Крестовой  Губаха  славится, 18
И тысячи людей попасть сюда пытаются. 18
Ослянка 23
Легенда о Ермачке на Няре 25
З А К Л Ю Ч Е Н И Е 29
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
                Введение.
Жура- Жура – журавель,
Облетел он сто земель.
Мы спросили журавля:
«Где же лучшая земля?»
Он ответил пролетая:
«Лучше нет родного края».
                П. Воронько (в книге Федотовой)
         Краеведение – « это всегда краелюбие, оно воплощает  коренные взаимосвязи поколений и во многом определяет  представление  о месте своего родного  края  в регионе , в  России в целом.»-  такую оценку роли краеведения  дал академик  РАОН  С.О.Шмидт в своем выступлении на Всероссийской конференции краеведов в 2004 году. К этим словам можно добавить, что краеведение (знание, изучение своего края)  способствует формированию национального самосознания личности, активной жизненной позиции и патриотизма. Это способ освоения и сохранения  исторического опыта народов, населяющих данную территорию. В течение столетий территория Урала заселялась пришлыми людьми, для которых родной эта земля  становилась не сразу. И эта проблема сохраняется и в нынешнее время, в век глобализации и  интернета. Невозможно любить свою малую родину, если ты не знаешь  ее истоков…И настоящая реальность будет оставаться чужой и не совсем понятной. 
          Краеведческое знание – комплексное знание,  так как в нем сочетаются  многие науки:  история, география, экология, этнография, фольклор, топонимика и т.д.  Это знание помогает также понять и современность.
          Главная цель моего исследования:  Изучение, накопление и преумножение  историко-культурного  наследия  родного города, КРАЯ.  В определённой степени  моя работа отражает историко-культурную и современную жизнь города  Губахи  и имеет практическую цель- привлечение внимания жителей и гостей города к нашей истории, истории родного края.
         Хочется отметить уникальность  историко- культурного пространства  города  Губахи. С КАЖДЫМ ГОДОМ остаётся всё меньше мест на Земле, где человек не хозяин, а гость, где он может почерпнуть сил и найти внутреннюю гармонию. Одно из таких мест в Пермском крае –Губаха и её окрестности… Сотни любителей активного отдыха устремляются  зимой в Губаху на г.Крестовую., а летом на Рудянский спой и Каменный город. Здесь есть чем
заняться любителям геологии, палеонтологии, спелеологии, горных лыж и сноуборда. Летом здесь проводятся соревнования по маунтинбайку, даунхиллу и другим экстремальным видам спорта(горный велоспорт). Для любителей театрального искусства проводятся ландшафтные фестивали. А в
музыкальной школе в рамках фестиваля «Друзья и коллеги Юрия Агафонова», выступают музыканты высочайшего класса
                Туристский и культурный потенциал  родного города и края, и удивительная красота природы делают Губаху крупным российским центром активного и познавательного туризма.
                Интерес к родной культуре,  народному творчеству и истории города и края лежат в основе  формирования  духовно –нравственных ценностей, патриотизма, способствует бережному отношению к творческому наследию предков.  В этом, надеюсь, и заключается ценность моей работы.                При проведении исследования среди студентов ГБПУ ГМУ(техникума) по вопросу знания ими истории города и края были получены следующие данные: в опросе участвовали 47студентов, из них историю края считают, что знают - 16 человек, историю города - 14, не знают историю края- 22 и плохо знают- 9; плохо знают историю города - 11 и не знают СОВСЕМ - 23.  В то же время патриотами  города себя считают 26 человек; Достопримечательности города знают, но не все; Что рекомендовали бы посетить гостям города- Горнолыжный центр-20 человек, Крестовую гору -12, Музей-6, Библиотеку-1, Серебряную мечту-3, Театр Доминанта-1.
30 студентов считают Губаху культурным городом,  нет- 4, плохо знают город-7.
              При ответе на вопрос: что является символом города – все участники тестирования находились в затруднении. 16 студентов ответили отрицательно, 9- Птица счастья, 6 –герб города, улитка-2 человека.
              Если бы я был мэром города…-16 студентов не допускают мысли, что могли бы быть мэром города, остальные выдвинули различные предложения по его благоустройству.
             На основе полученных ответов напрашивается вывод о том, что многие студенты  не знают, не интересуются и не подозревают о том, что живут в уникальном, красивейшем месте под названием Пермский край, город Губаха.
             С каждым годом город становится всё более привлекательным для посещения туристов.
             Легенды вызывают интерес к истории города, и облагораживает его облик. Тем самым привлекают туристов из других городов, которые приезжают посмотреть  наши памятники природы и заставляют наших жителей задуматься о его будущем.
                Легенды призывают нас, любить и охранять природу своего маленького города, придерживаясь совета племени ханты и манси: «Как сегодня  сам относишься к природе, К СВОЕЙ ЗЕМЛЕ - так завтра будет жить твой народ». И В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ХОЧЕТСЯ  всем сердцем верить и воплощать в жизнь свои мечты, следуя губахинскому девизу «ПОВЕРЬ  В МЕЧТУ!», знать и гордиться историей своей малой Родины, культурно развиваться и делать все, чтобы наш город  и дальше занимал своё незаменимое место в истории Пермского края, чтобы он и через многие годы оставался «Центром культуры», И  ПРЕВРАТИЛСЯ  В «Центр туризма» края. 
              Чтобы молодёжь, ПОЛУЧИВШАЯ ОБРАЗОВАНИЕ, приезжала жить и работать обратно, в эту  КРАСИВЕЙШУЮ  частицу Урала.
              Чтобы каждый из нас  жил не только для себя и своей семьи,  но делал что-то хорошее и для города. Чтобы экономическая и экологическая ситуация в нашем городе не позволила ему превратиться в город - призрак.

                С ДАВНИХ ВРЕМЕН НАСЕЛЯЛИ УРАЛ  РАЗЛИЧНЫЕ ПЛЕМЕНА И НАРОДЫ…..

Легенда народов ханты и манси о создании Земли и Урала.
           Случилось это в далёкие времена. Все было покрыто тогда водой Великого океана. И решил живший на небе верховный бог Нуми-Торум создать сушу.  Велел он гагаре (птица) плавающей в океане, трижды нырять на дно, чтобы она принесла ему в клюве ил. Из ила и сотворил Нуми-Турум землю.  Ушло у него на это много времени и сил. Уставший от работы Верховный бог прилёг и заснул.
            Но был у Нуми-Торума злой брат Кынь –Лунг. Подобрался он к спящему Нуми-Торуму и попытался столкнуть его в океан. Начали они бороться.  Долго шла битва. Где ступали ноги братьев, оставались следы –овраги и ущелья.  А ещё стала во  время битвы суша расти.  Наконец стал побеждать Нуми-Торум.  Кынь-Лунг в страхе сбежал под землю, пробив дыру своим громадным посохом.
              А для того, чтобы земля не раскачивалась в океане, снял Верховный бог свой тяжёлый пояс, украшенный огромными пуговицами, и бросил его. Превратился пояс в Уральский хребет, опоясавший середину земли.
           Большинство хантов ещё на рубеже 19, 20 века вели исключительно таёжный образ жизни, традиционным родом занятий было охота и рыболовство. Основными продуктами питания были рыба и мясо, растительной пищи практически не употребляли.
Согласно народным традициям у обоих народов не существовало особого различия между животным и человеком. К примеру, никто из людей не позволял себе охотится,  на беременную самку оленя, а медведя считали священным животным, от которого согласно верованиям родилась первая женщина на Земле.  Также  берегли деревья, считалось, что каждое дерево  символизирует свою часть бытия. А многие растения священны и символизируют силу смертных.
 Символом мужского оружия был лук,  при помощи лука гадали, лук использовали для предсказания будущего, а женщинам запрещалось прикасаться к животным сражённым стрелой и перешагивать через это орудие охоты.
Во всех действиях и обычаях и манси и ханты неукоснительно придерживаются правила: «Как сегодня  сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ».
Давайте последуем их совету.
          
        Я живу  на Урале, в Пермском крае, в небольшом городе Губаха.  Отчего же такое НЕОБЫЧНОЕ  название у моего родного города? В настоящее время краеведы насчитывают около 20 различных версий происхождения данного слова. Согласно одной из  версий  слово Губаха образовано от антропонима «человек с толстыми губами». Эта версия взята за основу ОДНОЙ ИЗ ЛЕГЕНД о городе: «Старейшины  тот счастливый  ГОРОД  назвали  Губаха- ха , что означало смеющиеся, раскрытые в улыбке губы, город  улыбок». Обо всём этом и рассказывается в легенде:
«О городе славном Губахе - городе улыбки».
       В давние времена, когда стада красавцев мамонтов разгуливали по Тартарии, стоял на месте Рудянского споя и горы Крестовой город. Тянулся этот город вплоть до самого Каменного городища. Град красивейший с высокими  резными  башнями, высокими стенами, расписными дворцами. Весёлый, дружный был город. Дружно в нем люди жили. Каждый имел свой талант, дар особенный к делу  какому-нибудь или промыслу.  На городской площади устраивали ярмарки, привозили множество товаров из разных стран, за которые расплачивались  не деньгами, а - улыбками. Мир светом  наполнен был… Везде слышался радостный смех, поэтому город назвали Губаха – ха, что означало смеющиеся, раскрытые в улыбке губы, город улыбок! Со всех
сторон  света стремились сюда люди, чтобы на улыбки светлые посмотреть., секрет чуда этого узнать…
            А  была тайна у града  этого, заповедный источник с живой и мёртвой водой, отведать такой воды мог только человек с добрым сердцем, а человек, выпивший водицы сверх меры, мог превратиться в младенца. Потом, началась война, налетели  на землю драконы страшные. Искали Источник Бессмертия  по всей земле они. Город стоял мощной стеной – поэтому устоял от 3-ёх ударов. В неравной схватке бились воины под стягом с Золотым львом и  стояли до последнего.   Много веков люди жили в мире, и перестали заботиться о сильной защите. В этом была их ошибка, стоившая жизни  великому и  прекрасному городу. До того, как пал последний бастион, жители успели спасти старцев – хранителей знаний и сами спрятались в пещерах глубоких под городом. Чудовища  ОСТАЛИСЬ  наверху, поэтому не удалось им выведать тайну бессмертия.
От ударов огненных моря выплеснулись из берегов и затопили землю. Так не стало города – города улыбОк. Прошло много веков. Море  Пермское, что тут было, давно исчезло…а память о прошлых событиях на виду у всех, стоит только подняться к скалам Рудянского споя – это опрокинутые, опаленные, оплавленные скалы, разбросанные по округе мегалиты, застывшие в камнях морские ракушки, глубокие пещеры, огромные карстовые провалы.

                И далёкое прошлое не даёт позабыть о себе. Тайны горы Крестовой, Каменного городища до сих пор бередят умы  жителей нашего города и его гостей. Говорят, если остаться на ночь в лесу у скал, найти камень звонкий особый, да приложить к нему ухо , то можно услышать, как под землёй что-то движется.  Может быть, это потомки воинов ждут решающей битвы с драконами. Тайно хранят потомки наш город и родники с чудодейственной водой,  так что больше драконы страшные здесь не появлялись.
              Много легенд сложено  о нашем прекрасном удивительном крае…вот еще одна красивая сказка- легенда.

                Сказка о Бабьем озере.
              Пониже Рудянского споя, где был заложен НОВЫЙ город, за федеральной трассой по левую сторону от дороги на Лыжную базу
находилось  Бабье озеро. Это загадочное место очень привлекло жительницу нашего города Людмилу Судневу, и она написала сказку:  В давние времена, жили в небольшой деревушке пониже Рудянского споя  на берегу озера люди. Были люди добрые да счастливые, и поэтому дела у них шли на лад. Счастье, да и только. Вот собрались деревенские бабы вечером и ,чтобы сберечь  СВОЕ счастье, решили они спрятать его в ларец на дне озера.
            А счастье так сияло, что привлекло водяного, зависть его одурманила и решил он ларец украсть.  Унёс его на самое дно, в ил и тину закопал. Поутру потеряли бабы своё счастье, стали реветь и всю воду в озере, где водяной хозяйничал, замутили.  А водяной рад бы им счастье отдать, да сам ларец найти не может.  В ту пору шла старушка - странница и решила она помочь бабам.  И молвила она: «Что ж вы глупые, неразумные, счастье своё сберечь решили, да ещё и под замок запечатать? Счастье ваше всегда при вас должно быть и умножаться, делить надо бы, а не прятать. Перестаньте рыдать, да причитать, идите - ка по своим домам, счастье заново растите, бога любите, детишек да мужей своих храните. Ну, а водяной счастье своё путь ищет в тине, среди лягушек, а чтоб не зарился, пусть зовётся озеро отныне Бабьим.
Так и повелось с тех пор озеро, Бабьим называть, на память о пролитых в него слезах бабьих горючих, об их потерянном счастье, и  губахинцам  в назидание ( наставление).  Сейчас этого озера уже нет, но есть речка Лёвиха, которая тоже может исчезнуть,  если  мы не будем помнить о хрупкости мира природы, в котором мы обитаем.
 


                Каменный город
              Всего 25- 30 лет назад о существовании  Каменного города знали немногие, а те, кто знали,  берегли это необычное место и не рассказывали о нём.   Считали, что эти места связаны с нечистой силой,  на такие мысли наводили  огромные размеры скал, их мрачная красота и сходство с
          рукотворными постройками. А в языческие времена,  скалы использовались в качестве святилищ. Сегодня за этими громадами скал окончательно закрепилось название Каменный город.   Жительница Кизела Г. Бояршинова, побывав в Каменном городе, выразила свои эмоции в стихах:

«Есть за   Губахой  Каменный город,
Побывав в нём однажды – станет он дорог.
Запомнятся скалы, ущелья, дороги,
Огромные каменные пороги.
Запомнится воздух, особый такой,
Его ощутишь ты всею душой,
Запомнишь тропинки – мягче ковра,
Песчаник – запомнишь навеки тогда.
И побывав однажды в этом городе,
Ты будешь рад вернуться вновь…
И вновь ты будешь удивлён,
И вновь ты будешь восхищён,
И вновь ты будешь поглощён -  НЕТЛЕННОЙ ЭТОЙ КРАСОТОЙ.
 

Сюда приезжают много туристов, а  несколько лет назад Каменный город приобрёл статус  ландшафтного памятника природы регионального значения.
            В одной из современных легенд, связанных с названием этого прекрасного памятника ПРИРОДЫ,  сказано, что город получил свое название, благодаря дочери мудрого правителя, которая была слепой. Один могущественный волшебник согласился дать ей зрение, при условии, что она  ПОЛУЧИТ ЗРЕНИЕ, НО не сможет увидеть город.  Правитель согласился, его дочь получила зрение,  а город превратился в камни.
           Легенда, конечно, красива, но ученые считают, что так называемые улицы Каменного города образовались из-за того, что миллионы лет назад здесь текла река. Именно она пробила удивительные уникальные  улицы и арки  этого удивительного сказочного  памятника природы. А  губахинский театр- студия Доминанта не случайно именно здесь НЕОДНОКРАТНО  ПОКАЗЫВАЛИ  великолепный 
спектакль «Ромео и Джульетта», оставив незабываемые впечатления у зрителей, которые приезжали на спектакль  даже из близлежащих  городов.
            
А  ДЕКОРАЦИЯМИ  ДЛЯ  СПЕКТАКЛЯ  СТАЛИ  ПРИРОДНЫЕ ПАМЯТНИКИ  ГУБАХИ  И  ЕЕ  ОКРЕСТНОСТЕЙ – ГОРА КРЕСТОВАЯ  И КАМЕННЫЙ ГОРОД.
       





Горой  Крестовой  Губаха  славится,
И тысячи людей попасть сюда пытаются.
Гора Крестовая – находится в городе  Губахе, это северная вершина хребта Рудянский  Спой. Популярный среди туристов Каменный город при этом является южной вершиной того же хребта. Гребень горы вытянут с севера на юг более чем на 4 километра. Гора Крестовая является геологическим памятником природы. Высота горы равняется 471 метру над уровнем моря. Вершина горы украшена причудливыми скальными выходами.
          В РАМКАХ ФЕСТИВАЛЯ  «ТАЙНЫ ГОРЫ КРЕСТОВОЙ» ЗДЕСЬ ВЫСТУПАЛА  И  БАЛЕТНАЯ ТРУППА  ПЕРМСКОГО АКАДЕМИЧЕСКОГО ТЕАТРА  ОПЕРЫ И БАЛЕТА,  И МОСКОВСКИЙ ТЕАТР  РЫБНИКОВА Ф. С  РОК-ОПЕРОЙ  «ЮНОНА И АВОСЬ» , И ПЕРМСКИЙ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ  ТЕАТР-ТЕАТР …
            Как  рассказывается в одной из легенд.., много лет назад проживали на Земле разные племена. В одном из племени рос мальчик, звали его Ур, что означает гора. Мальчик очень быстро рос и стал пастухом. Однажды пролетал мимо орел, схватил ягненка и полетел с ним в горы. Ур натянул тетиву лука и ранил орла, а затем побежал за ним в горы, чтобы выручить ягненка. Там, на вершине скалы у раненого орла сидела заплаканная Золотая девушка. Она сказала ему о том,  что парень больше никогда не вернётся к людям: «Он сын гор и должен помочь охранять золотой девушке её богатства».Скала раздвинулась, Ур и Золотая девушка вошли в неё. На языке того народа «жёлтый и блестящий» означало «ал». Так эти горы стали называть Уралом. Рассказывают, что иногда Ур и Золотая девушка помогают людям найти богатства в нашей уральской земле. Показывать не показывают,
         а на след наводят. Так,  навели  ОНИ строгановских приказчиков Андрея и Фёдора Кузнецовых на железную руду. Те заявили об открытии железного рудника на правой стороне реки Косьва в Губахинской горе, в березняке.А ЕЩЕ ОКАЗАЛОСЬ, ЧТО ГЛУБОКО ПОД  ЗЕМЛЕЙ -  ПОД КРЕСТОВОЙ ГОРОЙ  ОГРОМНЫЕ ЗАЛЕЖИ КАМЕННОГО УГЛЯ  ХРАНИЛИСЬ.
Так начиналась история города   ГУБАХИ.
 РАССКАЗЫВАЮТ.  ЧТО  ИЗ  первого, выплавленного в Губахе  чугуна , был отлит крест, который установили на гребне горы Крестовой. Именно поэтому и возникло название этой горы. До наших дней этот крест не дожил, после революции он был сброшен. В июне 2011 года крест (хоть и куда более скромный, деревянный) вновь был установлен на вершине.
 Сегодня на склонах горы располагается горнолыжный центр Губаха, и  в зимнее время на гору Крестовую съезжаются любители горных лыж со  всего Прикамья и соседних регионов, летом проходят съезды велосипедистов и можно арендовать квадрацикл.  А недавно в этих местах было обнаружено голубое озеро, в котором не запрещено купаться.
 
   ЕЩЕ в ХХ веке Губаха делилась на Верхнюю, Нижнюю и множество маленьких  поселений. Большая часть жителей  проживала в загазованной местности. Поэтому было решено построить  Новый  современный город. Сейчас он зовется городом Мечты. Призыв «Поверь в мечту!»- стал девизом жителей  новой Губахи. А на  гербе Нового города  сияет Золотой лев на Серебряной горе. 
              А  СТАРАЯ ГУБАХА ПРИШЛА  в полное запустение  и упадок, и постепенно превратилась в  «город- призрак», «город- легенду».  Но эта история не забыта так как, в городе-призраке проходят фестивали, и также театр Доминанта радуют зрителей. Каждый год ставит всё новые пьесы. Поэтому в старую Губаху также приезжают множество туристов и жителей города.
              К началу 90х годов Верхняя Губаха окончательно превратилась в город-призрак.
            Посёлок зарос лесом, остались лишь разрушенные здания и мощёные крепкой брусчаткой дороги.
            Но он продолжает жить до сих пор. Чуткие наблюдатели не раз видели в разрушенных окнах руин очертания людей. С каждой смертью в городе увеличивались мистические события, будто умершие люди приходили к себе домой, но уже  в другом облике….

Ослянка
         Гора Ослянка, величайшая вершина Среднего Урала, расположенная в его осевой части. Высота 1119м. По прямой от Губахи до Ослянки- всего около 60 км. Высочайшие вершины как Среднего (Ослянка), так и Северного (Тэльпосиз) Урала находятся вблизи северных границ соответствующих частей Уральского хребта . Гора Ослянка раньше называлась Ослянским камнем. К северу от неё протекают речки Большая и Малая Ослянки, притоки Косьвы. По поводу происхождения слова «ослянка» существуют 2 основные версии: от местного слова «осла», что означает оселок, точильный камень, изготавливаемый из местных пород или от слова «ослядь» или «оследина», что означает бревно, возможно контур горы кому-то показался похожим на бревно. Ослянка сложена преимущественно кварцевыми и полевошпат-кварцевыми  кварцитопесчаниками. Эти породы образовались почти миллиард лет назад, в верхнем протерозое (рифее).
           Вершина горы Ослянки Одинокая гора высотой 902,2 м, отделённая от Ослянки неширокой, слегка заболоченной, седловиной. Её название связано с тем, что она стоит в стороне от хребта, вдали от других горных вершин. С горы Одинокой открывается замечательный вид на Ослянку.
          О происхождении скал на вершине Ослянки у местных жителей существует легенда, опубликованная известным публицистом В.И. Немировичем-Данченко (1858-1943) в своей замечательной книге «Кама и Урал».
«– Видите вы на Ослянке правильные утесы, на самой вершине, а вокруг них точно каменный вал?
– Вижу.
– Народ это прозвал чертовым городищем... Тут, ранее, чем поселились люди, всякая нечисть жила... Вниз, в долины, она не заходила, потому в долинах своя специальная нечисть значилась – лешие, водяные... а эта исключительно на вершинах гор ютилась. Она имела свое особое назначение – насылать на долины вьюги и метели, закутывать случайные провалы тучами, взбудораживать воды, потому что черт водяной подчинялся во всем чертям горным. Кто на горы ходил, того они обвалами встречали... А главный их черт жил на Ослянке.
– А теперь?
– Теперь его нет... Теперь он на Павдинский камень ушел. И знаете ли вы, кто все это сделал?
– Старец какой-нибудь праведный.
– Нет. Народ приписывает это простому растесскому пропойце. Был горький пьяница... Нализался раз, да и полез на Ослянку. Черт оттуда и камнями, и обвалами, и вьюгой его сбивает, и громом шумит, и в тучу кутает, а пьяному, известно, – море по колено; он все вверх да вверх лезет, да на каждой скале по пути кресты высекает. Высечет крест – водка с собой,– попьет и опять дальше... Так до самого чертова городища наверху добрался. Подошел к валу этому каменному и крестит его издали, а там в черных домах–утесах у нечисти смятение идет. Стал было из последних сил черт метель на него снеговую пускать, а растесец в отместку ему крест на валу сейчас высек... Видит черт – ничего не поделаешь, взвыл... Со всех гор ему нечисть откликаться стала. Перелез пьяница через вал – тут нечистый не выдержал. Завился в снеговую тучу, да и полетел на полуночь – туда, к Павде... Только его и видели... А дома его все в утесы обратились... Видите, в какой у нас чести пьяницы. Старцы праведные не могли, а пьяница добился своего...»
В древности в этих местах кочевали малочисленные племена манси (вогулов). В.И. Немирович-Данченко приводит интересную легенду, посвящённую древним жителям верховьев Косьвы:
«– Тут на Ослянке и около прежде много разбойного лихого народу жило. Только не нашей веры и не нашей молви.
– Татары и пермяки?
– Нет... особые какие-то... И теперь черепа их вырывают здесь крестьяне, и топоры, только топоры чудные – железо не железо, медь не медь.
– Куда же они девались?
– Да их давно, еще при Грозном, строгановские люди побили. Без устатка всех, никому милости не было. Пермякам милость была, потому пермяки – смирные; их, бывало, побьют, они и смирятся, а эти, что на Ослянке жили, сами разбоем ходили и пардону ни у кого не просили. Ну, так Строганов и послал на них свои рати... Они тоже против него с умом действовали. В пещеры забирались и оттуда стрелами метали, да каменьем всяким!.. Долго к ним подступу не было, да строгановские догадались – сверху на них накинулись... Из Перми, да из Екатеринбурга приезжали сюда разные ученые, искали их – ничего не нашли, с тем и отъехали.»
               
Легенда о Ермачке на Няре .

                Вот тут на губе (у Няря) сидел Ермачок разбойный... У него подальше в горе и пещера была. Оттуда он, что паук на мух, на всякого странного человека кидался... До самой Камы злодействовал, ну только его старец один праведный волком обернул... Шёл этот старец от московской неправды в самоё Сибирь... Вдолге это опосля Ермака настоящего было. Был на Москве этот старец боярином. По обету пешком шёл, а за ним в челнах богачество великое везли, потому он хотел на Павдинском камне обитель поставить. Ну вот, ладно – стал он подыматься по нашей  Косьве-реке. До Губахи всё благополучно было, а с Губахи до Няря Ермачок этот действовал. С Ермачком было разного народа, татар и чуди ста полтора... Потому какие разбойные Ермаки, те к себе всякой веры беглых принимали. На ночлеге и напади Ермачок на старца. Не хотел старец человеческой крови даром проливать, и говорит Ермачку: «Честь честью поделим караван: половина тебе, половина мне». А у того жадность разгорелась... «Давай всё, – говорит, – или молись Богу – тут тебе и конец будет!». Стал старец с ним драться. Только Ермачкова орда слуг его осиливать начала... Половины не осталось... Тут старец силу свою и показал: «Будь же, – говорит, – ты отныне и навеки проклят. На какой реке лютовал, на той и лютуй, только не супротив людей божьих, а обернися ты со всеми своими присными и разбойными людьми щукой»... Только Ермачка и видели... Не стало ни его, ни рати злодейской!..
            – Как же вы говорили, что он его волком.
            – А это другая история. Вишь ты, поставил этот старец праведный на Косьве-реке скит свой и стал Богу молиться да всякого рода странных людей к себе перенимать. Пошёл он, вдолге после того, на Косьву, на бережок посидеть – тут вся косьвинская рыба к нему из воды... поклонилася старцу!..
            – Вона.
– Да! Как – уж не знаю, а только понял старец моление всякой мелкой рыбёшки. Пришла вишь та жалиться. «С той поры, как заклял ты Ермачка щукой, житья нам в нашей реке светловодной да чистой нет... Поедом ест нас та щука и некуда нам уйти от неё. Нет ей сыти никогда, сколько ни ест – всё ей мало». Ну, старец и пожалел рыбку... Вызвал это тайным словом щуку со всеми её щучками-присными, и сказал: «Быть тебе отныне серым волком, а вам волчатами. Потому в реке больше щуки-рыбы нет, и ты всех обижаешь, а в лесу над тобой ведмедь будет старшой»... Скинулась щука со щуками волком и волчатами и ударилась в чернолесье наше. Да… человек должен оставлять на земле что-то хорошее после себя. Накапливать капитал хорошо, но надо что-то делать и для народа, для города, чтобы оставалась добрая память.
 И на данный момент в памяти каждого жителя остаются съёмки сериала Сердце Пармы. Который охватил почти все губахинские красоты, в том числе актёры на огромном деревянном корабле плыли и по реке Косьве, этот корабль  теперь находится в парке рядом с театром Доминантой, он построен в память об актёрах и съёмках данной исторической картины.
                ПОДЗЕМНЫЙ МИР УРАЛА

            До прихода русских Северный и Средний Урал населяли финно-угорские племена – предки современных манси и коми. Согласно их верованиям существуют три мира - Верхний (небесный), Средний (земной) и Нижний (подземный). Верховным богом Нижнего мира является властитель злых духов Кульотыр. Манси верят, что после смерти часть человеческой души – «ис» попадает в подземное царство, там проживает еще одну жизнь, а затем превращается в водяного жучка («кэрхомлах») и исчезает.
            Сказать, что вокруг Губахи находится много пещер, это значит, ничего не сказать. Только известных и исследованных – более 100, а сколько еще ждут своих первооткрывателей!
            К этому надо добавить десятки закрытых и часто уже забытых рудников и шахт, ведь как минимум более 250 лет шла здесь добыча руды и угля.
            Русское население создало свои мифы и легенды, посвященные подземному миру. Часть из них отражена в сказах Павла Бажова.
            Огромный и до сих пор малоизученный подземный мир лежит прямо у нас под ногами.
               Археологические раскопки доказывают – на протяжении многих тысяч лет пещеры были для наших предков,  прежде всего домом, где можно было укрыться от зимней стужи и диких зверей, молиться богам и готовить пищу.
              Многие подземные дворцы использовались как святилища. Одно из них находится практически в самой Губахе. Это – Большой Ладейный грот, в котором найдены кости сотен животных, не только диких, но и домашних. На протяжении столетий здесь приносили жертвы неведомым нам богам.
            Пещеры привлекали к себе и злейших врагов людей – пещерных медведей. Останки этих животных обнаружены в десятках пещер Пермского края. Только в пещере Медвежьей в Кизеле найдены тысячи костей малых пещерных медведей. По мнению ученых, звери обитали в ней на протяжении тысячелетий.
            Человек уже давно покинул Нижний мир, но особое отношение к пещерам сохранилось. Недаром сотни туристов ежегодно приезжают в Губаху, чтобы увидеть подземные дворцы, созданные природой и ставшие сегодня экскурсионными объектами.
    

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

         Надеюсь, что моя работа была интересна не только мне…
               
 
Мой город славится  не только жителями, но и своими уникальными природными памятниками, тайны которых до сих пор  бередят умы  горожан  и, конечно же, будут интересны и его гостям…
               С 2007 года действует программа «Пермский край- территория культуры»- один из самых необычных и эффективных проектов, реализующихся в регионе.
               Губаха,  активно участвуя в этой программе, неоднократно получала статус «Центр Культуры Пермского края». Продолжается реализация программы «Губаха –поверь в мечту». И главными задачами этой программы стали: Изменение отношения жителей территории к своему городу, преобразование городского пространства, внедрение  новых  культурных технологий Внедрение новых культурных технологий  в образовательном пространстве  города и края для всех жителей региона.
Краеведение помогает понять взаимосвязь местного (особенного) и общего- в объеме всей страны; понять современность. Легенды вызывают интерес  к истории  города, края и облагораживают облик нашего города.               
                С каждым годом город становится всё более привлекательным для посещения туристов.
                Легенды вызывают интерес к истории Губахи и облагораживают облик нашего города. А жителям города помогают  задуматься о том, что мы - жители - должны беречь и любить свою  малую родину, уникальную природу своего родного края. Уникальную своей природой и красотой, ведь не зря именно наши незабываемые красоты выбрал Антон Мегердичев, чтобы рассказать про историю наших предков живших на Урале в своём фильме «Сердце Пармы».  Чтобы его заповедные места и дальше радовали окружающих своей необыкновенной красотой.
                Чтобы и дальше процветал наш город, под новым девизом, заставляя каждого из нас реализовывать свои мечты.  Чтобы каждый из нас жил и верил в свою мечту, и не просто верил, а воплощал её в жизнь. Чтобы никогда не исчез с лица земли наш маленький город, наш родной край.
         
                РЕКОМЕНДАЦИИ  для практического использования данной работы:
1. Для туристов и гостей города в качестве  экскурсионного  материала;
2. Для внеклассной работы в образовательных учреждениях;
3. В палатах для выздоравливающих пациентов лечебных учреждений  города и края для создания позитивного настроя  и желания жить в мире, в котором побеждает добро.

                СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Немирович-Данченко В.И., Кама и Урал: очерки и впечатления. СПб.: Тип. А. С. Суворина, 1890., стр.383-384.
2.Людмила  Суднева. «Сказка о Бабьем озере», г-та «Уральский шахтер».
3.Авендус .2016 «Легенда о городе славном Губахе – городе улыбки»
4.Нина Бойко. «Губаха –далёкое прошлое» ,(2-ух вековая история КУБ-а и России в целом), г.Пермь  2014г.
5.Губаха – горная страна. Пермь. 2012г. Изд-во «Литер- А». Краеведческое издание стр. 7; 23.
6.Программа «Пермский край -  территория культуры». Пермь, 2007 -2013г.
7.Павел Ширинкин.  Книга легенд. Пермь. 2016 год.
8.Котельников С.В.,Река Усьва (путеводитель), изд-во «Ладонь», Пермь. 2010г.
9.Краеведение  это всегда краелюбие. Доклад  академика Шмидта С.О. на Всероссийской конференции краеведов.  Москва. 1998 г.
10.Саплина Е.В., Санин А.И. Путешествие в историю.  М., 1995г.


Рецензии