Глава 28. Вера по-своему
Священник не отпускает грехи, а допускает человека к принятию Святых Даров и через них Святого Духа. В случаях же заблуждений и прельщений опасно таящих в себе хулу на Святого Духа, упорствующего в них человека он может временно ради его же блага не допустить до Святого Причастия во избежание «причаститься во осуждение себе». Конечно, на исповеди по дьявольскому соблазну человек может и солгать священнику, но проблемы его это никак не решит. Она в том, что страсти в душе человека дорожащего ими и упрямо стоящего в них не приемлют истинного Господа, но превратно как им нравится, по-своему понимают Его. Ими отторгается Святой Дух и причастие Его может стать прельщенному «во осуждение себе».
Хранимыми им страстями возмущенными причастием Святого Духа с ним могут произойти самые непредсказуемые последствия. Напротив, искренне по неведению заблуждающийся человек всегда может и способен уразуметь свою неправоту, истинно раскаяться в своем грехе. Тогда причастие Святого Духа спасительной силой Божией укрепит и очистит его от греха. Поэтому так велика, нужна и важна помощь священника на исповеди. Истинное Боговедение - вот то главное, что может дать священник своей пастве. Все остальное для всех верующих в Него слушающих исполняющих слово Его, через таинства Своей церкви Господь сделает Сам.
Апостол Иоанн говорит: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия» (Ин.3:18). Проблема нашего спасения была и есть всегда только в нас самих и нашей вере в Него. Но вере не по-своему, а в духе и истине Его. Только по такой вере способны мы принять помощь Господа. Но, именно такой вере и препятствуют в нас страсти. По их хотениям и соблазнам в людях возникает лукавое подменное понимание сказанного Им. И по обману страстей неосознанно многие люди оказались неистинно, но вполне искренне по-своему верующими в Господа. Эти люди могут быть разными, добрыми и злыми, но проблема понимания Бога и служения Ему у них общая.
Вот добрый человек по-своему верующий в Господа согрешил на близкого ему раздражением. Он искренне огорчен, расстроен, корит себя за грех и просит у него прощения. Все правильно, ибо нужно чтобы обиженный тоже страстной человек простил его. Но вот дальше уже в молитве и на исповеди у священника он просит Господа о том же! Господи, - просит человек, - прости мне грех раздражения моего, помилуй меня от гнева Твоего и благослови. Человек не понимает, что прощение его греха зависит не от «каприза» Господа, а от него самого, от изменения любовью его отношения к другим людям и природному миру. Подсознательно на бесстрастного Бога еще на Кресте простившего всем и все прошлые и будущие грехи им накладывается страстной формат человеческих отношений. И человек просит у Господа то, что никак не относится к Нему и не просит у Него самое нужное. То, что действительно может дать только Он один - это помощь в борьбе и победе над эгоизмом и себялюбием своих страстей! А без этого все уже прощеные грехи и его новые просьбы их снова простить будут бесконечно повторяться, множиться, что собственно с нами и происходит.
Но есть и совсем другие люди. Никак нежелающие расставаться со своими страстями, они не могут смириться с Его промыслом о человеке. Эти люди хотят себе от Господа «спасения» со своими неразлучными страстями, чтобы вечно получать от них уже привычное удовольствие. Не видя в них ничего плохого и по-своему понимая Бога такие люди искренне верят, что Господь по милосердию Своему спасет их за веру и усердие. Поэтому они по-своему понимают Блаженного Августина: «Возлюби Бога и поступай, как хочешь», не вникая, что истинная любовь к Богу не только подавляет страсти себялюбия и определяет поступки человека, но и сама проверяется ими. Они постоянно ходят в Храм, где по-хозяйски всегда проталкиваются на «свое» место, часто исповедуются и причащаются Святых Таинств, по «заслугам» своим во время службы ходят, разговаривают, игнорируя всякие к ним просьбы и пожелания. Искренне считая себя у Господа «своими» они даже не подозревают что, желая такого спасения, хотят вечного существования в своей смерти!
Об этой мечте дьявола в отношении человека говорилось выше, как и о своем понимании Бога, бывшем внутри старой еврейской церкви, о которой сказал пророк: «Возненавидех церковь лукавнующих, и с нечестивыми не сяду» (Пс.25:5). Ее страстной образ, всегда искавший причину всех проблем вне себя, еще тогда породил понимание Бога как грозного, мстительного и долго непрощающего человека. Которому для Его «умилостивления» над человеком и прощения грехов требовались многие внешние видимые Ему сокрушения: обильные и частые жертвоприношения, плач и растерзание одежд, посыпание прахом голов, посты и тому подобное. Об изменении самого себя перед человеком вопрос не стоял.
Теперь, как и тогда неизмененное любовью и раскаянием душевное состояние человека упрямо понимающего причину отпущения его грехов не в самом себе, а в милосердии Господнем, ничего доброго ему не приносит. Такой человек говорит в себе: Господи, я вообще-то хороший, но из-за обстоятельств моего жития я поступаю не так. Помилуй меня Господи и благослови и будь милостив ко мне, отпусти мне грехи, которые я вынужден совершать из-за них, измени их (обстоятельства) и тогда я не буду больше грешить и стану поступать хорошо. Здесь нет и тени смирения и раскаяния, никакого желания в терпении принимать и исполнять волю Его, но зато есть полная уверенность в своей правоте.
Мольбы о благословении это мольбы о сохранении, а не изменении себя, а просьбы о помиловании это просьбы об изменении «плохих» внешних обстоятельств, совсем не соответствующих эгоизму и себялюбию человека, не устраивающих его страсти, никак не потакающих им и препятствующих их удовлетворению. И вот такой человек просит: «Спаси Господи!». Опять вдумаемся в смысл этого прошения. Если оно касается его настоящего земного бытия, то здесь все понятно и сказано выше. Но если прошение касается истинного спасения от смерти, тогда вообще ничего не понятно!
Человек не хотящий меняться и расставаться со страстями смерти желает вместе с ними таким, какой он есть, попасть в Царство Небесное и также наслаждаться Им. И в этом он молитвенно уповает на Господа. Но это Царство Божие - прежде всего внутренний мир человека, сформированный ценностями этого царства. Его Царство Любви вообще не знает этих внешних обстоятельств, ибо у любви нет, и не может быть никаких условий, как нет, и не может быть угождения себе. Что же будет делать его себялюбие в Царстве Любви? Представить себе наслаждение такого человека Его Царством никак невозможно, как и его появление в нем.
Ну тогда пусть Господь Сам изменит меня, - скажет человек. Никак невозможно, - ответит ему учение Господнее, - это будешь уже не ты! Бог никогда и не в чем не подменял волю человека Своей волей, ибо тогда это было бы совсем иное уже не богоподобное творение. Даже временное изменение изначального телесного обличия человека по его грехопадению было только милостивой спасительной помощью ему и никак не затронуло его сущности. Для Бога воля человека, даже утратившая свободу по страстям его, тем не менее, оставалась личной волей человека. Любой его выбор и волеизъявление, какими бы они ни были, всегда принимались Богом. Но по Своей любви к человеку Бог никогда не оставлял его.
Пророческими словами и попущением порожденных его грехами разных обстоятельств в его житии, здоровье и благополучии Бог вразумлял человека, но никогда не исправлял поступков его. Это должен был делать сам уразумевший свою неправду и захотевший обращения к Богу человек. Только сам добровольно по своей воле жизни избравший любовь, раскаяние и обращение к Господу, человек становится прежним промысленным Богом соработником Ему. И только по любви, взысканной в своем изначальном образе, а не по каким-либо иным причинам способен человек принять милость и спасительную помощь Его.
Но порабощенность страстями греху, утрата истинного понимания Бога, его запутанность и слабость веры сделали человека неспособным к обращению только своими силами. Вот почему так нужна была страшная Искупительная жертва любви, принесенная человеку Господом и Его победное над смертью Воскресение. И всемогущество любви победившей страсти себялюбия и его грехи, всесилие жизни победившей смерть, победное Воскресение Господа в нетленном теле, полное освобождение от гнета обреченности душевного и телесного рабства дьяволу и, наконец, сам путь спасения в Нем - Победителе смерти, все это было милостиво дано человеку Господом. Но дальнейший личный выбор пути опять был оставлен за человеком!
Иначе невозможно для человека. Даже с Божьей помощью это должен быть только его личный выбор. И, как известно, спасение выбрали далеко не все. Бог вообще ни над чьей волей не творит насилия, тем более над волей человека, по промыслу Божьему соработника и хранителя Его земного мира. Всегда и все дело есть только в человеке, в его уже несвободном, но осознанном самостоятельном личном выборе, происходящем по его намерению. Выше уже говорилось, что самые добрые слова и поступки человека могут содержать под собой совсем иные его намерения никак невидимые другим людям. Именно эти намерения составляют тайну сердца человека известную только ему и Богу, и все вместе они безошибочно указывают на истинное сокровище человека.
В нем и есть подлинная его вера, весь смысл бытия, а значит и будущая жизнь или смерть: «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше». Человек может солгать другому человеку, даже священнику на исповеди, но никак не может солгать Богу видящему намерение в его душе. По этому намерению, ведомому только человеку и Богу, Им узнается истинная суть всех дел и слов человека, даже его молитвы. Одинаковое в словах молитвенное прошение к Господу о помиловании, благословении и спасении может быть со страстным подобным рассмотренному выше намерением. С таким намерением нелепо и оскорбительно умолять Того Кто Сам есть Любовь и Милость любить и быть милостивым к себе, тем самым возлагая на Него вину за свой собственный выбор (как Каин) и за не отпущение своих грехов!
Такие молитвы не только бесполезны, но и вредны для человека. По сути это есть прошение Господа о нарушении Его промысла о нем! И неважно осознанные или нет, но молитвы о помиловании страстей и благословении зла есть кощунство и хула на Бога. Верующий по-своему человек, ведая или не ведая, что он творит по страстям своим, может умышлять беззакония, творить их и даже молить истинного Бога о благословении этих беззаконий. Сути это не меняет. Поэтому всем им ведавшим и не ведавшим что творят, будет лишь одна разница в возмездии, порожденном их намерением: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, не сделал по воле его, бит будет много; который не знал, сделал же достойное наказания, бит будет мало» (Лк.12:47,48). Но бит будет!
Поэтому прежде молитвы человеку необходимо вникнуть, осмыслить и осознать свое намерение, о чем он хочет просить и что уже знает Господь. Всякое моление человека к Господу о помиловании и благословении должно быть благим намерением о вразумлении, душевном и телесном укреплении, чтобы он смог принять Его волю и исправить житие свое по заповедям Его. Быть намерением о помощи Его в борьбе со своими страстями и победном изменении самого себя. Молитвы о прощении грехов уже простившему их Господу должны быть в свидетельство раскаяния человека, иметь намерение обрести способность принять прощение Его. Все же остальное сделает Сам Господь, любовь и милость Его.
Угодное Господу правильное намерение наше вот что есть непременное условие благотворного действия молитвы нашей. И тогда уже «молясь, не говорите лишнего,… ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» (Мф.6:7,8). Молитвы же наши в отношении других людей могут быть не только о помиловании и благословении, но как свидетельство нашей любви к ним об их внутреннем и внешнем благополучии. И да будет все по промыслу Его о нас грешных! Главное чтобы человек захотел услышать Господа и дал Ему возможность спасти себя.
Без истинного раскаяния и внутреннего намерения изменить себя ничем и никак не помогут человеку никакие постоянные хождения в Храм, многие и частые молитвы о помиловании и прощении грехов, зажженные свечи, соблюдения постов и приобщения к церковным таинствам. И наоборот, истинному его раскаянию и праведному намерению они всегда дадут самую действенную помощь. Образно говоря, искреннее раскаяние это ключ веры, открывающей дверцу души и впускающей стучащееся в нее прощение. Впускающей Самого стучащегося в нее Господа: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр.3:20). Но, чтобы услышать этот голос Его, надо взыскать в себе любовь и раскаяние, - ключ которым вера в Него сама откроет Ему дверь.
Свидетельство о публикации №223101801307