М. История9. О тех, кого помню и люблю. Часть6

М. История # 9. О тех, кого помню и люблю. Часть 6. Между прочим, ровно сорок пять лет назад.

    На День Космонавтики мы пошили красные штаны. Самый лучший фильм о прошлом - Москва слезам не верит - почти ничего не говорит о штанах, а это несправедливо.

    Когда Земля еще была тепленькая, и по ней бегали динозавры, в общем, в самом начале шестидесятых, молодые люди носили КЛЕШИ - брюки, очень сильно расширенные книзу, там были складки по бокам, в этих складках были молнии, или колокольчики, или лампочки, или пуговички... Потом просто осталась огромная ширина внизу, даже в одной известной песне пелось                -   ”И клеши новые метут асфальт”...                К концу шестидесятых главными остались ширина в колене и внизу - говорили так - ”У меня клеши 22 на 28;”  К началу семидесятых возникла мода ОТ БЕДРА - то есть брюки равномерно расширялись от пояса вниз. Иногда стали самостоятельно делать бахрому внизу - это возникло от фильмов про индейцев с Гойко Митичем и ”Золота Маккены”. Мы познакомились с хромым дяденькой, который  фантастически шил ”от бедра”, поэтому быстро стали самыми модными. Надо напомнить, что мы ездили в стройотряды через Москву, а в столице в Домах Тканей выбор был на сотни видов;

    Итак, 12 апреля 1975 года в холле общежития   перед красотками - филологами;как говорилось, факультет невест;;наша компания предстала в ярко-красных вельветовых штанах ”от бедра”. И тут мы впервые узнали, что у них в группе  настоящая живая Поэтесса - Наташа Х., которая уже не раз   публиковалась, и даже  поддерживала отношения с Робертом Рождественским;Какой же был эффект, когда она встала и, вместо первого тоста за встречу предложила ошеломляющий стихотворный экспромт ”За красные штаны”;Впервые нам посвятили стихи... К огромному сожалению, моя память не сохранила их...

    Дальше - больше. Оказалось, девочки к встрече подготовили шикарное театрализованное КОСТЮМИРОВАННОЕ ;настоящий цветник ярких материй;представление на тему  ”Лисистраты” Аристофана;Напомню, тема этого очень изящного и прикольного произведения - женщины устали от бесконечных войн, которые забирают у них любимых мужчин, и главная героиня подговаривает всех жен - НЕ ДАВАТЬ мужьям, пока не перестанут воевать...  Даже  трудно мне передать наш восторг от ясного осознания, что это не просто встреча-застолье, с танцами, тостами и вином, а какой-то новый уровень общения, более высокий...

    Одним словом, несколько месяцев дружбы с филологами стали яркой и неизгладимой частью нашей юности... У нас образовалось шесть пар - очень редкое явление - шесть друзей сблизились с шестью подругами... Под влиянием знаменитой Наташи все подруги немного писали стихи, а уж сколько они знали наизусть;Однажды вся наша компания забрела к Ванечке на сьемную квартиру и всю ночь при свечах - вино и стихи... Когда я сказал, что обожаю балладу из ”Ромео и Джульетты” и песню из ”Генералов песчаных карьеров”, и очень хотел бы их петь под гитару, они специально сходили в кино и НА СЛУХ записали оба текста - на английском и на португальском;Излюбленным местом нашей встречи стал Первый квадрат - угловая плитка тротуара на перекрестке Гурова и Университетской, перед Главным Корпусом Универа... Ездили в лес, запомнилось, как нудной проводнице в электричке Лариска Б., не задумываясь, выпалила в лицо экспромт -   Проводница, проводница, ты мне долго будешь сниться;Целовались взасос;шесть пар одновременно;;на извилистой лавочке кафе ”Чайка” перед парком Щербакова... А через год, уже давно разойдясь своими путями дальше по жизни, встретились бурной компанией на проводах в армию нашего Женечки и сняли на память шикарный цветной кинофильм... 

    Каким-то образом это опять подтолкнуло нас с Юриком к стихотворчеству. Повод быстро нашелся. Наш профорг, Гена К., весьма колоритная личность ”старых устоев”, на 8 лет нас старше, после армии, очень физически развитый, гиревик, по прозвищу  Кирпич, положил глаз на красавицу Ведмедя, неудавшуюся пассию Сережи М... На всякий случай поясню, что один из наших болтунов, Марыся, в подтверждение достоверности всегда упоминал своего мифического брата Гриню...

    Ой, послушайте нас, люди добрые,                Добры молодцы, красны девицы,                Мы вам песню споем нашу новую,                Песнь вторую-то нашу, застольную.               

    То не деды наши поведали,                То не сказка, не быль, не предание,                То поведал нам Гриня правдивенький,                Да и значит, то правда чистейшая;

    Ой, в степях-то Донских, под Макеевкой,      Оподля террикона громадного,                Жил Сынок - Богатырь припеваючи,                Со супругою, свет - Еленою.

    По утрам он едал одинешенек                Молока ведро да хлебов полста,                Надевал он шубы боярские,                Да в Ликбез отправлялся ранехонько.

    А в богатом том царстве Макеевском                Жил прекрасный Ведмедь, Красна Девица,               И повадился к ней на свидания                Богатырь чужеземный Малтабарушка;      

     Но не ведал о том Гена Каменев,                И сидел на собраньи профсоюзненьком,                Да спортивную-то газетку почитывал,                Как явился гонец с вестью страшною.

    Тут нахмурил Кирпич брови черные,             Замахал кулаками огромными, -                Ой, подайте сюда Малтабарушку,                Здесь умрет он, злодей, смертью лютою;

    То не волны на море разгулялися,                То не тучи на небе расходилися,                То  Сынок наш, Кирпич - добрый молодец,                Ой  ты, гой еси, Гена Каменев;      

     Как махнет наш Сынок ручкой правою,               Так летит Малтабар в угол темненький,                Как тупнет богатырь ножкой левою,                Так дрожит весь Ликбез белокаменный...

    И побил он врага чужестранного,                Защитил Русь святую от недруга,                Все поют ему славу великую,                .     СВЧисты бутылку поставили...

    Ненавязчиво возникло несколько эпиграмм - не буду их расшифровывать -         

    Сидит он нервно, пальцы в рот, и ногти грязные грызет.               

    Вечно весел и небрит, с Вовой в Горловку спешит.

    Бросил пить и маг купил, долго Комрада не бил.   

    Лежит он с Комрадом  в постели, палец в нос и хлеб в портфеле...

     Как-то поздно вечерком сыграл Некто с  пареньком, то заплачет, то вздохнет, никак мизер не пройдет...

    Потом решили написать гимн группы. Воскресная Международная панорама начиналась знаменитой песней Битлз ”Can't Bye Me Love", и слова родились сразу:

    Живет в Ликбезе наша группа, группа СВЧ,             И лица веселы у всех от солнечных лучей.             Мы любим шутки, любим смех, подкалываем всех. Лентяев больших не найдешь и больших хвастунов, Все потому, что много в ней патлатых пацанов               

                И одна Оля;                Но мы не плачем, мы смеемся, шутим - будь здоров

    Какая группа, группа, группа лучше всех;

    В читалку лучше не ходи, ты нас там не найдешь, Но на дневной сеанс в Шевченко точно попадешь,   Мы ходим часто в министерку, кушаем компот,    Мы любим огненную воду, пишем преферанс,     Спросонья даже ходим в Школу, опоздав на час,      А на уроках физкультуры слышим трубный глас:

                Комрад, убью;

    Какая группа...

    Следующим важным явлением у нас стала кампания по борьбе с матами. Честно говоря, их было под завязку, в основном, при восторженных рассказах о капканах, т.е. важных необыкновенных событиях. Сначала мы поступили традиционно - постановили класть в банку из под кофе 10 копеек за матерное слово и 5 копеек за грубое, но не очень матерное. Через два дня на эти деньги купили и сожрали полтора кило Кара-Кума. Через три дня история повторилась. Опять обьелись конфетами. Стало ясно, что это не выход. И тогда возникла идея вместо грубых матов говорить  "10 копеек," а вместо негрубых ругательств - "5 копеек". Вроде бы вышло удачно, но вскоре срочно понадобилась расшифровка. Так стал создаваться денежно-ругательный словарь:

    ...опа - 5 копеек.

    С...издить - сдесятикопеить.

    Подье...ывать - поддесятикопеивать.

    Б...ядь - плохая девочка.

    Пи...дец - плохие действия.

    Е... твою мать - плохие действия;со вздохом;

    Сразу это кажется непривычно, но поверьте, этот   чудесный язык привился очень быстро и гладко и стал обогащаться не по дням, а по часам...

    К началу четвертого курса нас ждало известие, что по каким-то неизвестным причинам нашей компании нет места в общежитии на этажах физфака - самых верхних в нашем небоскребе, и нас вынуждены переселить на второй этаж, к. 218, в секцию, которая не относится ни к какому факультету. Сначала мы немного обиделись, но потом оказалось, что это просто дар с небес; 

    Отныне мы оказались на настоящем острове, нас никто не проверял, не было никаких комиссий. Вся Америка со своей хваленой свободой могла теперь нервно курить в стороне. Ко всему прочему, теперь, находясь в удалении от других, я мог громче играть на органе свой любимый Дип Перпл, а то до этого приходилось все разучивать в наушниках, и Юрик, сидя или, чаще, лежа рядом, слышал только быстрый тихий шелест клавиш органа, и до сих пор вспоминает - Все Гешины песни звучали та-ра-та-та-та-ра-та-та;

    Этот год, несомненно, был самым насыщенным, как в любом произведении есть кульминация. Мы стали притаскивать свои ”богатства” - почти тысячу моих цветов - открыток на стену, гитару,  два катушечных и один кассетный магнитофоны, электроорган, кинокамеру, кинопроектор... Были некоторые мелочи, которые сейчас кажутся незначительными, но тогда, 45 лет назад... У нас на стене вместо выключателя был тиристорный светорегулятор, который создавал полумрак в нужный момент, а в изящном светильнике в лампочках вместо спиралей были бегающие красные отблески, как будто таинственные свечи... С кроватей мы сняли спинки, потому что спинки не подходили к очарованию обстановки, и постели были на полу.  В довершение Юрик притащил от своей космической бабули настоящий черный древний телефон, как в фильмах про Ленина, который для вызова надо было накручивать ручкой;Другие  аппараты были в соседней тринадцатиэтажке у Дидонина с Дуткой, и у Воина, а так как скромностью никто не страдал, то к телефонам было паломничество... В эти годы в ДонГУ, кроме большого количества уже   примелькавшихся немецких студентов, стало много негров, арабов со всего света, их селили иногда вперемешку, иногда это давало любопытные сочетания, например, в одной комнате жили сын начальника полиции какой-то маленькой африканской страны, и с ним сын председателя компартии оттуда же, и они друг с другом воевали почище Тома и Джерри. У Воина в комнате поселили араба по имени Нэджим, и было прикольно слушать по телефону медленный ответ с гортанным арабским акцентом : ” ВОИН НЭТУ  ДОМА;” В это время я играл в международном студенческом ансамбле ”Интертранс” - три немца, три русских, и негр пел... Двери наших комнат не закрывались от гостей. А один из негров, Эдик, сдружившийся с нами, так и говорил с восторгом - капиталИст комнатА;Море цветов на стенах, море прекрасной музыки...  В памяти оживает нескончаемая цепь приключений - капканов... 

    Вот к нам приходят соседи, товарищи по группе, просят ”отомстить” биохимичкам, живущим этажом выше, которые после ”развода” наших групп стали устраивать мелкие пакости - обливали сверху из окна чайной заваркой, как-то в ночь нарисовали по всем тринадцати этажам стрелки с надписью ”Туалет”, ведущие в их комнату, а недавно дерзнули купить проигрыватель ;как посмели, над головами великих радиофизиков, даривших музыку двум тысячам студентов;и стали постоянно включать пластинку ”Я к тебе не подойду, и ты ко мне не подходи;” Адекватный ответ, как сейчас говорят, последовал тут же;Мы записали на склеенное кольцо магнитофонной ленты фразу унылым голосом ”Да не подойду  я к тебе, да зачем ты мне нужна...”, на табуретках подняли динамик и установили напротив вентиляционного окошка в верхнюю комнату, включили запись и ушли в кино... Весь мир знает, что самый большой ужас всех   восточных казней - в монотонности. В общем, когда мы вернулись, разбитая на мелкие кусочки пластинка валялась под окнами...


Рецензии