Постскриптум

Однажды в беседе с одним протоиереем об этой книге он сказал мне: есть научное богословие, а есть «бабушкино» богословие. Эту книгу простые неученые люди не поймут. На это я ответил: а вы на что? Написать эту книгу «по бабушкиному» было просто невозможно. Но понимать отношение Бога к человеку и человека к Богу, чего хочет Бог от человека для него самого, надо одинаково правильно и академику и «бабушке». Простой вопрос: что нужно делать этой самой «бабушке» для отпущения грехов и спасения от смерти. Из последних сил ежедневно «приползать» в Храм и «разбивая» от усердия лоб молить «неумолимого» Бога о прощении ее грехов с надеждой, что за это ее усердие и веру Он «помилует и простит»? Или понимая, что проблема ее не в «немилости» Бога уже давно простившего ее, а в ней самой, в собственных ее страстях в смирении просить Господа об укреплении ее веры, душевных и телесных сил и пытаться справиться с ними?

Вот для этого, - сказал я священнику, - прежде всего вы и нужны прихожанам вашим. Конечно, упорно держащихся своих страстей и упрямо желающих по ним понимать Господа и свое спасение переубедить нереально. Страсти, задавившие в них слышащую любовь, совершенно глухи и не приемлют никаких доводов. Но есть великое множество людей только заблудившихся по тем же страстям в понимании слова Господа, незнающих истинной природы своих страстей и потому не ведущих с ними беспощадной войны, но снисходительных к ним как простым человеческим слабостям. Вот в них хватит любви, чтобы услышать понять и принять доводы священника, раскаяться в своем былом заблуждении и с Божьей помощью начать войну непримиримую со своими страстями, за свою жизнь против смерти.

Вот тогда и сам священник исполнит служение порученное пресвитерам апостолами, а им заповеданное Самим Господом: «если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Ведь человеку видящему «немилость» Господа и невидящему врага своего спасения в самом себе не помогут никакие частые хождения в Храм и все таинства церкви. Но именно эта проблема веры по-своему как раз очень велика сегодня. И многие священники, иеромонахи в своих проповедях говорят об усердии именно в видимом служении Господу, за которое Он «помилует и простит» исполняющего его человека. Но Он - Любовь милует и прощает не за что-то! Только даром по любви к людям Он всем им подает Свою милость и прощение, «ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, дар Божий» (Еф.2:8).

Напомним, милость = сострадание, милосердие. Бог есть Любовь, и милость к человеку это Его неизменное состояние. И все грехи мира были прощены Господом еще во время Крестных страданий. Но чтобы принять человеку эти поданные ему милость и прощение, их мало только захотеть. Нужно стать способным принять их. В смирении истинной веры нужно много потрудиться в борьбе с ненавистниками любви - своими страстями. С Божией помощью по-разному одолеть их: уничтожить, подавить, отодвинуть в душе своей, чтобы этим самым вернуть любовь на ее прежнее законное главенствующее место. И уже этой любовью в человеке происходит искреннее раскаяние во всех грехах, меняя его и делая способным принять прощение уже давно поданное Господом и Его Святого Духа отпускающего эти грехи.

Для человека действительно хотящего спасения в Господе нет ничего опаснее видения в Нем этой проблемы! Есть только сам человек имеющий врага своего спасения в себе самом и внутри самого себя. Поэтому не какие-то лукавые мудрствования об «умилостивлении» Его, а смиренное прошение человека о вразумлении в терпении принимать и исполнять волю Господа о нем есть единственный его путь к спасению. И ничего лишнего для этого ему не надо, но только: «Господи помилуй, Господи благослови»!
 
Много еще есть важных и интересных вопросов, которые нам также хотелось бы вдумчиво рассмотреть и понять. Среди них: «Человек и Богопознание»; «О предизбрании Божием»; «Божии и подменные лукавые значения и смысл слов», «Дьявольская толерантность или Божия веротерпимость?», некоторые другие. И, конечно же, что значит: «Составляетъ же свою любо¬вь къ намъ Богъ» (Рим.5:8). Их мы думаем, пока предположительно, рассмотреть в следующих Размышлениях.

Заканчивая, еще раз обратим внимание на особую важность четкого, ясного и правильного понимания сущности основных вопросов и терминологии православного мировоззрения. Именно это поможет обрести необратимое и ясное осознание того, что война за жизнь против смерти всегда есть только наша личная война! Да, разумеется, с Божьей помощью, но трудами лично нашими по заповедям Его, не возлагая на Господа своей работы. Отсутствие этого понимания неизбежно осложняет и затрудняет всякое дальнейшее наше продвижение к Богу, снижает усердие наше опасной пассивностью, тихо лукаво уводит нас в сторону сомнительных псевдо-философских рассуждений.

Эти последние за своей лукавой внешней красивостью и «мудрой» выразительностью чаще всего скрывают лишь свои запутанность, уныние. Возьмем, к примеру, два афоризма Сергея Довлатова: «Истинное мужество в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду». Как прямо-таки сильно сказано - А? Или, «будешь думать - жить не захочется. Все, кто думает, несчастные...». Вот замечательный образчик запутанности и трагичности всякого нехристианского мировоззрения. Для христианина же есть: Истинная радость в том, чтобы любить жизнь, именно зная о ней всю правду. А истинное мужество в том, чтобы сопротивляться всему, что лишает этой радости. И тогда второй афоризм: будешь думать - жить захочется. Все, кто не думает - несчастные...
               
На всем протяжении времени написания этой книги меня непрестанно мучило множество вопросов, сомнений и колебаний. Слишком важным и серьезным был предмет моих исследований и размышлений. Поэтому изо всех своих сил, со всякой тщательностью и добросовестностью пытался я изучить и рассмотреть поднятые мной вопросы. Ответы, полученные мной, весьма сильно встревожили меня и заставили повторно и более раз вновь изучать и осмысливать эти вопросы. Но ответы опять получались такими же. Видя существенное расхождение некоторых из них с общепринятой уже устоявшейся точкой зрения и не находя убедительных оснований для их пересмотра я решил обратиться за консультацией к священнослужителям.
 
Всего, последовательно, я обратился к одному архимандриту, одному иерею и четырем протоиереям. К моему сожалению ни у кого из них кроме одного протоиерея, которому я от всей души признателен, не нашлось времени и желания прочитать предложенные им тексты. Беседа с этим протоиереем была весьма полезной и помогла мне избавиться от колебаний и решиться на публикацию этой книги в московском издательстве «БИБЛИО-ГЛОБУС». Потом было прохождение процедуры научно-богословской экспертизы с целью получения грифа Издательского совета РПЦ. В грифе было отказано.

Судя по форме выписки из протокола с полным отсутствием каких-либо аргументов, книгу даже не потрудились прочитать. Разве что Предисловие, по нему был обидчивый отзыв на мои замечания по Синодальному переводу и, в виде премии, была приложена уничижительная критика в мой адрес. Потом было мое письмо Его Святейшеству Патриарху Московскому и Всея Руси Кириллу с просьбой поручить кому-то прочитать книгу и направить мне аргументированные замечания. Действительно через месяц я получил ответ от уполномоченного им иеромонаха.

В нем более двадцати страниц мелким шрифтом содержали по некоторым вопросам, затронутым в книге массу выписок из известных общепринятых точек зрения. И ни слова не было сказано по существу приводимых мной аргументов. В общем, несмотря на все мои старания, полезного оппонента я так и не смог найти. Теперь после публикации книги я искренне надеюсь на содержательную критику, продуманные серьезные убедительные и внятные аргументы.

Желая избежать суждений подобных полученным мной в рамках научно-богословской экспертизы и предвидя такую возможность, я осмелюсь просить тех, кто пожелает стать участником оценки данных Размышлений руководствоваться следующими словами Господа, взятыми мной в качестве эпиграфа. Когда в доме первосвященника в ответ на слова Иисуса один из служителей ударил Его по щеке, сказав: так отвечаешь Ты первосвященнику? «Иисус отвечал ему: если Я сказал худо, покажи, что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?» (Ин.18:23).







      














 


Рецензии