Ненужные художники 2. Сор остаётся в избе

А теперь к делам семейным. Два слова о «избе» и накопившемся в ней соре, который не выметешь. И не потому, что «как можно-с», просто нынче этим сором никого не удивишь. Разоблачения, фейки, ушата вылитой «правды» – всем всё надоело. Так что надежд никаких: наш сор остаётся с нами.

А начну я с небольшого экскурса в историю, чтобы обозначить основной посыл статьи. Как так случилось, что из уникального, мощнейшего предприятия наша секция превратилась в некий «Клуб по интересам».

Секция монументалистов всегда была в авангарде СХ. Мы были не просто художниками, работа в архитектуре откладывала отпечаток на всю нашу деятельность. Мы были законодателями направления и стиля. Наши художники имели своё лицо, почерк, своих учеников и последователей. Чернышев, Андронов, Васнецов, Тальберг, Милюков, Николаев, Лубенников – эти имена стали уже легендами, вошедшими в историю искусств.

Мы были экономически независимы. Наш комбинат (КМДИ), и комбинат оформителей (КДОИ) содержали Худ Фонд. А Худ Фонд, в свою очередь, содержал весь тогдашний МОСХ. Мой отец был одним из создателей идей «Комплексного проектирования». Это было новое слово в нашем деле. Был создан комплексный Совет, куда входили лучшие художники и архитекторы. Вопросы решались на государственном уровне. Знаменитый Форос, (куда был сослан Горбачёв) новый Арбат, станции метро (в том числе в Праге и Париже), мозаика в Ватикане (автор Корноухов), объекты в архитектуре и интерьерах – всё это было нашей вотчиной.   

У нас была (не побоюсь этого слова) демократия. Открытые Советы, вменяемое Правление, Собрание действительно что-то решало. Во главе секций и МОСХа стояли незаурядные личности. Это я не потому вспоминаю, чтобы оплакать наше прекрасное прошлое, а к тому – чтобы было, куда стремиться в будущем.

Всё обрушилось одномоментно. Оказалось, монументальное искусство и капитализм – несовместимы. Короче, наши грёзы о жизни художника «как на Западе» оборотились катастрофой. А если, по сути – сделали нас тогда ребята, не обременённые моралью. Игра в напёрстки на высшем уровне состоялась. ОНО – вечно, а деньги не пахнут. Ну а мы, выдающиеся мыслители из подполья, впали в анабиоз от осознания «светлого завтра», и получили в подарочек – дырку от бублика. Дикий капитализм улыбнулся и нам своей завораживающей улыбкой.

Впрочем, завтра наступило и взросление, а с ним прагматизм, цинизм и прочий реализм. Худ. Фонд приказал долго жить, творческие базы, выставочные залы стали стоить нереальных денег, а мы превратились в обслугу нуворишей. А эта публика и раньше не отличалась большим вкусом, теперь же искусство покатилось туда, куда лучше б не заглядывать – в тартарары. Художник перестал быть мечтателем, проводником «божественного», он занялся, наконец, вполне конкретным делом – стал производить продукт. Всё стало жёстко и внятно. Мечтать стали скрытно. И всё больше о бабле.

Справедливости ради, всё-таки замечу – у той идеологии не было будущего. Идеологи «равенства и братства» в какой-то момент сами впали в прелесть и захотели пожить «как у них». Но их сегодняшнее сальто-мортале назад к «западным ценностям» проделали совершенно бездарно. Русские не китайцы – запрягают долго, зато ломают быстро. А потом репу чешут. Вот и думай теперь русский мэн, что страшнее: заглядываться на западных жуликов или смотреть внутрь себя, где громы небесные и вечная война.

Но это всё философия, а реально – поломали мы всё даже с каким-то вдохновением.  Настоящую римскую мозаику теперь невозможно сделать. Лисичанской смальты нет. Взамен появилась т. н. «ириска», похожая на мишуру (а ведь ещё Ломоносов варил смальту). Лисичанский завод был наш поставщик. Вот что удалось отыскать в интернете: Лисичанск и Лисичанский стекольный завод теперь в РФ (ранее Украина), но сам завод кое-как дюжит. Может среди наших подписчиков есть люди, которые бы хотели инвестировать и возродить это направление? (Инвесторов не нашлось).

Нет теперь не только смальты. Нет производственных баз, складов материалов, нет бригад профессиональных исполнителей, станков. Ничего не стало.

Во времена Перестройки и последующей за ней эпохи Безвременья, мы, как и вся страна, наворотили много ненужных дел. Председатель нашей секции (да и мы тогда) соответствовал духу того безвременья, и Правление перестроило систему выборов под себя. То есть стали выбирать Председателя не общим Собранием, а непосредственно Правлением. Тем самым, сменили схему российских выборов, где Президента выбирает вся страна, на американскую «схему выборщиков». На деле же создали некую «тайную норку», где твориться могло всё что угодно. Эдакий бесконтрольный междусобойчик.

Учитывая, что работу сегодня каждый художник находит сам, выставки стали платными,  а вместо секции мы имеем «Клуб по интересам», то и на собрания ходить перестали, и кто в Правлении, кто Председатель – стало почти безразлично. Единственно волнующий вопрос о мастерских решается совершенно в другом месте и другими людьми.   

И последнее. В 90-х мною была выдвинута идея создания некоего Центра искусств. На месте принадлежащих секции помещений Комбината, была создана галерея: два зала с подсобкой – идеальное место для выставочной деятельности. Написан устав и выбрано своё Правление, Председателем которого я стал. Была поставлена задача: популяризации монументального искусства, расрутка художников. Привлечен профессиональный галерейщик, издан каталог авторов, и…

Не буду вдаваться в подробности того непростого времени. Нас, как и режиссёров, и писателей не минула чаша «раздрая и ненависти». Из Центра меня «попросил» тогдашний Председатель секции, как только он заработал. Причина?   

- Где доходы? – спрашивал он меня.
- Давай ресторан откроем, будет тебе доход…

И вскоре Центр перестал существовать. Его сдали каким-то левым структурам. Причём, как стало известно, не мы сдаём, а МСХ. То есть секция потеряла не только Центр, но и своё помещение. И это как-то прошло незамеченным. А ресторан, кстати, МСХ открыл во дворе усадьбы. Приносит ли он доходы – не ведаю…

Вот такая метаморфоза. Деградация в её самой действенной фазе – БЕЗРАЗЛИЧИЯ ко всему. Однако дела в «Тайной норке» всё-таки делались. Они, правда, засветились, когда в Правлении начался переворот. Председателя, ими же выбранного решили заменить. По-тихому не получилось.

Началась (пардон) «веселуха». Председателя поменяли, но старый Председатель с этим не согласился. Закрыл сейф, забрал печать, и затихарился. Ревизионная комиссия, в составе одного человека, разговорилось о том, что всё тип-топ (в том смысле, что всё у них по закону). Собрали Собрание как высший орган власти. Утвердили нового Председателя, а старому – от ворот поворот. Казалось бы всем всё понятно.

Однако на Собрании не было кворума. А откуда он появится, когда БЕЗРАЗЛИЧИЕ стало тотальным. Веселуха продолжилась. Сейф закрыт, печать спрятана, работа секции парализована. Секретарь, не получая зарплату – уволился. Связь с секцией прервалась.
 
Вновь Собрание, и вновь полупустой зал. Не интересно. Вернее, интерес был чисто спортивный: «за кого болеем»? Но старый Председатель повёл себя…  не как свободный художник, а как прицепившийся к «кормушке» искусствовед (искусствоведение сейчас – мёртвая зона, поэтому и сравнение в тему). Председатель стал раздражать многих.

Но на деле всё оказалось ещё хуже. Стало известно, что затянувшийся кризис раздражал не только нас, но и «отцов-учредителей»  и мы, как секция Монументалистов реально могли перестать существовать. И тогда старшие товарищи из МСХ, чтобы унять расходившиеся страсти – приняли простое, и, быть может, единственно правильное решение: сколько придёт художников – это и будет КВОРУМ. Пришли человек 120 из 600. Утвердили нового Председателя. За развал работы изгнали из секции предыдущего.

Короче, как-то, что-то наладилось. Печать появилась, сейф открыли. Новый секретарь к работе приступил. Только вопрос завис над всем нашим дружным мини-кворумом: «А если опять?». Если и новый Председатель такой же окажется? Выбирали-то его «как бы», на грани развала всей Секции. Это к вопросу выборов Председателя.

Жизнь, впрочем, пошла. Новый Председатель пытается наладить связь с членами секции. Сообщается о выставках, конкурсах… Днях рождения членов Правления)*. Забыли только сообщить о пресловутой Стипендии. КОМУ дали, и, главное, ЗА ЧТО. В вопросах ФИНАНСОВ нужна особая щепетильность и открытость. Это аксиома. 

)* Два слова об этом нововведении. Члены Правления, конечно, достойные люди, но зачем всей секции знать дату рождения этих художников. Может быть лучше сообщать о юбилеях, ушедших от нас художников. В наших рядах были выдающиеся мастера, и не грех вспоминать о них. В 100-летие моего отца, стоявшего у истоков создания секции, мне сообщают о дне рождения очередного члена Правления.

Умирание, впрочем, продолжилось, но стало вызывать интерес у умирающих, а это несомненный плюс. После пертурбаций  в секции, главный Чиновник МСХ – народный художник и академик тоже попал в наш объектив (посещая собрание, разрулил, в конце концов, ситуацию). Выставка у народного художника состоялась аж в самой Третьяковке, где выставлены классики советского периода от Кандинского и Филонова до наших дней. И на Кузнецком 11 заодно (куда многолетняя очередь желающих) – пожалуйста. То есть, мэтру ни в чём не было отказа.

Мы, кстати, не против, и даже горды. Как без регалий и выставки в Третьяковке статус Главного держать. Как без статуса с правительством Москвы общаться. Как на ковер к Мэру пожаловать и в глаза ему посмотреть. Посмотреть и вопрос задать.

А вопрос один, но ёмкий. Вопрос всеобъемлющий и актуальный. И Русский, и Вечный. Не угадали: «Кто виноват?» и «Что делать?» – анахронизм. Наш вопрос и современный, и глубокий: ДОКОЛЕ? И ответа не надо, и воздух сотрясли. Поэтому глухо. Как в танке "Армата" глухо и надёжно. Чиновнику. И нашему – народному, и их – инородному.

Ладно, согласен, понесло меня в сатиру и «Салтыкова-Щедрина». Город Глупов замаячил в воображении. Не буду раздражать и так раздражённых. И смеяться над умирающими негоже. Повернёмся лицом к фактам. 

Первая и основная наша проблема – МАСТЕРСКИЕ. Мало того, что нас душат ценами, так ещё и угроза потерять наши «святые чистилища» оказалась вполне реальна. Договора у нас до 2025 года. Дальше – мрак и плохие предчувствия. Периодически в интернете щекочут нам нервы вбросами: где-то на самом высоком уровне всё уже порешали, и  мастерские отберут. Собираются подписи протеста.

Это я говорю про арендованные мастерские, которые МСХ арендует у города. Со своими собственными «фондовскими» – дела обстоят не лучше. Цены там тоже выше, чем счета на квартиру. Так с недавних пор ввели ещё и налог, происхождение которого неясно. С недавних пор в конце года стали брать «налог на мастерскую».

Года два назад объявили аврал. Где-то, кто-то что-то недоплатил, мол, образовался дефицит,  не оплатив который, всем будет худо. Всем, у кого фондовские мастерские. А раскидав долг на всех, сумма получается приемлемая – 10-15 тыс. с носа. Оплатили.   

Понравилось (не нам, естественно, – чиновникам МСХ). Через год та же лафстори. Но уже не просьба оплатить, не уговоры – обязаловка. Происхождение налога многим непонятно. Открыто возмущаться и не платить – боятся: на кону мастерская.

Вот текст: «Пользователи творческих студий (мастерских), находящихся в собственности РОО МСХ, должны погасить компенсационные выплаты по налогу на землю, налогу на имущество и другие расходы, связанные с эксплуатацией мастерских».

Дальше привычные пугалки: в случае неуплаты – выселим, и проч. То есть художнику мастерская не принадлежит, но налог платить надо как «за собственность». Ручной юрист МСХ объяснил, что так надо.

Кому надо – понятно. Ещё надо: требовать оплату мастерской до 10 числа текущего месяца. Так, мол, постановили. Даже в банке у меня спросили: «Вы платите заранее?». Ну, да, я пытался платить по закону в следующем месяце – СМСки засылают: «Вы хотите распрощаться с мастерской?». Нет, не хочу. Но и «пугалки» ваши достали.

Если вы не по закону свои «постановления» сочиняете, то хотя бы ведите себя скромнее. Дошло до того, что «девочка в окошке», озвучивающая мои счета за мастерскую, (зарплату «девочки» художники и оплачивают)  мне выговорила. На моё восклицание, что, опять цена поднялась?! Ответила: «А что вы хотите? Иметь такие хоромы в центре…».

Я полагаю, она выразила мнение  ВСЕХ чиновников оптом. Это настораживает. Отнимут «хоромы» в подвале. Не продлят договор в 2025 году. А главный чиновник МСХ молчит.

И последнее. В нашей бухгалтерии отменены все льготы. Если инвалиды 1 и 2 группы имеют льготы в оплате за квартиру, то у нас все равны. Раньше 80-летние почтенные старцы имели льготы в оплате мастерских – теперь все платят одинаково. У всех творческих людей пенсия минимальная: 25 тыс., с московскими накрутками. За мастерскую в зимний период (7месяцев в году) я плачу 19. 320 тыс. руб. Имея 2 группу инвалидности и будучи пенсионером, я вынужден… поднять этот вопрос.

Но художники молчат. Молчат и платят. За мастерскую, за выставку, за своё существование. Молчат, что цены запредельные, молчали, когда кооператив «Художник» развалили. Молчат и сейчас, когда оплачиваем «налог на собственность», собственниками которой мы не являемся. Удобный мы народ – художники. Впрочем, а мы существуем??

Я понимаю, проблемы существуют, в том числе и финансовые. Но они должны решаться не только за счёт художников (не секрет, что многие помещения сдаются МСХ). Есть Правление МСХ, есть Ревизионная комиссия и аудит-проверка, есть высший орган – Съезд художников. Почему не ставятся вопросы перед правительством Москвы? А если ставятся – почему не доводятся ответы для нас, художников?


Мои предложения.

1. Вернуть в собственность монументальной секции помещение бывш. Комбината и возможно восстановить Центр. При дефиците выставочных площадей – сделать это необходимо.

2. Заключить договора на мастерские на 25 лет.

3. Разобраться с ценами. Почему нежилое помещение стоит дороже жилого? Почему мы платим «Налог на собственность», не являясь собственниками?

4. Распределение Стипендии Министерства Культуры сделать гласным и открытым. Вывешивать списки награждённых в помещении Правления и сообщать на почту. Кому и за что? 

5. Выбирать Председателя только ОБЩИМ Собранием и ТАЙНЫМ голосованием.
Идею с Кворумом: «кто пришёл, тот и решает» взять за основу и прописать в Уставе.

6. Об оплате мастерских: выйти в правительство Москвы с вопросом о льготах для инвалидов и пенсионеров.



Прошу мои предложения рассмотреть на собрании Секции.


Рецензии
"Оказалось, монументальное искусство и капитализм – несовместимы."
Аналогия: Творческие союзы (надеюс, не все) оказались не совместимы с капитализмом.
В нашей архитектурной сфере более-менее на плаву Российский и Московский Союзы архитекторов (главные офисы).
А региональные организации в большинстве своём стали полудохлыми придатками к главному офису.

Ярослав Полуэктов   19.10.2023 05:13     Заявить о нарушении