dissinvest 2 - Что делать с отсутствием страстей?
... Вспоминается притча о женщине, приютившей монаха, тот медитировал, женщина его содержала. У женщины была молодая воспитанница, девочка, которая, подрастая, влюбилась в монаха, и однажды призналась ему в своих чувствах. Монах вежливо пояснил, что он не принадлежит мирским страстям, и потому не может ответить девочке взаимностью. После чего женщина приняла решение выселить монаха и прекратить его содержание, со словами - если монах не может ответить на искреннюю любовь девушки по причинам своей религии, то для чего нужна такая религия?
*
Является ли отсутствие страстей самоцелью? Возможно ли это состояние в принципе в массовом варианте? Не предполагается ли, что смысл существования духовных лидеров в том, чтобы им следовала паства? То есть, образ жизни духовного лидера, в идеале, служит примером для остальных, в массе, не так ли?
Если под отсутствием страстей полагать практику випассана, то можно понять назначение такой практики - не вовлекаться немедленно ни во что, уметь создавать дистанцию между "собой" и очередной страстью, чтобы принять взвешенное, осознанное решение.
Но если под целью "отсутствие страстей" полагать вообще их полное искоренение из своей жизни, то для чего нужна такая жизнь?
*
Мне думается, более рациональным подходом мог бы стать вариант, известный как (далее цитата из вики) рациона;льно-эмоциона;льно-поведе;нческая терапи;я, РЭПТ (англ. Rational Emotive Behavior Therapy (REBT); ранее — рациональная терапия (РТ) и рационально-эмоциональная[прим. 1] терапия (РЭТ)) — направление в психотерапии и психологическом консультировании, предложенное Альбертом Эллисом в 1955 году[1], в котором в качестве главных причин психических расстройств рассматриваются иррациональные когнитивные установки (убеждения, верования, идеи, предположения и т. п.), а не прошлый опыт индивида, в отличие от психоанализа и некоторых других направлений психотерапии[2][3]. Такие когниции в терминах РЭПТ называются «иррациональными верованиями» (иногда — «иррациональные убеждения», англ. irrational beliefs)[4].
Свидетельство о публикации №223101801639
«Я всё верно понял?».
На мой взгляд, нет. Полное «отсутствие страстей» у человека – это чистая патология. В этом случае имеет смысл сделать МРТ мозга, чтобы убедиться, что нет органических поражений. А вот способность даже минимально управлять своими страстями – исключительно полезная «штука». Речь идет не об отсутствии страстей, а о способности управлять ими.
С уважением, Александр.
Александр Галяткин Юлия Фадеева 19.10.2023 14:45 Заявить о нарушении
Вот и я так думаю.
Человек невозможен без страстей. Или... патологичен))
А вот как именно управлять - об этом и есть dissinvest ;)
Тем не менее, я встречал в больших количествах именно такие трактовки, как я указал. Буддизм: желания порождают страдания, вывод - прекратить желать, прекратить чего-то ожидать, и просто ценить что есть. Недавно даже встретил такого человека, который так и говорил, и вполне уверенно мне утверждал, что так он живёт. И тут же рассуждал на тему того, как ему хочется сделать человечество лучше ;) Христианство - сходно. Последнее яркое свидетельство - занятный эпизод из фильма "Непослушник" в монастыре при просмотре комиссией фрески-новодела.
Именно поэтому я сделал эту оговорку: не утверждаю, что в своих истоках буддизм и христианство (Будда и Христос) подразумевали именно это, но такие трактовки - превалируют в массах. И это, не исключено, искажение оригинального источника.
Однажды я изучал нравы Арабских Эмиратов. И был удивлён, узнав, что там преобладают такие трактовки Корана (в отношении собак в контексте неприязни к собакам, мол, в них - злые духи, особенно - если окрас шерсти чёрного цвета), которые противоречат самому Корану, где о собаках есть в положительном ключе.
Феронин 20.10.2023 00:56 Заявить о нарушении
Феронин 20.10.2023 00:57 Заявить о нарушении