Василий Александрович Васильев

Василий Александрович Васильев (светлейший князь Васильев-Палеолог)
Годы жизни 1886-1932
Сын Васильевых – Александра Васильевича и Нины Данииловны. По обоим родителям является потомком братьев первого министра финансов и первого графа Васильева – Алексея Ивановича.
По отцу – внук полковника Василия Васильевича Васильева и Александры Петровны Васильевой, урождённой Толстой. 
По матери племянник Дмитрия Данииловича и дальний родственник Елизаветы-Наталии – графа и графини Васильевых, Васильевых-Шиловских.
Брат Марии Александровны Васильевой, Веры Александровны Васильевой и княгини Ксении Александровны Вахваховой.

О нём сохранились следующие воспоминания.

Через знакомых Василий Александрович Васильев знал о весьма успешных попытках Василия Алексеевича Дурасова доказать происхождение рода Дурасовых от одной из ветвей средневекового, давно угасшего Анжу-Сицилийского дома — младшей ветви французской королевской династии Капетингов. Это вдохновило его, первого среди многих поколений Васильевых отличавшихся леностью, доказать бытовавшую в их роду легенду о древнем и знатном происхождении дворян Васильевых, что якобы предок основателя российского дворянского, а позже графского, рода Васильевых – Василий Андреевич прибыл в Москву в свите невесты Великого князя Московского и был в родстве с Софьей Палеолог.
В русских летописях сообщается о племяннице Софьи Фомииничны Палеолог, дочери её брата Андрея. Племянницу звали Мария (1473-1505). По приглашению своей тётки в 1480 году она прибыла в Москву, где была выдана замуж за верейского князя Василия Михайловича (единственными потомками этого загадочного брака в XVI веке оставались литовские Гаштольды). Марию Андреевну сопровождал в поездке её отец Андрей Палеолог. Однако в семейных преданиях упоминается и младший брат Василий (1475 – ?). Василий, как и сестра его, остался в Москве. Он женился на княжне Марии Семёновне Можайской (1480-?), дочери удельного князя и московского слуги Семёна Ивановича Можайского, князя Стародубского из рода Можайских князей (из династии Рюриковичей), сестры Василия Семёновича «Тулупа» Стародубского, последнего князя Стародубского (северского), женатого на Марии Юрьевне Сабуровой, сестре первой жены великого князя московского Василия III Ивановича – Соломонии Юрьевне Сабуровой. У Василия Андреевича и Марии Семёновны был сын Андрей (1400/1410-?). Говорится, что от этого Андрея Васильевича и пошёл дворянский род Васильевых. Но его благоденствие длилось недолго, ибо уже сам его основатель поплатился жизнью, попав под удар опричного террора царя Ивана Грозного. Андрею Васильеву не помогло ни то, что он был родным племянником Софьи Палеолог (то есть фактически дядей царя), ни то, что он верно служил дьяком посольского приказа, которому передавали приветы сами иностранные государи.
Андрей Васильевич Васильев – родоначальник рода Васильевых был зверски казнён в 1570 году. Затем в 1575 году на Красной площади в Москве были казнены его брат Семён Васильевич Васильев с сыном Никитой, впоследствии занесённые в синодик опальных людей. Оставшиеся в живых Васильевы попытались вести себя  тише и незаметнее, чтобы не попасть под руку злобному царю.
Упадок Васильевых продолжился. Так в конце XVII в. он совпал с жёсткими реформами Петра Первого. Волею судьбы Васильевы оказались разделёнными на два лагеря: одни в лагере противников Петра и его реформ, другие на службе у него. Первые сложили головы на плахе, вторые получили привилегии и среди них новое дворянское достоинство.
В мае 1682 года среди восставших стрельцов был и полк Петра Васильева – потомка Андрея Васильевича Васильева, чей бунт был беспощадно подавлен. Петра казнили, имущество отобрали в казну. Младший брат Петра Васильева поступил на службу к Петру Первому, назвавшись сыном дьяка. Из-за страха, он пожелал забыть своё древнее происхождение, начав историю рода Васильевых с нуля. Уже он дослужился до должности обер-секретаря в адмиралтейств-коллегии и стал дедом братьев Васильевых, из которых Алексей Иванович Васильев сделался первым графом.
Сами же братья Васильевы начали считать древнее происхождение от Василия Андреевича Палеолога за красивую семейную легенду, не делая попыток её ни подтвердить, ни опровергнуть.
Василий Александрович Васильев посвятил несколько лет поискам в архивах Рима. После гибели сестры и её супруга, он был вынужден прерваться и вернуться назад в Россию. Но будучи состоятельным молодым человеком, он решил, что необязательно ему самому заниматься поисками. Перед отъездом он нанял доверенных лиц, чтобы они продолжили его дело. Поиски увенчались успехами и уже к 1916 году, Васильев имел на руках доказательства древнего и знатного происхождения своего рода. Но так как Васильев был патриотом, в отличие от Дурасова, он предпочёл сначала получить признание от Государя Николая Александровича. Здесь, однако, ему повезло меньше, чем Дурасову и не потому что ему отказали. Говорят, что Васильев уже почти добился рассмотрения своего дела или, что Государь уже готовил указ подтверждающий происхождение рода Васильевых от Палеологов, с предоставлением потомственного права на ношение титула светлейшего князя Васильева-Палеолога, или, что кажется фантастическим, он даже успел получить это право. В любом из этих случаев благополучному исходу помешала революция.
Васильев был убеждённый холостяк и хотел добиться получения титула не только для себя, но и для своих племянников, титулом которых бы стали – князья Вахваховы, светлейшие князья Васильевы-Палеологи.

Фотография Деньер
19, Невский проспект, Санкт-Петербург, Российская Империя
1907
Фотография из архива Васильевых-Вахваховых из собрания семейства Давыдовых


Рецензии