Прибежище, на которое опирается душа народа

Друзья!

Октябрь-месяц Рериховский!

9-10 октября 2023 года в Москве состоялась Международная научно-общественная конференция "Значение наследия Н.К.Рериха для России".
Организатор конференции: Международный Центр Рерихов.
Соорганизаторы:
Российская академия естественных наук Кыргызско-Российский Славянский университет. Проблемная группа «Русский космизм» Российского философского общества Советский Фонд Мира.
Международный комитет по сохранению наследия Рерихов Международный Совет. Рериховских организаций имени С.Н.Рериха Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих
Информационные партнеры конференции:
Журнал «Культура и время». Газета «Содружество». Газета «Свет Утренней Звезды». Межрегиональный информационно-аналитический Центр Информационный портал «Адамант».
**********
9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха, всемирно известного русского художника, философа, путешественника и общественного деятеля.
*****************
5 октября 2023 года исполнилось 68 лет со дня ухода Елены Ивановны Рерих (12.02.1879 – 05.10.1955), выдающегося философа, ученого, мыслителя, создателя философской системы Живой Этики.
*************
5 октября 2023 года в Международном Мемориальном Тресте Рерихов (ММТР) состоялся Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Россия-Индия: от сердца к сердцу», организованный волонтёрами Международного Центра Рерихов (МЦР, Москва), ММТР и детской Академией искусств имени Е.И.Рерих.
С 1 по 18 октября в России прошли и другие Рериховские мероприятия!
Так 10 октября 2023 года в Новой Третьяковке открылся полномасштабный проект Третьяковской галереи, приуроченный к 150-летию со дня рождения знаменитого художника Николая Рериха. Он начал свой путь в России, продолжил его в Европе и Америке, а завершил в Азии. Работать выставка  будет до 31 марта 2024 года.

Вл.Назаров
***********
1.«Всюду благовестит это непобедимое Имя».

 8 октября - день памяти Преподобного Сергия Радонежского
Творя память Преподобного Сергия, мы проверяем самих себя, просматриваем свой нравственный запас, завещанный нам великими строителями нашего нравственного порядка, обновляем его, пополняя произведенные в нем утраты...
Дорогие друзья! 8 октября отмечается день памяти великого русского подвижника Преподобного Сергия Радонежского (3/16 мая 1314 - 25 сентября/8 октября 1392), неутомимого труженика, духовного и государственного деятеля, основателя Троице-Сергиевой Лавры, собирателя и заступника Русских Земель. Великий облик этого Святого всегда был близок русским людям. Именно в нем искали и находили они истоки духовности и национального характера, черпали силы и надежду.
Образ Преподобного Сергия особо почитался в семье Рерихов. Великим строителем Земли Русской и Русской Культуры называл Его Николай Константинович Рерих. Многие полотна художника и литературные очерки связаны с именем Преподобного. «Как бы ни болело сердце русское, - писал Николай Константинович, - где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа».
Имя Преподобного Сергия Радонежского по праву связывают с воздвигнутой Им Духовной твердыней Руси - Троице-Сергиевой Лаврой. Н.К.Рерих утверждал, что деятельность Преподобного имеет общечеловеческое значение. Сегодня почитание нашего великого святого распространено по всему миру, в Его честь освящено множество храмов в разных_ городах и странах дальнего зарубежья. Есть такие храмы и в США - Нью-Йорке, СанФранциско, Парме и Саутбери.
Саутбери... Именно в его окрестностях у слияния двух рек Помпераг и Хусатоник расположилась одна из достопримечательностей штата Коннектикут - русская деревня Чураевка, ставшая оплотом русской культуры. Своему возникновению она обязана сыну Льва Толстого, Илье Львовичу Толстому, который в 1923 году приобрел здесь землю, и сибирскому писателю, автору эпопеи «Чураевы» Георгию Дмитриевичу Гребенщикову.
Встреча в Париже с Николаем Константиновичем Рерихом изменила судьбу Гребенщикова и оказала значительное влияние на формирование
мировоззрения писателя. В 1924 году Георгий Дмитриевич_вместе с женой Татьяной Денисовной, приняв предложение Н.К.Рериха о создании книгоиздательства «Алатас», отправился в Нью-Йорк, а в апреле следующего года граф Толстой привез их к себе в гости в Чураевку. Тогда и началось строительство русской деревни в Америке силами русских эмигрантов. Примечательно, что издательство «Алатас» (в переводе с казахского - «Белый камень») оказалось единственным за рубежом, которое не прерывало выпуск русской литературы во время Второй мировой войны.
Г.Д.Гребенщикова и Н.К.Рериха изначально объединяли высокие цели культурного строительства. Как сообщают исследователи, идеи общинности Рериха, созвучные идеям русского космизма и философии Живой Этики, были апробированы в Чураевской общине. По замыслу создателей, деревня представляла собой место, где могли бы найти убежище для творчества русские писатели, художники, артисты, музыканты. Чураевка должна была стать центром русской духовной мысли и послужить распространению знаний о русской культуре. В просветительской работе Гребенщиковым активно помогали И.Сикорский, А.Гречанинов, С.Рахманинов, Ф.Шаляпин и другие деятели искусства.
Знаменательным событием в жизни Чураевки стало освящение часовни Преподобного Сергия Радонежского, выстроенной по проекту Н.К.Рериха. После завершения Центрально-Азиатской экспедиции в 1929 году Николай Константинович и Юрий Николаевич Рерихи приехали в Америку на открытие нового здания Музея Н.Рериха и побывали в Чураевке, где, по словам Юрия Николаевича, провели у Гребенщиковых замечательный день. Н.К.Рерих создал эскиз небольшой каменной церкви, который лег в основу проекта будущей часовни в старорусском стиле.
В одном из писем Елене Ивановне Рерих на обратном пути в Индию Юрий Николаевич сообщал: «Из New York'a пишут, что в день рождения Преподобного Св. Сергия заложен Храм Его Имени. Итак, твердо совершается строительство Духа и пути будущего обозначаются многими знаками».
Работа по сооружению часовни была окончена в конце лета того же 1930 года. Шатровую крышу часовни увенчала позолоченная луковица с православным крестом. Входную дверь украсил фронтон с изображением трех ангелов, как на иконе Святой Троицы Андрея Рублева. «Часовня построена из дикого камня в диком лесу, - писал Гребенщиков, - среди берез, дубов и елей, на пригорке, из-под которого струится источник кристальной ключевой воды. Кругом лесистые холмы, поблизости горная речка Помпераг, поодаль на виду большая река Хусатоник, образующая озеро “Лэйк Зоар”».Не забывая встречу с Гребенщиковыми в Париже, Е.И.Рерих вела с ними переписку и всем сердцем поддерживала их начинания: «.Часто мысленно переношусь в Вашу Чураевку и духом участвую в построении часовни Великому Сергию. И думается мне, когда ее основатели уже перенесут свои труды в далекие долины мощного Алтая, место это останется средоточием, центром Духа. Магнит, заложенный во Имя Великого Сергия, может привлечь многие души. Сокровище Его Учения не знает пределов, все вмещает, все покрывает и все огненно претворяет». В сентябре 1930 года часовню освятили. На торжество в Чураевку съехались сотрудники Музея Н.Рериха, Святослав Николаевич Рерих, русские и американские друзья.
Николай Константинович Рерих специально подготовил «Слово на освящение часовни Св. Преподобного Сергия». Прекрасный очерк «Преподобный Сергий Радонежский» под псевдонимом Н.Яровская написала Елена Ивановна Рерих и подготовила сборник «Знамя Преподобного Сергия Радонежского», вышедший в Риге в издательстве «Алтаир» в 1934 году. Кроме очерков Н.К. и Е.И.Рерихов, в него вошел очерк В.О.Ключевского в память Преподобного Сергия «Благодатный воспитатель русского народного духа».
В веках хранит Преподобный любимую им Землю Русскую, сердцем прозревая ее нелегкое, но великое будущее. «Как Пламень неугасимый и неисчерпаемый, стоит он и сейчас на дозоре, сердцу и духовным очам доступный и зримый, - писала Е.И.Рерих. -Множество светильников Земли Русской зажглось около Огня его, еще больше, может, предстоит...»
«Отче Сергий, Дивный, с Тобою идем, с Тобою победим!»
Нина Игнатова
* * *
СЛОВО НА ОСВЯЩЕНИЕ ЧАСОВНИ СВ. ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, сооруженной Сибирским отделом Общества друзей Музея Рериха в Радонеге, Чураевка, штат Коннектикут
Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры.
Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовет нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов. Повторяю, для всех веков и народов, ибо культура духа стоит над всеми границами. И нет такой религии, и нет такого учения, носитель которого не преклонился бы перед образом Преподобного, когда вы расскажете ему о трудах Его.
Ориген заповедал: «Глазами сердца смотри». Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Чаше вознес заповедь сострадания и любви?
Преподобный Исаак Сирин сказал: «Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - Ангелы радуются». Этими со-ангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания.
Имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Было ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и вневозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати.
Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамена Преподобного? Дивно и чудно видеть, как даже в наше смятенное, отягощенное мраком время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св.Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это непобедимое Имя.
Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе носится это священное Имя, так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти к светлому завтра.
Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно сказать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддисатвою, евреи - Израилем, а индусы -Махатмою.
Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы!
Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании.
«Преподобный знает» - так запомнил народ. «Преподобный знает, когда явиться» - «Преподобный знает, когда помочь» -«Преподобный знает, чье сердце доступно благодати» - «Преподобный знает, где нет неверия и предательства» - «Преподобный знает, где искренний дар».
Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное!
В осознании прекрасной благодати только и мыслимо схождение. Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твердость. Да поможет нам Преподобный стать посильными пособниками Ему в Его неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных, во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но по счастью, кроме языка словесного, человечеству дан и язык сердца.
В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдемся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету.
Свет один, так же, как и тьма одна, и при внесении света тьма рассеивается.
Да поможет нам Преподобный приобщиться к великому еди-ному Свету.
Гималаи. Февраль, 1931 г. Рерих Н. Держава Света. Священный дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 101-103.
* * *
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ
Слово Н.К.Рериха, произнесенное им в Нью-Йорке после лекции Г.Д.Гребенщикова о Св. Сергии.
Передо мною встают два воспоминания, воскрешающие имя Преподобного Сергия. Одно уже давнишнее, а другое - всего три года тому назад.
Одно относится к покойному проф. Ключевскому. На Москве Москва-река (ред.)., в очень просвещенном доме, просили Ключевского прочесть лекцию о просвещении. К радости многих и изумлению некоторых Ключевский начал читать о Преподобном Сергии. Он создал облик истинного подвижника и предпослал своей лекции очень простую мысль: «Мы, историки, должны быть очень честны. Мы должны уметь подходить к фактам без всякой предубежденности, так, как они есть». И вот, во имя непредубежденности, он обрисовал необыкновенного, неустанного труда облик Преподобного, так близкий всем, такой просветленный, близкий всему будущему. Ключевский закончил свою лекцию о Преподобном Сергии словами: «Он знал лучше других».
Другое воспоминание относится к нашей экспедиции, когда мы в 1926 году проходили алтайские села, на север и на юг от Белухи и китайский Алтай. Всюду разбросаны старообрядческие села, очень древние, в которых и по сей час сохранилась самая необыкновенная жизнь. Я представляю себе избу, в которой мы остановились. На стене написана красной краской большая чаша. Писала ее тетка Алена. Тут она одна занимается в селе живописным рукоделием. Она и целебными травами лечит в деревне. Она знает, что такое на стене.
- Чашу кто написал?
- Да ведь ты знаешь, я одна занимаюсь. Да, известно, чаша самая лучшая. На той же стене виден пожелтелый квадрат от висевшей иконы.
- А где же икона?
- А угодник под спудом.
- А когда он выйдет?
- Вовремя.
И приносит нам она несколько старинных икон. Стараюсь разобрать. На одной из них уже стертое временем изображение.
- А это кто?
- Как? Преподобного не узнал? Ведь это Сам.
- Да кто Сам?
- Да известно - кому русская земля поручена - Сергий.
- А когда же поручена русская земля?
- Изначала.
- Да на какое же время?
- А на все будущее.
- А когда же оно наступит?
- А это Ему лучше знать.
Опять то же самое, когда на Москве говорил Ключевский: «Он лучше знал». И темной белухской теткой Аленой говорилось - «А это Ему лучше знать»...
И вот в этом «знать» не заключается ли нечто необыкновенное, предугаданное, нечто необычайно убедительное. Преподобному приписывалось и сверху и снизу то же понятие «знать», знать тот свет, который сужден, к которому так или иначе человечество приходит и придет.
И не удивительно ли, что здесь, собираясь для Сибирской группы, как бы во имя Сибири, мы вспоминаем Того и приходим опять неминуемо к Тому, кто лучше знал и кто лучше знает. Он связан с, таким огромным понятием и пониманием. Конечно, Он и в Сибири это свое знание воплотил необыкновенно. Почему о Нем знают? Потому, что Он «знает».
Ему приписывают величайшую мудрость знания.
Не будем удивляться, что Сибирская группа как бы будет связана с именем Преподобного Сергия - во имя великих знаний и великих возможностей, которые заложены в великих пространствах Сибири, во имя того Света, который ей сужден.
Та же Алена рассказывала высокого значения предание, что Преподобный будто говорил: «А когда придет время, то и сани без коней побегут».
В этом мелькает знание, непреоборимое тяготение к истинному Свету, и во имя этого истинного Света позвольте вас приветствовать и видеть в вас истинных друзей того же знания и того же Света.
7 марта 1930 г. Рериховский вестник. Санкт-Петербург - Извара - Барнаул - Горно-Алтайск, 1992, янв.- дек.
https://icr.su/rus/news/icr/index.php
**************
2.Памяти Н.К.Рериха.

Дорогие друзья!
9 октября - день рождения Николая Константиновича Рериха, всемирно известного русского художника, философа, путешественника и общественного деятеля. Предлагаем вашему вниманию очерк Н.К.Рериха «Россия».
В памятный день в Москве начинает работу Международная научно-общественная конференция «Значение наследия Н.К.Рериха для России», организованная Международным Центром Рерихов.
Н.К. Рерих РОССИЯ
В основу очерка легло письмо Н.К. Рериха к писателю Вс.Иванову
Начальные главы Вашей работы догнали меня уже в монгольской пустыне. Хотя знаю, что эта моя весточка дойдет до Вас не скоро, но все же не могу не написать Вам.
Уж больно глубоко и правильно чуете Вы Россию. Мало где встречались мне определения, подобные Вашим. В яркой мозаике Вы сложили многообразный лик великой России. И сложили этот лик в дружелюбии ко всем частям его. Именно прошли по вехам добрым. Лишь добрые знаки отмечают путь верный.
Вы говорите: «Россия не только государство... Она - сверхгосударство, океан, стихия, которая еще не оформилась, не влегла в свои, предназначенные ей берега. Не засверкала еще в отточенных и ограненных понятиях в своем своеобразии, как начинает в бриллианте сверкать сырой алмаз. Она вся еще в предчувствиях, в брожениях, в бесконечных желаниях и бесконечных органических возможностях.
Россия - это океан земель, размахнувшийся на целую шестую часть света и держащий в касаниях своих раскрытых крыльев Запад и Восток.
Россия - это семь синих морей; горы, увенчанные белыми льдами; Россия - меховая щетина бесконечных лесов, ковры лугов, ветреных и цветущих.
Россия - это бесконечные снега, над которыми поют мертвые серебряные метели, но на которых так ярки платки русских женщин, снега, из-под которых нежными веснами выходят темные фиалки, синие подснежники.
Россия - страна развертывающегося индустриализма, нового, невиданного на земле типа, неопределенного пока...
Россия - не единая раса, и в этом ее сила. Россия - это объединение рас, объединение народов, говорящих на ста сорока языках, это свободная соборность, единство в разности, полихромия, полифония.
Россия - не только страна мгновенного настоящего. Она - страна великого прошлого, с которым держит неразрывную связь. В ее березовых солнечных рощах по сей день правятся богослужения древним богам. В ее окраинных лесах до сей поры шумят священные дубы, кедры, украшенные трепещущими лоскутками. И перед ними стоят бедные глиняные чашки с кашей - жертвой. Над ее степями плачут жалейки в честь древних божеств и героев.
Россия — страна православия, этой самой живой религии, безнасильной, бесспорной, тактичной, которая никогда не преследовала своих противников. И в то же время Россия -страна многих религий, которые все уживаются между собою, соединяясь не в человеческом ограниченном догматическом плане, а в верхних райских подоблачных высотах.
Россия есть страна византийских куполов, церковного звона и синего ладана, которые несутся из великой и угасшей наследницы Рима - Византии, второго Рима. И придают России неслыханную красоту, запечатленную в русском искусстве. Россия - могучий, хрустальный водопад, дугою вьющийся из бездны времени в бездну времен, не охваченный доселе морозом узкого опыта, сверкающий на солнце радугами сознания, гудящий на весь мир кругом могучим утверждением всеславянского бытия.
Россия грандиозна. Неповторяема.
Россия - полярна. Россия - мессия новых времен.
Россия - единственная страна в мире, которая величайшим праздником своим славит праздник утверждения жизни, праздник воскресения из мертвых, радуясь заре весеннего расцвеченного дня, с огнями крестных ходов под утренним яхонтовым, парчовым, заревым небом».
Не странно ли, что в письме к Вам выписываю Ваши же слова. Но слова эти так верны, так душевны, так красивы, что просто хочется в них еще раз пережить запечатленные в них образы. Ведь нужно не только знать, их нужно полюбить. Чем больше мы всеми звуками и красками, всеми иероглифами бытия их запечатлеем, тем больше будет явлено правды, а ведь это так нужно. Так спешно нужно.
В дальнейшем Вашем обзоре строения русского самобытного искусства Вы правильно помянули В.В.Стасова. С Вами вместе и я мысленно еще раз помянул его. Ведь он, так сказать, впервые ввел меня в хранилища Публичной библиотеки. Он допустил меня к сокровищам этого хранилища и поддержал в моих первых зовах о России.
Помню нашу переписку с ним. Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же истинным слогом. А иногда добродушно подсмеивался, говоря: «Хотя Ваша пожелтелая грамота и припахивала свежим кофием, но дух-то ее оставался русским, настоящим русским». Помню его фельетон о моей картине «Поход», в котором он понял желанное мне основное устремление. У Курбатова была фотография наша, снятая у его знаменитого отягченного книгами стола в Публичной библиотеке. Когда Вы приводите стасовские цитаты, мне так живо рисуется и Публичная библиотека, и все те хорошие, замечательные люди, приходившие к его радушному столу. Он же, Стасов, свез меня и познакомил со Львом Толстым после моей картины «Гонец».
Когда же Вы поминаете Мусоргского, дядю Елены Ивановны, то тем самым вызываете во мне обиход Шаховских, Путятиных, Голенищевых-Кутузовых и всех, родственно связанных с нашим великим композитором. Трагедия жизни Мусоргского тоже была истинно русской трагедией. Может быть, при встрече я уже поминал Вам, что в одном имении, по неведению, были сожжены многие рукописи великого творца.
Не помню, говорили ли мы с Вами о семье Римских-Корсаковых, о других членах «могучей кучки» и о передвижниках, с которыми мне еще пришлось встретиться. Ведь Куинджи, Шишкин, Репин, Суриков, Нестеров, Васнецовы - все это было и близким и поучительным.
Вы правильно поминаете и нападки на все национальное. Между тем именно этим-то национальным, русским, искусство России было так оценено на Западе. Казалось бы, этот яркий, всем известный пример должен быть достаточным укором для всех тех, кто пытался свернуть мощную реку русского творчества в чуждое ей русло. Правильно Вы поминаете слова Стасова: «Всякий народ должен иметь свое собственное национальное искусство, а не плестись в хвосте других по проторенным колеям, по чьей-либо указке». В этих словах вовсе не было осуждения иноземного творчества. Для этого Стасов был достаточно культурный человек; но как чуткий критик он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах. А сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писаное и неписаное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные. В этой еще несказанности и заключается та скрытая народная, та чаша неотпитая, о которой и Вы так сердечно чуете.
Надеюсь, что и дальнейшие Ваши главы, хотя и медленно, но достигнут меня и принесут еще радость. Помните мою картину «Три радости». Хожалый гусляр повещает поселянину о трех радостях. Сам святой Егорий коней пасет, сам Никола Чудотворец стада уберег, а сам Илья Пророк рожь зажинает. Не знаю, где осталась сама картина. В книге Эрнста есть маленькое воспроизведение ее. Всякие, еще несказанные радости живут в сердце.
* * *
Сегодня ночью, с вихрем, ударил сильный мороз и снег. В наших юртах стало холодно, даже часы остановились. Утром засияло красно солнышко в буквальном смысле, а все бугры и горы забелели, зарозовели и засинели в нежданном снеговом уборе. Со ступеней бывшего храма окружающая местность мне напомнила две моих картины. Одну - из далекой Карелии, другую - из тибетского Чантанга. Такие же холмы были и в моей картине 15-го года «Зовущий». Все зовы о том же. Величие простора едино. Спасибо за Ваше слово о России, которая мне так по сердцу.
26 Апреля 1935 г.
Цаган Куре
Рерих Н.К. Нерушимое. Рига: Угунс, 1936
*********************
Материалы из Сети подготовил Вл.Назаров
Нефтеюганск
18 октября 2023 года.


Рецензии